«Свияжск АРТель»: вдох и выдох

На острове-граде прошли эскизы спектаклей в рамках театральной лаборатории «Свияжск АРТель»

Лейтмотивом нынешней лаборатории стала тема дороги, которая является ключевой для проекта в целом. Ибо, как признаются сами «артельщики», творческий процесс представляет для них гораздо большую ценность, чем собственно результат.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: vk.com

 

Свияжскартель
В заключительные дни лаборатории Тимур Бекмамбетов показал эскиз-променад «Ходжа Насреддин».

 

На острове-граде прошли показы для зрителей эскизов спектаклей, созданных в рамках шестой театральной лаборатории «Свияжск АРТель», которую ежегодно организует Фонд поддержки современного искусства РТ «Живой город».

 

Напомним, что лейтмотивом нынешней лаборатории стала тема дороги, которая является ключевой для проекта в целом. Ибо, как признаются сами «артельщики», творческий процесс представляет для них гораздо большую ценность, чем собственно результат, который лишь к седьмому дню «творения» начинает приобретать мало-мальски театральные очертания, да и те – настолько шаткие, что удержать их в памяти способно разве что воображение зрителей, охочих до всего необычного. Поэтому в Свияжске как нигде работает неписаное правило любой лаборатории – лучше один раз увидеть… Второго раза может просто не быть. Тот театр, который культивируют организаторы и участники «Свияжск АРТели», действует как вдох и выдох: вдыхается жизнь – выдыхается чистая творческая энергия, обволакивающая вас здесь и сейчас. И чем созвучнее она гению места, тем сильнее эмоция… Время показа тоже имеет значение. Например, в этом году режиссёры предпочитали сумерки или даже ночь, когда сгущаются тени и обостряется всё: зрение, слух, фантазия…

Уже по традиции в Свияжске работали три команды, которые набрали «под себя» их лидеры – режиссёры Игорь Волошин, Тимур Бекмамбетов и Елизавета Стишова. Все трое из мира кино, и это стало главной фишкой нынешней лаборатории – до сих пор приглашение в Свияжск получали исключительно театральные режиссёры. Других принципиальных отличий нет. Разве что «киношники» оказались более организованными и, скажем, быстрее обычного управились с кастингами и определились с локациями для своих эскизов. А вот что касается выбранных ими сюжетов, то они более или менее традиционны для «Свияжск АРТели».

 


С появлением на острове режиссёра Тимура Бекмамбетова организаторы связывали, пожалуй, самые большие ожидания. И автор известных российских блокбастеров («Ночной дозор», «Дневной дозор») их не обманул


 

Скажем, открыл показы эскиз Игоря Волошина «Паук» по его собственному тексту, а точнее – киносценарию, написанному, по признанию режиссёра, задолго до Свияжска, но, как оказалось, рифмующемуся с историей острова. Напомним, что известность Волошину принесли комедийные сериалы «Физрук» и «Ольга», но на этот раз он обратился к теме сталинских репрессий, изучив многочисленные свидетельства этого страшного времени. Главная героиня «Паука» – известная актриса, объявленная агентом иностранной разведки и брошенная в одиночную тюремную камеру. А чтобы не сойти с ума от ужаса происходящего, женщина находит себе собеседника – паука, облюбовавшего ту же камеру-одиночку. Локацией для этой «бытийной притчи о ценности человеческой жизни» послужила территория бывшего тюремного двора (ныне – музей истории города), куда выводили на прогулку свияжских узников ГУЛАГа. Их реальные фото проецировались на глухие тюремные стены. А занятые в эскизе артисты выходили из настоящего «чёрного воронка» (ГАЗ-М1), ставшего одним из мрачных символов сталинской эпохи. В остальном же Волошин предпочитает язык условного театра, и тот же паук в путаном сознании героини (Ольга Смирнова) принимает обличие следователя, выбивающего из неё абсурдные признательные показания. В эскизе «засветились» Павел Густов, Елена Калаганова, Диана Сафарова и другие казанские актёры.

Такой же кровоточащей для Свияжска остаётся тема духовного стояния за веру, давшая внутреннее наполнение эскизу Елизаветы Стишовой по мотивам «Жития протопопа Аввакума». И вот что сама режиссёр говорит о своём герое: «Будучи человеком нерелигиозным, я с большой завистью смотрю на людей, обладающих верой, – особенно на таких, как протопоп Аввакум. Хочется исследовать источник этой силы. Протопоп Аввакум борется не за власть, деньги или покой, он борется за идею…» В «Аввакуме» условное русское Средневековье смешивается с современностью, а трагедия – с весёлым балаганом. Деревянная беседка в музейном «Саду размышлений» напоминала то сруб, в котором заживо сожгли героя вместе с товарищами, то подмостки площадного театра. Знаменитого старообрядца сыграл постоянный участник свияжских лабораторий, казанский актёр Павел Поляков.

С появлением на острове режиссёра Тимура Бекмамбетова организаторы связывали, пожалуй, самые большие ожидания. И автор известных российских блокбастеров («Ночной дозор», «Дневной дозор») их не обманул. В заключительные дни лаборатории Бекмамбетов показал эскиз-променад «Ходжа Насреддин» по пьесе, созданной в соавторстве с казанцем Ильгизом Зайниевым. По словам режиссёра, он давно мечтал рассказать эту историю, представив её глазами не столько мудреца Насреддина, сколько его ишака – заурядного обывателя…

 


Публика следовала за героями от одной локации к другой (всего их можно было насчитать около двадцати), а единственным источником света оставался живой огонь


 

Показ начался, когда уже стемнело. Спустившись на песчаный берег, зрители увидели перед собой красный театральный занавес, освещённый факелами. Когда же, по законам жанра, занавес поднялся, их взору открылся настоящий восточный базар. К слову, аутентичные костюмы и реквизит организаторам предоставили Дом дружбы народов РТ и просто неравнодушные к театру люди.

Известные притчи о Ходже режиссёр связал общим сюжетом про то, как Насреддин, обзаведясь на базаре ишаком, отправляется на поиски своей жены Махаббат, которую похитил жестокий и сластолюбивый эмир Тимур. По всему чувствовалось, что камаловцам Эмилю Талипову (Ходжа), Искандеру Хайруллину (Тимур) и артисту ТЮЗа Ниязу Зиннатуллину (Ишак) очень комфортно в этой стихии юмора и импровизации.

Публика следовала за героями от одной локации к другой (всего их можно было насчитать около двадцати), а единственным источником света оставался живой огонь. Процессию сопровождало трио музыкантов, которые играли на этнических инструментах (домра, гусли, варган), что добавляло эскизу пленительной атмосферы восточной сказки.

Последний показ завершился уже за полночь, но, подкрепившись в антракте узбекским пловом, приготовленным здесь же, на берегу, зрители не спешили расходиться и атаковали организаторов вопросами типа: где и когда можно будет ещё раз увидеть «Ходжу Насреддина» и другие эскизы? Но те лишь разводили руками…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще