27 апреля 2018  9:37
Распечатать

Там даже время течет иначе…

 

Свияжск

 

Все больше дорог ведут в Свияжск, который как-то незаметно перестал быть островом, но по-прежнему демонстрирует редкостное смирение перед судьбой, принявшей в наши дни очертания нескончаемого людского потока к свияжским святыням.

 

Два года назад проложили сюда дорогу и организаторы театральной лаборатории «Свияжск­АРТель» из фонда поддержки современного искусства «Живой город». Нынешняя лаборатория уже третья по счету. На днях она по традиции завершилась показом спектаклей-эскизов на заданную тему, которая нынче звучала предельно широко и лаконично – «остров». И хотя теперь она уже почти неактуальна для Свияжска, но на каком-то ментальном уровне он продолжает оставаться для всех сказочным островом Буяном, и это оказалось на руку участникам проекта, которым предстояло экспериментировать с гением места.

Напомню суть лаборатории. В течение недели трем командам в составе драматурга, режиссера и 5–6 актеров надо придумать некое подобие театрального действа в формате site specific («специфика места») на основе текстов, написанных здесь же, в Свияжске, по самым что ни есть свежим впечатлениям от знакомства с его историей и местными достопримечательностями.

 


Свияжск – не самое театральное место. Вернее сказать, он сам по себе настолько колоритен и перенасыщен оттенками, несет в себе настолько мощную и противоречивую энергетику, что переиграть его ой как непросто


 

Но жизнь, как всегда, добавила экстрима. Не смог приехать знаменитый и загадочный драматург Павел Пряжко, и петербуржец Дмитрий Волкострелов, оказавшись в Свияжске без своего постоянного соавтора, был един в двух лицах – режиссера и автора текста. В то же время другой именитый участник проекта – драматург и сценарист Юрий Клавдиев («Школа», «Все умрут, а я останусь»), работавший в паре с режиссером Красноярского ТЮЗа Романом Феодори, за неделю написал аж три монопьесы, и каждая из них потянула бы на полновесный спектакль-притчу. С какими непредвиденными трудностями столкнулась третья, полностью казанская и преимущественно женская команда, честно скажу, не знаю. Но уже одно то, что начинающий режиссер Регина Саттарова со товарищи отважилась конкурировать с «золотомасочниками» Феодори и Волкостреловым, дорогого стоит.

И это не считая того, что нынешняя лаборатория выдалась на редкость жаркой, под палящим солнцем прошел и заключительный день показов.

Хотя сами «артельщики» в один голос уверяют, что творческий процесс для них важнее результата, желающих увидеть, что из этого получилось, как всегда, набралось предостаточно, на целых три автобуса. А сколько еще приехали своим ходом…

 

  Вместе с Феодори над эскизом «Единственный берег» работали актеры Казанского ТЮЗа
и по всему чувствовались их влюбленность в драматургический материал и глубокая вовлеченность в творческий процесс. Но тексты Юрия Клавдиева настолько великолепны, что даже подчеркнутый минимализм эскиза – и в оформлении, и в актерском исполнении – иногда смотрелся чрезмерно иллюстративным и наигранным…

 

Программу показов открыла команда Дмитрия Волкострелова, чей театр кардинально отличается от всего, что мы привыкли понимать под этим словом. Многие сомневаются, театр ли это вообще, но мало кто остается равнодушным к экспериментам 33-летнего режиссера, которые тем уже интересны, что требуют от зрителей большой внутренней работы. Своим радикальным взглядам на возможности театрального пространства Волкострелов не изменил и в Свияжске. Предложенный им эскиз под названием «Музей мест которые» в общей сложности длится пять часов и насчитывает 15 локаций, то есть таких мест, где, по мнению режиссера, «существует возможность театра». Собственно, больше ничего и не происходит, а если и происходит, то уже помимо воли режиссера… Начинать смотреть «спектакль» можно с любой локации. Главное, улучшить момент, когда здесь же окажется кто-то из артистов, голосом автогида зачитывающих текст (иногда он что-то проясняет, иногда – нет), и потом уже не упускать их из виду…

Прямо скажем, мало у кого получилось последовательно обойти локации, разбросанные по всему Свияжску. Кому-то и вовсе не удалось пересечься с артистами и скрыть досаду по этому поводу, и только самые упорные в одиночку прошли весь маршрут. Безусловно, есть своя логика в том, что «Музей…» Дмитрия Волкострелова уводил их все дальше и дальше от мест массового паломничества, туда, где «ничего не происходит» и взгляд цепляет разве что полузатопленная лодка или причудливая коряга, или просто красивая панорама, открывающаяся с высокого свияжского берега… Переживания зрителей, оценивших возможность увидеть и побыть наедине не с парадным, а настоящим Свияжском, равно как и чье-то недоумение, раздражение тем, что «ничего не понятно», – это даже не часть спектакля-квеста, а, собственно, он сам и есть.

Одно из самых сильных впечатлений нынешней лаборатории – это тексты Юрия Клавдиева, написанные в Свияжске и имеющие «привязку» к его трагической истории (это, в частности, тень приснопамятного Льва Троцкого), но при всем том абсолютно самодостаточные, восходящие к лучшим образцам современной прозы. Первый – это монолог звездочета-юродивого, ставшего невольным свидетелем кровавых событий времен Гражданской войны, которые не обошли стороной Свияжск и служивших здесь монахов. Второй монолог начинает так: «Я – Река. Я живу своей жизнью, совершенно непохожей на все остальное. Я – Река. Я точно знаю свою задачу. Я теку. Точнее, течет что-то внутри меня, и я теку вместе с ним. Вместе со мной течет и движется все, на что хватает глаз…» И наконец, третья новелла, положенная в основу эскиза Романа Феодори «Единственный берег», – это история любви Степного Орла, предпочитающего ходить по земле и раздвигать крыльями высокую траву, и Лошади, мечтающей жить так, как если бы у нее за спиной были крылья. Излишне говорить, что они дорого поплатились за свою неспособность быть как все…

Вместе с Феодори над эскизом «Единственный берег» работали актеры Казанского ТЮЗа, и по всему чувствовались их влюбленность в драматургический материал и глубокая вовлеченность в творческий процесс. Но тексты Юрия Клавдиева настолько великолепны, что даже подчеркнутый минимализм эскиза – и в оформлении, и в актерском исполнении – иногда смотрелся чрезмерно иллюстративным и наигранным…

 


В течение недели трем командам в составе драматурга, режиссера и 5–6 актеров надо придумать некое подобие театрального действа в формате site specific («специфика места») на основе текстов, написанных здесь же, в Свияжске, по самым что ни есть свежим впечатлениям от знакомства с его историей и местными достопримечательностями


 

И в целом, по мере знакомства с эскизами прошлых и нынешней лаборатории, приходишь к неожиданному выводу: Свияжск – не самое театральное место. Вернее сказать, он сам по себе настолько колоритен и перенасыщен оттенками, несет в себе настолько мощную и противоречивую энергетику, что переиграть его ой как непросто. На мой взгляд, именно с этой данностью столкнулись авторы и участники третьего эскиза – «Свияжское время» (реж. Р.Саттарова), разыгранного прямо на берегу, на свежевыкрашенном дебаркадере. Конечно, трудно не согласиться с тем, что здесь, в Свияжске, даже время течет иначе. Оно более тягучее, ароматное… Но точно так же, как веселенький дебаркадер, лишь копия тех речных трудяг, которых и сейчас еще можно встретить на Волге, так и «сонливость», заторможенность артистов, их долгие и частые паузы были всего лишь имитацией «свияжского времени». Неудивительно, что зрители уносились взглядом дальше и выше – туда, где в предзакатном мареве текла река, на глазах розовели облака и в самом воздухе было разлито предчувствие того, что над Свияжском вот-вот зазвонят колокола…

И все-таки ключевое слово во всей этой истории – слово «лаборатория». Каждый из показанных эскизов не есть что-то застывшее и окончательное, каждый несет в себе энергию и возможность театра.

 


Фото: «Живой город»
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:04.08.2016
Выпуск: №112 (28106)


Добавить комментарий

Тукай_Пресс-служба Президента 27.04.2018

«Наш Татарстан»: победители определены

В 132-ю годовщину со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, в Казани прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню родного языка....
2100
c1b5e58b2cb4f456193f4e0464eceb15 26.04.2018

О важности театра в современной жизни

26 апреля состоялось открытие обновленного здания Казанского татарского государственного театра юного зрителя....
1630
2 23.04.2018

Это уникальный фестиваль

В Казани в КРК «Пирамида» состоялся суперфинал фестиваля эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык», на котором стали известны имена обладателей Гран-при....
3920
kino 23.04.2018

Неделя татарстанского кино

25 апреля в Казани стартует «Неделя татарстанского кино», которая, по задумке организаторов, станет «пробным камнем» масштабного проекта....
1860
primavera 23.04.2018

На прямой связи с космосом

Музыканты Казанского камерного оркестра La Primavera исполнили для жителей Звездного городка и космонавтов, находящихся на орбите, «Космическую сюиту»....
1540
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    27 апреля

    Халим Бадриевич Залялов (1940), актер театра им. Г.Камала, народный артист Татарстана.

    Зухра Котдусовна Сахабиева (Бигичева), народная артистка Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    18.01.1930

    14-18.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №14-18.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Если экспозиция располагается на территории министерства, есть большие сомнения, что она будет доступна рядовым гражданам. Министерства у нас, как известно,…
    Памяти Тукая посвящается…
    26.04.2018
    Это кто, интересно, обратился к Тахиру Хадееву с такой дурацкой идеей?? С кого он решил пример брать по внедрению идиотских…
    В Госсовете Татарстана обсудили целесообразность смены часового пояса
    25.04.2018
    4 0 Все очень просто: это не обычная маршрутка, это неорганизованные перевозки типа по заказу. Маршрут Севастополь - граница, билетов…
    Моряки «Норда» отказались назвать себя гражданами Украины
    23.04.2018
    В статье много неточностей. Торпеды Т-5 немцы впервые применили осенью 1943, конвой РQ-18 был еще осенью 1942. Боекомплект лодки VII…
    Тайна подлодки «U-250»
    23.04.2018
    Добрый день. УК Центр- МК. Рауиса Гареева. При наличии индивидуального счетчика на отопление, приходят ужасно завышеные тарифы. Новый дом а…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    21.04.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров