26 апреля 2018  12:23
Распечатать

Просто вместе

Специалисты считают, что проект обучения аутистов в обычных школах стартовал успешно

 

maxresdefault

 

В пяти казанских школах с 1 сентября действуют специальные ресурсные классы для детей-аутистов. Педагоги и тьюторы отмечают первые успехи особенных учеников. А в благотворительном фонде «В твою пользу» уже готовятся представить в администрацию города проект создания подобных групп в детских садах. О новом направлении образовательной работы с детьми-аутистами рассказали на днях на брифинге в агентстве «Татар-информ».

 

Всего, как рассказали нам в пресс-службе казанской мэрии, в пяти школах теперь учатся 19 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В основном это первоклассники, но в школе №1 есть еще и второклассники, и один третьеклассник.

Фонд «В твою пользу» помогал наладить работу ресурсных классов в двух из пяти школ, вошедших в пилотный проект по обучению детей с аутизмом. Как пояснил на брифинге председатель наблюдательного совета фонда Оскар Прокопьев, речь идет не только об оборудовании (а это и специальные закрытые парты, позволяющие детям побыть наедине с собой, и отдельная зона релаксации, по сути, класс в классе), но и о подготовке учителей и тьюторов. Тьютор (как правило, это студенты-магистранты, будущие педагоги, психологи и дефектологи) – это человек, который сопровождает особенного ребенка все время, пока он в школе. Тьютор сидит вместе с ним за партой, ходит по коридорам, идет до столовой или уборной… И сколько в классе особенных детей – столько там сидит тьюторов.

 

  Анна УСТИНОВСКАЯ, учредитель общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие»:

703A2265

Вообще, у многих таких детей есть потребность минимизировать контакты с окружающими. Но, когда даешь им возможность подобного общения, у них появляется определенный интерес.

 

Работа с непривычными пока для нашей школы учениками ведется по методике ABA, основанной на прикладном анализе поведения. Это, поясняет куратор ресурсных классов Светлана Шимшек, на сегодняшний день один из самых эффективных методов коррекции аутизма, который позволяет формировать у ребенка устойчивый настрой на «нужное» поведение, помогает выводить его из закрытого внутреннего мира, поощряет любые элементы социализации. Светлана десять лет проработала в Канаде, где методика уже отработана, теперь внедряет зарубежный опыт в Казани.

Впрочем, при организации в столице Татарстана ресурсных классов ориентировались не только на заграницу. Давно и успешно, по словам учредителя общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие» Анны Устиновской, работают с детьми-аутистами в школах Воронежа, изучался также опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода.

Кстати, в Воронеже уже есть и опыт открытия специальных групп в детских садах. У нас об этом пока только мечтают, но соответствующий проект в администрацию города, по словам директора фонда «В твою пользу» Дарины Табаковой, уже готовят.

Между тем прежде, вспоминает Анна Устиновская, дети-аутисты вынуждены были либо учиться дома, либо их отправляли в коррекционные школы, причем для учеников с отставаниями в интеллектуальном развитии. Хотя как раз с интеллектом у аутистов, как правило, все в порядке. Скажем, уроки математики такие дети в казанских школах посещают вместе с обычными учениками. А вот, например, предмет «Окружающий мир», который педагог может начать словами «представьте себе», – это для них сложно. Абстрактно представлять они не умеют. Поэтому такие уроки им проводят отдельно.

Вообще, кураторы проекта отмечают: дети вполне успешно осваиваются в новых для них условиях (а ведь все новое, непривычное для аутиста – страшный стресс), показывают хорошие результаты. Курс начальной школы такие дети, в принципе, могут проходить в течение шести лет, но Светлана Шимшек, анализируя первые итоги работы, полагает, что ее подопечным это послабление не понадобится. Кстати, в процессе учебы «невербальные» дети (многие аутисты вообще не разговаривают) постепенно приобретают речевые навыки. Очень важно, что у них появились друзья среди «обычных» одноклассников.

– Вообще, у многих таких детей есть потребность минимизировать контакты с окружающими, – говорит Анна Устиновская. – Но, когда даешь им возможность подобного общения, у них появляется определенный интерес. Поэтому даже если есть сомнения, что ребенок не справится в обычной школе, думаю, имеет смысл попробовать его туда все же отвести.

 


Дети-аутисты вынуждены были либо учиться дома, либо их отправляли в коррекционные школы, причем для учеников с отставаниями в интеллектуальном развитии. Хотя как раз с интеллектом у аутистов, как правило, все в порядке


 

Пока трудно сказать, как будет развиваться в Казани пилотный проект создания в школах ресурсных классов для детей-аутистов. Надо понимать, говорит Дарина Табакова, что это требует от образовательных организаций дополнительных затрат, увеличения штатного расписания (ведь все тьюторы официально зачисляются в штат и получают в школе зарплату). Тем не менее, по словам Анны Устиновской, в этом году все те дети, родители которых через организацию «Просто другие» просили включить их в этот проект, получили соответствующее приглашение. Это дает надежду и другим родителям, что их дети смогут полноценно учиться в обычной школе.

 


Фото: tvchelny.ru; tatar-inform.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:18.10.2017
Выпуск: №153 (28341)


Добавить комментарий

daniel 23.04.2018

Из Конго в Казань
с любовью

Студент энергоуниверситета выиграл олимпиаду по русскому языку среди иностранцев....
2200
4c8c643f3c9d523f2d12233af285d5a7 21.04.2018

Знай наших интеллектуалов!

Абсолютный победитель и три призера – с таким результатом команда татарстанских школьников завершила междисциплинарную многопрофильную олимпиаду «Технологическое предпринимательство»....
4260
matan 19.04.2018

Математика – женское дело

Татарстанские школьницы получили золото международной олимпиады....
3140
ege 19.04.2018

Важные, но не последние экзамены в жизни

На очередном родительском интернет-собрании говорили о подготовке к ЕГЭ....
2480
kpfu1 19.04.2018

За знаниями – в занебесье

В КФУ вышли на связь с Международной космической станцией....
2440
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    27 апреля

    Халим Бадриевич Залялов (1940), актер театра им. Г.Камала, народный артист Татарстана.

    Зухра Котдусовна Сахабиева (Бигичева), народная артистка Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    18.01.1930

    14-18.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №14-18.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Это кто, интересно, обратился к Тахиру Хадееву с такой дурацкой идеей?? С кого он решил пример брать по внедрению идиотских…
    В Госсовете Татарстана обсудили целесообразность смены часового пояса
    25.04.2018
    4 0 Все очень просто: это не обычная маршрутка, это неорганизованные перевозки типа по заказу. Маршрут Севастополь - граница, билетов…
    Моряки «Норда» отказались назвать себя гражданами Украины
    23.04.2018
    В статье много неточностей. Торпеды Т-5 немцы впервые применили осенью 1943, конвой РQ-18 был еще осенью 1942. Боекомплект лодки VII…
    Тайна подлодки «U-250»
    23.04.2018
    Добрый день. УК Центр- МК. Рауиса Гареева. При наличии индивидуального счетчика на отопление, приходят ужасно завышеные тарифы. Новый дом а…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    21.04.2018
    Почти аналогичная ситуация Мама-инвалид 1 гр, не получили памперсы за 1 и 2 квартал 2018г. в 2017г за март белья…
    Памперсы дадутся без боя
    19.04.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров