20 августа 2017  22:04
Распечатать

Сегодня и завтра «рогатых» перевозчиков

В Казани пассажирский электротранспорт создает конкуренцию городским автобусам

 

14 сентября-1

В сентябре 2016 года МУП «Метроэлектротранс» приобрело сорок новых троллейбусов «Оптима-2».

 

В столице Татарстана около 30 процентов от всех пассажирских перевозок приходится на электротранспорт. В 2016 году услугами казанского муниципального унитарного предприятия (МУП) «Метроэлектротранс» воспользовались 67 млн человек, из них 27,8 млн ездили на метро, 21 млн – на троллейбусах, 18,2 млн – на трамваях.

 

Регулярность движения наземного электротранспорта растет – в прошлом году она составила 93 процента. В метрополитене данный показатель, разумеется, просто должен быть сто-процентным (из соображений безопасности): интервал между поездами в пиковое время составляет пять минут 30 секунд, в обычное – восемь-девять минут. И местные власти нацелены на развитие экологичного электрического пассажирского транспорта.

 

МЕТРОПОЛИТЕН В ПРИОРИТЕТЕ?

В России сегодня семь действующих метрополитенов: Московский, Петербургский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Екатеринбургский и самый молодой – Казанский, введенный в эксплуатацию в 2005 году (к 1000-летию столицы Татарстана) и ставший первой в стране подземкой, построенной после распада СССР. Сейчас на первой линии Казанского метро протяженностью около 16 километров (от Приволжского района города до Авиастроительного) функционируют десять станций и ежедневно курсируют девять составов.

 


Казанское метро значится в передовиках по обеспечению безопасности пассажиров (даже московские метрополитеновцы приезжают сюда перенимать соответствующий опыт)


 

Как сообщил генеральный директор МУП «Метроэлектротранс», депутат Госсовета Асфан Галявов, к 30 августа нынешнего года, к Дню республики, планируется открытие одиннадцатой по счету станции – «Дубравной», после чего начнется строительство одноименной станции уже второй линии метро. Обе «Дубравные» сформируют пересадочный узел с одной ветки на другую. И далее прокладка подземки должна пойти в сторону Советского, Ново-Савиновского и Московского районов, на этой линии предполагается расположить 12 станций.

Однако строительство Казанского метрополитена идет далеко не такими быстрыми темпами, как изначально хотелось и планировалось. Причина банальна – нехватка денег. Если на первых порах стройка финансировалась на паритетных условиях (50 на 50) из федерального и республиканского бюджетов, то уже много лет Татарстан делает это за счет собственных средств. Единственное, по словам Асфана Галявова, на возведение трех последних станций – «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная», открытых в 2013 году к Всемирным летним студенческим играм, все же удалось направить часть средств, выделенных республике Правительством РФ на подготовку к Универсиаде.

 

СПРАВКА

Казанские трамвайная и троллейбусная системы – одни из старейших в России. Первая, заменившая казанскую конку, открыта в ноябре 1899 года. Эксплуатация второй началась в ноябре 1948-го. А Казанский метрополитен, напротив, самый молодой в стране, его день рождения – 27 августа 2005 года. Старт подземки состоялся с участием трех президентов: России – Владимира Путина, Казахстана – Нурсултана Назарбаева и Татарстана – Минтимера Шаймиева.

 

По мнению депутата Государственной Думы от Татарстана, члена Комитета по транспорту и строительству Иршата Минкина, метро должен строить федеральный центр, потом передавать подземку на содержание региону, которому еще и следует компенсировать издержки на ее обслуживание, поскольку это априори убыточный транспорт. В настоящее время метрополитены активно возводятся только в Москве и Санкт-Петербурге, которые могут себе это позволить, так как располагают достаточными финансовыми средствами для реализации столь дорогостоящих проектов. Чего не скажешь о других городах-миллионниках. Из-за денежных проблем строительство омского, пермского и красноярского метрополитенов отложено, а ростовского и уфимского – отменено.

В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект о внеуличном транспорте, к которому относятся метрополитены, монорельсовые средства передвижения, подвесные канатные дороги, фуникулеры. Впервые в нашей стране на федеральном уровне устанавливаются нормативно-правовые условия функционирования такой техники. Документом, в частности, предусмотрено федеральное финансирование на покрытие расходов по исполнению дополнительных полномочий чиновников, которые будут контролировать работу «внеуличников». Но затраты на развитие самого экологически чистого вида транспорта (будь то строительство метро и его «коллег», закупка и модернизация техники, создание соответствующей инфраструктуры) уже законодательно полностью планируется возложить на плечи регионов.

 

ЖИЗНЬ ЗАСТАВЛЯЕТ

Годовой бюджет «Метро-электротранса», который эксплуатирует в Казани около двухсот троллейбусов, более девяноста трамваев и девять поездов метро, в 2016 году, как заявил на недавней пресс-конференции Асфан Галявов, составил около миллиарда рублей, из них только 170 млн – дотации из казны республики. Остальное приходится зарабатывать самим, ведь во всем мире городской пассажирский электротранспорт считается бездоходным.

 

1

 

К примеру, предприятие на своей базе организовало производство энергосберегающих светодиодных светильников, которыми заменяются обычные люминесцентные лампочки во всех производственных помещениях, в том числе на станциях метрополитена. За счет этого на освещении ежегодно экономится 13 млн рублей. Уменьшать затраты на электроэнергию позволяет и внедрение электронных датчиков движения. Кроме того, компания отказалась от центрального теплоснабжения электродепо и прочих объектов, перейдя на использование индивидуальных отопительных котлов, тем самым экономя 22 млн рублей в год.

 


Годовой бюджет «Метро-электротранса», который эксплуатирует в Казани около двухсот троллейбусов, более девяноста трамваев и девять поездов метро, в 2016 году, как заявил на недавней пресс-конференции Асфан Галявов, составил около миллиарда рублей, из них только 170 млн – дотации из казны республики


 

Снизить издержки позволяют собственные цеха по изготовлению пластиковых окон, спецодежды. А также стекол, которые бьются в трамваях и троллейбусах и после пьяных или хулиганских выходок несознательных индивидов, и в результате дорожно-транспортных происшествий, случающихся в основном по вине автомобилистов. По крайней мере, так утверждает глава «Метроэлектротранса». Участившиеся в последнее время ДТП ежегодно приносят предприятию ущерб до десяти миллионов рублей. Например, на днях в Казани «Форд» столкнулся с «Мерседесом» и при попытке скрыться с места происшествия врезался в троллейбус. Итог: «Форд» сгорел, его водитель госпитализирован, электротранспорт получил повреждения…

 

В ПЕРЕДОВИКАХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Помимо прочего, в 2016 году казанские электротранспортники создали на своей площадке диагностический центр, где наземным «рогатым» перевозчикам своевременно оказывается помощь, дабы они на радость своим пассажирам всегда были в исправном состоянии. Еще одно ноу-хау – формирование спецбригады, способной самостоятельно провести технический ремонт №3 поездов метро (замену тормозной системы, подшипников, клапанов и прочих агрегатов). «Метрополитены делают техремонт №3 своих составов на спецзаводах в Москве или Пензе. Обычный срок службы поездов метро – 30–40 лет. Нашим вагонам нынче исполняется 12 лет. Несмотря на некритичный возраст, у них из-за интенсивной эксплуатации и небольшой численности парка – масштабный пробег. В этом году хотим отремонтировать два состава», – рассказал Асфан Галявов.

Значится в героях войны

Даже во время Великой Отечественной войны, в условиях боевых действий, постоянных бомбежек и крайне тяжелой экономической ситуации московский электротранспорт не останавливал свою работу, и жители СССР не ощущали перерывов в работе трамваев и троллейбусов. Электротранспортные хозяйства перевозили не только пассажиров, но и раненых, боеприпасы и продовольствие. И, более того, помогали фронту, выполняя оборонные заказы и изготавливая в троллейбусных парках и трамвайных депо снаряды для легендарной «катюши».

 

Казанское метро значится в передовиках по обеспечению безопасности пассажиров (даже московские метрополитеновцы приезжают сюда перенимать соответствующий опыт). Еще в преддверии Универсиады-2013 в «Метро-электротрансе» был создан ситуационный центр по обеспечению транспортной безопасности населения, в который передается информация с камер видеонаблюдения, установленных не только в подземном, но и наземном электротранспорте, а также у пешеходных переходов. Наше метро оснащено рамочными металлодетекторами, аппаратурой радиационного контроля, взрывозащитными контейнерами, комплексами для досмотра багажа и другими средствами.

 

НАЗЕМНОМУ ТРАНСПОРТУПОВЕЗЛО БОЛЬШЕ

Если функция по расширению Казанского метрополитена возложена в основном на республику и ее столицу, то ситуация с наземным электротранспортом более благоприятная. Третий год в России действует государственная программа по поддержке промышленности, в соответствии с которой (прежде всего благодаря содействию руководства Татарстана) Казани удалось обновить трамвайно-троллейбусный состав. Так, только в 2016 году приобретено 40 новых троллейбусов и 10 трамваев. Причем в прошлом году при стоимости трамвая в 22 млн рублей из федерального бюджета компенсировалось лишь три миллиона, остаток лежал на казне республики. Сейчас схема иная: 50 процентов от цены подвижного электросостава субсидируется за счет федерального центра, 45 выделяется из республиканского бюджета и пять процентов покрывает Казань.

Есть надежда, что и в нынешнем году по федеральной программе парк новеньких наземных «рогатых» пополнится по плану пятнадцатью троллейбусами и семью трамваями. Уже на сегодня, по данным «Метроэлектротранса», год рождения самого старого казанского троллейбуса – 2007-й, а трамвая – 2003-й. Однако при их относительной молодости нагрузка на них весьма существенная – средний пробег в среднем составляет шесть тысяч километров в месяц на один «рог». Это один из самых высоких показателей по России.

 


В 2016 году казанские электротранспортники создали на своей площадке диагностический центр, где наземным «рогатым» перевозчикам своевременно оказывается помощь, дабы они на радость своим пассажирам всегда были в исправном состоянии


 

К тому же власти Татарстана надеются, что руководство страны все-таки примет правильное решение относительно финансирования региональных метрополитенов.

 


Фото: Пресс-служба Президента
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:13.03.2017
Выпуск: №35 (28223)

Добавить комментарий

pilot 20.08.2017

Связали свою жизнь
с небом

20 августа в России отмечают День Воздушного флота. Работников и ветеранов гражданской авиации поздравляет министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин....
2430
spiner 18.08.2017

Спиннеромания: плюс или минус

Еще весной вращающаяся игрушка была у нас экзотикой. Сегодня ею завалены все торговые точки в переходах....
2560
gosyslugi 18.08.2017

Татарстанцы самые электронно-продвинутые

Первое место в России по доле жителей региона, получающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме, занимает Татарстан....
2160
pozar 18.08.2017

Бугульминские спасатели предотвратили трагедию

Трех человек вызволили из горящей квартиры пожарные в Бугульме....
1910
tv 18.08.2017

На позитивной волне

Мы спросили наших читателей: хватает ли вам позитива, который вы получаете из средств массовой информации?...
1310
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    09.02.1928

    №34.09.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №34.09.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    21 августа

    Ирина Николаевна Бакова (1973), директор казанской гимназии №102, депутат Госсовета Татарстана.

    Гали Юнусович Даутов (1931), член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана.

  • Юмор

    kar20
    Жду, жду лета – ну чтобы позагорать, покупаться, и вдруг – оп! Школьные базары открылись!
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Сабантуй бывает разный...

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

    золотой гонг
  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    "Где бы ни лечь костьми, лишь бы лечь по любви" - Очень!
    Олеся БАЛТУСОВА: Душу свою не тереби, а слушай
    18.08.2017
    У мужа бронхиальная астма, не можем получить в достаточном количестве Фарадил - комби. На месяц необходимо 2 упаковки, нам и…
    «Горячая линия» по лекарствам
    18.08.2017
    Уважаемый Андрей Алексеевич.Напишите пожалуйста удалось ли вам найти книгу Раисы Александровны Михайловой " Моё село одно на всю Россию? Я…
    Мое село — одно на всю Россию
    17.08.2017
    В этом июле мы с мужем отправились на поля «Ягодной долины», чтобы «затариться» моей любимой клубникой. Уж больно красочно рассказывали…
    Свет и тени «Ягодной долины»
    16.08.2017
    Наше учебное заведение, конечно, не силовая структура, но социально-психологический климат в коллективе тоже не помешало бы исследовать. Хотя бы для…
    Психолог – от слова «душа»
    16.08.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров