Тризна по человечеству откладывается?

 

75

Фото: grani21.ru; art-portr; sputnik.by

 

zemli-20

 

Метаморфозы понятия «экология» – зеркальное отражение сложно-противоречивой эволюции человеческого рода от его исходно сакрального (oikos – «кров», «дом») до современного драматического значения. Вселенско-экологический кризис не только открывает список сверхопасных глобальных рисков (тоталитаризм, ядерный конфликт, экономический коллапс), но, составляя их стержень, выдвигает перед человечеством гамлетовский вопрос: быть или не быть? Человечеством, впервые осознавшим, что сроки жизни человеческого рода и сроки жизни природы слились в клубке общей судьбы.

Так в какое же время мы живем? Время жатвы и сбора плодов цивилизации или наступления сумерек и потери исторической надежды?

Реальна ли опасность экологического апокалипсиса?

 

«ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ»

Экология – ключевая проблема для всех эпох. Человечество уже на заре своего становления интуитивно ощущало свою кровную связь с природой, облекая ее в художественно-мифологическую форму «войны богов», «похищения огня», «всемирных потопов», «схода цивилизаций» с рельсов истории… В каждом из подобных образов творения мира сокрыта не только статика трагических событий, в них – урок и назидание. «Последний день Помпеи». Что в этой картине: только ли художественная ретроспекция гибели античного мира или эмоционально острое предчувствие грядущего краха техногенного образа жизни, цинично стремящегося сделать природу своей безропотной служанкой? Вглядываясь в пейзаж начала третьего тысячелетия, ощущая усиливающийся напор постиндустриализма на матушку-природу, невольно останавливаешься на втором варианте прочтения философского замысла Карла Брюллова. Пытаясь понять, куда вытягивает человечество локомотив истории, взвихренное угаром потребительства, эгоматериализма и дикой гонки «властелинов» мира за глобальное господство, проникаешься тревожной мыслью о его уклоне в сторону духовно-экологического крушения. Признаки-всполохи общецивилизационного кризиса, стержневой начинкой которых является экофермент, заполонили весь горизонт.

 


За 120 лет Северное полушарие потеплело более чем на один градус по Цельсию, причем за последние 15 лет – на 0,4 градуса по Цельсию, последние десятилетия ХХ века стали самыми теплыми за 100 лет наблюдений


 

Глобальный экологический кризис – явление многосоставное, смесь разных начал: естественного и искусственного, технологического и гуманитарного, антропологического и природного. Как в науке, так и в общественном сознании сохраняется представление о том, что именно природный фактор является его первопричиной. Видимо, опасность стихии природных катаклизмов – потопов, землетрясений, континентальных огненных смерчей – засела в геноме исторической памяти. Да, действительно, природные катастрофы (их число за 10 лет возросло вчетверо) в своем зародыше несут начала многих кардинальных изменений. С ним связаны, например, циклические сдвиги в коре земного шара, радикальное потепление климата: за 120 лет Северное полушарие потеплело более чем на один градус по Цельсию, причем за последние 15 лет – на 0,4 градуса по Цельсию, последние десятилетия ХХ века стали самыми теплыми за 100 лет наблюдений. Такого рода катаклизмы разрушают «ткань» жизни во Вселенной.

 

pomp
Картина Карла Брюллова “Последний день Помпе́и”

 

Но ведь во всех проявлениях экологического кризиса, в том числе и в учащении природных буйств, все больше обозначается их рукотворный характер. Человек, начиная с эпохи Ренессанса, когда он был объявлен венцом творения, центром мироздания, даже не заметил, как стал господином природы. В пылу гонки за техногенный прогресс человек стал вести себя как зарвавшийся игрок, беспрерывно увеличивающий ставки и не думающий о расплате. Проценты за взятые долги у природы возрастают, их возврат перекладывается на плечи будущих поколений. Оставаясь в плену философии презумпции бесконечности ресурсов и безграничности исторического времени (когда-нибудь, мол, вернем экологический долг), человек не заметил, что перешел за красную черту. В результате Земля в шесть раз больше страдает от деятельности человека, чем от природно-климатических потрясений. Опасности разрушения подвергаются все жизнетворные точки планеты. Методично и динамично обескровливается вся земная поверхность. Из ее недр ежегодно извлекается 100 млрд тонн руды, полезных ископаемых и строительных материалов. Стремительно сокращаются масштабы лесных массивов. По оценкам специалистов, суммарные потери в мире составляют 7,3 млн гектаров в год. На каждые 11 вырубленных деревьев высаживается одно. Нарастает скорость опустынивания некогда цветущих территорий. Ежегодно на 6 млн гектаров прирастает площадь пустынь. Под угрозой полного исчезновения – 10 процентов растений, 20 процентов животных, 75 процентов кораллового массива Мирового океана.

Буря экологического кризиса врывается и в социодуховную сферу жизни мирового сообщества, сея семена войн, революций, конфликтов.

Тотальная милитаризация, нарастание градуса агрессивности, победа мирозлобия над миролюбием (средний индекс миролюбия упал на 13,4 процента) – наиболее явный и опасный среди них симптом. Война вновь вошла в повседневность жизненного уклада человека. Человека, уже привыкшего к явлению смерти на фронтах необъявленной, но растянутой по всему периметру планеты войны. Человека, не удивляющегося неизбывному росту числа жертв по экспоненте: от сотен тысяч в Ираке, Ливии, Афганистане до 1 млн в Сирии. Процесс реактивного «расщепления» гидры войны подразделяется на множество ее подвидов – от нанотехнологических до бактериально-химических. Треть мирового ВВП, 70 процентов интеллектуальных сил, половина всей молодой популяции планеты – самого гумусно-жизнетворного пласта общества – направляется на подготовку к войне. Это свидетельство распада генома, «стертости» из эколого-генетической программы человека нравственной установки – библейской заповеди «Не убий».

 

 Экология – ключевая проблема для всех эпох.
Человечество уже на заре своего становления интуитивно ощущало свою кровную связь с природой, облекая ее в художественно-мифологическую форму «войны богов», «похищения огня», «всемирных потопов», «схода цивилизаций» с рельсов истории…

Нарушенность матрицы духовной экологии проявляется и в сфере интеллектуального бытия. Речь – о феномене падения мощи интеллектуального софта. Если в ХХ веке каждые десять лет интеллектуальный уровень (IQ) повышался на три пункта, то в XXI веке он снижается на 1,23 пункта. Возникает диспропорция в развитии полушарий человеческого мозга: «мышление сердцем» подменяется «мышлением рассудка». Правое полушарие, отвечающее за креативность, образность, чувствительность, вообще за творчество, подминается левым – абстрактным, рациологическим. Итог: «левополушарных» людей в технотронную эру – 80 процентов. Тотальная технологизация, кибернаступление, нашествие роботов – «новых гуннов» (при всех их прогрессивных достоинствах) – усиливает поляризацию: слой думающих, творящих интеллект все меньше, а потребляющих – все больше. Кризис современного духовного каркаса человечества – науки, культуры, образования и мировых религий (утончение экологического ментального нерва) – привел к тому, что в самый ответственный период истории, когда осуществляется экзистенциальный выбор, планета Земля осталась без глобальной метацели (мечты), потеряла историческую надежду, вошла в фазис не просто инерционного кругообращения, а «схождения» – «спуска» вниз по наклонной.

Много других признаков расползания экораковой опухоли вширь и глубь, актуализирующих роковой вопрос: не настает ли последний день техногенной Помпеи?

 

ЧЕЛОВЕК – ГУБИТЕЛЬ ИЛИ СОЮЗНИК ПРИРОДЫ?

Человек и природа. Вечная парность, неразделимая связка этих понятий и явлений. Единство их историй, судеб и перспектив. Есть разные версии определения характера их взаимоотношений. Кем и чем был человек для природы: потребителем или преобразователем, хищником-губителем или союзником? А может быть, он был тем и другим одновременно?

Согласно одному из распространенных подходов, человек как был варваром изначально, так им и остался, и никаких изменений в первозданном коде его всеядности не произошло. Природа в таком смысле была для него, варвара, лишь ресурсно-сырьевой кладовой, обслуживавшей его хозяйственные, продовольственные, технологические потребности. И он, подчиняясь закону безусловного рефлекса, утоляя усиливающуюся жажду пропитания-выживания, нещадно ее истощал, губил. Предки человека разумного отличались биологической кровожадностью и достаточно много «наследили» в экологической истории Земли еще задолго до оформления первобытного общества. И поэтому практика решения ими проблемы выживания, воспроизводства и приспособляемости к изменявшимся окружающим условиям постепенно выливались в «садизм», насилие над природой. Такая направленность деятельности человека и вмонтировала в его характер фермент насилия. Этим и объясняется экологическая «извращенность» современного человека.

Есть и другой, более оптимистичный взгляд на взаимодействие человека с окружающей природной средой. Его суть в том, что человек – преобразователь природы. По своей сути, он гуманист, романтик, идеалист, и забота об окружающем мире – его высшая цель, предназначение.

 


Земля в шесть раз больше страдает от деятельности человека, чем от природно-климатических потрясений. Опасности разрушения подвергаются все жизнетворные точки планеты. Методично и динамично обескровливается вся земная поверхность. Из ее недр ежегодно извлекается 100 млрд тонн руды, полезных ископаемых и строительных материалов


 

Человек – дитя природы и из природы выпасть не может. Но одновременно он и общественное существо, одушевленная сила природы. Как человеческое природное существо, он обладает сознанием и волей, способностью союзничать с природой, оберегать ее, использовать природные силы и ресурсы в своих интересах. Значит, он в принципе может сознательно регулировать свои отношения с природой. Конечно, при этом в целях поддержания жизни он часто выходил за рамки экологических ограничений. При таком подходе глобальный экологический кризис возник естественным образом как непреднамеренный результат производственной деятельности человека и его возрастающего воздействия на внешнюю природную среду. То есть давление на природу – это не генетическое, не врожденное свойство человека, а закономерный этап его взаимоотношений с природой в рамках доноо-
сферного периода эволюции биосферы. По мере утверждения ноосферного мировоззрения изменялась и система взглядов на взаимоотношения с природой. Это был путь долгого и драматического прозрения человечества, его движения от эпохи варварства к современности.

Таковы две наиболее распространенные, крайние точки зрения на проблему философии взаимоотношений человека и природы. Но они не исчерпывают всего богатства жизненной практики. Взаимодействие двух феноменов – человека и природы – носит более сложный, противоречивый, постоянно меняющийся характер. Это связано с тем, что сама всемирная история протекала и остается альтернативной. Развитие человечества было и будет спонтанным. История не линейна, она лабиринтна, многовариантна. Из ее анализа можно и нужно извлечь множество уроков. Но суть главного заключается в непреложной истине: экология – категория духовная, нравственно-этическая, гуманитарная. Соответственно лечение всех социальных бед современности – начиная от «войны» в семье и до войн межгосударственных. Все они связаны с экологической порчей природы человека, и ее лечение необходимо начать с экологизации сознания. Духовная экология, экология души – вот главный дефицит техногенной эры.

 

РОССИЯ: ПРЕТЕНЗИЯ НА ЛИДЕРСТВО

Конкуренция за эколидерство составляет неизменный атрибут мировой геополитики. Экологическая начинка – «аттическая соль», тонко-умственное волокно мировой дипломатии. Принцип первичности духа над материей, «природы – космоса – Бога» над человеком – основа величия, конкурентного преимущества мировых культур, религий и цивилизаций.

Нет народов богоизбранных. Все они равны перед Всевышним. Степенью близости и ответственности за благополучие и судьбу единой и единственной для всех матери-Земли.

 

zemli2-20

 

Именно потому Россия в духовно-экологической истории планеты занимает особое место.

У России немало и других позиционных преимуществ в плане ее экологического лидерства: интеллектуальное – феномен «русских мозгов» (хотя и рассыпанных по миру); демографическое – феномен беби-бума; мультикультурное – представленность всех рас, наций, религий и цивилизаций; сохранность и привлекательность традиционно-национальных форм семьи…

Будущее открыто, оно таит в себе возможность разных исходов, в том числе катастрофичных. Вопрос о способности России предложить миру модель устойчивого сосуществования биосферы с окружающей средой, союза человека и природы остается открытым. Но заметим: успешность работы над этим метапроектом, способным стать национальной мечтой, объединительной идеей, предрешает судьбу не только российскую, но всемирную. Тогда можно будет возрадоваться ошибке Кассандры, предрекавшей неминуемость смерти планеты Земля.

Давайте отложим тризну по человечеству.

Энгель ТАГИРОВ ,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой Казанского государственного института культуры,
ректор Института культур мира (ЮНЕСКО)

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще