16 февраля 2019  18:13
Распечатать

Приподнимем занавес за краешек…

 

teatr

Режиссер Дамир Сиразиев и композитор Рашид Абдуллин в период работы над спектаклем «Плаха».


В Татарском академическом театре им.Г.Камала стартовал новый образовательный проект – школа театрального зрителя «Камал Мэктэбе».

 

В рамках этого проекта молодые зрители увидят видеозаписи легендарных спектаклей театра и вместе с сегодняшними экспертами примут участие в их обсуждении. Цель проекта – не только рассказать нынешнему поколению зрителей об этапных постановках прошлых десятилетий, но и через их призму напомнить о событиях и общественных настроениях того времени, которые вольно или невольно «выплеснулись» на сцену. А отправной точкой проекта стал показ и обсуждение спектакля «Плаха» («Ахырзаман»), поставленного на камаловской сцене в 1987 году, в самый разгар перестройки и ставшего вызовом не только советской системе, но и сложившимся театральным традициям и зрительским ожиданиям. Это одна из первых инсценировок романа Чингиза Айтматова «Плаха», которым в те годы зачитывалась вся страна, тогда еще занимавшая одну шестую часть суши. По счастью, сохранилась телеверсия спектакля, вскоре после премьеры записанного для Центрального телевидения и показанного в прайм-тайм, после уже тоже ставшей легендарной программы «Взгляд». Так что казанскую «Плаху», можно не сомневаться, посмотрели миллионы.

Инсценировку романа, вернее, его третьей, заключительной части, осуществили молодой тогда драматург Мансур Гилязов и режиссер-постановщик Дамир Сиразиев, уподобивший спектакль полю битвы добра и зла. Сегодня можно по-разному относиться к их избирательности (например, отсутствию в спектакле сюжетной линии Авдия Каллистратова), но, на мой взгляд, авторам инсценировки удалось главное – воспринять нравственную идею произведения. «Если и существует рок, то его земным воплощением, безусловно, является сам человек. Некогда сделав своей заповедью «не убий», он первым же ее и нарушил, – в свое время написала о спектакле газета «Советская Татария». – Нравственность и милосердие приносятся в жертву целесообразности и амбициям. Демагогия многим заменила мораль, синонимом «порядка» стало бездумное исполнительство. И власть обстоятельств тут ни при чем. По мнению автора романа, «обстоятельства – это, в конечном счете, люди, с их побуждениями и страстями, пороками и добродетелями, с их непредсказуемыми метаниями и противоречиями». А потому и в спектакле главной становится линия Эрназар – Бостон, неисповедимость путей добра…»

 


Цель проекта – не только рассказать нынешнему поколению зрителей об этапных постановках прошлых десятилетий, но и через их призму напомнить о событиях и общественных настроениях того времени, которые вольно или невольно «выплеснулись» на сцену


 

В этом спектакле было непривычно все: манера игры, сценография, присутствие на сцене рок-музыкантов в серебристых, «космических» костюмах… К слову, музыку к спектаклю написал талантливый и безвременно ушедший композитор Рашид Абдуллин. Давно нет с нами и Дамира Сиразиева… А о том, как трудно рождался этот спектакль, какие противоречивые мнения и оценки он вызвал в свое время, вспоминали драматург Мансур Гилязов, художник Сергей Скоморохов, исполнитель одной из главных ролей народный артист России Азгар Шакиров и другие. «Теперь, по прошествии трех десятилетий, понятно – без этого спектакля история татарского театра была бы другой, а линия «Плахи» в каком-то смысле была продолжена многими спектаклями Фарида Бикчантаева»,– считает театровед Нияз Игламов.

А уже 9 февраля в рамках проекта «Школа театрального зрителя» состоится показ и обсуждение еще одного легендарного спектакля камаловцев – «Старик из деревни Альдермыш» по пьесе Туфана Миннуллина. Поставленный Марселем Салимжановым в 1976 году, он не сходил со сцены почти тридцать лет. Феноменально, но старичок-балагур в лаптях и тюбетейке, ведущий неспешные беседы «за жизнь» с самой Смертью, затмил собой и своим тихим голосом героев модных тогда «производственных» пьес и их изнурительные диалоги с собственной совестью. Безусловно, здесь тоже есть о чем задуматься нынешним зрителям…

 


Фото: пресс-служба ТГАТ им.Г.Камала
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Дата:01.02.2018
Выпуск: №15 (28397)


Добавить комментарий

премия-мусы-джалиля 15.02.2019

Лауреаты принимают поздравления

Стали известны имена новых лауреатов республиканской премии имени Мусы Джалиля....
1570
моабитские-тетради 15.02.2019

Рукой великого поэта

Ежегодно в день рождения Габуллы Тукая из архивов Национального музея Татарстана выносят подлинники знаменитых «Моабитских тетрадей»....
1490
спектакль-«Пришлый»-по-пьесе-Сюмбель-Гаффаровой 14.02.2019

«Пришлый» покорил Азию
и нацелился на Европу

Татарский академический театр им. Г.Камала принял участие в крупнейшем театральном фестивале Азии – XX Bharat Rang Mahotsav....
3290
музей-современного-искусства 14.02.2019

В галерее покажут кино

В казанской Галерее современного искусства стартовал совместный проект с дирекцией «Время кино», в рамках которого пройдут кинопоказы, лекции и...
2780
спекталь-выстрел 14.02.2019

В ТЮЗе всё серьезно

Казанский русский театр юного зрителя спектаклем «Выстрел» открыл XXVI Пушкинский театральный фестиваль, который в эти дни проходит в Пскове при поддержке в том числе Правительства Татарстана....
2290

Мнение

Айдар МЕТШИН, глава Нижнекамского района, на Российском инвестиционном форуме в Сочи:

метшин

Мы откроем у себя большой оздоровительный комплекс «Нижнекамские термы». Здесь будут бани по разным направлениям, в том числе русская, хамам, открытые и закрытые бассейны – с лечебными процедурами, а также аквапарком и развлечениями для детей. Комплекс будет доступным для всех категорий, в том числе для пенсионеров, людей среднего уровня.

Все мнения
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    16 февраля

    Ростислав Хадиевич Вахитов (1951), торговый представитель Республики Татарстан на Украине.

    Валерий Владимирович Макаров (1965), глава Агрызского муниципального района.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров