19 октября 2017  11:56
Распечатать

Тот самый «Современник»…

 

Современник. Горе от ума

Шамиль Хаматов – Чацкий в спектакле «Горе от ума».

 

Сбылась мечта многих казанских театралов – в столице республики состоялись большие гастроли московского театра «Современник», первые за его шестидесятилетнюю историю.

 

В данном случае слово «состоялись» подразумевает не просто сам факт приезда легендарной труппы. Прежде всего, состоялся обмен энергией, и не только между сценой и залом, но и между разными поколениями зрителей. Ведь для одних «Современник» – это в каком-то смысле свидание с молодостью и даже юностью, а для других в прямом смысле это театр – легенда, почти такая же, как и сама «оттепель», любимым детищем которой была молодая труппа, провоз-гласившая в своей творческой программе: «Нельзя жить прошлым, даже самым прекрасным и святым, нельзя в искусстве повторять даже идеальное…» И вот теперь, спустя шестьдесят лет, уже самим современниковцам приходится выслушивать упреки в консерватизме и пытаться пройти сквозь игольное ушко этой слегка запальчивой (под стать своему времени), но, в сущности, справедливой формулы.

 


Три из четырех показанных спектаклей поставлены художественным руководителем и ангелом-хранителем театра «Современник» Галиной Волчек, которая вот уже на протяжении более чем сорока лет не устает доказывать свою приверженность актерскому, психологическому театру, почти что уже сброшенному с «корабля современности»


 

Излишне говорить, что на всех спектаклях был аншлаг (гастроли проходили на сцене ТГАТ им. Г.Камала). В приподнятом настроении пребывали все: и театралы со стажем, и VIP-публика, и любопытствующая молодежь, несмотря на июльскую жару, отказавшаяся ради «Современника» от растянутых маек и пляжных шлепанцев. Да и в самом воздухе, разбавленном хорошим парфюмом, витало что-то ностальгическое по тем временам, когда «театр начинался с вешалки». И даже мобильные телефоны (это уже напасть нашего гаджетного времени!) реже обычного нарушали благоговейную тишину и полумрак зрительного зала.

Конечно, мотивация у зрителей была разной. Кто-то шел на «живых» Неелову, Хаматову, Гармаша и других, может, не столь знаменитых, но узнаваемых по киноролям и телесериалам артистов. К приятным можно отнести и такие моменты, когда, например, на спектакле «Три товарища» в маленькой, почти крошечной роли фрау Мюллер зрители постарше узнали звезду советского экрана Светлану Коркошко, давно исчезнувшую из нашего поля зрения. Какая-то часть зрителей ориентировалась на театральную классику («Вишневый сад», «Двое на качелях», «Горе от ума»), и это тем более объяснимо. Наша местная публика по этой части уже давно на «голодном пайке». На казанских афишах сегодня можно встретить какие угодно имена – от модного нынче Макдонаха до известного в узких театральных кругах Павла Пряжко, но почти безнадежное дело отыскать среди них Чехова, хоть в традиционной, хоть в авангардной постановке.

 

Современник. Горе от ума. Гармаш

Народный артист России Сергей Гармаш (Фамусов) в спектакле «Горе от ума».

«Вишневый сад», показанный «Современником», – спектакль тоже далеко не новый, скоро ему двадцать лет, и Марина Неелова, по всей видимости, уже настолько «прикипела» к Любови Андреевне Раневской, что может позволить себе выходить на сцену в этой роли без парика, со своей неизменной стрижкой, и вообще, быть узнаваемой в каждом жесте и повороте головы. Но, как ни странно, это многое проясняет, и прежде всего то, почему при всей эгоцентричности, фальши и непоследовательности Раневской никому и в голову не приходит ее осуждать, а тем более отыгрываться на ее прошлом. И вдруг ясно понимаешь, что все, включая умного, тонкого и, в отличие от остальных, почти не кривляющегося Лопахина – Гармаша, любят Раневскую ни за что и такой, какая она есть. Как и всегда у Чехова, здесь у каждого своя правда, и никому не веришь до конца, но чем безнадежнее положение героев, тем меньше в них наносного и тем больше им прощаешь. И по-пробуйте кого-нибудь убедить в том, что нам, живущим спустя сто с лишним лет, все это незнакомо.

Три из четырех показанных спектаклей поставлены художественным руководителем и ангелом-хранителем театра «Современник» Галиной Волчек, которая вот уже на протяжении более чем сорока лет не устает доказывать свою приверженность актерскому, психологическому театру, почти что уже сброшенному с «корабля современности».

Спектакль по Ремарку «Три товарища» можно отнести к так называемому «большому стилю»: в нем занята почти вся труппа театра, а декорации сгодились бы и «Мосфильму», если бы там задумали снимать кино о Германии начала 1930-х годов. Чего стоит один только ретро-автомобиль, который герои любовно называют Карлом! (По слухам, это подарок театру одного из российских олигархов.) А уж лестниц и мостков, по которым три с половиной часа мечутся герои, просто не счесть. Конечно, для казанских зрителей это в определенном смысле стало испытанием. Наша публика привыкла к более динамичному действию, да и громоздкие декорации все чаще заменяет компьютерная графика. Но с другой стороны, может, вся прелесть как раз в этих подробностях и ощущении, что все происходит здесь и сейчас. А самое запоминающееся в спектакле – это, пожалуй, Пат в исполнении Светланы Ивановой. Хрупкая, нежная, она слишком идеальна для женщины. Скорее, это тот образ, который может привидеться, если слишком долго смотреть на горящую свечу в ночи. Наваждение, одним словом, но настолько прекрасное, что хочется жить.

 


«Горе от ума» Туминаса – почти гоголевская фантасмагория, и первично здесь ощущение пронизывающего холода, неуютства и странных, распадающихся связей – между старой и новой жизнью, отцами и детьми, женщинами и мужчинами.


 

Долгожданный выход на казанскую сцену Чулпан Хаматовой пришелся аккурат на середину гастролей – в «Двое на качелях» У.Гибсона. И думается, ожидания зрителей были сполна вознаграждены. Хаматовой удается быть одновременно ослепительной и филигранной, «рвать сердце» внешней хрупкостью и незащищенностью своих героинь и при этом совершать невероятные кульбиты в прямом и переносном смысле этого слова. Вот и в этом спектакле ее маленькая, слабая здоровьем Гитель, скромная танцовщица с несложившейся судьбой, разве что не ходит колесом, чтобы помочь двухметровому красавцу Джерри (Кирилл Сафонов) преодолеть душевный кризис и вернуть вкус к жизни. Да, Гитель, безропотно, почти не задумываясь приносящая в жертву свою любовь, кажется нам смутно знакомой, такие ее черты, как внутренняя свобода и способность отдавать, ничего не требуя взамен, присутствуют во многих героинях Чулпан Хаматовой. Но для актрисы, похоже, это не просто очередная бенефисная роль, а некий нравственный посыл людям и миру, погрязшему в душевной меркантильности.

Если под занавес гастролей у кого-то и сложилось впечатление, что «Современник» чересчур держится за традиции реалистического театра и чурается новых форм, то спектакль, показанный в заключительный вечер, – «Горе от ума» в постановке Римаса Туминаса – расставил точки над «i». Да и какие еще нужны аргументы, что ничто истинно новаторское «Современнику» не чуждо, в том числе и литовский метафорический театр? В свое время этот спектакль наделал немало шума в Первопрестольной, большей частью не принявшей аналогии режиссера с фамусовской Москвой. Это при том, что на сцене нет никаких признаков реальности – ни той, ни нынешней, а слова значат еще меньше, хотя со сцены звучит все тот же знакомый со школы грибоедовский текст.

 


Спектакль по Ремарку «Три товарища» можно отнести к так называемому «большому стилю»: в нем занята почти вся труппа театра, а декорации сгодились бы и «Мосфильму», если бы там задумали снимать кино о Германии начала 1930-х годов


 

«Горе от ума» Туминаса – почти гоголевская фантасмагория, и первично здесь ощущение пронизывающего холода, неуютства (посреди сцены возвышается огромная «голландская» печь, из которой время от времени валит «дым отечества») и странных, распадающихся связей – между старой и новой жизнью, отцами и детьми, женщинами и мужчинами. А в центре – история гордого и одинокого юноши Саши Чацкого (Шамиль Хаматов), уехавшего на поиски свободы и вернувшегося в поисках утраченной любви, но не нашедшего ни того ни другого…

Постскриптум. «Лицом» театра «Современник» в Казани можно назвать Сергея Гармаша, который стал появляться в нашем городе еще задолго до начала гастролей, и он же, после фееричного исполнения роли Фамусова, обратился к казанским зрителям с прощальным спичем, поблагодарив их за радушный прием и радость обретения новых друзей, партнеров и сценического опыта. Ответом была овация зала.

 


Фото: Пресс-служба театра «Современник»
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:11.07.2016
Выпуск: №98 (28092)

Добавить комментарий

Народная игрушка_bibliogorod.ru_ 13.10.2017

Народная игрушка
в четырех обличьях

В Татарстане стартует IX межрегиональный конкурс «Русская народная игрушка»....
7150
farfor 13.10.2017

Петербургский фарфор под прозрачным льдом глазури

Около четырех тонн экспонатов доставлено на специальных большегрузах из Cанкт-Петербурга в столицу Татарстана....
4630
liart.ru 12.10.2017

Фотоэкспозиция расскажет о национальном наследии

Открытие выставки «Мгновения и вечность: татары на фотографиях конца ХIХ – начала ХХ веков из фондов Национальной библиотеки Татарстана» состоялось в Москве....
2780
-казани 12.10.2017

Местами культуры казанцы довольны

Второе место среди городов России заняла Казань по количеству жителей, довольных числом культурных учреждений....
2710
hydoz 09.10.2017

Больше, чем любовь

В эти дни в казанской Галерее русского искусства на улице Профсоюзной проходит выставка елабужского художника Зиннура Миннахметова....
2810
  • Прямая связь

    РТ в сети


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    13.01.1928

    11.13.01.1928


    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №11.13.01.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    19 октября

    Александр Георгиевич Барышев (1954), исполнительный секретарь Совета муниципальных образований Республики Татарстан.

    Афонин Андрей Геннадьевич (1971), генеральный директор НО "Фонд поддержки предпринимательства РТ"

    Шайхаттаров Фанис Ринатович (1975), прокурор Камско-Устьинского района РТ

    Карбаев Аркадий Леонидович (1965), директор ГБУК РТ "Детский центр "Экият"

  • Юмор

    kar
    В банке мужик обсуждает с менеджером условия взятия ипотечного кредита. Неожиданно врывается вооруженный грабитель...
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Знаете ли, вы, стихи?

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Эта статья всколыхнула во мне самые светлые воспоминания о моем ушедшем отце и самые грустные воспоминания о бывшем муже. Помню,…
    Папы все могут. Если захотят!
    18.10.2017
    Существует Министерство по делам МОЛОДЁЖИ и СПОРТА. Хорошо. Почему нет подобного Министерства для тех же ВЕТЕРАНОВ СПОРТА? Ведь вся эта…
    «Желтый свет» для ветеранов
    17.10.2017
    Почему нельзя принять закон о чётком графике ремонтных работ в многоквартирных домах с исключением работ при аварийных ситуациях? рабочий день…
    Тишина — «от» и «до» по закону
    17.10.2017
    Поправочка. На остановках общественного транспорта курить не запрещено. Это распространенное заблуждение, пришедшее из первоначального законопроекта, который претерпел поправки. Да и…
    Иллюзии антитабачной реальности
    17.10.2017
    Очень сожалею, что не смогла попасть в филармонию на юбилейный вечер с участием Тамары Синявской. Обожаю эту певицу. Огромное спасибо…
    Тамара Синявская: «Я не пою уже девять лет»
    11.10.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров