28 июня 2017  23:53
Распечатать

Тот самый «Современник»…

 

Современник. Горе от ума

Шамиль Хаматов – Чацкий в спектакле «Горе от ума».

 

Сбылась мечта многих казанских театралов – в столице республики состоялись большие гастроли московского театра «Современник», первые за его шестидесятилетнюю историю.

 

В данном случае слово «состоялись» подразумевает не просто сам факт приезда легендарной труппы. Прежде всего, состоялся обмен энергией, и не только между сценой и залом, но и между разными поколениями зрителей. Ведь для одних «Современник» – это в каком-то смысле свидание с молодостью и даже юностью, а для других в прямом смысле это театр – легенда, почти такая же, как и сама «оттепель», любимым детищем которой была молодая труппа, провоз-гласившая в своей творческой программе: «Нельзя жить прошлым, даже самым прекрасным и святым, нельзя в искусстве повторять даже идеальное…» И вот теперь, спустя шестьдесят лет, уже самим современниковцам приходится выслушивать упреки в консерватизме и пытаться пройти сквозь игольное ушко этой слегка запальчивой (под стать своему времени), но, в сущности, справедливой формулы.

 


Три из четырех показанных спектаклей поставлены художественным руководителем и ангелом-хранителем театра «Современник» Галиной Волчек, которая вот уже на протяжении более чем сорока лет не устает доказывать свою приверженность актерскому, психологическому театру, почти что уже сброшенному с «корабля современности»


 

Излишне говорить, что на всех спектаклях был аншлаг (гастроли проходили на сцене ТГАТ им. Г.Камала). В приподнятом настроении пребывали все: и театралы со стажем, и VIP-публика, и любопытствующая молодежь, несмотря на июльскую жару, отказавшаяся ради «Современника» от растянутых маек и пляжных шлепанцев. Да и в самом воздухе, разбавленном хорошим парфюмом, витало что-то ностальгическое по тем временам, когда «театр начинался с вешалки». И даже мобильные телефоны (это уже напасть нашего гаджетного времени!) реже обычного нарушали благоговейную тишину и полумрак зрительного зала.

Конечно, мотивация у зрителей была разной. Кто-то шел на «живых» Неелову, Хаматову, Гармаша и других, может, не столь знаменитых, но узнаваемых по киноролям и телесериалам артистов. К приятным можно отнести и такие моменты, когда, например, на спектакле «Три товарища» в маленькой, почти крошечной роли фрау Мюллер зрители постарше узнали звезду советского экрана Светлану Коркошко, давно исчезнувшую из нашего поля зрения. Какая-то часть зрителей ориентировалась на театральную классику («Вишневый сад», «Двое на качелях», «Горе от ума»), и это тем более объяснимо. Наша местная публика по этой части уже давно на «голодном пайке». На казанских афишах сегодня можно встретить какие угодно имена – от модного нынче Макдонаха до известного в узких театральных кругах Павла Пряжко, но почти безнадежное дело отыскать среди них Чехова, хоть в традиционной, хоть в авангардной постановке.

 

Современник. Горе от ума. Гармаш

Народный артист России Сергей Гармаш (Фамусов) в спектакле «Горе от ума».

«Вишневый сад», показанный «Современником», – спектакль тоже далеко не новый, скоро ему двадцать лет, и Марина Неелова, по всей видимости, уже настолько «прикипела» к Любови Андреевне Раневской, что может позволить себе выходить на сцену в этой роли без парика, со своей неизменной стрижкой, и вообще, быть узнаваемой в каждом жесте и повороте головы. Но, как ни странно, это многое проясняет, и прежде всего то, почему при всей эгоцентричности, фальши и непоследовательности Раневской никому и в голову не приходит ее осуждать, а тем более отыгрываться на ее прошлом. И вдруг ясно понимаешь, что все, включая умного, тонкого и, в отличие от остальных, почти не кривляющегося Лопахина – Гармаша, любят Раневскую ни за что и такой, какая она есть. Как и всегда у Чехова, здесь у каждого своя правда, и никому не веришь до конца, но чем безнадежнее положение героев, тем меньше в них наносного и тем больше им прощаешь. И по-пробуйте кого-нибудь убедить в том, что нам, живущим спустя сто с лишним лет, все это незнакомо.

Три из четырех показанных спектаклей поставлены художественным руководителем и ангелом-хранителем театра «Современник» Галиной Волчек, которая вот уже на протяжении более чем сорока лет не устает доказывать свою приверженность актерскому, психологическому театру, почти что уже сброшенному с «корабля современности».

Спектакль по Ремарку «Три товарища» можно отнести к так называемому «большому стилю»: в нем занята почти вся труппа театра, а декорации сгодились бы и «Мосфильму», если бы там задумали снимать кино о Германии начала 1930-х годов. Чего стоит один только ретро-автомобиль, который герои любовно называют Карлом! (По слухам, это подарок театру одного из российских олигархов.) А уж лестниц и мостков, по которым три с половиной часа мечутся герои, просто не счесть. Конечно, для казанских зрителей это в определенном смысле стало испытанием. Наша публика привыкла к более динамичному действию, да и громоздкие декорации все чаще заменяет компьютерная графика. Но с другой стороны, может, вся прелесть как раз в этих подробностях и ощущении, что все происходит здесь и сейчас. А самое запоминающееся в спектакле – это, пожалуй, Пат в исполнении Светланы Ивановой. Хрупкая, нежная, она слишком идеальна для женщины. Скорее, это тот образ, который может привидеться, если слишком долго смотреть на горящую свечу в ночи. Наваждение, одним словом, но настолько прекрасное, что хочется жить.

 


«Горе от ума» Туминаса – почти гоголевская фантасмагория, и первично здесь ощущение пронизывающего холода, неуютства и странных, распадающихся связей – между старой и новой жизнью, отцами и детьми, женщинами и мужчинами.


 

Долгожданный выход на казанскую сцену Чулпан Хаматовой пришелся аккурат на середину гастролей – в «Двое на качелях» У.Гибсона. И думается, ожидания зрителей были сполна вознаграждены. Хаматовой удается быть одновременно ослепительной и филигранной, «рвать сердце» внешней хрупкостью и незащищенностью своих героинь и при этом совершать невероятные кульбиты в прямом и переносном смысле этого слова. Вот и в этом спектакле ее маленькая, слабая здоровьем Гитель, скромная танцовщица с несложившейся судьбой, разве что не ходит колесом, чтобы помочь двухметровому красавцу Джерри (Кирилл Сафонов) преодолеть душевный кризис и вернуть вкус к жизни. Да, Гитель, безропотно, почти не задумываясь приносящая в жертву свою любовь, кажется нам смутно знакомой, такие ее черты, как внутренняя свобода и способность отдавать, ничего не требуя взамен, присутствуют во многих героинях Чулпан Хаматовой. Но для актрисы, похоже, это не просто очередная бенефисная роль, а некий нравственный посыл людям и миру, погрязшему в душевной меркантильности.

Если под занавес гастролей у кого-то и сложилось впечатление, что «Современник» чересчур держится за традиции реалистического театра и чурается новых форм, то спектакль, показанный в заключительный вечер, – «Горе от ума» в постановке Римаса Туминаса – расставил точки над «i». Да и какие еще нужны аргументы, что ничто истинно новаторское «Современнику» не чуждо, в том числе и литовский метафорический театр? В свое время этот спектакль наделал немало шума в Первопрестольной, большей частью не принявшей аналогии режиссера с фамусовской Москвой. Это при том, что на сцене нет никаких признаков реальности – ни той, ни нынешней, а слова значат еще меньше, хотя со сцены звучит все тот же знакомый со школы грибоедовский текст.

 


Спектакль по Ремарку «Три товарища» можно отнести к так называемому «большому стилю»: в нем занята почти вся труппа театра, а декорации сгодились бы и «Мосфильму», если бы там задумали снимать кино о Германии начала 1930-х годов


 

«Горе от ума» Туминаса – почти гоголевская фантасмагория, и первично здесь ощущение пронизывающего холода, неуютства (посреди сцены возвышается огромная «голландская» печь, из которой время от времени валит «дым отечества») и странных, распадающихся связей – между старой и новой жизнью, отцами и детьми, женщинами и мужчинами. А в центре – история гордого и одинокого юноши Саши Чацкого (Шамиль Хаматов), уехавшего на поиски свободы и вернувшегося в поисках утраченной любви, но не нашедшего ни того ни другого…

Постскриптум. «Лицом» театра «Современник» в Казани можно назвать Сергея Гармаша, который стал появляться в нашем городе еще задолго до начала гастролей, и он же, после фееричного исполнения роли Фамусова, обратился к казанским зрителям с прощальным спичем, поблагодарив их за радушный прием и радость обретения новых друзей, партнеров и сценического опыта. Ответом была овация зала.

 


Фото: Пресс-служба театра «Современник»
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:11.07.2016
Выпуск: №98 (28092)

Добавить комментарий

kirov 27.06.2017

Гастроли качаловцев вызвали небывалый зрительский ажиотаж в Кирове

  26 июня театральная фантазия «Пиковая дама» закрыла триумфально прошедшие большие гастроли Казанского академического русского Большого драматического...
990
sabantyi 26.06.2017

Автомобиль, баран и аплодисменты

27 июня в поселке Лесхоз Сабинского района пройдет юбилейный, десятый республиканский «Театральный сабантуй», на котором блеснут своими талантами артисты и сотрудники большинства татарстанских театров....
1850
118893_19895_3_-_varna_DSC_0279_foto_Ramilya_Kadyrova 23.06.2017

О книгах нашего журналиста узнали в Болгарии

Там прошла презентация книг журналиста и писателя Венеры Якуповой....
2140
645 23.06.2017

Чем прирастут казанские парки

По программе развития общественных пространств РТ в Казани продолжится благоуст-ройство парка имени Урицкого и Горкинско-Ометьевского леса....
1490
WgKymsgyMQs 22.06.2017

Создано народными умельцами

В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открывается выставка произведений киргизских мастеров кисти и декоративно-прикладного искусства....
1570
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    08.03.1925

    55

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №55.08.03.1925 год

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    28 июня

    Фердинант Мингазович Гимадеев (1945), танцовщик, народный артист Татарстана.

    Фердинат Мидхатович Давлетшин (1960), глава Черемшанского муниципального района.

    Андрей Владимирович Кузьмин (1969), генеральный директор АО «Татмедиа».

    Борис Николаевич Трубин (1930), композитор, профессор, заслуженный деятель искусств Татарстана.

  • Юмор

    kar
    Сегодня в метро: напротив меня девочка лет четырех стоит на коленках на сиденье – рассматривает пейзаж за окном (надземное бутовское метро).
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Ты за кого болеть будешь?

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85
  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Добрый день! Я инвалид 2-й группы по федеральному списку. Болею сирингомиелией, и проблемы с кишечником от нее, невралгией тройничного нерва.…
    «Горячая линия» по лекарствам
    26.06.2017
    Почему же мы постоянно наступаем на одни и те же грабли? Наверное, из-за меркантильности, вызванной нашим низким уровнем жизни. Вот…
    Пожертвования в пользу мошенников?
    24.06.2017
    Фуад Халиуллович Байбуров примерно 1914 г.р. окончил казанский медицинский институт, на фронте – военный врач, погиб после Победы. Из Австрии…
    А мама так готовилась к приезду сына…
    21.06.2017
    А как быть с работниками жеу? У нас например практикуется летом косить газоны газонокосилкой ,а она издаёт много шума, работать…
    Тишина — «от» и «до» по закону
    20.06.2017
    Своим видением последствий холодного мая вслед за синоптиками спешат поделиться эксперты и чиновники. Так, по мнению министра сельского хозяйства и…
    Подарит ли июнь тепло?
    20.06.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров