18 ноября 2017  5:53
Распечатать

Просто вместе

Специалисты считают, что проект обучения аутистов в обычных школах стартовал успешно

 

maxresdefault

 

В пяти казанских школах с 1 сентября действуют специальные ресурсные классы для детей-аутистов. Педагоги и тьюторы отмечают первые успехи особенных учеников. А в благотворительном фонде «В твою пользу» уже готовятся представить в администрацию города проект создания подобных групп в детских садах. О новом направлении образовательной работы с детьми-аутистами рассказали на днях на брифинге в агентстве «Татар-информ».

 

Всего, как рассказали нам в пресс-службе казанской мэрии, в пяти школах теперь учатся 19 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В основном это первоклассники, но в школе №1 есть еще и второклассники, и один третьеклассник.

Фонд «В твою пользу» помогал наладить работу ресурсных классов в двух из пяти школ, вошедших в пилотный проект по обучению детей с аутизмом. Как пояснил на брифинге председатель наблюдательного совета фонда Оскар Прокопьев, речь идет не только об оборудовании (а это и специальные закрытые парты, позволяющие детям побыть наедине с собой, и отдельная зона релаксации, по сути, класс в классе), но и о подготовке учителей и тьюторов. Тьютор (как правило, это студенты-магистранты, будущие педагоги, психологи и дефектологи) – это человек, который сопровождает особенного ребенка все время, пока он в школе. Тьютор сидит вместе с ним за партой, ходит по коридорам, идет до столовой или уборной… И сколько в классе особенных детей – столько там сидит тьюторов.

 

  Анна УСТИНОВСКАЯ, учредитель общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие»:

703A2265

Вообще, у многих таких детей есть потребность минимизировать контакты с окружающими. Но, когда даешь им возможность подобного общения, у них появляется определенный интерес.

 

Работа с непривычными пока для нашей школы учениками ведется по методике ABA, основанной на прикладном анализе поведения. Это, поясняет куратор ресурсных классов Светлана Шимшек, на сегодняшний день один из самых эффективных методов коррекции аутизма, который позволяет формировать у ребенка устойчивый настрой на «нужное» поведение, помогает выводить его из закрытого внутреннего мира, поощряет любые элементы социализации. Светлана десять лет проработала в Канаде, где методика уже отработана, теперь внедряет зарубежный опыт в Казани.

Впрочем, при организации в столице Татарстана ресурсных классов ориентировались не только на заграницу. Давно и успешно, по словам учредителя общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие» Анны Устиновской, работают с детьми-аутистами в школах Воронежа, изучался также опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода.

Кстати, в Воронеже уже есть и опыт открытия специальных групп в детских садах. У нас об этом пока только мечтают, но соответствующий проект в администрацию города, по словам директора фонда «В твою пользу» Дарины Табаковой, уже готовят.

Между тем прежде, вспоминает Анна Устиновская, дети-аутисты вынуждены были либо учиться дома, либо их отправляли в коррекционные школы, причем для учеников с отставаниями в интеллектуальном развитии. Хотя как раз с интеллектом у аутистов, как правило, все в порядке. Скажем, уроки математики такие дети в казанских школах посещают вместе с обычными учениками. А вот, например, предмет «Окружающий мир», который педагог может начать словами «представьте себе», – это для них сложно. Абстрактно представлять они не умеют. Поэтому такие уроки им проводят отдельно.

Вообще, кураторы проекта отмечают: дети вполне успешно осваиваются в новых для них условиях (а ведь все новое, непривычное для аутиста – страшный стресс), показывают хорошие результаты. Курс начальной школы такие дети, в принципе, могут проходить в течение шести лет, но Светлана Шимшек, анализируя первые итоги работы, полагает, что ее подопечным это послабление не понадобится. Кстати, в процессе учебы «невербальные» дети (многие аутисты вообще не разговаривают) постепенно приобретают речевые навыки. Очень важно, что у них появились друзья среди «обычных» одноклассников.

– Вообще, у многих таких детей есть потребность минимизировать контакты с окружающими, – говорит Анна Устиновская. – Но, когда даешь им возможность подобного общения, у них появляется определенный интерес. Поэтому даже если есть сомнения, что ребенок не справится в обычной школе, думаю, имеет смысл попробовать его туда все же отвести.

 


Дети-аутисты вынуждены были либо учиться дома, либо их отправляли в коррекционные школы, причем для учеников с отставаниями в интеллектуальном развитии. Хотя как раз с интеллектом у аутистов, как правило, все в порядке


 

Пока трудно сказать, как будет развиваться в Казани пилотный проект создания в школах ресурсных классов для детей-аутистов. Надо понимать, говорит Дарина Табакова, что это требует от образовательных организаций дополнительных затрат, увеличения штатного расписания (ведь все тьюторы официально зачисляются в штат и получают в школе зарплату). Тем не менее, по словам Анны Устиновской, в этом году все те дети, родители которых через организацию «Просто другие» просили включить их в этот проект, получили соответствующее приглашение. Это дает надежду и другим родителям, что их дети смогут полноценно учиться в обычной школе.

 


Фото: tvchelny.ru; tatar-inform.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:18.10.2017
Выпуск: №153 (28341)

Добавить комментарий

Совет_2_Пресс-служба Президента 16.11.2017

Новичок с хорошим потенциалом

В Татарстане появился новый исследовательский центр....
1811
full-150834888377e3304f14773476bfa09d56c66c538d 13.11.2017

Юниоры показали мастерство

Ученики инженерного лицея КНИТУ-КАИ завоевали золотую и серебряные медали на Worldskills Junior Hi-tech 2017....
4170
0891 13.11.2017

Дневник подрос вместе со школьниками

Образовательный проект «Культурный дневник школьника» действует в Татарстане уже четвертый год....
3900
mikrob 13.11.2017

Из жизни микробов

На днях в столице Татарстана побывали и презентовали казанцам свою новую книгу «Тайная война микробов» французская писательница Флоранс Пино и художник-иллюстратор Стефан Киель....
1840
D1X_5378 10.11.2017

В поиске талантов

Первая международная проектная олимпиада по фундаментальным дисциплинам «Ачылыш» открылась в четверг в Казани....
4700
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    10.01.1928

    289-saem

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №8.10.01.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    18 ноября

    Наиля Хакимовна Гараева, актриса, народная артистка Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Юрий Леонидович Жуков (1967), директор Государственного ансамбля песни и танца Татарстана.

  • Юмор

    241814_562059
    Когда я пропускаю тренировку на беговой дорожке, я добавляю 40 минут к следующей тренировке. Завтра я буду бегать до 2027 года.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Что такое "скрфиктор"

     

     

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Евгения Чеснокова, как всегда, представила материал на хорошем профессиональном уровне. Будем надеяться, что новая академическая структура позволит вывести как фундаментальную,…
    Новичок с хорошим потенциалом
    17.11.2017
    Подпишусь под каждым словом Валерии С. ! Будучи прикрепленной к РКБ-2 более 20 лет утверждаю, что такого безобразия как сейчас…
    Сегодня и завтра университетской медицины
    16.11.2017
    Пишут что деньги пойдут на обновление энергоснабжения населения, (замена столбов, проводов -на СИП. Этим должны заниматься эти самые компании, за…
    Мера вынужденная,
    но очень нужная

    16.11.2017
    А почему бы Казгордуме, хотя бы в качестве эксперимента, ни ввести на территории, подконтрольной ОП «Сафиуллина», сухой закон в ночные…
    Добро побеждает зло
    16.11.2017
    Целый месяц жду звонка из аптеки по улице Кулагина, чтобы приехать за лекарством. Рецепт на АЭРОЗОЛЬ для ингаляции БЕРОДУАЛ. Н…
    «Горячая линия» по лекарствам
    15.11.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров