27 мая 2017  9:08
Распечатать

Свободный художник Баки Урманче

 

yrmante-3

Важным событием этих дней стало возвращение в экспозицию «Хазинэ» полотна Б.Урманче «Сбор винограда» (1958), прошедшего реставрацию в Москве.


В конце февраля, к 120-летию со дня рождения Баки Урманче, в Национальной художественной галерее «Хазинэ» возобновила работу постоянная галерея художника. Здесь же 1 марта прошел вечер памяти классика татарского изобразительного искусства.

 

Но основные юбилейные торжества, надо полагать, еще впереди. Ведь для татарской культуры Баки Урманче поистине ренессансная личность: живописец, скульптор, график, художник-прикладник и сценограф, а также теоретик искусства, ориенталист, поэт, музыкант, философ… Художник прожил 93 года, был свидетелем и пропустил через свое сердце почти все социальные катаклизмы, постигшие страну в XX веке. Многое коснулось его лично. Урманче был в числе 82 татарских интеллигентов, подписавших в 1927 году письмо Сталину против отмены арабской графики. Это была отчаянная попытка уберечь татарскую культуру от разрыва с прошлым, от забвения исторических корней. Свою подпись под номером «55» он расшифровал так: «свободный художник Баки Урманче». Также он проходил по делу «султангалиевцев», сидел в Бутырке, прошел Соловки… Долгими скитаниями заплатил художник за свое право творить. Однако, несмотря ни на что, Урманче любил жизнь и находил ее прекрасной во всех проявлениях.

 


Урманче был в числе 82 татарских интеллигентов, подписавших в 1927 году письмо Сталину против отмены арабской графики. Это была отчаянная попытка уберечь татарскую культуру от разрыва с прошлым, от забвения исторических корней. Свою подпись под номером «55» он расшифровал так: «свободный художник Баки Урманче»


 

Баки Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен Тетюшского уезда (ныне Буинский район) в семье сельского муллы. Лепить и рисовать начал с пяти лет. После знаменитого медресе «Мухаммадия» учительствовал на Тамбовщине, был шахтером в Донбассе, воевал в Туркестане. Затем – Москва, ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где Урманче учился сразу на двух факультетах – живописи и ваяния. Одновременно посещал Институт восточных языков, чтобы совершенствовать арабский, турецкий и фарси, которые изучал в медресе. Английским овладел, чтобы в подлиннике читать Шекспира и Байрона, французским – из любви к поэзии Бодлера.

В 1926–1929 годах Баки Урманче возглавлял Казанскую художественную школу, возрождению и укреплению которой отдал много сил. И хотя принято считать, что у него не было прямых учеников, многие татарские художники называют его Учителем с большой буквы.

Первые успехи Баки Урманче в искусстве связаны с графикой. Его иллюстрации к «Шурале» подтвердили превосходное знание художником народного быта, фольклора, богатство его творческой фантазии. Свое мастерство в этом виде искусства он будет оттачивать бесконечно. Доказательством этому являются две тысячи графических листов, созданных в ранний период творчества. Самая известная серия – по мотивам поэзии
Дэрдменда. Взгляните на «Тулпара»! Линия рисунка то подскакивает штрихом, то сливается в пятно. Графика Урманче передает главное – свободолюбие, порывистость крылатого коня, олицетворяющего творческое начало.

 

  Первые успехи Баки Урманче в искусстве связаны с графикой.
 Его иллюстрации к «Шурале» подтвердили превосходное знание художником народного быта, фольклора, богатство его творческой фантазии. Свое мастерство в этом виде искусства он будет оттачивать бесконечно. Доказательством этому являются две тысячи графических листов, созданных в ранний период творчества.

Исключительное влияние на творчество Баки Урманче оказал Тукай. Они были современниками, дышали одним воздухом, но их личное знакомство, увы, не состоялось. Как о подарке судьбы Баки Идрисович вспоминал эпизоды, когда ему, шакирду медресе, довелось видеть и слышать поэта. Образ Тукая, мир его произведений стали лейтмотивом творчества Урманче. Как уже сказано, им создано множество иллюстраций к Тукаю, а одной из первых работ в мраморе стал бюст поэта. Мемориальный комплекс в Кырлае – это тоже его идея, воплотившаяся в экспрессивных, незабываемых образах.

В творчестве Урманче счастливо соединились колорит национального мышления и достижения классического искусства. В живописи его путь лежал через экспрессию импрессионизма, основательность реализма к традициям восточной миниатюры. Неподражаем и Урманче-скульптор. Пристальное внимание к внутреннему миру человека, стремление с наибольшей точностью передать его индивидуальность, духовный опыт особенно наглядно проявились в жанре портрета. Взгляд Урманче проникал в самую суть человека и его души. Галерея скульптурных портретов, созданных художником, ярка и впечатляюща: Кул Гали, Сююмбике, Ш. Марджани, К. Насыри, Ш.Бабич, М.Джалиль… Впрочем, на склоне лет художник отходит от портретной конкретики, его работы приобретают все большую философичность. Из светлой среднеазиатской чинары вырезаны композиции «Сагыш» («Раздумье») и «Весенние мелодии». В первой присутствует мотив быстротечности человеческой жизни. «Весенние мелодии» – прямая противоположность. Образ девочки, держащей в руке курай, – воплощение молодости и начала творческого пути.

Когда Урманче работал, то любил напевать что-нибудь народное, а работал он постоянно. «На одном станке делаю скульптуру, рядом – на натянутом холсте – ждет живопись, на столе лежат листы с графикой, в углу скучает акварель… Я, по состоянию души, тянусь то к одному, то к другому. Иногда месяцами не подхожу к холсту, но не могу отойти от скульптуры. А вот стихи у меня рождаются всегда», – признавался Баки Идрисович.

Мне одному восторг,

как факел, дан.

Пылаю я.

Чудес не счесть, не охватить,

С лихвой не pаздарить.

Не знал я,

что в награду счастье есть

За боль. Струной звенящая,

трепещущая нить.

 


В творчестве Урманче счастливо соединились колорит национального мышления и достижения классического искусства. В живописи его путь лежал через экспрессию импрессионизма, основательность реализма к традициям восточной миниатюры


 

Творческое наследие Урманче насчитывает около 300 живописных полотен, более 150 скульптурных композиций и свыше 4000 графических листов. Художник обогатил не только сокровищницу татарской культуры, но и способствовал развитию изобразительного искусства Казахстана и Узбекистана, где ему довелось жить и работать на протяжении нескольких десятилетий. В своем творчестве Баки Урманче не примыкал ни к «левым», ни к «правым», он счастливо избежал увлечения крайностями модернизма и в то же время не принимал ортодоксального, ангажированного реализма. Следуя заветам классиков и впитывая достижения художественной культуры бурного ХХ столетия, Урманче в первую очередь утолял собственную духовную жажду, жажду истины.

 


Фото: urmanche.ru
Автор статьи: ДАШИНА Александра
Дата:02.03.2017
Выпуск: №30 (28218)

Добавить комментарий

Культурный марафон-1 26.05.2017

В селах стартовал культурный марафон

Новый сезон Республиканского культурного марафона открылся на днях двухчасовым концертом Государ­ственного ансамбля песни и танца РТ....
850
kul 26.05.2017

Назвали самых-самых

В Национальном музее Республики Татарстан наградили участников проекта «Культурный дневник школьника». Шестьдесят активистов и победителей итоговых конкурсов были отмечены в трех номинациях....
860
005 25.05.2017

Особое пространство культуры

С общероссийским Днем библиотек, работников этой сферы и всех, кто любит книгу, поздравляет министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин....
1030
malikov 25.05.2017

Моцарт качал Европу еще при динозаврах

Увлечь современного ребенка классической музыкой или историей возникновения джаза совсем нетрудно. Конечно, если знать, как правильно это делать....
1240
byk 25.05.2017

Татарстан на XII Санкт-Петербургском международном книжном салоне

На его стенде - около двухсот изданий на татарском и русском языках....
1020
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    23.05.1924

    23-05-24

    Рисунок художника К.Чеботарева. Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №16, 23.05.1924 год.

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    27 мая

    Радик Сабитович Ильясов (1951), депутат Госдумы России от Татарстана.

    Ахат Хаевич Мушинский (1951), исполнительный директор Татарского ПЕН-центра.

  • Юмор

    kar
    Конца света не будет. Многие еще по ипотеке не рассчитались.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Меня нужно отправить к морю

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85
  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Население только тогда поверит в действенность антикоррупционных мер, когда декларации о доходах жен чиновников (а желательно еще и их взрослых…
    Прививка от коррупции
    25.05.2017
    Так визуально пробежался Министр спорта и молодежи Леонов-и весь акцент у него фактически свалился к тому что даже в Артек…
    Возможностей стало больше
    25.05.2017
    Хорошая собака ! Моя собака лучшая Его имя Боня
    Если бы не спаниель…
    23.05.2017
    Здравствуйте, мой дедушка Сулейманов Мустафа Нуруллович 7.06.1914 года рождения родился в Малое Шаймурзино и оттуда же уехал на зароботки в…
    В Старом Шаймурзине гордятся своими земляками
    17.05.2017
    Те, кто приготовил взрывчатку, составил маршрут, обучил смертников, подвёз их. И каждый из них дорожит своей жизнью. Необходимо, как точно…
    Патрушев и Бабич обсудят в Казани меры по профилактике терроризма и экстремизма
    16.05.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров