16 февраля 2019  18:37
Распечатать

С помощью высокого – о низком

Как кистью, красками и талантом художника можно бороться с коррупцией

 

суриков

Один вечер из жизни низвергнутого князя. Печально от нахлынувших воспоминаний…

 

Дорога на дачу занимает слишком много времени, поэтому, чтобы без толку не глазеть на мелькающие за окном автобуса привычные пейзажи и не быть в курсе телефонных переговоров рядом сидящих пассажиров, слушаю радио. В поисках любимых мелодий прыгаю с одной FM-волны на другую, и вдруг через наушник в ухо влетает фраза: «Эту картину в принудительном порядке нужно вешать в кабинетах современных царедворцев». Так-так, интересно, о чем это?

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Оказывается, на «Маяке» в утренней детской (!) передаче «Хочу все знать. Искусство» радиоведущий Алексей Весёлкин вместе со своей гостьей – галеристом, историком искусства Викторией Анисимовой рассказывают ребятам о картинах великого русского художника Василия Сурикова. Фраза, которую Алексей выдал в эфир как будто специально для меня, относилась к картине «Меншиков в Берёзове».

Поскольку застала только «хвост» любопытного разговора, а мысли о принудительном приобщении к творчеству Сурикова крутились в голове в течение всего процесса борьбы с жизнелюбивыми сорняками, то, вернувшись домой, тут же разыскала в Интернете и радиобеседу Весёлкина с искусствоведом, и всё, что было в Сети об этом, на первый взгляд, мрачном и грустном полотне.

 


Художник намеренно изобразил богатырскую фигуру Александра Даниловича в темной махонькой избушке с узким окном, напоминающим тюремное: свет увидеть можно, а выбраться через него из темницы не получится. Картина-размышление на тему личности в истории


 

Вглядитесь в ключевую фигуру этого трагического квартета: Александр Данилович Меншиков – ближайший соратник Петра I, который в 14 лет стал наперсником царя во всех его озорных затеях и увлечениях, который 30 лет назад был не только другом и правой рукой императора, но, носивший титул светлейшего князя и чин генералиссимуса, обладал практически безграничной властью и несметным состоянием (только по числу крепостных он был вторым после царя душевладельцем в России, а богатство из его дворца вывозили телегами два года!). И вот он в ссылке в небольшом сибирском городке Берёзове (ныне пгт Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе) – обвинен в злоупотреблениях и казнокрадстве, лишён всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов. По дороге в Сибирь в 12 верстах от Казани схоронил любимую жену, княгиню Дарью Михайловну…

Эта картина, по мнению Виктории Анисимовой, – размышление Сурикова о том, как много сделали петровские реформы для России, но они неизбежно дали «откатную волну», под которую и попали некогда всемогущий Меншиков и его семья.

 


Суриков не идеализирует Меншикова: да – гениальный ум, невероятная интуиция, работоспособность, практически рабская преданность Петру I. Но – стяжатель, не просто подворовывал, воровал масштабно, за что был бит лично Петром в кровь


 

Художник намеренно изобразил богатырскую фигуру Александра Даниловича в темной махонькой избушке с узким окном, напоминающим тюремное: свет увидеть можно, а выбраться через него из темницы не получится. Картина-размышление на тему личности в истории. Суриков не идеализирует Меншикова: да – гениальный ум, невероятная интуиция, работоспособность, практически рабская преданность Петру I. Но – стяжатель, не просто подворовывал, воровал масштабно, за что был бит лично Петром в кровь. И все равно воровал – казённые злоупотребления Меншикова вскрылись в 1715 году. Тогда же и выяснилось, что основной его капитал составили отнятые под разными предлогами земли, вотчины, деревни. После смерти своего ближайшего помощника Лефорта Пётр скажет о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».

 

ДЕТЯМ – О КОРРУПЦИИ

Фортуна – дама непостоянная, может и отвернуться. А расплачиваться придется не только тебе. И вот судьба берет человека в самом расцвете сил за загривок и вышвыривает на Север. Да вместе с детьми. И далее искусствовед Анисимова, постоянно обращаясь к детской аудитории, начинает рассказ о судьбе двух дочерей и сына Меншикова.

 

  Яркое цветное пятно на картине, лучик света в этой мрачной и убогой избе – младшая дочь Меншикова Александра.
Она переживет смерть матери, сестры, отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает блестящую карьеру, волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона – генерал-аншефа, брата всесильного регента Российской империи Эрнста Бирона.

Отец делал на старшую дочь Марию большую ставку – начал подыскивать ей выгодного жениха, когда девочке было всего девять лет. Путем уговоров, подлогов и интриг состряпал ей, 16-летней, обряд обручения с 11-летним императором Петром II. Но противники оказались сильнее. Через год несостоявшаяся императрица окажется в Берёзове. Черный цвет ее одеяния на картине – пророчество Сурикова о её печальной судьбе: не пройдёт и полугода, как она умрёт от оспы. Меньше чем через месяц после нее уйдёт из жизни и сам Меншиков…

Сын Александр, в богатом кафтане, подперев голову одной рукой, другой в задумчивости отколупывает с подсвечника восковые слезинки. Он подавал большие надежды, мечтал стать инженером, но отец и его судьбу перекроил на свой лад – посчитал, что сын должен быть при дворе. Впрочем, ему повезет намного больше других отпрысков Меншикова – он выживет в ссылке, станет генерал-аншефом, но и его жизнь оборвется в 50 лет.

Яркое цветное пятно на картине, лучик света в этой мрачной и убогой избе – младшая дочь Меншикова Александра. Она переживет смерть матери, сестры, отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает блестящую карьеру, волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона – генерал-аншефа, брата всесильного регента Российской империи Эрнста Бирона. Но и на ней лежало проклятие Меншиковых – Александра умрёт в 23 года при родах вместе с новорождённым.

На этом гостья и радиоведущий распрощались, а что остается делать 10–12-летним детям, прослушавшим такую поучительную передачу? Бежать в слезах к родителям и умолять не заниматься подворовыванием и казнокрадством (если, конечно, смогут выговорить эти слова), чтобы потом не корить себя за их изломанные жизни? И уже другими глазами вглядываться в убранство избы, в иконы, в четыре скорбных лика, изображённых Суриковым.

Да уж, вряд ли кто из нынешних районных мелких и крупных руководителей, чиновников повыше добровольно захочет «украсить» свой кабинет этим произведением искусства. А насильно кто ж их заставит?

 

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ

Впрочем, здесь стоит ещё раз вспомнить о роли личности. А конкретнее – о личности председателя Верховного Суда Татарстана Ильгиза Гилазова и его заместителя по уголовным делам Максима Беляева. Заместитель подал идею, председатель дал добро – и несколько лет назад в здании Верховного Суда напротив зала квалификационной коллегии появилась репродукция назидательного полотна-диптиха кисти нидерландского художника Герарда Давида «Суд Камбиса». У этой картины есть и второе название – «Сдирание кожи с продажного судьи». Согласитесь, одного названия достаточно, чтобы отбросить всякие дурные помыслы. А если в ожидании вызова на квалификационную коллегию судья приглядится к мелким деталям картины повнимательнее, прочувствует сюжет сполна… Очень правильный и непринудительный ход руководства для постоянного напоминания служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет картины замысловат, почерпнут художником из трактата древнегреческого историка Геродота, но осовремененный (один писал стилосом в 530–522 годах до н. э. в Греции, другой – кистью в конце XV века в городе Брюгге для зала судебных заседаний в ратуше для напоминания о необходимости судить справедливо).

На заднем плане в левом углу первой части диптиха автор изобразил крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами. В центре – сцена ареста судьи Сисамна, уличенного во взятке. Сам персидский царь Камбис (напомним, все – в средневековых одеждах) перечисляет мздоимцу на пальцах случаи, когда тот пользовался служебным положением и судил неправомерно. За его спиной виден стражник, крепко держащий судью за руку, и сын судьи.

Можно было бы и ограничиться только этим полотном, но у истории есть продолжение. И вот на правой части диптиха художник изображает непосредственно ужасную казнь: палачи начали снимать с живого судьи кожу. Вокруг стола, где идет экзекуция, столпились свидетели во главе с Камбисом. А заканчивается история в правом верхнем углу картины, где в судейском кресле, обтянутом кожей казненного судьи, восседает его сын, которого царь в назидание всем назначил новым судьей. Как пишут историки, метод, опробованный в Брюгге, оказался действенным: пока картины не сняли со стен ратуши, уровень коррупции в торговом городе оставался на поразительно низком уровне…

 


Автор статьи: ХАЛИТОВА Ирина
Дата:27.07.2018
Выпуск: №108 (28490)


  1. Информация шокировала. Геродот свой трактат о взяточниках сотворил пять веков до нашей эры назад! Суд Камбиса в «современной» интерпретации Давида не утратил своей актуальности и в XV веке. То есть получается, что взяточничество, мздоимство и крохоборство были всегда? Выходит, что это такие же отрицательные свойства человеческого характера, как пьянство, наркомания, клептомания… То есть они не истребимы, неизлечимы? Что касается картины Сурикова о семействе Меншикова, то эта тема заставила меня поискать в Сети другие произведения подобного толка. И знаете, что обнаружил? Тема воровства и коррупции перестала интересовать наших художников после революции 1917 года. Были только плакаты. Да и ныне трудно себе представить казнокрада, изображенного красками, отбывающего наказание в изгнании, да и еще и с семьей. Явление есть, а как с ним бороться, я так и не понимаю…

премия-мусы-джалиля 15.02.2019

Лауреаты принимают поздравления

Стали известны имена новых лауреатов республиканской премии имени Мусы Джалиля....
1580
моабитские-тетради 15.02.2019

Рукой великого поэта

Ежегодно в день рождения Габуллы Тукая из архивов Национального музея Татарстана выносят подлинники знаменитых «Моабитских тетрадей»....
1490
спектакль-«Пришлый»-по-пьесе-Сюмбель-Гаффаровой 14.02.2019

«Пришлый» покорил Азию
и нацелился на Европу

Татарский академический театр им. Г.Камала принял участие в крупнейшем театральном фестивале Азии – XX Bharat Rang Mahotsav....
3290
музей-современного-искусства 14.02.2019

В галерее покажут кино

В казанской Галерее современного искусства стартовал совместный проект с дирекцией «Время кино», в рамках которого пройдут кинопоказы, лекции и...
2780
спекталь-выстрел 14.02.2019

В ТЮЗе всё серьезно

Казанский русский театр юного зрителя спектаклем «Выстрел» открыл XXVI Пушкинский театральный фестиваль, который в эти дни проходит в Пскове при поддержке в том числе Правительства Татарстана....
2290

Мнение

Айдар МЕТШИН, глава Нижнекамского района, на Российском инвестиционном форуме в Сочи:

метшин

Мы откроем у себя большой оздоровительный комплекс «Нижнекамские термы». Здесь будут бани по разным направлениям, в том числе русская, хамам, открытые и закрытые бассейны – с лечебными процедурами, а также аквапарком и развлечениями для детей. Комплекс будет доступным для всех категорий, в том числе для пенсионеров, людей среднего уровня.

Все мнения
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    16 февраля

    Ростислав Хадиевич Вахитов (1951), торговый представитель Республики Татарстан на Украине.

    Валерий Владимирович Макаров (1965), глава Агрызского муниципального района.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров