Целая эпоха под открытым небом

print

 

Мотигуллин

 

Ехали на днях из Казани в Набережные Челны. Притормозили возле кафе под названием «У самовара», что на 925-м километре автомагистрали М-7 в Рыбно-Слободском районе. Нам захотелось осмотреть привлёкшие внимание старинные автомобили и мотоциклы, выстроенные в линейку возле заведения общепита.

 

«ФОРД» – РОВЕСНИК РЕВОЛЮЦИИ

Нам повезло: народу в это раннее морозное утро здесь было немного, и хозяин коллекции оказался на месте. Как выяснилось, это житель села Околоток-Янгасала Рыбно-Слободского района Талгат Мотигуллин, который вот уже пятнадцатый год занимается коллекционированием. За это время он собрал у себя 20 автомобилей и 46 мотоциклов разных модификаций.

Помните бессмертную комедию Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Среди ретротехники Талгата Мотигуллина оказался точно такой же транспорт, на котором ездили известные актёры этого фильма.

– Это мотоколяска «СМЗ» 1963 года выпуска, – поясняет Талгат Хаматханович. – Такие машины производил Серпуховский механический завод. Эта «инвалидка» стала «первой ласточкой», которую я купил для коллекции.

Оказалось, что самая старая из отечественных машин в линейке ретротехники Талгата Мотигуллина – ГАЗ-67 выпуска 1943 года. Этот автомобиль дорог для коллекционера тем, что участвовал в знаменитом Параде Победы в Москве, состоявшемся 24 июня 1945 года. Талгат-абый приобрёл его в селе Бураево соседнего Башкортостана.

– Практически вся эта техника на ходу, кроме ГАЗ-21 «Волги». А это, – показывает хозяин на автомобиль на пригорке возле стоянки, – ГАЗ-51. Он известен как наиболее массовая грузовая модель 1950–1970-х годов. Как видите, рядом стоит советский гусеничный трактор Т-74, выпускавшийся с 1962 по 1983 год Харьковским тракторным заводом. Зачастую они выполняли функции бульдозеров. Приобрёл я его в селе Сауш Тюлячинского района.

 


Созданная Талгатом Мотигуллиным экспозиция под открытым небом представляет собой не только коллекцию исторической техники, но и по большому счёту является музеем всей социалистической эпохи


 

Ну а в целом самый старинный и самый дорогой экспонат в коллекции – чёрный двухместный «Форд» 1917 года выпуска.

– Я купил его в Америке, в штате Флорида, – делится Талгат-абый. – А помог мне его приобрести и доставить сюда сын моего друга, ныне покойного Константина Анатольевича Скоробогатых из Екатеринбурга. Он тоже был коллекционером, у него насчитывалось больше ста машин и столько же мотоциклов.

Кстати, «Форд» также оказался на ходу. Содержится он отдельно, в закрытом помещении. Интересно, что вместо фонарей на нём установлены керосиновые лампы с фитилями. В гору на «Форде», если подъём крутой, нужно было подниматься задним ходом, так как бензонасос конструкцией не предусмотрен. Бензобак установлен высоко, под водительским сиденьем. За рулём ретроавтомобиля на нас приветливо взирала девушка в тёмных очках и кепке – манекен.

Коллекционер за этот автомобиль был удостоен диплома победителя VI Международного фестиваля исторической техники, состоявшегося в Казани в 2018 году.

 

ВОССОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ

Созданная Талгатом Мотигуллиным экспозиция под открытым небом представляет собой не только коллекцию исторической техники, но и по большому счёту является музеем всей социалистической эпохи. Вот, например, телефонная будка, автомат «Вода газированная». Рядом вход в сельский клуб с афишей «Сегодня в клубе кино – «Кавказская пленница».

Неслучайно большинство людей, с умилением и ностальгией осматривающих экспонаты музея, – представители старшего поколения, чьё детство и юность про­шли в Стране Советов. Чего стоит один сельмаг, на вывеске которого можно прочесть: «Усалинского сельпо Кзыл-Юлдузского района Татарской АССР». К слову, Кзыл-Юлдузский район был упразднён 26 марта 1959 года, а его территория передана в состав Рыбно-Слободского и Мамадышского райо­нов.

Рядом с сельмагом стоит велосипед с подвешенной на руле авоськой со стеклотарой. Тут же припарковано ещё одно чудо советской техники – миниатюрная хлебовозка на базе мотороллера «Муравей», выпускавшегося на Тульском машиностроительном заводе. А внутри магазина – доброжелательная продавщица-манекен и самый разнообразный ассортимент товаров в советской деревне.

 

Музей-на-М-7

 

Вызывает интерес музей и у молодёжи, не заставшей советского строя. С помощью выставленных экспонатов молодые люди могут легко представить, чем жила огромная страна. К слову, просмотр экспонатов здесь абсолютно бесплатный.

В помещении, где расположился американский «Форд», можно увидеть огромное количество старинных вещей – от музыкальных и рабочих инструментов до настенных часов и керосинок. Одних только самоваров здесь насчитывается больше ста экземпляров. Тут же находится небольшая скульптура Иосифа Сталина. Как выяснилось, Талгат-абый выменял её за два старинных самовара у своего коллеги-коллекционера Рифката Шафикова из Тюлячинского района.

Ещё один любопытный артефакт на территории комплекса – хорошо сохранившаяся рыбацкая лодка-долблёнка, изготовленная из ствола тополя ещё в 1949 году. Её длина превышает четыре метра. Бросается в глаза и огромный корабельный якорь, который коллекционер выкупил у проезжавших сборщиков металлолома.

Экспонаты музейного комплекса позволяют окунуться в атмосферу татарской деревеньки, прикоснуться к обычаям и традициям, которые здесь по-прежнему чтут. Подтверждением тому служит деревянный домик, наполненный многими предметами обихода, которые в своё время были в каж­дой семье.

 

Музей-2

 

На одной из приколоченных к избе табличек изображена лестница. Оказывается, в давние времена в сёлах, где почти все строения были деревянными и случались пожары, эта табличка означала, что хозяин в случае бедствия должен прибыть на место ЧП с лестницей. Кому-то было вменено в обязанность принести топор, кому-то – багор и т. д. Эти инструменты и обозначались соответствующей табличкой на каждом доме.

Среди других предметов быта, размещённых в импровизированной, огороженной плетнём крестьянской усадьбе, выделяется солидный колодезный сруб. Как пояснил Талгат-абый, это точная копия столетнего колодца, что стоит в селе Соколки Мамадышского района.

…На выезде со стоянки кафе «У самовара» установлено огромное колесо от карьерного самосвала «БелАЗ» весом 1400 килограммов и диаметром почти три метра. Эта машина относится к эпическому семейству самосвалов бывшего СССР особо большой грузоподъёмности, являющихся символом недостижимого величия отечественного автомобилестрое­ния.

Трепетное отношение к водителям и дорогам у создателя музея объяснимо. Ведь Талгат Мотигуллин и сам более тридцати лет проработал шофёром. Что ж, пожелаем музею коллекцио­нера-любителя всеобщего признания и почитания.