Собака – врач человека?

print

О том, как четвероногие могут помогать в лечении и реабилитации детей

 

 

 

О том, что собака – друг человека, знает даже ребенок. А вот метод лечения и реабилитации с помощью этих животных – канистерапия – в России начал активно применяться не так уж давно. О том, как работает эта система и какие собаки могут служить «врачами», мы поговорили с канистерапевтом с двадцатилетним стажем, педагогом, кинологом, совладельцем питомника «Звезда Деткина» Эмилией Деткиной.

 

В самом начале нашего разговора она уточнила, что занимается лишь скромной частью большой сферы – работает с детьми-инвалидами. В данный момент – с теми, кто посещает реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный». В целом, канистерапия применяется при реабилитации после различных сердечно-сосудистых заболеваний, восстановлении после травм, а также в качестве психологической помощи используется в хосписах и домах престарелых.

 

ПРО ПАЦИЕНТОВ…

Пациентами Эмилии Деткиной и ее лохматых помощников являются дети с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна. Большинство ребят имеют не только проблемы с психикой, но и страдают от серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата. Подход к таким детям нужен особый: занятия длятся не более 45 минут (иначе дети теряют концентрацию), проходят в группах до восьми человек. А задания, на взгляд обывателя, при этом самые простые – погладить собаку, расчесать ее, пройтись (если это возможно) по кабинету, держа ее за поводок. Но для больного ребенка зачастую и они являются серьезным испытанием.

«Бывает, приходят родители и говорят, например, что ребенок не может полноценно управлять правой рукой. Тогда мы именно больной рукой предлагаем ему взять гребешок и пытаемся расчесать собаку. И получается чудо, потому что сам ребенок очень старается ради того, чтобы пообщаться с собакой», – рассказала Эмилия Деткина. Она добавила, что канистерапия развивает у детей мелкую моторику, но самое главное – помогает начать психологически преодолевать недуг.

 


Единственное противопоказание к канистерапии – аллергия. Специалисты утверждают, что даже природную боязнь собак дети с задержками в развитии могут преодолеть, если очень этого захотят


 

Собака сама по себе, конечно, не может совершить чуда. Она, скорее, дает мотивацию быть самостоятельным, создает определенную атмосферу спокойствия в процессе обучения. При этом эффект очевиден, если метод использовать регулярно и вместе с медицинскими операциями, сеансами массажа и беседами с психологом. Вот тогда он может стать катализатором развития для детей со сложными заболеваниями.

«В моей практике был мальчик-аутист, и он совершенно не мог усидеть на месте. Для него это была настоящая проблема. Но как-то я попросила его почитать домашнее задание нашей Принечке. И он сорок минут читал ей книгу до тех пор, пока собака не уснула. Для такого ребенка это было просто уникально», – поделилась канистерапевт.

 

Вообще, собака может побуждать к хорошему не только больных ребят, метод обучения с помощью хвостатых можно применять и к здоровым детям. Но одно условие – собака должна быть протестирована и специально обучена. Эмилия Деткина рассказала: не каждый питомец годится для этой благородной миссии. Среди необходимых качеств – покладистость, терпеливость, спокойствие. А вот с чересчур любвеобильной собакой, наоборот, часто бывает неудобно работать, потому что она сориентирована на окружающий мир, а не на своего хозяина.

«Многие дети с ограниченными возможностями здоровья боятся резких движений, поэтому собака-доктор не должна лаять, при этом должна спокойно реагировать на тактильный контакт – это же особенные дети, во время занятий все может случиться», – объяснила педагог. По ее наблюдениям, животные на такой службе серьезно устают, и провести, скажем, обычный восьмичасовой рабочий день с детьми у них просто не хватит сил.

 

…И ИХ «ВРАЧЕЙ»

Изначально собаки для канистерапии отбираются именно по характеру, а потом уже проходят уроки базовой дрессуры: сидеть, стоять, подавать лапу, идти рядом. Никаких сверхъестественных знаний от четвероногого «врача» не требуется, а вот дисциплина – в первую очередь. Все-таки в паре канистерапевт – собака главную роль играет человек, его питомец должен лишь беспрекословно слушаться.

Эмилия Деткина для своих занятий использует цвергшнауцеров – это самые маленькие служебные собаки в мире. Несмотря на забавную внешность, они отличаются довольно серьезным характером, легкой обучаемостью и преданностью хозяину. Кроме того, благодаря небольшим размерам дети их не боятся. Казанский канистерапевт рассказала, что для других категорий людей могут быть использованы и более крупные породы. Например, голден-ретриверы.

 


Понятие «терапия с участием животного» («энималтерапия») впервые было сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время приемов он заметил, что его собственная собака, присутствуя на сеансах, вызывает положительные реакции у пациентов-детей


 

Теоретически, по словам Эмилии Деткиной, в канистерапии могут быть полезны даже дворняги, но с ними не так-то просто. Во-первых, к обучению допускаются только собаки, достигшие примерно восьми-десяти месяцев, а до этого момента хозяин находится в неведении, каких способностей его «двортерьер». Во-вторых, неизвестна природная предрасположенность метисов, и поэтому непонятно, как животное поведет себя с ребенком, который, например, пытается погладить его или просто слишком докучает вниманием. Вдруг она укусит пациента? А ведь главный принцип реабилитации и лечения – не навредить.

На сегодняшний день и в Татарстане, и в России канистерапии есть куда развиваться. Эмилия Деткина подчеркнула: наибольший дефицит сфера испытывает в людях, готовых проходить обучение, тестировать своих питомцев и помогать тем, кто в этом по-настоящему нуждается. «Хорошо организованное движение волонтеров с протестированными собаками могло бы принести реальную пользу, – отмечает она. – Для этого нужны продуманные программы, гранты, спонсоры. Трудно, но мы все же настойчиво идем к этому».