17 октября 2018  3:53
Распечатать

С помощью высокого – о низком

Как кистью, красками и талантом художника можно бороться с коррупцией

 

суриков

Один вечер из жизни низвергнутого князя. Печально от нахлынувших воспоминаний…

 

Дорога на дачу занимает слишком много времени, поэтому, чтобы без толку не глазеть на мелькающие за окном автобуса привычные пейзажи и не быть в курсе телефонных переговоров рядом сидящих пассажиров, слушаю радио. В поисках любимых мелодий прыгаю с одной FM-волны на другую, и вдруг через наушник в ухо влетает фраза: «Эту картину в принудительном порядке нужно вешать в кабинетах современных царедворцев». Так-так, интересно, о чем это?

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Оказывается, на «Маяке» в утренней детской (!) передаче «Хочу все знать. Искусство» радиоведущий Алексей Весёлкин вместе со своей гостьей – галеристом, историком искусства Викторией Анисимовой рассказывают ребятам о картинах великого русского художника Василия Сурикова. Фраза, которую Алексей выдал в эфир как будто специально для меня, относилась к картине «Меншиков в Берёзове».

Поскольку застала только «хвост» любопытного разговора, а мысли о принудительном приобщении к творчеству Сурикова крутились в голове в течение всего процесса борьбы с жизнелюбивыми сорняками, то, вернувшись домой, тут же разыскала в Интернете и радиобеседу Весёлкина с искусствоведом, и всё, что было в Сети об этом, на первый взгляд, мрачном и грустном полотне.

 


Художник намеренно изобразил богатырскую фигуру Александра Даниловича в темной махонькой избушке с узким окном, напоминающим тюремное: свет увидеть можно, а выбраться через него из темницы не получится. Картина-размышление на тему личности в истории


 

Вглядитесь в ключевую фигуру этого трагического квартета: Александр Данилович Меншиков – ближайший соратник Петра I, который в 14 лет стал наперсником царя во всех его озорных затеях и увлечениях, который 30 лет назад был не только другом и правой рукой императора, но, носивший титул светлейшего князя и чин генералиссимуса, обладал практически безграничной властью и несметным состоянием (только по числу крепостных он был вторым после царя душевладельцем в России, а богатство из его дворца вывозили телегами два года!). И вот он в ссылке в небольшом сибирском городке Берёзове (ныне пгт Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе) – обвинен в злоупотреблениях и казнокрадстве, лишён всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов. По дороге в Сибирь в 12 верстах от Казани схоронил любимую жену, княгиню Дарью Михайловну…

Эта картина, по мнению Виктории Анисимовой, – размышление Сурикова о том, как много сделали петровские реформы для России, но они неизбежно дали «откатную волну», под которую и попали некогда всемогущий Меншиков и его семья.

 


Суриков не идеализирует Меншикова: да – гениальный ум, невероятная интуиция, работоспособность, практически рабская преданность Петру I. Но – стяжатель, не просто подворовывал, воровал масштабно, за что был бит лично Петром в кровь


 

Художник намеренно изобразил богатырскую фигуру Александра Даниловича в темной махонькой избушке с узким окном, напоминающим тюремное: свет увидеть можно, а выбраться через него из темницы не получится. Картина-размышление на тему личности в истории. Суриков не идеализирует Меншикова: да – гениальный ум, невероятная интуиция, работоспособность, практически рабская преданность Петру I. Но – стяжатель, не просто подворовывал, воровал масштабно, за что был бит лично Петром в кровь. И все равно воровал – казённые злоупотребления Меншикова вскрылись в 1715 году. Тогда же и выяснилось, что основной его капитал составили отнятые под разными предлогами земли, вотчины, деревни. После смерти своего ближайшего помощника Лефорта Пётр скажет о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».

 

ДЕТЯМ – О КОРРУПЦИИ

Фортуна – дама непостоянная, может и отвернуться. А расплачиваться придется не только тебе. И вот судьба берет человека в самом расцвете сил за загривок и вышвыривает на Север. Да вместе с детьми. И далее искусствовед Анисимова, постоянно обращаясь к детской аудитории, начинает рассказ о судьбе двух дочерей и сына Меншикова.

 

  Яркое цветное пятно на картине, лучик света в этой мрачной и убогой избе – младшая дочь Меншикова Александра.
Она переживет смерть матери, сестры, отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает блестящую карьеру, волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона – генерал-аншефа, брата всесильного регента Российской империи Эрнста Бирона.

Отец делал на старшую дочь Марию большую ставку – начал подыскивать ей выгодного жениха, когда девочке было всего девять лет. Путем уговоров, подлогов и интриг состряпал ей, 16-летней, обряд обручения с 11-летним императором Петром II. Но противники оказались сильнее. Через год несостоявшаяся императрица окажется в Берёзове. Черный цвет ее одеяния на картине – пророчество Сурикова о её печальной судьбе: не пройдёт и полугода, как она умрёт от оспы. Меньше чем через месяц после нее уйдёт из жизни и сам Меншиков…

Сын Александр, в богатом кафтане, подперев голову одной рукой, другой в задумчивости отколупывает с подсвечника восковые слезинки. Он подавал большие надежды, мечтал стать инженером, но отец и его судьбу перекроил на свой лад – посчитал, что сын должен быть при дворе. Впрочем, ему повезет намного больше других отпрысков Меншикова – он выживет в ссылке, станет генерал-аншефом, но и его жизнь оборвется в 50 лет.

Яркое цветное пятно на картине, лучик света в этой мрачной и убогой избе – младшая дочь Меншикова Александра. Она переживет смерть матери, сестры, отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает блестящую карьеру, волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона – генерал-аншефа, брата всесильного регента Российской империи Эрнста Бирона. Но и на ней лежало проклятие Меншиковых – Александра умрёт в 23 года при родах вместе с новорождённым.

На этом гостья и радиоведущий распрощались, а что остается делать 10–12-летним детям, прослушавшим такую поучительную передачу? Бежать в слезах к родителям и умолять не заниматься подворовыванием и казнокрадством (если, конечно, смогут выговорить эти слова), чтобы потом не корить себя за их изломанные жизни? И уже другими глазами вглядываться в убранство избы, в иконы, в четыре скорбных лика, изображённых Суриковым.

Да уж, вряд ли кто из нынешних районных мелких и крупных руководителей, чиновников повыше добровольно захочет «украсить» свой кабинет этим произведением искусства. А насильно кто ж их заставит?

 

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ

Впрочем, здесь стоит ещё раз вспомнить о роли личности. А конкретнее – о личности председателя Верховного Суда Татарстана Ильгиза Гилазова и его заместителя по уголовным делам Максима Беляева. Заместитель подал идею, председатель дал добро – и несколько лет назад в здании Верховного Суда напротив зала квалификационной коллегии появилась репродукция назидательного полотна-диптиха кисти нидерландского художника Герарда Давида «Суд Камбиса». У этой картины есть и второе название – «Сдирание кожи с продажного судьи». Согласитесь, одного названия достаточно, чтобы отбросить всякие дурные помыслы. А если в ожидании вызова на квалификационную коллегию судья приглядится к мелким деталям картины повнимательнее, прочувствует сюжет сполна… Очень правильный и непринудительный ход руководства для постоянного напоминания служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет картины замысловат, почерпнут художником из трактата древнегреческого историка Геродота, но осовремененный (один писал стилосом в 530–522 годах до н. э. в Греции, другой – кистью в конце XV века в городе Брюгге для зала судебных заседаний в ратуше для напоминания о необходимости судить справедливо).

На заднем плане в левом углу первой части диптиха автор изобразил крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами. В центре – сцена ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам персидский царь Камбис (напомним, все – в средневековых одеждах) перечисляет мздоимцу на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За его спиной виден стражник, крепко держащий судью за руку, и сын судьи.

Можно было бы и ограничиться только этим полотном, но у истории есть продолжение. И вот на правой части диптиха художник изображает непосредственно ужасную казнь: палачи начали снимать с живого судьи кожу. Вокруг стола, где идет экзекуция, столпились свидетели во главе с Камбисом. А заканчивается история в правом верхнем углу картины, где в судейском кресле, обтянутом кожей казненного судьи, восседает его сын, которого царь в назидание всем назначил новым судьей. Как пишут историки, метод, опробованный в Брюгге, оказался действенным: пока картины не сняли со стен ратуши, уровень коррупции в торговом городе оставался на поразительно низком уровне…

 


Автор статьи: ХАЛИТОВА Ирина
Дата:27.07.2018
Выпуск: №108 (28490)


  1. Информация шокировала. Геродот свой трактат о взяточниках сотворил пять веков до нашей эры назад! Суд Камбиса в «современной» интерпретации Давида не утратил своей актуальности и в XV веке. То есть получается, что взяточничество, мздоимство и крохоборство были всегда? Выходит, что это такие же отрицательные свойства человеческого характера, как пьянство, наркомания, клептомания… То есть они не истребимы, неизлечимы? Что касается картины Сурикова о семействе Меншикова, то эта тема заставила меня поискать в Сети другие произведения подобного толка. И знаете, что обнаружил? Тема воровства и коррупции перестала интересовать наших художников после революции 1917 года. Были только плакаты. Да и ныне трудно себе представить казнокрада, изображенного красками, отбывающего наказание в изгнании, да и еще и с семьей. Явление есть, а как с ним бороться, я так и не понимаю…

В Казани состоится VI фестиваль авторской песни и поэзии Песни моей души 15.10.2018

Наполним музыкой сердца

28 октября в Казани пройдет очередной, VI открытый межрегиональный авторский фестиваль «Песни моей души»....
2420
в Казани прошел праздник, посвященный предстоящему Году театра в России 15.10.2018

Запустили «театральное время»

В минувшую субботу на площади перед театром им. Г.Камала в Казани прошел праздник, посвященный предстоящему Году театра в России....
1150
Ирада Аюпова министркультуры 15.10.2018

«Без культуры можно прожить, но сможем ли выжить?»

Министр культуры Ирада Аюпова предложила журналистам новый формат общения....
1510
Константин Хабенский в Казани принял участие в закрытии образовательного интенсива 15.10.2018

Хабенский объединит наших актеров

Константин Хабенский в Казани принял участие в закрытии образовательного интенсива «От идеи до шедевра»....
1940
Камерному оркестру «Новая музыка» Центра современной музыки Софии Губайдулиной исполнилось 15 лет 12.10.2018

Это не возраст для написания мемуаров

Камерному оркестру «Новая музыка» Центра современной музыки Софии Губайдулиной исполнилось 15 лет....
3300
  • Найди свою малую Родину
  • К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    17 октября

    Екатерина Александровна Гамова, волейболистка, бывший игрок «Динамо-Казань», двукратная чемпионка мира, лучшая спортсменка России в 2010 году. Факелоносец церемонии открытия Универсиады–2013 в Казани.

    Юрий Федорович Гортышев (1946), действительный член АН РТ, академик-секретарь отделения математики, механики и машиноведения АН РТ.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    Никакого продвижения по достройке домов в с.Куюки Пестречинского района РТ микрорайон " Яшьлек" по программе РФ "Жилье для российской семьи"…
    Рустам Нигматуллин: в Татарстане нашли модель решения проблем обманутых дольщиков
    12.10.2018
    Свою реплику начну с древнеиндийского афоризма: «Не рассказывай о том, что задумал: не бывает успеха у замысла, что открыт другому».…
    Новые точки роста
    11.10.2018
    Блин я сейчас у них на подготовках сижу. Дают книжки и диски там.
    «В крупную компанию требуются…»
    11.10.2018
    Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых изящных видов спорта . В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла…
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
    11.10.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров