21 мая 2019  22:33
Распечатать

Свободный художник Баки Урманче

Опубликовано: 02.03.2017 16:18

 

yrmante-3

Важным событием этих дней стало возвращение в экспозицию «Хазинэ» полотна Б.Урманче «Сбор винограда» (1958), прошедшего реставрацию в Москве.


В конце февраля, к 120-летию со дня рождения Баки Урманче, в Национальной художественной галерее «Хазинэ» возобновила работу постоянная галерея художника. Здесь же 1 марта прошел вечер памяти классика татарского изобразительного искусства.

 

Но основные юбилейные торжества, надо полагать, еще впереди. Ведь для татарской культуры Баки Урманче поистине ренессансная личность: живописец, скульптор, график, художник-прикладник и сценограф, а также теоретик искусства, ориенталист, поэт, музыкант, философ… Художник прожил 93 года, был свидетелем и пропустил через свое сердце почти все социальные катаклизмы, постигшие страну в XX веке. Многое коснулось его лично. Урманче был в числе 82 татарских интеллигентов, подписавших в 1927 году письмо Сталину против отмены арабской графики. Это была отчаянная попытка уберечь татарскую культуру от разрыва с прошлым, от забвения исторических корней. Свою подпись под номером «55» он расшифровал так: «свободный художник Баки Урманче». Также он проходил по делу «султангалиевцев», сидел в Бутырке, прошел Соловки… Долгими скитаниями заплатил художник за свое право творить. Однако, несмотря ни на что, Урманче любил жизнь и находил ее прекрасной во всех проявлениях.

 


Урманче был в числе 82 татарских интеллигентов, подписавших в 1927 году письмо Сталину против отмены арабской графики. Это была отчаянная попытка уберечь татарскую культуру от разрыва с прошлым, от забвения исторических корней. Свою подпись под номером «55» он расшифровал так: «свободный художник Баки Урманче»


 

Баки Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен Тетюшского уезда (ныне Буинский район) в семье сельского муллы. Лепить и рисовать начал с пяти лет. После знаменитого медресе «Мухаммадия» учительствовал на Тамбовщине, был шахтером в Донбассе, воевал в Туркестане. Затем – Москва, ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где Урманче учился сразу на двух факультетах – живописи и ваяния. Одновременно посещал Институт восточных языков, чтобы совершенствовать арабский, турецкий и фарси, которые изучал в медресе. Английским овладел, чтобы в подлиннике читать Шекспира и Байрона, французским – из любви к поэзии Бодлера.

В 1926–1929 годах Баки Урманче возглавлял Казанскую художественную школу, возрождению и укреплению которой отдал много сил. И хотя принято считать, что у него не было прямых учеников, многие татарские художники называют его Учителем с большой буквы.

Первые успехи Баки Урманче в искусстве связаны с графикой. Его иллюстрации к «Шурале» подтвердили превосходное знание художником народного быта, фольклора, богатство его творческой фантазии. Свое мастерство в этом виде искусства он будет оттачивать бесконечно. Доказательством этому являются две тысячи графических листов, созданных в ранний период творчества. Самая известная серия – по мотивам поэзии
Дэрдменда. Взгляните на «Тулпара»! Линия рисунка то подскакивает штрихом, то сливается в пятно. Графика Урманче передает главное – свободолюбие, порывистость крылатого коня, олицетворяющего творческое начало.

 

  Первые успехи Баки Урманче в искусстве связаны с графикой.
 Его иллюстрации к «Шурале» подтвердили превосходное знание художником народного быта, фольклора, богатство его творческой фантазии. Свое мастерство в этом виде искусства он будет оттачивать бесконечно. Доказательством этому являются две тысячи графических листов, созданных в ранний период творчества.

Исключительное влияние на творчество Баки Урманче оказал Тукай. Они были современниками, дышали одним воздухом, но их личное знакомство, увы, не состоялось. Как о подарке судьбы Баки Идрисович вспоминал эпизоды, когда ему, шакирду медресе, довелось видеть и слышать поэта. Образ Тукая, мир его произведений стали лейтмотивом творчества Урманче. Как уже сказано, им создано множество иллюстраций к Тукаю, а одной из первых работ в мраморе стал бюст поэта. Мемориальный комплекс в Кырлае – это тоже его идея, воплотившаяся в экспрессивных, незабываемых образах.

В творчестве Урманче счастливо соединились колорит национального мышления и достижения классического искусства. В живописи его путь лежал через экспрессию импрессионизма, основательность реализма к традициям восточной миниатюры. Неподражаем и Урманче-скульптор. Пристальное внимание к внутреннему миру человека, стремление с наибольшей точностью передать его индивидуальность, духовный опыт особенно наглядно проявились в жанре портрета. Взгляд Урманче проникал в самую суть человека и его души. Галерея скульптурных портретов, созданных художником, ярка и впечатляюща: Кул Гали, Сююмбике, Ш. Марджани, К. Насыри, Ш.Бабич, М.Джалиль… Впрочем, на склоне лет художник отходит от портретной конкретики, его работы приобретают все большую философичность. Из светлой среднеазиатской чинары вырезаны композиции «Сагыш» («Раздумье») и «Весенние мелодии». В первой присутствует мотив быстротечности человеческой жизни. «Весенние мелодии» – прямая противоположность. Образ девочки, держащей в руке курай, – воплощение молодости и начала творческого пути.

Когда Урманче работал, то любил напевать что-нибудь народное, а работал он постоянно. «На одном станке делаю скульптуру, рядом – на натянутом холсте – ждет живопись, на столе лежат листы с графикой, в углу скучает акварель… Я, по состоянию души, тянусь то к одному, то к другому. Иногда месяцами не подхожу к холсту, но не могу отойти от скульптуры. А вот стихи у меня рождаются всегда», – признавался Баки Идрисович.

Мне одному восторг,

как факел, дан.

Пылаю я.

Чудес не счесть, не охватить,

С лихвой не pаздарить.

Не знал я,

что в награду счастье есть

За боль. Струной звенящая,

трепещущая нить.

 


В творчестве Урманче счастливо соединились колорит национального мышления и достижения классического искусства. В живописи его путь лежал через экспрессию импрессионизма, основательность реализма к традициям восточной миниатюры


 

Творческое наследие Урманче насчитывает около 300 живописных полотен, более 150 скульптурных композиций и свыше 4000 графических листов. Художник обогатил не только сокровищницу татарской культуры, но и способствовал развитию изобразительного искусства Казахстана и Узбекистана, где ему довелось жить и работать на протяжении нескольких десятилетий. В своем творчестве Баки Урманче не примыкал ни к «левым», ни к «правым», он счастливо избежал увлечения крайностями модернизма и в то же время не принимал ортодоксального, ангажированного реализма. Следуя заветам классиков и впитывая достижения художественной культуры бурного ХХ столетия, Урманче в первую очередь утолял собственную духовную жажду, жажду истины.

 


Фото: urmanche.ru
Автор статьи: ДАШИНА Александра
Выпуск: №30 (28218)


Добавить комментарий

Фантомы 20.05.2019

«Фантомы» из Челнов

В казанской галерее современного искусства «БИЗON» открылась персональная выставка набережночелнинского художника Ленара Ахметова «Фантомы»....
1380
Фестиваль-безграничных-талантов 20.05.2019

С талантом не пропадёшь

В детском центре «Экият» в Казани прошёл финал II Республиканского молодёжного фестиваля безграничных талантов....
840
дом-татарской-книги2 20.05.2019

Дом для татарской книги

В отреставрированном Музее истории татарской культуры с мемориальной квартирой писателя Шарифа Камала в Казани скоро появится Дом татарской книги....
1260
выставка-монет-kp.ru 18.05.2019

Станиславский и Васильев попали на монеты

В Казанском Кремле Центробанк РФ проводит уникальную выставку, приуроченную к Году театра в России....
3290
ирада-аюпова 18.05.2019

Татарстан может гордиться своими музеями

18 мая – Международный день музеев. В связи с этим в редакцию поступило поздравление министра культуры Республики Татарстан Ирады Аюповой....
3960
  • Мнение

    Юрий Гальцев, заслуженный артист России, художественный руководитель Театра эстрады им.Райкина в Санкт-Петербурге:

    юрий-гальцев

    Гостил в Тетюшах и был удивлен, что отсюда родом предки прославленных актёров Михаила Ефремова и Сергея Шакурова. Меня тронули природа, история этого края. Я увидел бескрайнюю Волгу, подивился музею рыбы. Такие города манят к себе. Я вот несколько раз бывал в Нью-Йорке, но надолго там не задержишься, не цепляет сердце. А у вас душой отдыхаешь. Хочу еще раз приехать сюда.

    Все мнения
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    22 мая

    Фарид Хайруллович Мухаметшин (1947), Председатель Государственного Совета Татарстана.

    Раузил Магсумянович Хазиев (1959), генеральный директор АО «Татэнерго».

    Альберт Вазилович Мавликов (1968), начальник Татарстанской таможни.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров