2 апреля 2020  18:23
Распечатать

Серебряные струны

Опубликовано: 01.12.2016 16:12

 

balalaika-212Прошло 130 лет с тех пор, как основатель Великорусского оркестра Василий Андреев вывел простонародную балалайку на профессиональную сцену, сделав ее полноценным концертным инструментом, и сейчас, в XXI веке, ей подвластны самые смелые композиторские фантазии.

 

В Татарстане развитию исполнительского искусства на балалайке способствовал блестящий музыкант и авторитетный педагог Шаукат Амиров. А в числе его талантливых учеников, представляющих балалайку на филармонической сцене, – заслуженная артистка Татарстана Ольга Вайссбеккер. Она лауреат всероссийских и международных конкурсов, в том числе престижного «Кубка Севера». Это состязание по праву называют «Олимпийскими играми» для музыкантов-народников.

Первая балалайка Государственного оркестра народных инструментов РТ Ольга Вайссбеккер в следующем году отметит 25-летие творческой деятельности. Она работает в оркестре со дня его основания. «В ее руках балалайка покоряет своим виртуозным блеском, красочностью, филигранной отточенностью музыкальных деталей. Высокий уровень технического мастерства сочетается с удивительно проникновенным, лирическим, поэтичным звучанием балалайки. А в этом проявляются тонкость и богатство художественной натуры исполнительницы», – отмечает художественный руководитель оркестра Анатолий Иванович Шутиков. Свой классический концертный репертуар Ольга Вайссбеккер обогатила произведениями татарских композиторов А.Ключарева, С.Сайдашева, Ш.Шарифуллина, а также обработками татарских народных мелодий. Более того, в ее понимании формат традиционно народного инструмента намного шире привычного. Для балалайки это не только народная музыка, русская и зарубежная классика, но и джазовые шлягеры, мелодии из кинофильмов, а также композиции современных авторов, написанные весьма сложным музыкальным языком. Для каждого нового сочинения Вайссбеккер находит новые, необычные, но всегда убедительные краски.

 


Первая балалайка Государственного оркестра народных инструментов РТ Ольга Вайссбеккер в следующем году отметит 25-летие творческой деятельности. Она работает в оркестре со дня его основания


 

Играет она на уникальном старинном инструменте. В 2007 году Татарская государственная филармония приобрела раритетную балалайку, изготовленную известным в дореволюционной России петербургским мастером Иваном Зюзиным. Балалайке, на которой играет ведущая солистка оркестра, уже больше 100 лет, и она единственная в Татарстане.

Находясь в беспрестанном творческом поиске, Ольга Вайссбеккер решила создать внутри госоркестра ансамбль балалаек «Лепта», объединивший музыкантов-единомышленников. «Почему бы не показать все виды семейства балалаек – от примы до балалайки-контрабаса – в слаженном ансамблевом звучании?» – подумала Ольга. Победитель всероссийского конкурса «Народные мелодии – 2015» ансамбль «Лепта» под руководством Ольги Вайссбеккер является постоянным участником концертных программ оркестра и успел покорить взыскательного казанского слушателя.

«В 1999 году я поступил учиться в Казанскую государственную консерваторию, в класс балалайки, и моим педагогом в то время была аспирантка КГК Ольга Вайссбеккер», – вспоминает солист оркестра, заслуженный артист Татарстана Алексей Гришин. – Но и сейчас, работая в оркестре, я продолжаю у нее учиться. Меня восхищает ее отношение к музыке, к звуку, особое внимание к музыкальным нюансам и деталям. А в ансамбле «Лепта» у нас есть возможность экспериментировать, синтезировать жанры и стили, при этом оставаясь в рамках традиционного исполнительства».

 

 

  Играет Ольга Вайссбеккер на уникальном старинном инструменте.
В 2007 году Татарская государственная филармония приобрела раритетную балалайку, изготовленную известным в дореволюционной России петербургским мастером Иваном Зюзиным. Балалайке, на которой играет ведущая солистка оркестра, уже больше 100 лет, и она единственная в Татарстане.

Сегодня мало говорить об Ольге Вайссбеккер как о превосходном исполнителе, не менее востребован и ее педагогический потенциал, который раскрывается в работе с детьми. Ведя классы в музыкальной школе №1 имени П.Чайковского и детской музыкальной школе №5, она воспитывает музыкантов, по-настоящему влюбленных в свой инструмент, для которых играть на балалайке интересно и престижно. Неудивительно, что самые целеустремленные ее ученики Камилла Валиева и Мариам Сафина стали лауреатами международных конкурсов «Viva music» и «Живой родник», а также республиканского конкурса «Кудесники балалайки».

«Для педагога очень важно любить детей. В этом смысле Ольга Петровна – уникальный человек. Она любит своих учеников, умеет с ними дружить. Дети ее обожают! И через эту любовь ребята постепенно увлекаются игрой на балалайке и развиваются.  Секрет успешной педагогической работы, на мой взгляд, прост»,– говорит о работе коллеги известный в Казани педагог Маргарита Яковлевна Коварская.

Ольга Вайсбеккер живет в весьма напряженном жизненном ритме: ежедневные репетиции, многочисленные концерты, гастрольные поездки, работа с учениками. Дома Ольга Петровна тоже не расстается с любимым инструментом, часто музицирует вместе с дочкой Александрой. Ну а когда есть свободное время, она любит читать. К примеру, сейчас это книга Юрия Нагибина «Вечная музыка» – о жизни, творчестве, страданиях и любви великих музыкантов и композиторов.

Безусловно, Ольга Вайсс-беккер – состоявшийся, успешный музыкант, яркая творческая личность. При этом она очень скромный человек. И если бы не эта излишняя скромность, возможно, исполнительская карьера Ольги Вайссбеккер имела бы всероссийский масштаб. Однако, мне думается, самый важный критерий ее успеха – это умение жить в гармонии с собой, оставаясь верным своему призванию.

Лилия АППАКОВА

 


Фото: tatfil.ru
Выпуск: №177 (28171)


Добавить комментарий

культуры-татарстана 01.04.2020

На стыке двух цивилизаций

Культура Татарстана веками развивалась на стыке двух цивилизаций – восточной и западной, что и объясняет её многообразие. Отражая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики....
2640
Газиев1 31.03.2020

Как пели татары сто лет назад

Народный артист Татарстана и Башкортостана певец Идрис Газиев давно занимается изучением истоков и традиций татарского музыкально-исполнительского искусства....
3520
выставка-крым 31.03.2020

В Елабуге гостит выставка «Народы Крыма»

Показать полуостров с новой, незнакомой многим стороны – такую задачу поставили перед собой организаторы выставки «Народы Крыма»....
3160
Тантана 30.03.2020

«Триумф» на карантине

Онлайн-трансляция десятой церемонии вручения театральной премии «Тантана» («Триумф») почти не потеряла в зрелищности и набрала тысячи просмотров в Интернете....
4200
онлайн-концерты 27.03.2020

Известные исполнители не дают скучать поклонникам

Известные эстрадные исполнители республики начали давать онлайн-концерты в поддержку тех жителей, которые пребывают в режиме самоизоляции....
8530
  • Мнение

    Марат САФИУЛЛИН, директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ:

    марат-сафиуллин

    Возможно, мы переживаем кризис такого же масштаба, как и развал Советского Союза. Это действительно очень серьёзно. Я бы всем посоветовал перейти в режим экономии. Сейчас такой период, когда нам нужно затянуть пояса. А на досуге заняться саморазвитием.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    2 апреля

    Ренат Сулейманович Акчурин (1946), хирург, академик РАМН, почётный член АН РТ. В 1996 году выполнил операцию аортокоронарного шунтирования Президенту России Борису Ельцину.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров