Именем Республики Татарстан
по делу о проверке конституционности части 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ) в связи с жалобой гражданки Г.Н.Юсиповой
город Казань, 13 июля 2021 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Ф.Р.Волковой, Ф.С.Мусина, Э.М.Мустафиной, Г.Л.Удачиной, М.М.Хайруллина,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ).
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Г.Н.Юсиповой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли обжалуемое заявительницей нормативное правовое положение Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.Л.Удачиной, объяснения представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – главного советника отдела гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Э.А.Даутовой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
- В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.Н.Юсипова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ) (далее также – Закон Республики Татарстан №52-ЗРТ).
Согласно части 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан №52-ЗРТ в редакции, действовавшей на момент обращения заявительницы в Конституционный суд Республики Татарстан, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом Российской Федерации и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что заявительница является собственником жилого помещения в многоквартирном доме и ей начисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества.
В оспариваемой норме гражданка Г.Н.Юсипова усматривает неконкретность и нечеткость, что создает, по ее мнению, неопределенность в понимании этой нормы для правоприменителей. Так, она считает, что обжалуемая норма предусматривает дифференциацию минимального размера взноса на капитальный ремонт в зависимости от тех критериев, которые в ней установлены. Вместе с тем постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года №450 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» определено единое значение минимального размера взноса на капитальный ремонт для всех домов. По мнению заявительницы, это стало возможным из-за неоднозначного характера обжалуемого ею положения, позволившего Кабинету Министров Республики Татарстан трактовать данную норму по своему усмотрению. Установленный механизм расчета размера минимального взноса на капитальный ремонт вызывает у гражданки Г.Н.Юсиповой сомнение в правомерности.
На основании изложенного заявительница просит Конституционный суд Республики Татарстан признать часть 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ) не соответствующей статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 49 Конституции Республики Татарстан, согласно которым все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; право частной собственности охраняется законом.
1.1. Определением Конституционного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2020 года №35-О жалоба гражданки Г.Н.Юсиповой была принята к рассмотрению.
К началу рассмотрения дела в судебном заседании Законом Республики Татарстан от 25 декабря 2020 года №89-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан “Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан”» в оспариваемую норму были внесены изменения, предусматривающие, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом Российской Федерации и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Однако данное обстоятельство не может само по себе служить препятствием для проверки Конституционным судом Республики Татарстан конституционности обжалуемого заявительницей положения, поскольку в соответствии с частью второй статьи 46 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство по данному делу прекращается, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
В силу частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу является часть 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ), предусматривающая положение о том, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), которое позволяет устанавливать единое значение минимального размера взноса на капитальный ремонт.
- Оспариваемая заявителем правовая норма затрагивает сферу жилищного законодательства, которая согласно статье 72 (пункт «к» части 1) Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области жилищного законодательства закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации, в силу части 6 статьи 5 которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования.
Исходя из положений пункта 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 13 и пунктом 1 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Конституции Республики Татарстан к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан (пункт 2 статьи 75).
В целях реализации указанных положений федерального законодательства принят Закон Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», которым регламентированы отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан и положения которого направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.
Таким образом, определяя в Законе Республики Татарстан №52-ЗРТ порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт, Государственный Совет Республики Татарстан исходил из предусмотренного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере жилищного законодательства и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и Конституции Республики Татарстан.
- Конституция Республики Татарстан, провозглашая Республику Татарстан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13), закрепляет, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (статья 55). Аналогичные по смыслу гарантии установлены статьями 7 и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Данные конституционные нормы корреспондируют положениям статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года и статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, которые признают право каждого на жилище в качестве элемента права на достойный жизненный уровень.
Конституционный суд Российской Федерации отметил, что конституционные предписания, составляющие основу правового регулирования жилищных отношений, означают обращенное к органам государственной власти и органам местного самоуправления требование об установлении таких правовых механизмов, которые позволяли бы обеспечивать сохранность жилищного фонда, представляющего собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации и являющихся объектами жилищных прав (часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации), и одновременно – материальный ресурс, необходимый для стабильного развития Российской Федерации как социального государства и реализации одной из базовых потребностей человека – потребности в жилище, что, в свою очередь, предполагает сохранение целевого назначения объектов жилищного фонда, а также создание безопасных и благоприятных условий для проживания в них граждан (Постановление от 12 апреля 2016 года №10-П).
Из названных конституционно-правовых требований во взаимосвязи с конкретизирующими их в системе действующего правового регулирования положениями пунктов 6, 6.1 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации вытекает, что, поскольку многоквартирные дома, в которых расположена значительная часть составляющих жилищный фонд жилых помещений, по объективным причинам подвержены естественному износу, надлежащее содержание и непрерывный мониторинг их технического состояния, предполагающие организацию своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, являются обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, организуют своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Исполнение указанных обязанностей предполагает в том числе определение минимального размера взноса на капитальный ремонт, который согласно пункту 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Данной нормой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена обязанность принятия нормативного правового акта в части определения порядка установления минимального размера взноса на капитальный ремонт. В Республике Татарстан такой порядок регламентирован статьей 9 Закона Республики Татарстан №52-ЗРТ. Обжалуемая заявительницей часть 2 указанной статьи, предусматривающая, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом Российской Федерации и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, является одним из элементов механизма определения минимального размера взноса на капитальный ремонт. Оспариваемое положение необходимо рассматривать в нормативном единстве с частью 1 этой же статьи Закона Республики Татарстан №52-ЗРТ, согласно которой минимальный размер взноса на капитальный ремонт определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года №505 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»). Приказом данного министерства от 27 июня 2016 года №454/пр утверждены Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт (далее также – Методические рекомендации), разработанные в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций минимальный размер взноса рекомендуется определять на основании рассчитываемого согласно разделу 3 указанных Методических рекомендаций размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который обеспечит, при условии его ежемесячного внесения в течение всего срока реализации региональной программы капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в размере, обеспечивающем финансирование установленного субъектом Российской Федерации перечня минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома без привлечения финансовой бюджетной поддержки.
В силу положений пунктов 3.7–3.9 Методических рекомендаций минимальный размер взноса может быть дифференцирован с учетом типа многоквартирного дома и стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома. С целью определения необходимости дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов субъекту Российской Федерации рекомендуется оценить целесообразность дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальных образованиях исходя из различий между рассчитанными значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальных образованиях. Установление минимального размера взноса, дифференцированного по типам многоквартирных домов в муниципальном образовании, рекомендуется осуществлять при выявлении разницы между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов, превышающей 10 процентов. В случае если разница между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальном образовании не превышает 10 процентов, рекомендуется принимать единое значение необходимого размера взноса по муниципальному образованию.
Положения части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 3.7–3.9 Методических рекомендаций носят диспозитивный характер, оставляя на усмотрение субъектов Российской Федерации самостоятельное решение вопроса об установлении единого или дифференцированного значения минимального размера взноса на капитальный ремонт.
По смыслу взаимосвязанных частей 1 и 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан №52-ЗРТ порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт в Республике Татарстан с достаточной степенью ясности и четкости предполагает, что принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан решения об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями и при условии учета типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков). Иное не только противоречило бы предназначению и природе социального государства, но и не отвечало бы конституционным принципам юридического равенства и верховенства права.
Кабинет Министров Республики Татарстан, действуя в рамках предоставленных полномочий, принял решение об установлении в Республике Татарстан единого значения минимального размера взноса на капитальный ремонт, в том числе с учетом тех критериев, которые перечислены в оспариваемой норме.
Как отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, предусмотренный в решении Кабинета Министров Республики Татарстан минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах обусловлен прежде всего необходимостью финансирования определенного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, доступностью для граждан – собственников квартир в многоквартирных домах и по своей правовой природе и целевому назначению направлен на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (Определение от 28 декабря 2016 года №25-О). В этом же определении Конституционный суд Республики Татарстан обращал внимание на то, что действующее регулирование не содержит ограничений в реализации собственниками права на изменение объема финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, как это предусмотрено частью 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое положение части 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ), действуя во взаимосвязи с частью 1 этой же статьи, позволяет устанавливать с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) как единое, так и дифференцированное значение минимального размера взноса на капитальный ремонт и тем самым не может рассматриваться как отменяющее, ограничивающее или иным образом нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе гражданки Г.Н.Юсиповой, и не противоречит Конституции Республики Татар-
стан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан
постановил:
- Признать часть 2 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года №52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 14 мая 2018 года №30-ЗРТ) соответствующей Конституции Республики Татарстан, поскольку, действуя во взаимосвязи с частью 1 этой же статьи, позволяет устанавливать с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков) как единое, так и дифференцированное значение минимального размера взноса на капитальный ремонт.
- Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
- Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан» и на «Официальном портале правовой информации Республики Татарстан» (PRAVO.TATARSTAN.RU). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».
Конституционный суд Республики Татарстан
№99-П