4 июня 2020  16:10
Распечатать

Радик Гайзатуллин: Финансовый год завершается успешно

Опубликовано: 25.12.2019 13:29

 

Гайзатуллин-РадикЗавершается 2019 год. На состоявшейся на днях совместной коллегии финансовых, налоговых, казначейских органов республики были подведены его итоги в финансовой сфере. По сложившейся традиции после совместной коллегии мы встретились с министром финансов Татарстана Радиком Гайзатуллиным.

 

– Радик Рауфович, в совместной коллегии финансовых, налоговых, казначейских органов республики принял участие первый вице-премьер – министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов. В частности, он отметил, что Татарстан демонстрирует положительную динамику развития экономики и социальных показателей. Кроме того,  Антон Силуанов дал оценку исполнению республикой национальных проектов, подчеркнув достаточно высокий уровень их исполнения – 80 процентов. Это выше, чем по Российской Федерации в целом. Как данные заявления отражаются в цифрах, а именно в основных показателях исполнения бюджета?

– Отрадно слышать высокую оценку работы наших финансовых органов. В свою очередь со всей ответственностью могу заявить, что текущий год планируем завершить с положительными результатами. Если перейти конкретно к цифрам, то стоит сказать, что при ожидаемом исполнении бюджета в целом на 330 млрд рублей налоговые и неналоговые доходы составят 291 млрд рублей. Что касается расходов консолидированного бюджета, то они составят 336 млрд рублей. Расходы бюджета республики будут произведены в сумме 285 млрд, муниципальных образований – 97 млрд рублей.

Отдельно остановлюсь на исполнении национальных проектов, которое стало одной из центральных тем визита Антона Силуанова в Казань. Общий объём финансирования мероприятий в рамках реализации национальных проектов в Татарстане за 2019 год составляет 26,7 млрд рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 19 млрд, бюджета Республики Татарстан – 7,7 млрд рублей. За 11 месяцев на их реализацию направлено 23,4 млрд, освоено – 21,6 млрд рублей.

 

– Во время своих выступлений вы каждый раз подчёркиваете, что в рамках исполнения расходов основное место занимают перво-очередные и социально значимые направления. Что именно подразумевается под словом «первоочередные»?

– Когда говорят такими «технологичными» фразами, как «исполнение бюджета», «приоритетные направления», «первоочередные расходы», людям кажется, что мы говорим о чём-то таком, что к ним не относится. Но это не так. Что является основным источником дохода работника бюджетной сферы? Конечно же, заработная плата. Из чего состоит повседневный привычный уклад жизни человека? Из места, где он трудится, а это учреждение социально-культурной сферы. Из благ, которыми он пользуется каждый день, а именно общественной инфраструктуры – дорог, парков, школ, медучреждений и т. д. И подчеркну: повышение заработной платы работников бюджетной сферы, реализация национальных проектов и широкомасштабных республиканских программ по развитию, модернизации и обновлению учреждений социально-культурной сферы, общественной инфраструктуры – наши самые важные, первоочередные задачи текущего года, а также задачи бюджета на следующую трёхлетку.

Также отмечу, что все государственные и муниципальные учреждения завершают финансовый год, полностью выплатив своим сотрудникам заработную плату и без переходящих долгов.

 


Общий объём финансирования мероприятий в рамках реализации национальных проектов в Татарстане за 2019 год составляет 26,7 млрд рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 19 млрд, бюджета Республики Татарстан – 7,7 млрд рублей. За 11 месяцев на их реализацию направлено 23,4 млрд, освоено – 21,6 млрд рублей


 

– В ходе своего выступления на совместной коллегии Антон Силуанов сообщил о  решении по реструктуризации бюджетных кредитов регионам. Как он пояснил, ранее с этим предложением к нему непосредственно обращался Президент Татарстана Рустам Минниханов. Согласно нововведению, те средства, которые регион планировал направить на погашение долга, могут быть направлены на инвестиции. Кредит будет погашаться за счёт налогов от новых инвестиций. Понятно, что это пока только заявление, которое в будущем потребует реализации многочисленных мероприятий, упорного труда для его реализации. Радик Рауфович, в связи с этим расскажите, пожалуйста, о состоянии государственного и муниципального долга. Не секрет, что этот вопрос в течение последних нескольких лет был и остаётся предметом жарких споров и обсуждений и во время формирования бюджета на следующий финансовый год, и в ходе его исполнения.

– Вопрос очень серьёзный, поэтому перейду сразу к сути. Ожидается, что государственный долг Татарстана по итогам 2019 года составит около 95 млрд рублей.

Отмечу, что в текущем году бюджет республики заимствований не осуществлял. По сравнению с началом года общий объём государственного долга республики существенно не изменится. При этом возможно небольшое увеличение объёма долга по государственным гарантиям с учётом роста курса иностранных валют к российскому рублю.

Относительно кредитов из федерального бюджета… В текущем году в соответствии с принятыми графиками погашена часть реструктурированной задолженности республики в объёме 300 млн рублей. В результате по итогам текущего года объём обязательств по федеральным бюджетным кредитам сократится до уровня 84,3 млрд рублей. И самое главное – все эти долги реструктуризированы на долгосрочной основе до 20 лет.

Также отмечу, что республика своевременно выполняет обязательства по осуществлению процентных платежей по федеральным кредитам. По итогам года показатели, установленные в соглашениях с Минфином России в рамках реструктуризации федеральных кредитов по уровню бюджетного дефицита, – не более 10 процентов и долговой нагрузке в размере не более 49 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, будут выполнены.

Как видите, Татарстан ответственно выполняет все поставленные федеральным центром требования. Как вы уже упоминали, благодаря кропотливой, целенаправленной деятельности руководства республики находятся и реализуются все более эффективные решения по погашению государственного долга.

 

– В последние годы руководством республики уделяется большое внимание обеспечению инвестиционной привлекательности Татарстана. Какие моменты вы бы здесь отметили?

– В рамках обеспечения инвестиционной привлекательности республики в текущем году продолжалось взаимодействие с международными кредитными рейтинговыми агентствами «Фитч» и «Мудис», а также отечественными агентствами «АКРА» и «Эксперт РА».

Агентством «АКРА» рейтинг Татарстана был пересмотрен и повышен до максимально возможного уровня. Таким образом в настоящее время, по оценкам обоих отечественных агентств, он является максимальным.

Международными агентствами в текущем году подтверждены ранее достигнутые уровни рейтингов республики. По оценке агентств, они одни из самых высоких среди субъектов Российской Федерации. При этом по оценке агентства «Фитч», у республики сохраняется инвестиционный уровень рейтинга, который также соответствует рейтингу Российской Федерации.

 


Республика своевременно выполняет обязательства по осуществлению процентных платежей по федеральным кредитам. По итогам года показатели, установленные в соглашениях с Минфином России в рамках реструктуризации федеральных кредитов по уровню бюджетного дефицита, – не более 10 процентов и долговой нагрузке в размере не более 49 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, будут выполнены


 

– Теперь о новшествах текущего года, а именно о переходе государственных и муниципальных учреждений на Единую систему бухгалтерского учёта и расчёта заработной платы. Из предыдущих интервью с вами читателям уже известно, какой колоссальный труд был выполнен Минфином РТ по внедрению данной системы. Напомним, что основная его цель – повышение качества учёта и составления отчётности в учреждениях республики. Не могли бы вы рассказать, что здесь уже сделано? Каких целей ещё предстоит достичь?

– Говоря о Единой системе бухгалтерского учёта и расчёта заработной платы, стоит упомянуть, что данная система также преследует цель создания условий для формирования целостной системы управления финансами как информационного пространства, аккумулирующего в себе все этапы бюджетного процесса от этапа планирования до составления отчётности.

В то же время отмечу, что все требования, которые ставились при разработке системы, выполнены. Это единая методология бухгалтерского учёта, оперативное внедрение федеральных стандартов, автоматическое формирование бухгалтерской отчётности. В части заработной платы внедрены единые отраслевые стандарты её учёта. Завершается также создание системы информационной безопасности.

На новый год ставятся задачи по интеграции единой системы с системами электронного документооборота, исполнения бюджета, информационными системами в сфере закупок в целях минимизации повторного ввода данных.

Любое новшество требует создания понятных инструментов для работы, обучения сотрудников, направления их усилий на освоение новой системы. Не скрою, во время реализации некоторых мероприятий возникали какие-то сложности или отмечались единичные нестандартные случаи, на которые и сотрудники Министерства финансов, и представители муниципалитетов оперативно реагировали. Сегодня мы видим плоды нашего труда. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить всех задействованных в этом проекте сотрудников за взаимовыручку и ответственное отношение к своей работе.

 

– Бюджетный процесс будущего года тесно связан с изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации, которые вступают в силу с нового года. Какие изменения ожидаются в следующем финансовом году?

– Они касаются условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета республики, а также вопросов, связанных с регулированием государственного и муниципального долга. Для нормативного оформления данных вопросов до рассмотрения бюджета Государственным Советом были приняты два закона Республики Татарстан, вышли тридцать постановлений Кабинета Министров, издано четыре приказа Министерства финансов республики. Аналогичная нормотворческая работа проведена районами и городами.

Одновременно приняты новые решения по отдельным вопросам бюджетных взаимоотношений внутри муниципальных районов.

Продолжая тему нововведений, остановлюсь на налоговых льготах. В федеральное бюджетное законодательство внесено для них новое понятие – «налоговые расходы». Предусмотрена обязательная ежегодная оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с требованиями федеральных нормативных актов.

В соответствии с этими требованиями принято постановление Кабинета Министров РТ. Перечень налоговых расходов утверждён приказом Минфина Татарстана. Все налоговые льготы, предоставленные в соответствии с региональным законодательством, распределены по министерствам и ведомствам – кураторам налоговых расходов. Всеми кураторами утверждены порядки оценки эффективности налоговых расходов. Также утверждены индикаторы налоговых расходов, на достижение которых они направлены. На уровне муниципальных образований обязанность проведения оценки эффективности налоговых расходов вводится с 2020 года.

 

– Радик Рауфович, возвращаясь к совместной коллегии… От имени редакции примите поздравления по случаю награждения вас государственной наградой Российской Федерации – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Искренне желаем вам крепкого здоровья, семейного счастья и успехов в осуществлении новых масштабных планов в работе и общественной жизни на благо Татарстана и России.

– Искренне благодарен за поздравления и содержательную беседу. Также, пользуясь случаем, поздравляю редакцию и читателей с наступающим Новым годом! Пусть удача, здоровье и неиссякаемая энергия сопутствуют вам во всех начинаниях. Счастья, благополучия, душевной теплоты и всего наилучшего вам и вашим близким в новом году!

 


Выпуск: №192 (28766)

Добавить комментарий

Помощь-рядом 04.06.2020

Бизнес одевает многодетных

Одежда для многодетных семей и продукты тем, кому не хватает средств на еду, – такую помощь оказали предприниматели Альметьевска жителям города....
900
Кино-за-7-дней1 04.06.2020

Десять фильмов снимут за неделю

Столица Татарстана готовится вновь принять участников международного проекта «Кино за 7 дней»....
990
подписание-соглашения-о-сотрудничестве-между-Правительством-Татарстана-и-АНО-Аналитический-центр 03.06.2020

Вывести экономику на траекторию роста

Второго июня в Казани состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Татарстана и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»....
2580
засдеание-клуба-инвесторов 03.06.2020

Ключевая роль принадлежит инвесторам

В очередном заседании Клуба инвесторов Республики Татарстан 2 июня принял участие Президент Рустам Минниханов. Мероприятие прошло в онлайн-формате....
2360
Gossovet-1-1 03.06.2020

Что мы знаем о татарстанском парламенте?

Продолжаем наш конкурс «Включайся в историю республики!», посвящённый 25-летию Государственного Совета РТ....
2490
  • Мнение

    Гузель УДАЧИНА, Уполномоченный по правам ребенка в РТ:

    удачина

    В сознании и душе нашего народа вопросы детства всегда были в приоритете. Татарстан – лидер в области создания и развития достойной инфраструктуры детства, в республике реализуется множество программ и проектов, нацеленных на повышение качества жизни семей с детьми.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    4 июня

    Александр Николаевич Гречкин (1952), директор Института биохимии и биофизики КНЦ РАН, академик РАН.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров