24 сентября 2017  20:46
Распечатать

Страсти по Свияжску

 

svuazsk

 

Свияжск – смиренное место. И дело не только в монастырях, облюбовавших остров со времен сами знаете кого…

 

С тем же смирением, с каким здешние монахи когда-то принимали схиму, сегодняшний Свияжск, чтобы возродиться, примеряет на себя новый имидж «острова-града», выкорчевывая память о том, каким странным и странноприимным местом он был долгих семьдесят лет. Однако при внимательном взгляде нетрудно заметить, что туристический поток здесь движется строго по прямой, от одного стилизованного указателя к другому… Но стоит свернуть чуть в сторону от парадных Успенской или Никольской улиц, и вас обступают совершенно иные звуки и запахи – самые что ни на есть деревенские, идущие от земли и чего-то еще, чему уже нет названия.

Именно эта почти лишенная зримых очертаний, но еще растворенная в воздухе двуликость Свияжска неодолимо влечет сюда творческих людей. Буквально на днях здесь завершился фестиваль дебютного документального кино «Рудник», а чуть раньше обманчиво размеренную жизнь бывшего острова выбили из колеи участники уже четвертой по счету театральной лаборатории «Свияжск АРТель». Ну а поводом для этих заметок стали премьерные показы камерной оперы петербургского композитора Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место», состоявшиеся в эти выходные во внутреннем дворике Свияжского музея, который выступил заказчиком этого необычного по форме и пронзительного по своему эмоциональному воздействию музыкального действа. Наряду с ветхозаветными текстами и монастырскими летописями композитор «положил на музыку» личные дела заключенных и медицинские карты пациентов психиатрической больницы. (Кто забыл, напомню, что и тюрьма, и «психушка» размещались в том самом Богородице-Успенском монастыре, который внесен недавно в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.)

 


Все исполнители облачены в белые одежды, почти сливаясь с монастырской стеной, вобравшей те же оттенки обезличенного арестантского бытия. И только в финале, на фоне предзакатного свияжского неба, некогда принявшего сотни  несчастных душ, белые одежды исполнителей своей чистотой ничуть не уступают облачению ангелов


 

Александр Маноцков – один из самых востребованных российских композиторов среднего поколения. Он пишет музыку в разных жанрах и для различных составов. Кроме нескольких опер, вокальных циклов, музыки для театра и кино, на творческом счету композитора музыкальные действа site-specific, то есть вписанные в ландшафт и исторический контекст того места, о котором они повествуют. К числу таких сочинений относятся и написанные в Свияжске «Сны Иакова». Во всяком случае, «гений места» здесь налицо, а вот определение «камерная опера» в данном случае – чистая условность, учитывая, что здесь нет ни оркестра, ни сюжета в привычном их понимании, а само действо разворачивается под открытым небом (какая уж тут камерность?). Из музыкальных инструментов – только аккордеон и валторна, не считая гармоник, на которых играют сами вокалисты (десять мужских голосов и один женский, сопрано). Режиссуру и сценографию Маноцков тоже взял на себя (в работе над декорациями и костюмами ему помогала местная художница Ксения Шачнева). Все исполнители облачены в белые одежды, почти сливаясь с монастырской стеной, вобравшей те же оттенки обезличенного арестантского бытия. И только в финале, на фоне предзакатного свияжского неба, некогда принявшего сотни  несчастных душ, белые одежды исполнителей своей чистотой ничуть не уступают облачению ангелов. Возможно, тех самых, из чудесного видения  библейского странника: «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место!»

…Что бы ни говорили, но не прилипает к Свияжску туристический глянец, а в его смирении нет ничего общего с покорностью. Живое, первородное все равно берет верх, прорастая сквозь асфальт и забвение. Просто художники, люди искусства чувствуют это острее, потому и возвращаются сюда снова и снова. Не скрывает этого намерения и Александр Маноцков. Накануне премьеры композитор признался, что задумал написать цикл опер о Свияжске. Хочется думать, что теперь это место силы, символическая «лестница Иакова» и для молодых казанских исполнителей его сочинения – певцов, музыкантов, представляющих в этом проекте фонд развития музыкального исполнительства РТ Sforzando.

 


Фото: realnoevremya.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Дата:28.08.2017
Выпуск: №127 (28315)

Добавить комментарий

blog 21.09.2017

Вечером – на сцене,
утром – в блоге

В Казани на базе ТГАТ им.Г.Камала запускается пилотный проект «Школа театрального блогера»....
1670
Пресс-служба ТГАТ им.Г.Камала-1 20.09.2017

В Уфе торжественно закончились гастроли театра имени Г.Камала

19 сентября Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин с рабочим визитом побывал в Уфе....
1830
upload-07-pic905-895x505-52093 20.09.2017

Актеры открывают занавес

В преддверии нового сезона руководители ведущих татарстанских театров рассказали о своих творческих планах и ближайших премьерах....
1740
orkestr 18.09.2017

Это и наше имя, и репутация

Свой очередной, 52-й сезон открыл Государственный симфонический оркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского....
2190
merezko 18.09.2017

Виктор Мережко: Жизнь удалась!

В этом году Виктор Мережко отметил 80-­летний юбилей....
2360
  • Прямая связь

  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    06.01.1929

    04-06-01-1929

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №04.06.01.1929

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    24 сентября

    Айрат Эдуардович Гатауллин (1982), полномочный представитель Татарстана в Турецкой Республике.

    Марат Рашитович Сафиуллин (1970), действительный член АН РТ, директор Центра перспективных экономических исследований при АН Татарстана, проректор Казанского федерального университета.

    Мария Андреевна Чупаева, заведующая отделом координации деятельности официального портала Татарстана Аппарата Президента Татарстана.

  • Юмор

    kar
    Будь проще, купи перфоратор – и к тебе подтянутся люди.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    И снова о погоде

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Зависть – это червь, поедающий человека изнутри. А еще это карма, отрабатывать которую придется детям и внукам того, кто из-за…
    Может ли зависть быть полезной?
    21.09.2017
    Приближение распутицы радует лишь тем, что на дорогах станет меньше вот таких, с ветерком в голове. Ужас охватывает, когда рядом…
    На мотоцикле с ветерком… в голове
    21.09.2017
    А совести нет? Всё по барабану, да? Главное, чтобы мне было хорошо.
    Тишина — «от» и «до» по закону
    20.09.2017
    Совершенно не согласен с Михаилом из Бугульмы. Зависть, как он считает, присуща людям со слабым характером. Ничего подобного! Зависть –…
    Может ли зависть быть полезной?
    20.09.2017
    Интересно, какая польза будет банкам от такого исследования? Не будут давать ипотеку Овнам, Львам и Козерогам? Как правило, ипотека оформляется…
    Самые добросовестные заемщики – Раки и Девы
    20.09.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров