19 июня 2018  21:17
Распечатать

Сегодня и завтра «рогатых» перевозчиков

В Казани пассажирский электротранспорт создает конкуренцию городским автобусам

 

14 сентября-1

В сентябре 2016 года МУП «Метроэлектротранс» приобрело сорок новых троллейбусов «Оптима-2».

 

В столице Татарстана около 30 процентов от всех пассажирских перевозок приходится на электротранспорт. В 2016 году услугами казанского муниципального унитарного предприятия (МУП) «Метроэлектротранс» воспользовались 67 млн человек, из них 27,8 млн ездили на метро, 21 млн – на троллейбусах, 18,2 млн – на трамваях.

 

Регулярность движения наземного электротранспорта растет – в прошлом году она составила 93 процента. В метрополитене данный показатель, разумеется, просто должен быть сто-процентным (из соображений безопасности): интервал между поездами в пиковое время составляет пять минут 30 секунд, в обычное – восемь-девять минут. И местные власти нацелены на развитие экологичного электрического пассажирского транспорта.

 

МЕТРОПОЛИТЕН В ПРИОРИТЕТЕ?

В России сегодня семь действующих метрополитенов: Московский, Петербургский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Екатеринбургский и самый молодой – Казанский, введенный в эксплуатацию в 2005 году (к 1000-летию столицы Татарстана) и ставший первой в стране подземкой, построенной после распада СССР. Сейчас на первой линии Казанского метро протяженностью около 16 километров (от Приволжского района города до Авиастроительного) функционируют десять станций и ежедневно курсируют девять составов.

 


Казанское метро значится в передовиках по обеспечению безопасности пассажиров (даже московские метрополитеновцы приезжают сюда перенимать соответствующий опыт)


 

Как сообщил генеральный директор МУП «Метроэлектротранс», депутат Госсовета Асфан Галявов, к 30 августа нынешнего года, к Дню республики, планируется открытие одиннадцатой по счету станции – «Дубравной», после чего начнется строительство одноименной станции уже второй линии метро. Обе «Дубравные» сформируют пересадочный узел с одной ветки на другую. И далее прокладка подземки должна пойти в сторону Советского, Ново-Савиновского и Московского районов, на этой линии предполагается расположить 12 станций.

Однако строительство Казанского метрополитена идет далеко не такими быстрыми темпами, как изначально хотелось и планировалось. Причина банальна – нехватка денег. Если на первых порах стройка финансировалась на паритетных условиях (50 на 50) из федерального и республиканского бюджетов, то уже много лет Татарстан делает это за счет собственных средств. Единственное, по словам Асфана Галявова, на возведение трех последних станций – «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная», открытых в 2013 году к Всемирным летним студенческим играм, все же удалось направить часть средств, выделенных республике Правительством РФ на подготовку к Универсиаде.

 

СПРАВКА

Казанские трамвайная и троллейбусная системы – одни из старейших в России. Первая, заменившая казанскую конку, открыта в ноябре 1899 года. Эксплуатация второй началась в ноябре 1948-го. А Казанский метрополитен, напротив, самый молодой в стране, его день рождения – 27 августа 2005 года. Старт подземки состоялся с участием трех президентов: России – Владимира Путина, Казахстана – Нурсултана Назарбаева и Татарстана – Минтимера Шаймиева.

 

По мнению депутата Государственной Думы от Татарстана, члена Комитета по транспорту и строительству Иршата Минкина, метро должен строить федеральный центр, потом передавать подземку на содержание региону, которому еще и следует компенсировать издержки на ее обслуживание, поскольку это априори убыточный транспорт. В настоящее время метрополитены активно возводятся только в Москве и Санкт-Петербурге, которые могут себе это позволить, так как располагают достаточными финансовыми средствами для реализации столь дорогостоящих проектов. Чего не скажешь о других городах-миллионниках. Из-за денежных проблем строительство омского, пермского и красноярского метрополитенов отложено, а ростовского и уфимского – отменено.

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект о внеуличном транспорте, к которому относятся метрополитены, монорельсовые средства передвижения, подвесные канатные дороги, фуникулеры. Впервые в нашей стране на федеральном уровне устанавливаются нормативно-правовые условия функционирования такой техники. Документом, в частности, предусмотрено федеральное финансирование на покрытие расходов по исполнению дополнительных полномочий чиновников, которые будут контролировать работу «внеуличников». Но затраты на развитие самого экологически чистого вида транспорта (будь то строительство метро и его «коллег», закупка и модернизация техники, создание соответствующей инфраструктуры) уже законодательно полностью планируется возложить на плечи регионов.

 

ЖИЗНЬ ЗАСТАВЛЯЕТ

Годовой бюджет «Метро-электротранса», который эксплуатирует в Казани около двухсот троллейбусов, более девяноста трамваев и девять поездов метро, в 2016 году, как заявил на недавней пресс-конференции Асфан Галявов, составил около миллиарда рублей, из них только 170 млн – дотации из казны республики. Остальное приходится зарабатывать самим, ведь во всем мире городской пассажирский электротранспорт считается бездоходным.

 

1

 

К примеру, предприятие на своей базе организовало производство энергосберегающих светодиодных светильников, которыми заменяются обычные люминесцентные лампочки во всех производственных помещениях, в том числе на станциях метрополитена. За счет этого на освещении ежегодно экономится 13 млн рублей. Уменьшать затраты на электроэнергию позволяет и внедрение электронных датчиков движения. Кроме того, компания отказалась от центрального теплоснабжения электродепо и прочих объектов, перейдя на использование индивидуальных отопительных котлов, тем самым экономя 22 млн рублей в год.

 


Годовой бюджет «Метро-электротранса», который эксплуатирует в Казани около двухсот троллейбусов, более девяноста трамваев и девять поездов метро, в 2016 году, как заявил на недавней пресс-конференции Асфан Галявов, составил около миллиарда рублей, из них только 170 млн – дотации из казны республики


 

Снизить издержки позволяют собственные цеха по изготовлению пластиковых окон, спецодежды. А также стекол, которые бьются в трамваях и троллейбусах и после пьяных или хулиганских выходок несознательных индивидов, и в результате дорожно-транспортных происшествий, случающихся в основном по вине автомобилистов. По крайней мере, так утверждает глава «Метроэлектротранса». Участившиеся в последнее время ДТП ежегодно приносят предприятию ущерб до десяти миллионов рублей. Например, на днях в Казани «Форд» столкнулся с «Мерседесом» и при попытке скрыться с места происшествия врезался в троллейбус. Итог: «Форд» сгорел, его водитель госпитализирован, электротранспорт получил повреждения…

 

В ПЕРЕДОВИКАХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Помимо прочего, в 2016 году казанские электротранспортники создали на своей площадке диагностический центр, где наземным «рогатым» перевозчикам своевременно оказывается помощь, дабы они на радость своим пассажирам всегда были в исправном состоянии. Еще одно ноу-хау – формирование спецбригады, способной самостоятельно провести технический ремонт №3 поездов метро (замену тормозной системы, подшипников, клапанов и прочих агрегатов). «Метрополитены делают техремонт №3 своих составов на спецзаводах в Москве или Пензе. Обычный срок службы поездов метро – 30–40 лет. Нашим вагонам нынче исполняется 12 лет. Несмотря на некритичный возраст, у них из-за интенсивной эксплуатации и небольшой численности парка – масштабный пробег. В этом году хотим отремонтировать два состава», – рассказал Асфан Галявов.

Значится в героях войны

Даже во время Великой Отечественной войны, в условиях боевых действий, постоянных бомбежек и крайне тяжелой экономической ситуации московский электротранспорт не останавливал свою работу, и жители СССР не ощущали перерывов в работе трамваев и троллейбусов. Электротранспортные хозяйства перевозили не только пассажиров, но и раненых, боеприпасы и продовольствие. И, более того, помогали фронту, выполняя оборонные заказы и изготавливая в троллейбусных парках и трамвайных депо снаряды для легендарной «катюши».

 

Казанское метро значится в передовиках по обеспечению безопасности пассажиров (даже московские метрополитеновцы приезжают сюда перенимать соответствующий опыт). Еще в преддверии Универсиады-2013 в «Метро-электротрансе» был создан ситуационный центр по обеспечению транспортной безопасности населения, в который передается информация с камер видеонаблюдения, установленных не только в подземном, но и наземном электротранспорте, а также у пешеходных переходов. Наше метро оснащено рамочными металлодетекторами, аппаратурой радиационного контроля, взрывозащитными контейнерами, комплексами для досмотра багажа и другими средствами.

 

НАЗЕМНОМУ ТРАНСПОРТУПОВЕЗЛО БОЛЬШЕ

Если функция по расширению Казанского метрополитена возложена в основном на республику и ее столицу, то ситуация с наземным электротранспортом более благоприятная. Третий год в России действует государственная программа по поддержке промышленности, в соответствии с которой (прежде всего благодаря содействию руководства Татарстана) Казани удалось обновить трамвайно-троллейбусный состав. Так, только в 2016 году приобретено 40 новых троллейбусов и 10 трамваев. Причем в прошлом году при стоимости трамвая в 22 млн рублей из федерального бюджета компенсировалось лишь три миллиона, остаток лежал на казне республики. Сейчас схема иная: 50 процентов от цены подвижного электросостава субсидируется за счет федерального центра, 45 выделяется из республиканского бюджета и пять процентов покрывает Казань.

Есть надежда, что и в нынешнем году по федеральной программе парк новеньких наземных «рогатых» пополнится по плану пятнадцатью троллейбусами и семью трамваями. Уже на сегодня, по данным «Метроэлектротранса», год рождения самого старого казанского троллейбуса – 2007-й, а трамвая – 2003-й. Однако при их относительной молодости нагрузка на них весьма существенная – средний пробег в среднем составляет шесть тысяч километров в месяц на один «рог». Это один из самых высоких показателей по России.

 


В 2016 году казанские электротранспортники создали на своей площадке диагностический центр, где наземным «рогатым» перевозчикам своевременно оказывается помощь, дабы они на радость своим пассажирам всегда были в исправном состоянии


 

К тому же власти Татарстана надеются, что руководство страны все-таки примет правильное решение относительно финансирования региональных метрополитенов.

 


Фото: Пресс-служба Президента
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:13.03.2017
Выпуск: №35 (28223)


Добавить комментарий

777 19.06.2018

НИКОЛЬСКИЙ Евгений Евгеньевич

Общественность Татарстана понесла невосполнимую утрату....
2630
7788 18.06.2018

События, которые меняют город и всех нас

Мундиаль в столице республики проходит без происшествий, а все недочеты удается корректировать в штатном режиме....
1780
img_6706 18.06.2018

Казанский собор строим всем миром

Работы по воссозданию Cобора Казанской Иконы Божией Матери в столице республики идут точно по графику....
2960
2359382 18.06.2018

Татарстанские эчпочмаки самые вкусные

Исследования сервиса Tvil.ru показали, что в Татарстане готовят самую вкусную выпечку в стране....
3150
AI3I3496_1 18.06.2018

Набережная открылась для отдыхающих

Обновленный участок набережной озера Нижний Кабан открылся в столице республики....
2900
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    19 июня

    Ильдус Ханифович Ахметзянов (1950), актер, народный артист Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая и премии им. М.Джалиля.

    Наталья Вадимовна Гречанникова, руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования (Рособрнадзора) Татарстана.

    Леонид Александрович Якунин (1951), председатель Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Ну что, лето наконец-то пришло, можно и к теме вернуться. Итак, Казань, утро, на улице +23. Автобус №43. Работает печка.…
    Такой вот краснобус…
    18.06.2018
    Помогите, пожалуйста, навести порядок в посёлке Новая Сосновка. В той части, которая находится над Дербышками нет асфальта и даже щебенки.…
    Прочности не гарантируют
    12.06.2018
    Вообще-то СанПин допускает уровень шума 30-45 ДБ в ночное время и 45-55 в дневное. Превышение этого уровня, особенно систематическое, вредит…
    О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время
    11.06.2018
    В районе между Бакалейная 46а, Сабан 3 и ГК Химик планируется строительство жилого дома. В этом районе совершенно нет зелени…
    В Татарстане запущен новый онлайн-сервис опроса жителей
    09.06.2018
    Уважаемая Разина. Меня заинтересовала ваша ситуация. Свяжитесь со мной, пожалуйста. yfarida@yandex.ru
    Земля пайщиков: межевание интересов
    09.06.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров