26 октября 2020  7:04
Распечатать

Три эскиза в одном пейзаже

Опубликовано: 27.08.2020 22:24

 

Свияжскартель1

Вместе с актёром Романом Гуськовым зрители прошли путь жизни «маленького» советского человека.


Седьмой театральной лаборатории «Свияжск АРТель» могло не быть в принципе. Сошлось всё: коронавирус, отсутствие денег, прогноз погоды… Но организаторы лаборатории из фонда «Живой город» так хотели чуда, что оно случилось.

Кто ещё не знает, свияжская лаборатория – это театр, который рождается на глазах здесь и сейчас. Без сцены как таковой, с минимальными декорациями, а чаще без них. Театральный реквизит собирается по чердакам и «темнушкам», где хранят старые, отжившие своё вещи. В этом году, например, организаторы через соцсети бросили клич: ищем советский радиоприёмник в рабочем состоянии, кепку, как у Ленина, шляпу, как у Берии… Часть из этих вещей мы увидели в эскизе режиссёра из Санкт-Петербурга Елены Павловой «ОА». Свой спектакль-променад она посвятила аббревиатурам, которые сопровождали советского человека по жизни и во многом определяли её. Самая главная из них, конечно же, СССР. Что же произошло с её утратой? Об этом и размышляет режиссёр в контексте Свияжска вместе с актёром Романом Гуськовым.

Стартовой локацией для эскиза вполне ожидаемо стал музей Гражданской войны. По легенде, с резного балкончика именно этого дома Лев Троцкий принимал военный парад и обращал в коммунистическую веру местное население. Мы тоже пройдём здесь краткий курс «азбуки революции», а далее, ведомые брутальным и целеустремлённым Романом, больше часа будем петлять по острову в поисках утраченных – но всё-таки не до конца – примет советского быта. И всё это – под аккомпанемент богатейшего и живучего советского новояза. ВЛКСМ, ОБХСС, НКВД, ГКЧП… При этих чеканных звуках, доносящихся из динамика, даже ко всему привычные туристы, на радостях понаехавшие в Свияжск после долгой самоизоляции, ошарашенно сторонились нашей шумной процессии.

 

Свияжскартель2

Тема трёх эскизов – «алфавит» – получила воплощение абсолютно разными способами.

 

В конце концов мы вышли на пустынный берег, оглашаемый попсой из «лихих 90-х». К этому моменту наш бравый проводник уже превратился в глубокого старика. А берег, усыпанный пустой стеклотарой с пресловутой аббревиатурой «МММ», – последнее, что он увидит в своей жизни…

Эскиз – ещё не совсем спектакль, но вполне может им стать, если сама история заставляет что-то ёкнуть внутри. Так, например, прошлогодний эскиз Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин» стал отправной точкой для одноимённого спектакля, который уже проанонсировал Московский Театр наций. Часть доработанных эскизов вошла в репертуар казанского «Угла», а часть настолько вписалась в свияжский пейзаж, что поныне продолжает свою жизнь на острове. Такой же судьбы хочется пожелать и эскизу Елены Павловой, в котором резонирует всё: история страны, история Свияжска и судьба «маленького» советского человека.

 

  Марина ДАВЫДОВА, режиссёр:

марина-давыдова

«Ровно четыре дня я провела на чудном острове Свияжске, где вот уже семь лет проходит одно из важнейших театральных событий российского лета – лаборатория «Свияжск АРТель»… Два из этих четырёх дней мы без устали репетировали придуманное мною действо под названием «Умаление мира», а ещё два мы его играли. Это был совершенно экстремальный и вдохновляющий опыт».

Тема нынешней лаборатории – «Алфавит». Трудно придумать что-то более абстрактное для театрального эскиза. Но, как видим, приглашённые в Свияжск режиссёры довольно неожиданно её интерпретировали.

«Имя» – так назвал свой эскиз ещё один участник лаборатории Борис Павлович, взяв за его основу тексты известного филолога и философа Владимира Бибихина. В Свияжске их примерила на себя и в каком-то смысле присвоила казанская актриса и режиссёр Регина Саттарова. В результате получилась почти исповедь, пронзительный монолог о том, что человек ощущает себя живым лишь до тех пор, пока кто-то зовёт его по имени. Регина не читала, а выкрикивала свой монолог, стоя на высоком холме и обращаясь к тем, кто находился внизу. В её словах было столько наивной веры и почти детской требовательности, а в голосе – столько недетского отчаяния, что зрители, конечно же, подыгрывали и тоже выкрикивали её имя. Хотя, если честно, многим из них кричать совсем не хотелось. Дело в том, что частью этого перформанса стал красивейший волжский закат, и больше всего хотелось просто молча им любоваться. И этот странный, неотрепетированный диссонанс между криком души одного и невольной умиротворённостью других – может, было самым драматическим в эскизе Бориса Павловича.

Быть зрителем в Свияжске вообще непросто. Мало того, что весь день, когда идут показы эскизов, они проводят на ногах, часто от их вовлечённости в действие зависит если не всё, то очень многое. Например, по ходу третьего, заключительного показа им предложили сыграть в слова. Вроде бы простенькая, всем знакомая забава. Но от того, какие слова они вычеркнут и какие оставят, зависела ни много ни мало – картина мира.

Эскиз для трёх перформеров и ведущего, показанный в свияжском «Саду размышлений», так и называется – «Убывание мира», и у него совершенно непредсказуемый финал. С одной стороны, это представление и визуализация разными способами русских азбук и букварей, всегда несущих в себе некое послание миру, а с другой – попытка составить словарь нового времени.

В создании этого эскиза участвовала очень продвинутая команда. Автор и режиссёр Марина Давыдова больше известна как главный редактор журнала «Театр» и арт-директор фестиваля NET (Новый Европейский Театр). Прежде она уже ставила спектакли за рубежом, и это был её первый режиссёрский опыт в России.

В команде также три перформера: московский композитор Александр Маноцков, местная художница Ксения Шачнева и хореограф Анна Хлесткина. Каждый из них – яркая творческая личность, и это было принципиально для автора эскиза. Маноцков специально для этого показа сочинил несколько музыкальных композиций, а также играл и пропевал алфавит. Анна изображала буквы пластическими средствами, Ксения, соответственно, колдовала кисточкой. Вовсю импровизировал и директор музея «Остров-град Свияжск» Артём Силкин. Ему досталась роль ведущего, которую он исполнил с завидным артистизмом.

 

Свияжскартель3

 

Пересказать словами увиденное в «Саду размышлений» довольно сложно. Это больше, чем театр. Это некий коллективный опыт проживания и обретения заново «азбучных истин», размытых и скомпрометированных временем и людьми.

Опыт созидания и разрушения мира с помощью слов. В финале их должно остаться только три. На нашем показе это – мир, милосердие и любовь. Но не факт, что в следующий раз зрители их тоже выберут.

Чуть позже Марина Давыдова напишет в «Фейсбуке»: «Ровно четыре дня я провела на чудном острове Свияжске, где вот уже семь лет проходит одно из важнейших театральных событий российского лета – лаборатория «Свияжск АРТель»… Два из этих четырёх дней мы без устали репетировали придуманное мною действо под названием «Умаление мира», а еще два мы его играли. Это был совершенно экстремальный и вдохновляющий опыт».

…Когда мы покидали остров, Свияжск уже пребывал в вечерней полудрёме, лениво и, казалось, без сожаления провожая взглядом припозднившихся гостей. Наступало его время – без толп, суеты и ярма «туристической Мекки». Завтра здесь снова будут показы и много туристов. А сейчас остров наслаждался покоем и тишиной, которую нарушали только наши шаги и звучащий внутри нас голосом Александра Маноцкова древнерусский знаменный распев: «Аз… буки… веди…»


Фото: vk.com
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Выпуск: №124 (28893)


Добавить комментарий

условия-труда2 23.10.2020

Охрана труда: женская тема

Как государство заботится об условиях труда прекрасной половины населения?...
6180
микрозайм 23.10.2020

Поддержка для начинающих бизнесменов

Молодой актанышский предприниматель, магистрант КГАСУ, стал первым получателем микрозайма по льготной программе «Старт»....
5110
столовая-2 22.10.2020

Горячий привет от холодных котлет

Можно ли вкусно и правильно накормить школьника?...
5430
мыс-воронова 22.10.2020

Имя на краю земли

В честь нашего земляка-фронтовика назван мыс на курильском острове Уруп....
5270
Белые цветы 22.10.2020

Сказки времён пандемии и стрит-арта

В Альметьевске продолжается реализация уникальной паблик-арт программы «Сказки о золотых яблоках»....
4210
  • Мнение

    Арег ТОТОЛЯН, директор НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, академик РАН:

    ТОПОЛЯН

    Предположение о том, что школьники – активные разносчики коронавируса, не подтвердилось. Учёные считали, что дети переносят вирус в бессимптомной форме или являются его носителями, поэтому от них заражаются взрослые. Но новые исследования демонстрируют: не дети заражают пожилых, а пожилые заражают детей.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    27 октября

    Шамиль Мухаметович Садыков (1977), генеральный директор информагентства «Татар-информ», генеральный директор АО «Татмедиа».

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров