21 апреля 2018  18:34
Распечатать

«Стрелку забивали» на Красной Позиции

Красноармейцы держали здесь оборону за южный обход железной дороги на Урал

 

obs114

Активная застройка улицы Красная Позиция началась в годы хрущевской «оттепели».


Далекой окраиной Казани век назад считалась территория вдоль Сибирского тракта – к востоку от «Русской Швейцарии», ныне парка им. Горького.

 

Перед нами – перекресток «малой» улицы Аделя Кутуя (есть еще и «большая», о чем ниже) и улицы Красная Позиция. Когда-то здесь располагался небольшой рабочий поселок, и эти переулочки густо «заселяли» многочисленные деревянные бараки да избы.

В предвоенные годы границы города заметно расширились в сторону старого аэропорта, основанного в конце 1920-х годов. Саму улицу назвали в честь событий Гражданской войны – в августе 1918 года именно здесь располагались позиции Красной Армии, оборонявшей строящуюся рядом железнодорожную линию. Новая железная дорога должна была соединить Казань с Екатеринбургом. Об этом – чуть подробнее.

Прежнее название улицы Красная Позиция – Генеральная Односторонняя. Таким наименованием она была обязана новой железнодорожной ветке (односторонней, то есть «одноколейке»), которая возводилась в объезд южных границ города – южному обходу. На востоке ее участок проходил как раз вдоль современной улицы Красная Позиция.

 


В миллионной Казани около 1700 улиц, переулков, площадей. Многие из них несут отпечаток тех преобразований, которые произошли в стране после Октябрьской революции. Об этом свидетельствуют названия улиц – Восстания, Борьбы, 25-го Октября, Революции, Краснооктябрьской, Пролетарской, Советской. В этом ряду – и Красная Позиция


 

В годы Гражданской войны, когда во всех отраслях хозяйства царила разруха, строительство железнодорожной магистрали до Урала продолжалось, причем довольно быстрыми темпами. В ней были заинтересованы как «белые», так и «красные», поэтому линию строили сразу с двух сторон. К примеру, Верховный правитель России адмирал Колчак выделил на ее строительство в Екатеринбурге 15 млн рублей из доставшегося «белым» золотого запаса страны.

Однако из-за того, что магистраль необходима была преимущественно в военных целях, а не для пассажирских перевозок, в Казани первым был запущен не южный обход, а северный – через современную станцию «Казань-2» на улице Восстания. Видимо, по причине экономии и более легкого для строительства рельефа местности.

Поезда по новой дороге пошли в 1920 году. Однако из-за того, что южный обход через улицу Роторную был недостроен (там отсутствовал мост), главный вокзал Казани оставался тупиковым. Пассажирские поезда доходили до Казани, высаживали пассажиров, после этого возвращались в Юдино и только потом следовали на восток, в Екатеринбург, через северный обход.

 

obs-14

Сегодня здесь ничего не напоминает о бурных событиях прошлого…

 

Такая ситуация сохранялась до конца 1920-х годов, пока не был достроен южный обход. Только после этого движение пассажирских поездов приобрело со­временный вид…

В октябре 1941-го в Казань из Москвы эвакуировали завод №230 наркомата авиационной промышленности, позднее – «Авиаприбор» (ныне «Электроприбор»). По решению Госкомитета обороны СССР предприятие расположилось в помещениях ветеринарного института – слева от места фотосъемки, через овраг с железнодорожным путе­проводом.

Бурное жилищное строительство улица Красная Позиция переживает после Великой Отечественной войны. Одной из самых заметных высоток в округе стал дом №32/23 по улице Ершова. Верхнюю часть этой «сталинки» мы видим на старом снимке – благодаря фотографу, который специально для этого поднялся на крышу дома №11.

 


Старожилы утверждают: у общежития №4 местная шпана назначала «стрелку» студентам, понаехавшим со всех концов страны. Уличные хулиганы вызывали юношей-учащихся «выйти поговорить», и подобные «беседы» частенько заканчивались серьезными разборками


 

С конца 1960-х годов в этом районе возводились в основном панельные хрущевки. А вот на левой стороне улицы целый комплекс своих общежитий и ныне действующий санаторий-профилакторий построил Казанский госуниверситет. В здании общежития №4 (на переднем плане, дом №2а) и поныне располагается администрация вузовского студгородка.

Старожилы утверждают: у общежития №4 местная шпана назначала «стрелку» студентам, понаехавшим со всех концов страны. Уличные хулиганы вызывали юношей-учащихся «выйти поговорить», и подобные «беседы» частенько заканчивались серьезными разборками.

Возможно, эхо тех событий долгое время хранило название магазина на первом этаже соседнего дома №9 – «Стрела». Деревянные дома, которые мы видим внизу снимка, стояли как раз на месте автопарковки возле той самой «Стрелы». В настоящее время этот магазин, будучи выкупленным одной из крупных торговых сетей, поменял вывеску. Так что о былых «выяснениях отношений» остались лишь смутные воспоминания…

Улица Красная Позиция небольшая. Начинаясь от остановки общественного транспорта «Ул. Абжалилова», она завершается через два квартала Студенческим сквером на перекрестке с «большой» улицей Аделя Кутуя.

 


Фото: из архива редакции; Маргарита Гафурова, "РТ"
Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Дата:13.04.2017
Выпуск: №53 (28241)


Добавить комментарий

1524243061_474c994e2ae96d34ab4a30766dc6d124__1440x 21.04.2018

Берегись поезда – выключи гаджет

Мобильное приложение к смартфону Safe тrain («Берегись поезда») придумали для несовершеннолетних пешеходов железнодорожники республики....
8180
1523887079 21.04.2018

Забег в память о первом полете

Благотворительный забег возле самолета Ту-144 (на улице Четаева) организует 21 апреля КНИТУ-КАИ....
3230
img-20171207192619-772 21.04.2018

В столице появился новый футбольный маршрут

На улице Баумана открылся Центр выдачи паспортов болельщика, а по адресу Кремлевская, 5, ранее заработал главный билетный центр FIFA в Казани....
3520
Парковые герои_kudamoscow.ru_ 20.04.2018

Паркам нужны рабочие руки

Принять участие в субботниках приглашает жителей Казани городская Дирекция парков и скверов. Акция проходит под знаком хештега #Парковыегерои....
5150
88 20.04.2018

Старая «Волга» дороги не испортит!

Участники общественного движения любителей авторетротехники провели ежегодное общее собрание....
4360
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    22 апреля

    Марат Ринатович Гафаров (1977), руководитель исполкома Дрожжановского муниципального района.

  • История в рисунках и цифрах

    16.01.1930

    12-16.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №12-16.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Я из-за таких штырей едва не угодила под колеса автобуса – торчат так кучненько на остановке возле ТК «Кольцо» (хотя…
    Здесь была елка
    19.04.2018
    Поражаюсь достижениям нашей высокой медицины – врачи творят чудеса, вытаскивая тяжело больных людей, в том числе и детей, буквально с…
    Еще раз о цене чуткости
    19.04.2018
    Это не технический сбой, это настоящая диверсия! Под шумок сбоя нерадивые коммунальщики просто решили залезть в тощие кошельки казанцев. Объясняю…
    В счет-фактурах казанцев за март из-за сбоя программы могут быть ошибки
    19.04.2018
    Я тут на днях на остановке возле парка им.Горького едва втиснулся в автобус №35А. Молодежь мне уступила место. Спасибо их…
    Еще раз о цене чуткости
    19.04.2018
    Я до пенсии работала в одном из республиканских министерств ведущим специалистом – мелкая сошка. Соответственно, сдавала декларацию о доходах и…
    Об экономическом сотрудничестве и ошибках в декларациях
    19.04.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров