22 июля 2018  8:04
Распечатать

Туристы есть, а денег нет

Проблемы отрасли обсудили предприниматели Татарстана и представители федеральных структур

 

Елабуга_tourism.tatarstan.ru_4

 

«Система не работает», – сетует татарстанский турбизнес, мечтая о наведении порядка в российском законодательстве. Авиаперелетами заведуют монополисты, звезды отелям дают «просто так», по рекам плавают все те же старые теплоходы… Прямо бардак какой-то. Игроки рынка туристических услуг готовы к крутым реформам, предложения есть и направлены в соответствующие инстанции. Но как скоро идеи «снизу» подпишут в кабинетах «сверху»? Что мешает развивать туризм по всей стране?

 

Встреча представителей туристической отрасли прошла недавно в Государственном комитете по туризму РТ. Руководители профильных ассоциаций и общественных организаций смогли пообщаться с заместителем председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Госдумы Сергеем Кривоносовым. Диалог планировался шаблонный: вначале краткий экскурс по туристической политике в России с перечислением ведущих проектов, затем заслушивание докладов республиканских туркомпаний, напоследок – сбор конкретных предложений и обещание «принять их к сведению».

Однако собрание постепенно перетекло в другое русло. То ли накипело у татарстанских турагентов, то ли доводы президиума не успокоили их переживаний о будущем отрасли, но плотину, как говорится, прорвало. Со всех сторон сыпалась критика. Но обо всем по порядку.

 

НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Встреча началась как по учебнику – с определения понятий.

«С нашей точки зрения, туризм – это все-таки индустрия, поскольку включает в себя больше пятидесяти отраслей народного хозяйства. Он стал уже отдельным сектором экономики, – констатировал главный гость встречи Сергей Кривоносов. – В седьмом созыве Государственной Думы впервые в названии нашего комитета появилось слово «туризм», что говорит о том, что государство все больше уделяет ему внимания. Такие крупные события, как Универсиада в Казани, дают толчок развитию туризма. В Государственной Думе я представляю в том числе город Сочи, у нас тоже после Олимпийских игр осталась инфраструктура на самом высоком уровне, были привлечены инвестиции, что достаточно непросто в современных условиях. Теперь наша общая задача – эффективно использовать это наследие и увеличивать туристические потоки».

 


«Мы аккумулируем, анализируем все проблемы, с которыми сталкивается туристический бизнес. И я согласен, менять нужно всю систему, – считает координатор Совета по предпринимательству при Президенте РТ Айрат Сунгатуллин


 

Сергей Кривоносов особо отметил, что для Казани и Татарстана большое значение имеет круизный туризм. Необходимо там, где проходят водные артерии, строить новые причалы, создавать инфраструктуру, думать, как развивать парк пассажирских судов, который опять же должен быть конкурентоспособным и по цене, интересной туристу.

«Сейчас обсуждается вопрос курортного сбора. Вас это пока не коснулось, но инициаторы говорят, если этот опыт будет положительным, можно развивать проект на территории всей страны. Почему возник вопрос по сбору? На встрече в Алтае губернаторов с Президентом России была озвучена мысль, что туристы-то у нас есть, а достаточных поступлений в бюджет нет. Для развития инфраструктуры нужны дополнительные средства. С нашей точки зрения, еще более важно начать работать над налоговыми реформами в индустрии туризма, где-то снижать налоги, при этом ужесточать наказание за их неуплату», – считает Сергей Кривоносов.

 


Сергей КРИВОНОСОВ: Необходимо там, где проходят водные артерии, строить новые причалы, создавать инфраструктуру, думать, как развивать парк пассажирских судов, который опять же должен быть конкурентоспособным и по цене, интересной туристу


 

В республиканском комитете отмечают, что законопроектом о сборе пока не предусмотрен единый образец отчетных документов и единая система учета результатов эксперимента. По сути, курортный сбор является дополнительным налогом, влечет увеличение стоимости турпродукта. Плата, как планируется, будет взиматься с каждого отдыхающего. Это еще один груз на плечи добросовестных налогоплательщиков, за счет которых будут лататься «налоговые дыры».

Размер сбора тоже пока остается предметом дискуссии. Должен ли он быть единовременным или же плата может взиматься за каждый день пребывания на курорте? Некоторые чиновники озвучивали цифры в 50–100 рублей за человека в сутки. Тогда семья из трех человек, купив тур на российском курорте на две недели, заплатит сверху от 2100 до 4200 рублей. Куда затем направятся эти средства, на какие цели и кто будет контролировать их распределение – тоже пока неясно.

 

«ЗВЕЗДНАЯ» АДАПТАЦИЯ

Одно из главных предложений от Татарстана, прозвучавших на встрече, касалось закона об обязательной классификации средств размещения. Говоря обычным языком, он должен регулировать присвоение звезд отелям и гостиницам, введение обязательной классификации по этой системе, что позволит обеспечить достоверное информирование потребителя о качестве сервиса.

 

tourism.tatarstan.ru_6

 

Генеральный директор «Центра развития туризма Республики Татарстан» Оксана Саргина уверена, что существующая сегодня классификация коллективных средств размещения однобока и документ, который регламентирует деятельность по проведению классификации, очень субъективен.

Предложение – создать рабочую группу из специалистов, которые работают «на земле», юристов разных направлений, которые смогут оперативно подготовить внятный документ, не требующий дальнейших изменений.

«Зачем изобретать велосипед? – поинтересовался у нее заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый. – Если мы говорим «мировой опыт», то понимаем, что есть какой-то уровень, в который мы вкладываем смысл. Надо за основу взять то, что существует, и адаптировать к нашей юридической системе».

 


По словам директора «Эйр-Консалтинг» Искандера Асатуллина, турист является самой слабой стороной в правоотношениях между тур-оператором, агентом и самим покупателем. Любой человек в ситуации, какая произошла с «НТК Интурист» и «ВИМ-Авиа», захочет все отменить и получить хоть какую-то компенсацию


 

«Наша система классификации изначально переведена с французского языка. Те механизмы, которые у нас существуют, не адаптированы к реальному бизнесу. У нас много нюансов, которые нужно переосмыслить, исходя из новых потребностей», – не отступала Саргина.

Предложения от бизнеса были переданы, и их обещали рассмотреть «в рабочем порядке».

 

«СОЮЗ НАМ НЕ НУЖЕН»

«Мы создаем новую структуру – объединение регионов «Союз развития туризма РФ», чтобы совместно работать над законопроектами, слышать предложения из разных точек страны и привлекать бюджетные и внебюджетные инвестиции. Надеемся, это заинтересует и руководство Татарстана», – объявил на встрече Сергей Кривоносов.

 

  Айрат СИНГАТУЛЛИН, координатор Совета по предпринимательству при Президенте РТ:

6767676

У нас есть успешный опыт взаимодействия с депутатами Государственной Думы. Те проблемы, которые сегодня были озвучены, действительно широкого масштаба, даже юристам тяжело оформить все предложения. Надеемся, боль бизнеса, предложения, прозвучавшие сегодня, лягут на бумагу.

 

«Каким вы видите межрегиональное сотрудничество, на чем оно должно быть основано?» – идея создания Союза показалась турагентам сомнительной.

Представители отрасли так и не оценили федеральную инициативу по достоинству, до конца встречи вопрошая спикеров и друг друга втихаря: «А зачем он нужен, этот Союз? У нас и так много таких».

 

ПРАВИЛА НЕ РАБОТАЮТ?

Постепенно встреча приобрела остродискуссионный характер. Запланированные вопросы о деятельности экскурсоводов и сельском туризме заменили призывы реально помочь бизнесу.

«Ежегодно в туристической отрасли Татарстана собираются десять миллиардов рублей, которые отправляются в Турцию, где закупаются отели. При этом наши люди нередко едут туда в антисанитарные условия, нарушается транспортная безопасность по нашему, местному закону, – рассказывала исполнительный директор «Трэвел энд вок» Оксана Артеменко. – Есть правила Роспотребнадзора, которые устанавливают ответственность туроператора за действия контрагента, но они не работают. Получается, что наш турист не может, если захочет, вернуть свои деньги и вынужден пользоваться некачественным продуктом. Для социальных групп туристические услуги вообще недоступны, субсидии выделяются авиакомпаниям, что не связано с туроператором. Кто их получает, пользуется ими – непонятно.

Представители бизнеса жалуются: системный подход отсутствует и в нормативно-правовых документах о туризме, которые друг с другом не стыкуются.

Конкретные предложения от участников рынка выразила Оксана Артеменко. Она считает, что нужно поменять отношения «туроператор – турагент» законодательно, чтобы туристы имели возможность возвращать свои деньги в случае проблем с туркомпанией. По ее словам, за годы судебных тяжб некоторые денежные компенсации составляли всего… полторы тысячи рублей, что по сравнению со стоимостью путевки (она в среднем доходит до двухсот тысяч рублей) просто смешны. Страховые компании, оценивая объемы и риски, за страхование туристов не берутся.

«Мы опять изобретаем велосипед, – повторил Роман Скорый. – Вот страховые компании в Соединенных Штатах Америки работают…»

«А при чем тут Штаты, мы в России живем?» – разразился зал. Некоторым участникам дискуссии такое сравнение и вовсе показалось неполиткорректным.

 

МЫ И В НЕБО, МЫ И ВПЛАВЬ

Когда же речь зашла о поддержке отрасли со стороны органов исполнительной власти, татарстанский бизнес заявил: на региональном уровне у нас все в порядке.

«Все в порядке? А вы можете на сегодняшний день сказать, что у вас круизный туризм по Волге обеспечен должным образом, что есть результат? Я считаю, нет», – раздраженно отреагировал Сергей Кривоносов. В обсуждение включился генеральный директор «Волжских путешествий» Вячеслав Самолин, который четко обозначил, что сдерживает результаты развития речного туризма.

 

tourism.tatarstan.ru_8

 

«В начале выступления вы сказали, что в Сочи планируется ввести курортный сбор, – обратился он к Кривоносову. – А на Волге он не прекращался с момента распада СССР. Раньше проход по воде субсидировался государством. Сегодня же с четырехсот тысяч рублей сбор в Главное бассейновое управление («Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». – Прим. ред.) вырос до пяти миллионов рублей. В России сегодня невозможно отдыхать, инфраструктуры нет. Для того чтобы мне вложить десять миллионов рублей в ремонт теплохода, я полтора миллиона должен заплатить Российскому речному регистру за непонятное «техническое наблюдение». Почему у немцев двадцать-тридцать лет цена на топливо остается стабильной, а для меня выросла на 1200 процентов за последние десять лет? Это опять на туриста ложится».

«Я считаю, необходимо расширить полномочия Ростуризма, а вообще, назрел вопрос о создании профильного министерства», – только и ответил на это выступление Сергей Кривоносов.

 

print_2757927_2288565

 

«Мы аккумулируем, анализируем все проблемы, с которыми сталкивается туристический бизнес. И я согласен, менять нужно всю систему, – считает координатор Совета по предпринимательству при Президенте РТ Айрат Сунгатуллин. (Как ни странно, к представителям местных властей в тот день вопросов у турбизнеса не возникло.) – У нас есть успешный опыт взаимодействия с депутатами Государственной Думы. Те проблемы, которые сегодня были озвучены, действительно широкого масштаба, даже юристам тяжело оформить все предложения. Надеемся, боль бизнеса, предложения, прозвучавшие сегодня, лягут на бумагу».

 

БЕЗЗАЩИТНЫЕ

Уже в начале этого лета отдыхающим из Татарстана пришлось не на шутку поволноваться. Третьего июня туристы из Казани не смогли отправиться в Крым – не вылетел самолет. Позже туроператор «НТК Интурист» сообщил, что чартерные рейсы Казань – Симферополь – Казань авиакомпанией «ВИМ-Авиа» в этом сезоне выполняться не будут. Только в агентстве «Трэвел энд вок» с отпуском «пролетели» тысяча человек. О печальной ситуации рассказала Оксана Артеменко.

 


Оксана АРТЕМЕНКО: Мы уже забросали федеральный центр своими предложениями, на каждой встрече говорим, что нужно другое налогообложение, другие механизмы развития туротрасли. Но они все игнорируются. Воз и ныне там…


 

«Люди бронировали отдых заранее, вплоть до сентября. И тут мы наблюдаем вопиющее нарушение закона, правил Роспотребнадзора в их отношении. По правилам, если самолет не вылетает, оператор должен предоставить туристу место на другом рейсе. Но этого не случилось. Нас четко информировали: либо люди отказываются от тура, либо за свой счет покупают билеты, и им обеспечивают только наземное обслуживание, да и то без трансфера. В этом случае перерасход получается 15–20 тысяч рублей от заявленной изначально суммы. У большинства людей отпуск попадает на определенные сроки, перебронировать билет на другое направление могут единицы. Турист заранее заплатил деньги, добросовестно исполнил свои обязательства, доверился нам, представителям туроператора. А в итоге отдых у него испорчен», – жалуется директор турфирмы.

Как объяснила Оксана Артеменко, агенты в панике звонили в «Турпомощь» и «Рос-авиацию», но никакой информации или официальных писем из компаний не поступало. Актуальные данные о невылете появлялись всего за сутки. Что за это время можно сделать? Разве что купить оставшиеся билеты с небывалой наценкой. Те, кто отказывались от туров, по подсчетам агентства, потеряли 70–80 процентов от стоимости пакета, все суммы невозвратные.

По словам директора «Эйр-Консалтинг» Искандера Асатуллина, турист является самой слабой стороной в правоотношениях между тур-оператором, агентом и самим покупателем. Любой человек в ситуации, какая произошла с «НТК Интурист» и «ВИМ-Авиа», захочет все отменить и получить хоть какую-то компенсацию. Туроператор, получив оплату тура и обладая, можно сказать, монопольным правом на распоряжение деньгами, начинает процедуры, которые суд может расценить как злоупотребление. По собственному желанию он может удержать до 70 процентов средств под видом фактически понесенных расходов. Что делать в такой ситуации туристу?

 

tourism.tatarstan.ru_2

 

«Законодательно этот вопрос не урегулирован, – констатирует Искандер Асатуллин. – Сейчас при лучшем стечении обстоятельств, при правильной юридической защите можно истребовать в судебном порядке подтверждение фактически понесенных расходов – доказательства удержанных, скажем, 80 процентов средств. Разницу между этой цифрой и реальной можно вернуть. К сожалению, законодательно не закреплена обязанность тур-операторов заранее информировать отдыхающих о рисках. Страхование ответственности не работает. Мы даже не можем просчитать вероятность удачного вылета клиента. Остается только строить грамотную юридическую защиту, работать непосредственно с туроператором, проводить встречи и предлагать поправки».

«Мы не можем обвинять во всем чиновников, они заложники системы, которая не работает. Ответов на свои вопросы сегодня я так и не получила, – с досадой оценила ситуацию Оксана Артеменко в конце разговора. – Мы уже забросали федеральный центр своими предложениями, на каждой встрече говорим, что нужно другое налогообложение, другие механизмы развития туротрасли. Но они все игнорируются. Воз и ныне там…»

P.S. Закон о курортном сборе принят 19 июля Государственной Думой РФ в третьем чтении. Экспериментальными регионами до 2022 года станут Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Оплату начнут взимать с летнего сезона 2018 года с каждого туриста старше 18 лет. Средства отдыхающих должны направляться только на развитие и поддержание курортной инфраструктуры.

 


Фото: tourism.tatarstan.ru
Автор статьи: ЕРМОЛАЕВА Лидия
Дата:20.07.2017
Выпуск: №105 (28293)


Добавить комментарий

нашадобраясмоленщина.рф 21.07.2018

Эта реклама пойдет на пользу

В Татарстане стартовал региональный этап всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности «Спасем жизнь вместе»....
5510
418_x_large_new_origin_copyright 21.07.2018

Казанской электростанции присвоено имя Ганеева

Новая электростанция будет носить имя пионера электрофикации советской Татарии – Али Ганеева....
5040
33444 21.07.2018

На Сахалин за победой

Сборная Татарстана завершает подготовку к финалу Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills, который пройдет в Южно-Сахалинске с 8 по 12 августа....
5880
az 20.07.2018

Творчество, которое объединяет

В Казани создан клуб для интеллектуального досуга....
5180
111 20.07.2018

Всем будет богата ярмарка

В начале августа в Елабуге вновь состоится Всероссийская Спасская ярмарка, одиннадцатая по счету....
5720
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    21 июля

    Ильсур Рашитович Закиров (1955), начальник Главного управления племенным делом в животноводстве при Минсельхозпроде РТ.

    Нур Хамзинович Шакиров (1946), гендиректор Казанского медико-инструментального завода.

     

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    16.07.2018
    Экобеда
    2120
    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Вчера 18.07.2018 год прошел дождь и по адресу 41/20 подъезд 5 произошёл потоп дождевой водой с 5 этажа по 1…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    19.07.2018
    Казалось бы, где более чуткие и мягкие медсестры должны работать, как ни в детской поликлинике? Отнюдь. Сижу с маленькой дочкой…
    Еще раз о цене чуткости
    18.07.2018
    По поводу мнения Фарида Хайрутдинова о доставке продуктов. Мы разработали систему, с помощью которой фермеры смогут объединятся в кооперации и…
    Будущее за крестьянской кооперацией?
    18.07.2018
    Большое спасибо за интересный и полезный материал по актуальной проблеме! К сожалению, не только в начальных, но и в средних…
    Безграмотность как диагноз
    15.07.2018
    А можно ли купить книгу Ф.Феликсона "История в блицах"? В 1943-1965 годах я жил в Казани, ездил в пионерские лагеря…
    История в блицах
    15.07.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров