24 августа 2019  20:42
Распечатать

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №76-­П

Опубликовано: 29.12.2017 0:00

Именем Республики Татарстан

 

по делу о проверке конституционности отдельных положений приложения №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год» в связи с жалобами граждан А.С.Насыровой, Д.В.Кузнецовой, З.И.Михайловой, О.М.Зиятдиновой и К.Ф.Галлямовой

город Казань    21 ноября 2017 года

 

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Ф.Р.Волковой, Л.В.Кузьминой, Э.М.Мустафиной, Р.А.Сахиевой, А.Р.Шакараева,

руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности приложения №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год».

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.С.Насыровой, Д.В.Кузнецовой, З.И.Михайловой, О.М.Зиятдиновой и К.Ф.Галлямовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями нормативные положения Конституции Республики Татарстан.

Поскольку жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный суд Республики Татарстан, руководствуясь частью второй статьи 50 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», соединил дела по этим жалобам в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Р.Шакараева, объяснения сторон – граждан Д.В.Кузнецовой, З.И.Михайловой, О.М.Зиятдиновой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – заместителя начальника юридического отдела Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Р.Н.Сафина, специалиста, приглашенного в судебное заседание по ходатайству представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – заместителя председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Р.Б.Гариповой, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Президента Республики Татарстан – главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Р.В.Сидакова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан М.Б.Сунгатуллина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Правительства Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б.Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан М.М.Сафиной, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – главного специалиста отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Э.И.Гафиятуллиной, представителя Прокурора Республики Татарстан – прокурора отдела по надзору за законностью нормативных правовых актов Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан А.А.Яруллина, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего консультанта отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Р.Мингалиева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

  1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратились граждане А.С.Насырова, Д.В.Кузнецова, З.И.Михайлова, О.М.Зиятдинова и К.Ф.Галлямова с жалобами на нарушение их конституционных прав и свобод приложением №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год» (далее также – приложение №1).

Оспариваемым приложением определен размер платы за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом и (или) на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание жилых помещений, по видам услуг на период с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года.

Как следует из жалоб, дополнений и приложенных к ним копий документов, заявители являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая компания. Однако размер платы за содержание жилых помещений в указанных многоквартирных домах собственниками не установлен и рассчитывается по тарифам, утвержденным рассматриваемым нормативным правовым актом.

Заявители отмечают, что приложением №1 плата за содержание жилых помещений устанавливается в одинаковом размере для всего жилищного фонда города Казани без учета конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, в том числе степени износа, этажности, наличия лифтов, материала стен и кровли и других параметров. Между тем, по их мнению, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома. В обоснование своей позиции граждане А.С.Насырова, Д.В.Кузнецова, З.И.Михайлова, О.М.Зиятдинова и К.Ф.Галлямова ссылаются, в частности, на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 марта 2016 года №7513-ОЛ/04, из содержания которого следует, что при установлении органами местного самоуправления собственникам помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения необходимо учитывать в том числе конструктивные элементы и особенности конкретного многоквартирного дома.

На основании изложенного заявители просят Конституционный суд Республики Татарстан признать приложение №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год» не соответствующим статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 49 и 51 Конституции Республики Татарстан, согласно которым все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социального и имущественного положения, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; право частной собственности охраняется законом; Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав; потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке.

Приложение №1 согласно пункту 1 обжалуемого постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани считалось действующим до 30 июня 2017 года и к началу рассмотрения настоящего дела в открытом заседании Конституционного суда Республики Татарстан фактически утратило силу. Однако данное обстоятельство не может само по себе служить препятствием для проверки Конституционным судом Республики Татарстан конституционности оспариваемых заявителями положений, поскольку в соответствии с частью второй статьи 46 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Кроме того, оспариваемое правовое регулирование по сути сохранено в нормативных положениях приложения №2 к этому же постановлению, которое введено в действие с 1 июля 2017 года и аналогичным образом определяет размер платы за содержание жилых помещений в том числе для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении размера такой платы, а также служит нормативно-правовым основанием для ее внесения.

В соответствии с частью девятой статьи 3 и частью третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан; принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд Республики Татарстан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения приложения №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год», устанавливающие размер платы за содержание жилых помещений для собственников помещений в многоквартирных домах, которые не приняли на общем собрании решение об установлении размера такой платы, постольку, поскольку данные положения, по мнению заявителей, не предусматривают дифференцированного подхода при расчете этой платы в зависимости от конструктивных элементов и особенностей конкретных многоквартирных домов.

  1. Оспариваемые правовые положения затрагивают вопросы жилищного законодательства, которое согласно статье 72 (часть 1, пункт «к») Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.

Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 6 части первой статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления отнесено в том числе осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные по содержанию нормы закреплены пунктом 6 части первой статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года №45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» и пунктом 6 части первой статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года №3-5.

Согласно части первой статьи 25 Закона Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», части первой статьи 38 во взаимосвязи с пунктом 17 части третьей статьи 40 Устава муниципального образования города Казани Исполнительный комитет муниципального образования города Казани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами Республики Татарстан.

Таким образом, принимая постановление от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде

г. Казани на 2017 год», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 116 (часть первая) и 118 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.

  1. Провозглашая Республику Татарстан правовым государством, Конституция Республики Татарстан возлагает на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (часть первая статьи 1 и статья 2). При этом Конституция Республики Татарстан закрепляет, что граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 22). Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав (статья 51). Указанные конституционные положения реализуются также в жилищной сфере Республики Татарстан и определяют содержание и смысл нормативных правовых актов в том числе органов местного самоуправления, принимаемых по вопросам регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210). Указанной норме корреспондируют положения статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание принадлежащего им помещения, а также общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание жилого помещения.

Приоритетное право на установление размера данной платы Жилищный кодекс Российской Федерации закрепил непосредственно за собственниками помещений в много-

квартирном доме. Так, в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 данного Кодекса.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее – Правила), размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений в многоквартирном доме перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35). При этом перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, в силу взаимосвязанных положений пунктов 11(1) и 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании с учетом Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290 (далее – Минимальный перечень).

В то же время, закрепляя в качестве общего правила приоритетное право на регулирование ценообразования в жилищной сфере за собственниками помещений в многоквартирном доме, Жилищный кодекс Российской Федерации содержит также и исключения из него, которые обусловлены отсутствием соответствующего волеизъявления со стороны собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, в силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 36 Правил в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Из буквального содержания указанных норм следует, что установлению органами местного самоуправления дифференцированного подхода к определению размера платы за содержание жилого помещения применительно к каждому конкретному многоквартирному дому должно предшествовать исполнение собственниками своей обязанности по утверждению перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества. На это указано и в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченного давать разъяснения о применении Правил, по смыслу которых установление органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размера платы за содержание жилого помещения исходя из конкретных видов услуг и работ, утвержденных собственниками помещений с учетом положений Правил, Минимального перечня и иных нормативных правовых актов, предусматривающих требования к содержанию общего имущества, является допустимым и более экономически эффективным в управлении для каждого многоквартирного дома (письма от 17 марта 2016 года №7513-ОЛ/04 и от 30 декабря 2016 года №45099-АЧ/04).

Вместе с тем действующее законодательство не регламентирует, каким образом органы местного самоуправления должны определять размер платы за содержание жилого помещения в том случае, когда собственники помещений не просто не воспользовались своим правом на установление размера платы за содержание жилого помещения, но еще и не исполнили свою обязанность по утверждению перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества. Из логики приведенного выше правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу, следует, что в этом случае Исполнительный комитет муниципального образования города Казани при реализации положения части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации был вправе установить размер платы за содержание жилого помещения с учетом положений Правил и Минимального перечня. При этом нормы обжалуемого акта в системе действующего законодательства не предполагают возможности подмены актами органов местного самоуправления решений общего собрания собственников помещений конкретных многоквартирных домов, которыми должны были быть утверждены перечни услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также размеры их финансирования. Более того, администрации районов и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани во исполнение пункта 6 оспариваемого постановления обязаны оказывать собственникам жилых помещений методическую и консультационную помощь при проведении ими собраний по вопросу определения перечня услуг и размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что обжалуемое правовое регулирование по своей правовой природе и сущности представляет собой всего лишь альтернативный способ определения размера указанной выше платы до принятия соответствующих решений собственниками жилых помещений, установление которого вызвано необходимостью сохранения в надлежащем виде жилищного фонда в муниципальном образовании города Казани, в том числе обеспечения бесперебойной и безопасной работы организаций коммунального комплекса. Оспариваемый акт принят Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в пределах своих дискреционных полномочий, предопределенных тем, что собственники помещений в многоквартирных домах не воспользовались своими правами и самостоятельно не урегулировали вопросы, касающиеся установления размера платы за содержание жилого помещения, сохраняет за гражданами уровень гарантий, предусмотренных действующим жилищным законодательством в области оплаты жилищно-коммунальных услуг, и не предусматривает возложение на них какой-либо иной дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законодательством.

Такой вывод корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений. Часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений (определения от 22 марта 2011 года №357-О-О; от 25 февраля 2016 года №325-О).

В этой связи оспариваемое регулирование недопустимо рассматривать, вопреки доводам заявителей, как нарушающее права граждан в той мере, в которой им не предусмотрен дифференцированный подход к определению размера платы за содержание жилого помещения применительно к каждому конкретному многоквартирному дому. Тем более, что пункт 7 обжалуемого постановления прямо предусматривает, что размер указанной платы, утвержденный в соответствии с приложением №1, рассчитывается и изменяется в зависимости от состава предоставляемых услуг и конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан обращает внимание на то, что пункт 7 рассматриваемого постановления находится в неразрывном нормативном единстве с пунктом 11 Правил, в силу которого услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме определяются в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома. Применительно к настоящему делу это означает, что размер платы за содержание жилых помещений должен рассчитываться и изменяться в зависимости не только от конструктивных особенностей многоквартирного дома, но и от других параметров, которые закреплены актом, имеющим большую юридическую силу. Данный подход должен учитываться как при установлении размера указанной платы самими собственниками, так и при расчете и изменении размера такой платы, утвержденного органами местного самоуправления.

Таким образом, оспариваемые положения приложения №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год», устанавливающие размер платы за содержание жилых помещений для собственников помещений в многоквартирных домах, которые не приняли на общем собрании решение об установлении размера такой платы, по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Постановлении, в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение надлежащего содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не препятствуют осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному урегулированию размеров такой платы, допускают возможность дифференцированного подхода при ее расчете и в этой связи сами по себе не отменяют, не умаляют и иным образом не нарушают конституционные права человека и гражданина, в том числе права заявителей, и, следовательно, не противоречат статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 49 и 51 Конституции Республики Татарстан.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан», Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

  1. Признать не противоречащими Конституции Республики Татарстан положения приложения №1 к постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27 декабря 2016 года №5320 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г.Казани на 2017 год», устанавливающие размер платы за содержание жилых помещений для собственников помещений в многоквартирных домах, которые не приняли на общем собрании решение об установлении размера такой платы, поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Постановлении, в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение надлежащего содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не препятствуют осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному урегулированию размеров такой платы и допускают возможность дифференцированного подхода при ее расчете.
  2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
  3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан».

 

 

№76­П               Конституционный суд Республики Татарстан

 


Выпуск: №193 (28381)


Добавить комментарий

11.07.2019

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №83­-П

по делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильём многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года №326 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года №732 «О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий», в связи с жалобой гражданина А.В.Орлова...
1850
31.05.2019

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан № 82-­П

по делу о проверке конституционности пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года № 67 «О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка»...
3170
05.04.2019

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан № 81-П

по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Татарстан от 6 августа 2008 года № 71-ЗРТ «О порядке решения вопросов, связанных с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности» в связи с жалобой гражданки Р.М.Рисухиной...
7220
29.01.2019

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан №80­-П от 14 декабря 2018 года

по делу о проверке конституционности пункта 4 раздела I и пункта 7 раздела II Порядка принятия решений о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей...
7770
26.07.2018

Постановление Конституционного Суда Республики Татарстан № 79-П 20 июня 2018 года, город Казань

По делу о проверке конституционности подпункта 14 пункта 1 статьи 7 и статьи 75 Устава Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан....
1 0160
  • Мнение

    Айрат ФАРРАХОВ, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    80 процентов медицинской помощи граждане получают на уровне первичного звена. При этом объём его финансирования составляет лишь 20 процентов от всей системы здравоохранения. Важно перераспределить средства господдержки так, чтобы доля первичной медпомощи существенно выросла. Это возможно за счёт технологий, которые уже есть в Татарстане, – одноканального финансирования и так называемого фондодержания.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    24 августа

    Анастас Ахметович Бухараев (1948), член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров