17 октября 2017  23:39
Распечатать

С высоты всемирного
облака

На что ориентироваться нашей школе в эпоху глобальной информации

 

int

 

В последние годы в Казани довольно часто проводятся крупные мероприятия в сфере образования. У нас проходил финал всероссийского конкурса «Учитель года», Казанский федеральный университет уже не первый год проводит международный образовательный форум, в этом году впервые прошел международный дискуссион «Образование России». В кулуарах подобных мероприятий находится немало интересных собеседников, но разговоры с ними нередко остаются за рамками обзорных материалов с самих форумов.

 

В преддверии грядущего традиционного августовского большого педсовета, где, несомненно, будут много говорить о перспективах отечественного образования, корреспондент «РТ» делится с читателями газеты одной из таких бесед с доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, генеральным директором ООО «Мобильное электронное образование» Александром Кондаковым.

 

– Александр Михайлович, в чем, на ваш взгляд, сегодня главное противоречие нашего образования?

– Наверное, главное – это то, что образование развивается пока еще в некотором отрыве от трендов развития общества в целом. Вот недавно вице-президент Сбербанка объявил, что они будут увольнять три тысячи юристов, потому что цифровые системы с искусственным интеллектом позволяют заключать кредитные и прочие договоры без участия человека. Появились автомобили без водителя, и, возможно, через пять-десять лет мы увидим массовый уход профессии водителя. То же самое сегодня происходит с туристическим бизнесом – нам гораздо удобнее пользоваться в путешествиях сайтами booking.com или Airbnb.ru. Мы оплачиваем коммунальные услуги и получаем всевозможные документы, за которыми раньше стояли месяцами, через многофункциональные центры при поддержке Интернета.

А школа на этом фоне пока еще остается печатной, бумажной.

 


Сегодняшняя школа должна быть ориентирована на требования экономики завтрашнего дня, а это междисциплинарные отрасли – нанотехнологии, биотехнологии, квантовые вычисления, робототехника, 3Д­-моделирование, прототипирование


 

– Так ли это плохо?

– Согласен, в этом есть свои плюсы, поскольку очень опасно трогать такие деликатные системы, как образование. Но очевидны и минусы: мы должны готовить людей к жизни в том обществе, которое будет через десять-пятнадцать лет. Да что там десять-пятнадцать! По прогнозам ученых, у детей, которые сегодня пошли в первый класс, средняя продолжительность жизни составит больше ста лет, потому что за счет новейших технологий очень быстро меняются возможности сохранения и укрепления здоровья человека. И мы должны исходить из того, что в ближайшее время образование кардинально изменится.

Еще пять – десять лет назад новые профессии появлялись раз в двадцать пять – тридцать лет. Сегодня – каждые три-пять лет. И если раньше система образования могла нормально работать в режиме «Десять лет – школа, пять лет – вуз», то сегодня мы должны думать о том, что пятилетняя подготовка в вузе, к сожалению, выведет на рынок труда людей, не приспособленных к требованиям того дня, когда они окончат высшее учебное заведение.

То же самое касается и школы. Поэтому очень важный момент – не декларативно, а реально сосредоточиться на главном. Нужны серьезные изменения в образовании. Предыдущим знаковым этапом в этой сфере было появление печатного станка Гуттенберга, это дало доступ к информации, заложенной в книгу, другое печатное издание. Сегодня мы живем в условиях безграничного доступа к информации. И нужно правильно организовать деятельность ребенка, учителя, семьи, школы в этих условиях.

 

  Александр КОНДАКОВ,
доктор педагогических наук:

kondakov

Сегодняшняя школа работает в условиях всеобщей глобализации, и мы должны вырастить детей, умеющих жить в сложном, многополярном, многокультурном, многоконфессиональном мире.

– Но многие родители до сих пор уверены, что не было и нет ничего предпочтительнее советской школы, которая была лучшей в мире…

– Она была лучшей для своего времени. Потому что была построена с учетом требований научно-технической революции того времени. Сегодняшняя школа работает в условиях всеобщей глобализации, и мы должны вырастить детей, умеющих жить в сложном, многополярном, многокультурном, многоконфессиональном мире. Сегодняшняя школа должна быть ориентирована на требования экономики завтрашнего дня, а это междисциплинарные отрасли – нанотехнологии, биотехнологии, квантовые вычисления, робототехника, 3Д-­моделирование, прототипирование. Нужно воспитывать в ребенке такие личностные качества, как упорство, настойчивость в достижении цели, многокультурность, умение жить в мире с другими людьми. Детям должны быть присущи креативность, способность к творчеству, созданию нового знания, критическое мышление в работе с информацией и ее обработкой…

Вот наша компания, например, создала новый продукт – мобильную электронную школу. Она прошла апробацию во многих субъектах России, мы получили очень хорошие результаты и отклики. Появляются более высокий интерес у детей к творчеству, более серьезная мотивация, лучшие результаты работы. Цифровые системы позволяют формировать личностные качества, компетенции, базовые знания и навыки одновременно. А это сложная психолого-педагогическая задача. Но надо понимать: это не дистанционное образование. Нет, наш опыт показывает: работа в системе – это примерно двадцать процентов времени, остальное – это работа учителя и детей между собой. При этом роль учителя – помочь ребенку найти правильный алгоритм, отследить его личностное развитие, помочь ему вырасти достойным гражданином. Это более сложная задача, чем выйти и просто прочитать урок. Но педагоги должны сегодня решать все более сложные задачи, ведь мир тоже становится все более сложным.

Да, многие любят говорить: «Вот в наше время»… Ну, давайте прочитаем «Отцы и дети» Тургенева – там была та же проблема. Думаю, и при фараонах так говорили. Но мы должны двигаться вперед. Если мы работаем в Сети, общаемся через гаджеты, получаем информацию и при этом считаем, что наши дети должны сидеть, сложив руки, за партой и перекладывать счетные палочки – это по меньшей мере лукавство.

 

obr

 

– Должны ли мы сегодня ориентироваться на лучшие мировые образцы в образовании или стоит все-таки вернуться к поиску собственного пути в этой области?

– Подчеркну еще раз: мы должны учитывать ведущие мировые тренды, чтобы не отстать. Но система образования должна быть национальной, учитывать наши культуру, историю, семейные, конфессиональные особенности и, конечно, задачи социально-экономического развития страны. В образовании по-прежнему очень важно формирование личностных качеств человека, его ценностных установок, самоидентификации, которая чудовищно быстро меняется. Нужно понимать, что наша идентичность сегодня во многом определяется тем, что мы живем во всемирном облаке, где, взаимодействуя между собой, получаем какие-то услуги, интересуемся, где что происходит, обмениваемся информацией. Но это не отменяет и национальной российской идентичности, идентичности гражданина Татарстана или жителя Казани, члена своей семьи. Это ключевой момент в условиях всеобщей информатизации, всеобщего Интернета. Если мы не сформируем эту новую идентичность человека, можем получить в дальнейшем очень серьезные проблемы.

 


Роль учителя – помочь ребенку найти правильный алгоритм, отследить его личностное развитие, помочь ему вырасти достойным гражданином. Это более сложная задача, чем выйти и просто прочитать урок


 

– Сегодня ряд образовательных экспертов высказывает мнение, что высшее образование – вовсе не обязательное условие для успешности…

– Да, человек вполне может быть успешным и без него. У нас в компании работают программисты, не имеющие не то что высшего – даже среднего профессионального образования. Они блестящие специалисты, очень творческие, креативные люди. Это большой недостаток, что мы превратились в страну всеобщего высшего образования. У нас, к сожалению, практически ушел блок эффективного среднего профессионального образования. А из вузов, увы, зачастую выходят люди, которые не могут найти себя на рынке труда. Это неэффективное расходование денег налогоплательщиков.

 

– Тогда какие, на ваш взгляд, профессии будут востребованы в обозримом будущем?

– Маркетолог в социальных сетях, например. Программисты-фронтэнды – это те, кто создает интерфейс платформ, с которыми мы работаем. Потому что этот интерфейс должен быть понятен и эффективен. В общем, это все те профессии, что связаны с цифровыми технологиями. Математика, физика, естественно­научный цикл…

 

– Что же делать гуманитариям?

– Цифровое общество, развитие искусственного интеллекта предъявляют огромнейшие требования к тому, что мы называем гуманитарным знанием. Потому что по-прежнему очень важны личностные качества человека, этика – что хорошо, что плохо, что достойно, что недостойно… Нужны будут и психологи, и социологи, и филологи. Я всегда цитирую Стива Джобса: «Только точные науки в содружестве с искусством заставляют наши сердца петь».

 


Фото: digikidz.id; mob-edu.ru; yugopolis.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:31.07.2017
Выпуск: №111 (28299)

Добавить комментарий

Учителя_Пресс-служба Госсовета 13.10.2017

Парламентские уроки как бесценное наследие

В Госсовете прошел День открытых дверей для учителей истории, права и обществознания средних школ республики, участвующих в проведении «Парламентского урока – 2017»....
7250
D1X_2290 11.10.2017

«Яндекс.Лицей» – кузница для айтишников

В Казани открылся образовательный проект «Яндекс.Лицей», в рамках которого старше-классников научат азам программирования....
5660
axatov1 10.10.2017

На службе своему народу

В сентябре этого года исполнилось 90 лет со дня рождения известного татарского ученого, внесшего выдающийся вклад в развитие тюрко-татарской лингвистики, доктора филологических наук, профессора Габдулхая Хурамовича Ахатова....
2790
пеликан 07.10.2017

«Учиться и становиться лучше»

Казанский педагог отличился на всероссийском конкурсе....
8100
Пресс-служба Госсовета 06.10.2017

С уважением и любовью к педагогам

6 октября в Казани прошло торжество, посвященное Дню учителя....
6100
  • Прямая связь

    РТ в сети


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    13.01.1928

    11.13.01.1928


    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №11.13.01.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    17 октября

    Екатерина Александровна Гамова, волейболистка, бывший игрок «Динамо-Казань», двукратная чемпионка мира, лучшая спортсменка России в 2010 году. Факелоносец церемонии открытия Универсиады–2013 в Казани.

    Юрий Федорович Гортышев (1946), действительный член АН РТ, академик-секретарь отделения математики, механики и машиноведения АН РТ.

  • Юмор

    kar
    Лучшие повара – мужчины. А лучшие поварихи – женщины.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Знаете ли, вы, стихи?

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Поправочка. На остановках общественного транспорта курить не запрещено. Это распространенное заблуждение, пришедшее из первоначального законопроекта, который претерпел поправки. Да и…
    Иллюзии антитабачной реальности
    17.10.2017
    Очень сожалею, что не смогла попасть в филармонию на юбилейный вечер с участием Тамары Синявской. Обожаю эту певицу. Огромное спасибо…
    Тамара Синявская: «Я не пою уже девять лет»
    11.10.2017
    В начале статьи прочитал выражение "мусорная революция" и все - дальше читать расхотелось. Раз революция, то пиши - пропало. Домучился…
    Переходный период простым не будет
    11.10.2017
    Искренне радуюсь и так же искренне завидую жителям отдаленного села Свердловец - они обеспечены необходимой медицинской помощью. Я живу в…
    Медпомощь стала доступнее
    11.10.2017
    Скажите, как перестраховаться, чтобы не навредить своему ребенку, при покупке самой обыкновенной халвы? Купила в сетевом магазине самую обычную халву…
    Я возвращаю ваш товар…
    11.10.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров