13 декабря 2017  19:57
Распечатать

Там даже время течет иначе…

 

Свияжск

 

Все больше дорог ведут в Свияжск, который как-то незаметно перестал быть островом, но по-прежнему демонстрирует редкостное смирение перед судьбой, принявшей в наши дни очертания нескончаемого людского потока к свияжским святыням.

 

Два года назад проложили сюда дорогу и организаторы театральной лаборатории «Свияжск­АРТель» из фонда поддержки современного искусства «Живой город». Нынешняя лаборатория уже третья по счету. На днях она по традиции завершилась показом спектаклей-эскизов на заданную тему, которая нынче звучала предельно широко и лаконично – «остров». И хотя теперь она уже почти неактуальна для Свияжска, но на каком-то ментальном уровне он продолжает оставаться для всех сказочным островом Буяном, и это оказалось на руку участникам проекта, которым предстояло экспериментировать с гением места.

Напомню суть лаборатории. В течение недели трем командам в составе драматурга, режиссера и 5–6 актеров надо придумать некое подобие театрального действа в формате site specific («специфика места») на основе текстов, написанных здесь же, в Свияжске, по самым что ни есть свежим впечатлениям от знакомства с его историей и местными достопримечательностями.

 


Свияжск – не самое театральное место. Вернее сказать, он сам по себе настолько колоритен и перенасыщен оттенками, несет в себе настолько мощную и противоречивую энергетику, что переиграть его ой как непросто


 

Но жизнь, как всегда, добавила экстрима. Не смог приехать знаменитый и загадочный драматург Павел Пряжко, и петербуржец Дмитрий Волкострелов, оказавшись в Свияжске без своего постоянного соавтора, был един в двух лицах – режиссера и автора текста. В то же время другой именитый участник проекта – драматург и сценарист Юрий Клавдиев («Школа», «Все умрут, а я останусь»), работавший в паре с режиссером Красноярского ТЮЗа Романом Феодори, за неделю написал аж три монопьесы, и каждая из них потянула бы на полновесный спектакль-притчу. С какими непредвиденными трудностями столкнулась третья, полностью казанская и преимущественно женская команда, честно скажу, не знаю. Но уже одно то, что начинающий режиссер Регина Саттарова со товарищи отважилась конкурировать с «золотомасочниками» Феодори и Волкостреловым, дорогого стоит.

И это не считая того, что нынешняя лаборатория выдалась на редкость жаркой, под палящим солнцем прошел и заключительный день показов.

Хотя сами «артельщики» в один голос уверяют, что творческий процесс для них важнее результата, желающих увидеть, что из этого получилось, как всегда, набралось предостаточно, на целых три автобуса. А сколько еще приехали своим ходом…

 

  Вместе с Феодори над эскизом «Единственный берег» работали актеры Казанского ТЮЗа
и по всему чувствовались их влюбленность в драматургический материал и глубокая вовлеченность в творческий процесс. Но тексты Юрия Клавдиева настолько великолепны, что даже подчеркнутый минимализм эскиза – и в оформлении, и в актерском исполнении – иногда смотрелся чрезмерно иллюстративным и наигранным…

 

Программу показов открыла команда Дмитрия Волкострелова, чей театр кардинально отличается от всего, что мы привыкли понимать под этим словом. Многие сомневаются, театр ли это вообще, но мало кто остается равнодушным к экспериментам 33-летнего режиссера, которые тем уже интересны, что требуют от зрителей большой внутренней работы. Своим радикальным взглядам на возможности театрального пространства Волкострелов не изменил и в Свияжске. Предложенный им эскиз под названием «Музей мест которые» в общей сложности длится пять часов и насчитывает 15 локаций, то есть таких мест, где, по мнению режиссера, «существует возможность театра». Собственно, больше ничего и не происходит, а если и происходит, то уже помимо воли режиссера… Начинать смотреть «спектакль» можно с любой локации. Главное, улучшить момент, когда здесь же окажется кто-то из артистов, голосом автогида зачитывающих текст (иногда он что-то проясняет, иногда – нет), и потом уже не упускать их из виду…

Прямо скажем, мало у кого получилось последовательно обойти локации, разбросанные по всему Свияжску. Кому-то и вовсе не удалось пересечься с артистами и скрыть досаду по этому поводу, и только самые упорные в одиночку прошли весь маршрут. Безусловно, есть своя логика в том, что «Музей…» Дмитрия Волкострелова уводил их все дальше и дальше от мест массового паломничества, туда, где «ничего не происходит» и взгляд цепляет разве что полузатопленная лодка или причудливая коряга, или просто красивая панорама, открывающаяся с высокого свияжского берега… Переживания зрителей, оценивших возможность увидеть и побыть наедине не с парадным, а настоящим Свияжском, равно как и чье-то недоумение, раздражение тем, что «ничего не понятно», – это даже не часть спектакля-квеста, а, собственно, он сам и есть.

Одно из самых сильных впечатлений нынешней лаборатории – это тексты Юрия Клавдиева, написанные в Свияжске и имеющие «привязку» к его трагической истории (это, в частности, тень приснопамятного Льва Троцкого), но при всем том абсолютно самодостаточные, восходящие к лучшим образцам современной прозы. Первый – это монолог звездочета-юродивого, ставшего невольным свидетелем кровавых событий времен Гражданской войны, которые не обошли стороной Свияжск и служивших здесь монахов. Второй монолог начинает так: «Я – Река. Я живу своей жизнью, совершенно непохожей на все остальное. Я – Река. Я точно знаю свою задачу. Я теку. Точнее, течет что-то внутри меня, и я теку вместе с ним. Вместе со мной течет и движется все, на что хватает глаз…» И наконец, третья новелла, положенная в основу эскиза Романа Феодори «Единственный берег», – это история любви Степного Орла, предпочитающего ходить по земле и раздвигать крыльями высокую траву, и Лошади, мечтающей жить так, как если бы у нее за спиной были крылья. Излишне говорить, что они дорого поплатились за свою неспособность быть как все…

Вместе с Феодори над эскизом «Единственный берег» работали актеры Казанского ТЮЗа, и по всему чувствовались их влюбленность в драматургический материал и глубокая вовлеченность в творческий процесс. Но тексты Юрия Клавдиева настолько великолепны, что даже подчеркнутый минимализм эскиза – и в оформлении, и в актерском исполнении – иногда смотрелся чрезмерно иллюстративным и наигранным…

 


В течение недели трем командам в составе драматурга, режиссера и 5–6 актеров надо придумать некое подобие театрального действа в формате site specific («специфика места») на основе текстов, написанных здесь же, в Свияжске, по самым что ни есть свежим впечатлениям от знакомства с его историей и местными достопримечательностями


 

И в целом, по мере знакомства с эскизами прошлых и нынешней лаборатории, приходишь к неожиданному выводу: Свияжск – не самое театральное место. Вернее сказать, он сам по себе настолько колоритен и перенасыщен оттенками, несет в себе настолько мощную и противоречивую энергетику, что переиграть его ой как непросто. На мой взгляд, именно с этой данностью столкнулись авторы и участники третьего эскиза – «Свияжское время» (реж. Р.Саттарова), разыгранного прямо на берегу, на свежевыкрашенном дебаркадере. Конечно, трудно не согласиться с тем, что здесь, в Свияжске, даже время течет иначе. Оно более тягучее, ароматное… Но точно так же, как веселенький дебаркадер, лишь копия тех речных трудяг, которых и сейчас еще можно встретить на Волге, так и «сонливость», заторможенность артистов, их долгие и частые паузы были всего лишь имитацией «свияжского времени». Неудивительно, что зрители уносились взглядом дальше и выше – туда, где в предзакатном мареве текла река, на глазах розовели облака и в самом воздухе было разлито предчувствие того, что над Свияжском вот-вот зазвонят колокола…

И все-таки ключевое слово во всей этой истории – слово «лаборатория». Каждый из показанных эскизов не есть что-то застывшее и окончательное, каждый несет в себе энергию и возможность театра.

 


Фото: «Живой город»
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:04.08.2016
Выпуск: №112 (28106)

Добавить комментарий

Картина дня_музей_kazan-kremlin.ru_ 11.12.2017

Музей без барьеров

В музее естественной истории Татарстана на территории кремлевского заповедника прошла череда мероприятий в рамках всероссийской акции «День инклюзии»....
2330
teatr 11.12.2017

Школьный звонок, но не на урок

В Доме актера им. М.Салимжанова подвели итоги I Республиканского фестиваля школьных театров «Третий звонок»....
1790
tango 11.12.2017

Рок-н-ролл, танго и парад басов

В эти дни в Казани проходит X Международный фестиваль искусств «Филармониада», в концертах которого принимают участие известные артисты из Аргентины, Армении, Дании и России....
1650
dialogi 11.12.2017

Спектакль для голоса и джаза

«Диалоги: концерт для рояля и актера» – так называется спектакль, поставленный Игорем Голодным, который в пятницу представили в Казанской ратуше артист Даниил Спиваковский и джазовый музыкант Евгений Борец....
1390
DSC_0481 08.12.2017

«Балкыш» шагает по республике

В 2018 году пройдет V Республиканский фестиваль самодеятельных исполнителей среди ветеранов Татарстана «Балкыш» («Сияние»)....
3130
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    03.02.1928

    29.03.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №29.03.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    13 декабря

    Ренад Зиннурович Сагдеев (1941), директор института «Международный томографический центр» Сибирского отделения РАН (Новосибирск), лауреат Ленинской премии и Госпремии РФ, почетный член АН РТ. Родился в Казани.

    Николай Васильевич Фролов (1931), фрезеровщик казанского завода «Радиоприбор», Герой Социалистического Труда.

  • Юмор

    anecdot
    К светлому будущему идут не от хорошей жизни.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Если бы приезжавший в Казань мужчина с бородой не назвался Дедом Морозом, то его определенно можно назвать дипломированным психологом –…
    Советы от зимнего волшебника
    12.12.2017
    На Волге множество мест, и не только в Камско-Устьинском районе, где можно было бы «посидеть на лавочке и посозерцать» на…
    Сюда не ступала нога туриста
    12.12.2017
    Кряшены действительно не забывают о своих корнях и чтут предков. У меня в одном из мамадышских сел живет друг-кряшен, так…
    Кряшены не забывают о своих корнях
    12.12.2017
    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до…
    Украсть фирменный стиль
    12.12.2017
    Огромное спасибо за статью. Для себя открыл новую историю.
    Вечный скиталец
    11.12.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров