20 октября 2017  0:41
Распечатать

Сегодня и завтра «рогатых» перевозчиков

В Казани пассажирский электротранспорт создает конкуренцию городским автобусам

 

14 сентября-1

В сентябре 2016 года МУП «Метроэлектротранс» приобрело сорок новых троллейбусов «Оптима-2».

 

В столице Татарстана около 30 процентов от всех пассажирских перевозок приходится на электротранспорт. В 2016 году услугами казанского муниципального унитарного предприятия (МУП) «Метроэлектротранс» воспользовались 67 млн человек, из них 27,8 млн ездили на метро, 21 млн – на троллейбусах, 18,2 млн – на трамваях.

 

Регулярность движения наземного электротранспорта растет – в прошлом году она составила 93 процента. В метрополитене данный показатель, разумеется, просто должен быть сто-процентным (из соображений безопасности): интервал между поездами в пиковое время составляет пять минут 30 секунд, в обычное – восемь-девять минут. И местные власти нацелены на развитие экологичного электрического пассажирского транспорта.

 

МЕТРОПОЛИТЕН В ПРИОРИТЕТЕ?

В России сегодня семь действующих метрополитенов: Московский, Петербургский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Екатеринбургский и самый молодой – Казанский, введенный в эксплуатацию в 2005 году (к 1000-летию столицы Татарстана) и ставший первой в стране подземкой, построенной после распада СССР. Сейчас на первой линии Казанского метро протяженностью около 16 километров (от Приволжского района города до Авиастроительного) функционируют десять станций и ежедневно курсируют девять составов.

 


Казанское метро значится в передовиках по обеспечению безопасности пассажиров (даже московские метрополитеновцы приезжают сюда перенимать соответствующий опыт)


 

Как сообщил генеральный директор МУП «Метроэлектротранс», депутат Госсовета Асфан Галявов, к 30 августа нынешнего года, к Дню республики, планируется открытие одиннадцатой по счету станции – «Дубравной», после чего начнется строительство одноименной станции уже второй линии метро. Обе «Дубравные» сформируют пересадочный узел с одной ветки на другую. И далее прокладка подземки должна пойти в сторону Советского, Ново-Савиновского и Московского районов, на этой линии предполагается расположить 12 станций.

Однако строительство Казанского метрополитена идет далеко не такими быстрыми темпами, как изначально хотелось и планировалось. Причина банальна – нехватка денег. Если на первых порах стройка финансировалась на паритетных условиях (50 на 50) из федерального и республиканского бюджетов, то уже много лет Татарстан делает это за счет собственных средств. Единственное, по словам Асфана Галявова, на возведение трех последних станций – «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная», открытых в 2013 году к Всемирным летним студенческим играм, все же удалось направить часть средств, выделенных республике Правительством РФ на подготовку к Универсиаде.

 

СПРАВКА

Казанские трамвайная и троллейбусная системы – одни из старейших в России. Первая, заменившая казанскую конку, открыта в ноябре 1899 года. Эксплуатация второй началась в ноябре 1948-го. А Казанский метрополитен, напротив, самый молодой в стране, его день рождения – 27 августа 2005 года. Старт подземки состоялся с участием трех президентов: России – Владимира Путина, Казахстана – Нурсултана Назарбаева и Татарстана – Минтимера Шаймиева.

 

По мнению депутата Государственной Думы от Татарстана, члена Комитета по транспорту и строительству Иршата Минкина, метро должен строить федеральный центр, потом передавать подземку на содержание региону, которому еще и следует компенсировать издержки на ее обслуживание, поскольку это априори убыточный транспорт. В настоящее время метрополитены активно возводятся только в Москве и Санкт-Петербурге, которые могут себе это позволить, так как располагают достаточными финансовыми средствами для реализации столь дорогостоящих проектов. Чего не скажешь о других городах-миллионниках. Из-за денежных проблем строительство омского, пермского и красноярского метрополитенов отложено, а ростовского и уфимского – отменено.

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект о внеуличном транспорте, к которому относятся метрополитены, монорельсовые средства передвижения, подвесные канатные дороги, фуникулеры. Впервые в нашей стране на федеральном уровне устанавливаются нормативно-правовые условия функционирования такой техники. Документом, в частности, предусмотрено федеральное финансирование на покрытие расходов по исполнению дополнительных полномочий чиновников, которые будут контролировать работу «внеуличников». Но затраты на развитие самого экологически чистого вида транспорта (будь то строительство метро и его «коллег», закупка и модернизация техники, создание соответствующей инфраструктуры) уже законодательно полностью планируется возложить на плечи регионов.

 

ЖИЗНЬ ЗАСТАВЛЯЕТ

Годовой бюджет «Метро-электротранса», который эксплуатирует в Казани около двухсот троллейбусов, более девяноста трамваев и девять поездов метро, в 2016 году, как заявил на недавней пресс-конференции Асфан Галявов, составил около миллиарда рублей, из них только 170 млн – дотации из казны республики. Остальное приходится зарабатывать самим, ведь во всем мире городской пассажирский электротранспорт считается бездоходным.

 

1

 

К примеру, предприятие на своей базе организовало производство энергосберегающих светодиодных светильников, которыми заменяются обычные люминесцентные лампочки во всех производственных помещениях, в том числе на станциях метрополитена. За счет этого на освещении ежегодно экономится 13 млн рублей. Уменьшать затраты на электроэнергию позволяет и внедрение электронных датчиков движения. Кроме того, компания отказалась от центрального теплоснабжения электродепо и прочих объектов, перейдя на использование индивидуальных отопительных котлов, тем самым экономя 22 млн рублей в год.

 


Годовой бюджет «Метро-электротранса», который эксплуатирует в Казани около двухсот троллейбусов, более девяноста трамваев и девять поездов метро, в 2016 году, как заявил на недавней пресс-конференции Асфан Галявов, составил около миллиарда рублей, из них только 170 млн – дотации из казны республики


 

Снизить издержки позволяют собственные цеха по изготовлению пластиковых окон, спецодежды. А также стекол, которые бьются в трамваях и троллейбусах и после пьяных или хулиганских выходок несознательных индивидов, и в результате дорожно-транспортных происшествий, случающихся в основном по вине автомобилистов. По крайней мере, так утверждает глава «Метроэлектротранса». Участившиеся в последнее время ДТП ежегодно приносят предприятию ущерб до десяти миллионов рублей. Например, на днях в Казани «Форд» столкнулся с «Мерседесом» и при попытке скрыться с места происшествия врезался в троллейбус. Итог: «Форд» сгорел, его водитель госпитализирован, электротранспорт получил повреждения…

 

В ПЕРЕДОВИКАХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Помимо прочего, в 2016 году казанские электротранспортники создали на своей площадке диагностический центр, где наземным «рогатым» перевозчикам своевременно оказывается помощь, дабы они на радость своим пассажирам всегда были в исправном состоянии. Еще одно ноу-хау – формирование спецбригады, способной самостоятельно провести технический ремонт №3 поездов метро (замену тормозной системы, подшипников, клапанов и прочих агрегатов). «Метрополитены делают техремонт №3 своих составов на спецзаводах в Москве или Пензе. Обычный срок службы поездов метро – 30–40 лет. Нашим вагонам нынче исполняется 12 лет. Несмотря на некритичный возраст, у них из-за интенсивной эксплуатации и небольшой численности парка – масштабный пробег. В этом году хотим отремонтировать два состава», – рассказал Асфан Галявов.

Значится в героях войны

Даже во время Великой Отечественной войны, в условиях боевых действий, постоянных бомбежек и крайне тяжелой экономической ситуации московский электротранспорт не останавливал свою работу, и жители СССР не ощущали перерывов в работе трамваев и троллейбусов. Электротранспортные хозяйства перевозили не только пассажиров, но и раненых, боеприпасы и продовольствие. И, более того, помогали фронту, выполняя оборонные заказы и изготавливая в троллейбусных парках и трамвайных депо снаряды для легендарной «катюши».

 

Казанское метро значится в передовиках по обеспечению безопасности пассажиров (даже московские метрополитеновцы приезжают сюда перенимать соответствующий опыт). Еще в преддверии Универсиады-2013 в «Метро-электротрансе» был создан ситуационный центр по обеспечению транспортной безопасности населения, в который передается информация с камер видеонаблюдения, установленных не только в подземном, но и наземном электротранспорте, а также у пешеходных переходов. Наше метро оснащено рамочными металлодетекторами, аппаратурой радиационного контроля, взрывозащитными контейнерами, комплексами для досмотра багажа и другими средствами.

 

НАЗЕМНОМУ ТРАНСПОРТУПОВЕЗЛО БОЛЬШЕ

Если функция по расширению Казанского метрополитена возложена в основном на республику и ее столицу, то ситуация с наземным электротранспортом более благоприятная. Третий год в России действует государственная программа по поддержке промышленности, в соответствии с которой (прежде всего благодаря содействию руководства Татарстана) Казани удалось обновить трамвайно-троллейбусный состав. Так, только в 2016 году приобретено 40 новых троллейбусов и 10 трамваев. Причем в прошлом году при стоимости трамвая в 22 млн рублей из федерального бюджета компенсировалось лишь три миллиона, остаток лежал на казне республики. Сейчас схема иная: 50 процентов от цены подвижного электросостава субсидируется за счет федерального центра, 45 выделяется из республиканского бюджета и пять процентов покрывает Казань.

Есть надежда, что и в нынешнем году по федеральной программе парк новеньких наземных «рогатых» пополнится по плану пятнадцатью троллейбусами и семью трамваями. Уже на сегодня, по данным «Метроэлектротранса», год рождения самого старого казанского троллейбуса – 2007-й, а трамвая – 2003-й. Однако при их относительной молодости нагрузка на них весьма существенная – средний пробег в среднем составляет шесть тысяч километров в месяц на один «рог». Это один из самых высоких показателей по России.

 


В 2016 году казанские электротранспортники создали на своей площадке диагностический центр, где наземным «рогатым» перевозчикам своевременно оказывается помощь, дабы они на радость своим пассажирам всегда были в исправном состоянии


 

К тому же власти Татарстана надеются, что руководство страны все-таки примет правильное решение относительно финансирования региональных метрополитенов.

 


Фото: Пресс-служба Президента
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:13.03.2017
Выпуск: №35 (28223)

Добавить комментарий

kancert-20090303-01 19.10.2017

В рамках проекта «От сердца к сердцу»

Цикл из трех социально-благотворительных концертов для детей с ограниченными возможностями «Музыка в каждом сердце» проводит министерство культуры совместно с фондом развития исполнительского искусства РТ Sforzando....
1250
vote 19.10.2017

Бедность не порок, но лучше бы ее не было

Татарстан имеет самые низкие показатели по уровню бедности в России....
1570
Россия. Сочи. 15 октября 2017. В первый день XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в главном медиацентре в Олимпийском парке. Игорь Герасимчук/фотохост-агентство ТАСС| 19.10.2017

Наша молодежь покоряет Сочи

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи в самом разгаре....
2210
777777777 19.10.2017

Симфония городов будущего

Какими молодые архитекторы видят перспективы современных поселений....
1560
odnokomnatnuyu29 19.10.2017

Квартиры в Казани дороже, чем в среднем по стране

Портал «Юла» проанализировал объявления о продаже жилой недвижимости за третий квартал 2017 года....
2150
  • Прямая связь

    РТ в сети


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    13.01.1928

    11.13.01.1928


    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №11.13.01.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    20 октября

    Альберт Ильгизарович Рахматуллин (1976), глава Кайбицкого муниципального района.

    Асгат Ахметович Сафаров (1961), руководитель Аппарата Президента РТ, полномочный представитель Президента в Госсовете республики.

    Александр Витальевич Сладковский (1965), художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ.

  • Юмор

    2488dbd5f70a
    Детство – счастливейшие годы жизни, но только не для детей.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Знаете ли, вы, стихи?

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Мы делали ремонт. Впервые, кстати, за почти 40 лет, то есть это была не блажь, а насущная необходимость. У нас…
    Тишина — «от» и «до» по закону
    19.10.2017
    Эта статья всколыхнула во мне самые светлые воспоминания о моем ушедшем отце и самые грустные воспоминания о бывшем муже. Помню,…
    Папы все могут. Если захотят!
    18.10.2017
    Существует Министерство по делам МОЛОДЁЖИ и СПОРТА. Хорошо. Почему нет подобного Министерства для тех же ВЕТЕРАНОВ СПОРТА? Ведь вся эта…
    «Желтый свет» для ветеранов
    17.10.2017
    Почему нельзя принять закон о чётком графике ремонтных работ в многоквартирных домах с исключением работ при аварийных ситуациях? рабочий день…
    Тишина — «от» и «до» по закону
    17.10.2017
    Поправочка. На остановках общественного транспорта курить не запрещено. Это распространенное заблуждение, пришедшее из первоначального законопроекта, который претерпел поправки. Да и…
    Иллюзии антитабачной реальности
    17.10.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров