23 октября 2018  18:42
Распечатать

Последняя сцена «Гамлета»

 

6b9cb76f83ff440a1b7d1875df6151e9_135ec1b3-e726-4450-9488-a17de598e471

 

25 июля 1980 года не стало поэта и актера Владимира Высоцкого. Ярчайшему символу конца XX века в 2018 году исполнилось бы 80 лет, и многие творческие встречи и концерты проходят под знаком этого юбилея. Скажем, в сентябре в Казани состоится традиционный «Аксенов-фест», где часть лекций и тематических вечеров будет посвящена другу Василия Павловича. В сентябре в Казани также пройдет концерт памяти легендарного барда.

 

Проходили подобные мероприятия и в начале года. В марте в Казани был представлен музыкально-литературный спектакль «Дороги Высоцкого», в котором участвовал сын поэта Никита Высоцкий. Создатели книги «Владимир Высоцкой в Казани» Владимир Урецкий, Георгий Цыпцын и Владимир Гаранин, конечно же, не упустили возможности встретиться с Никитой Владимировичем, вручить ему иллюстрированное издание. Тот даже попросил еще один экземпляр – для музея «Дом Высоцкого на Таганке». А потом со сцены «Пирамиды» под аплодисменты зрителей сказал теплые слова о том, что в Казани помнят его отца и в честь его пребывания 40 лет назад с серией концертов выпущена такая замечательная книга.

Поведал Никита Высоцкий и о некоторых интересных фактах из жизни легендарного отца.

 

ВАТНАЯ СТЕНА

В 1966 году отец стал популярен и узнаваем. Но пришло и другое – мощнейший пресс, под которым он жил до конца своей жизни. Иногда незаметный, как ватная стена, он сам так говорил. А иногда ощутимый: его песни исключали из спектаклей, из уже смонтированных картин, как это было в «Стрелах Робин Гуда». Его концерты отменяли.

Отец, несмотря на свою известность, не был членом Союза писателей. Он не видел, за редким исключением, своих стихов опубликованными. Конечно, у нас в стране много поэтов с трагической судьбой, но чтобы такое иезуитское наказание! Для человека, поэта такого уровня не видеть того, что он делал, напечатанным! Наверное, он был таким единственным. И жил между двумя полюсами: абсолютным признанием людей, любовью к нему и этим прессом запрещения, игнорирования всего, что он делал, игнорирования его как человека, как личности. У него есть стихотворение об этом – «Мой черный человек». Отец всегда стремился говорить правду – как есть, чего бы это ни стоило, что бы ни было потом. У него даже есть такая строка в песне «Ни единою буквой не лгу».

 

ТАКОЙ РАЗНЫЙ РЕПЕРТУАР

Об отношениях отца с Мариной Влади до сих пор ходит немало домыслов, хотя сама эта встреча и события их дальнейшего союза превосходят все эти домыслы. Они познакомились в ту пору, когда у отца не было квартиры, машины, у него не было возможности выезжать за рубеж. Марина же – мировая звезда, у нее – пальмовая ветвь Каннского фестиваля. Она снималась у Годара, была обеспеченным человеком. В то время она плохо говорила по-русски, а Высоцкий по-французски не говорил совсем. И вот когда поползли слухи о том, что у Высоцкого роман с Влади, кто-то не верил, а кто-то говорил: ну всякое бывает, она уедет в Париж, и все закончится, потому что отец был невыездной.

 


Отец, несмотря на свою известность, не был членом Союза писателей. Он не видел, за редким исключением, своих стихов опубликованными. Конечно, у нас в стране много поэтов с трагической судьбой, но чтобы такое иезуитское наказание! Для человека, поэта такого уровня не видеть того, что он делал, напечатанным! Наверное, он был таким единственным


 

Несмотря на его авторитет и огромное желание Влади сделать это, выехали из страны они только через пять лет после того, как стали жить вместе. У отца более десятка стихов, обращенных к Марине. Они были вместе двенадцать лет, и у них была мечта, которой не суждено было сбыться, – работать рядом друг с другом. Слишком напряженная творческая жизнь у нее там, у него – здесь. Существует единственный эпизод в венгерской картине, где Марина играет главную роль и где небольшая роль у отца. Это чудовищно мало.

На самом деле была еще одна работа, когда они пересеклись, работа, о которой тогда еще мало кто знал. В 1973–1974 годах отец делал проект вместе с ансамблем «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна. Если бы проект тогда реализовался, то, наверное, и жизнь у отца пошла бы по-другому, и уж этот проект точно взорвал бы музыкальную действительность того времени.

Высоцкому и Влади фирма грамзаписей «Мелодия» поручила записать двойной альбом, два виниловых диска-гиганта с песнями Высоцкого в аранжировках Гараняна. И отец сразу сказал: два диска, четыре стороны, одну я целиком отдам Марине – она будет петь мои песни. Конечно, и Гаранян, и музыканты оркестра обрадовались – это замечательно, это добавит очень много альбому. Но спросили: «Володя, у тебя же нет женского репертуара, что она будет петь?» Отец ответил: кое-что есть, а надо будет – напишу. Они работали, Марина записала семь песен Высоцкого вместе с оркестром Гараняна. Однако проект закрылся, и отец страшно переживал по этому поводу. Эти пластинки вышли в том виде, в каком были задуманы, уже после смерти отца. И теперь благодаря этой работе в творчестве Высоцкого есть замечательный женский репертуар для певиц и для актрис.

 

9d51932ed8d923453fe9a4a919896c08_733ef2d5-763a-44c8-9c74-d4c294624f85

 

ВЫСОЦКИЙ-ГАМЛЕТ

Когда стали репетировать спектакль «Гамлет», казалось, все сошлось на таганской сцене: Шекспир в переводе Пастернака, Гамлет, Высоцкий, лучшая на тот момент труппа в стране, а может, и в мире… Звездная труппа, очень разная и при этом объединенная вокруг идеи театра, вокруг великого режиссера Юрия Любимова, а также великого мастера, гениального художника Давида Боровского, автора знаменитого гамлетовского занавеса. Одним словом, все сошлось и обещало огромный успех и невероятное событие в культурной жизни. Тем не менее эта работа шла тяжело, и отец несколько раз готов был уйти из театра. Он не мог провалиться в этой роли. Что случилось, если бы не получилось, одному богу известно. Любимов на полном серьезе искал отцу замену.

Осенью 1971 года начались прогоны этого спектакля. Все, кто участвовал в них, поняли две вещи: да, получилось, это огромный шаг и победа Любимова и Высоцкого. Очевидно стало и второе – этот спектакль закроют, его не пропустят к зрителю. Дело в том, что раньше недостаточно было сделать спектакль, необходимо было сдать его комиссии, состоящей из людей, которые руководили культурой, идеологией. Это касалось всех театров, не только Театра на Таганке. Было понятно, что комиссия не пропустит этот спектакль, потому что он слишком современный, слишком острый, слишком необычный. Он «слишком» везде – не пройдет. И тогда Любимов решился на такой то ли жест отчаянья, то ли хулиганства – кто знает? Обычно комиссия смотрит спектакль в пустом зале. А Любимов позвал публику. Набился полный зал, люди, образно говоря, висели на люстрах, как это бывало на таганских премьерах. Один ряд отделили ленточкой – для комиссии. Любимов надеялся: может быть, дыхание зала, реакция людей как-то переубедит ее членов, чтобы они не закрывали спектакль?

Начался «Гамлет», пошла мощнейшая реакция людей. Я видел этот спектакль, и не один раз, он действительно производил совершенно невероятное впечатление, малообъяснимое. Потом несколько часов было трудно прийти в себя – настолько он был эмоциональный, красивый… Наверное, лучший спектакль таганского театра.

 


…спектакль пошел, и его играли сотни раз, с ним выезжали на фестиваль в Югославию, во Францию. Высоцкого называли лучшим Гамлетом в мире. А тогда его можно было сравнивать с такими Гамлетами, как Лоуренс Оливье, Смоктуновский. И последний раз Высоцкий вышел на сцену таганского театра за неделю до смерти в роли Гамлета – в 247-й раз


 

И вот все ушли, осталась комиссия, художественный совет театра. Началось обсуждение. Члены комиссии – неглупые люди, и они были потрясены и подавлены тем, что увидели. Вначале отмалчивались. Потом потихонечку пришли в себя, начали делать замечания – еще и еще. Говорили, что это не Шекспир, что это непозволительное отношение к классике, что режиссер увлекся какими-то штучками, что пропустил самое главное, что нельзя брать перевод Пастернака: он слишком литературный. И художник не справился.

Это называется – понесли… Стало понятно, что спектакль закроют. Еще немного, подняли бы руки, дружно проголосовали, и «Гамлета» бы запретили. И тогда встал друг театра, очень известный тогда и сейчас театральный критик Лев Анненский и сказал примерно следующее: «Несмотря на все критические замечания, на все реальные или мнимые недостатки этого спектакля, его надо пропускать. В нем есть достоинства, которые перевесят все недостатки, – возможные, реальные или нереальные. В этом спектакле есть Гамлет. И дело не в том, что артист Высоцкий хорошо играет Гамлета. А дело в том, что Высоцкий и есть Гамлет нашего времени, человек, который ставит вечные вопросы современности и не останавливается ни перед чем, идет до конца, чтобы эти вопросы разрешить. Он их разрешает всем своим творчеством, всей своей жизнью».

Такая простая мысль, наверное. Она была в головах у всех, все чувствовали нечто подобное. Но сформулировал ее Анненский. И вдруг чудо: комиссия, настроенная закрывать спектакль, проголосовала «за». И спектакль пошел, и его играли сотни раз, с ним выезжали на фестиваль в Югославию, во Францию. Высоцкого называли лучшим Гамлетом в мире. А тогда его можно было сравнивать с такими Гамлетами, как Лоуренс Оливье, Смоктуновский. И последний раз Высоцкий вышел на сцену таганского театра за неделю до смерти в роли Гамлета – в 247-й раз.

 

  Начался «Гамлет», пошла мощнейшая реакция людей.
Я видел этот спектакль, и не один раз, он действительно производил совершенно невероятное впечатление, малообъяснимое. Потом несколько часов было трудно прийти в себя – настолько он был эмоциональный, красивый… Наверное, лучший спектакль таганского театра.

 

 

Еще одно обстоятельство, которое, мне кажется, доказывает то, что сказал Анненский: Высоцкий не играл, а был Гамлетом. Любимов сократил последнюю сцену, которую написал Шекспир, – спектакль заканчивался гибелью Гамлета. Дальше – молчание, уходил свет, звучала музыка. Потом актеры выходили на поклоны. У Шекспира заканчивается не так – после гибели Гамлета появляется норвежский принц со своими солдатами. Видят гору трупов, и единственный уцелевший герой пьесы Горацио рассказывает ему, что здесь произошло. И тогда принц приказывает похоронить Гамлета с королевскими почестями. То есть принца, лишенного трона, хоронят как короля.

Этой сцены не было в спектакле, но она состоялась в жизни – в день похорон отца – 28 июля 1980 года в олимпийской Москве, без всякого специального объявления. Были только маленькие заметки в «Советской культуре» и «Вечерней Москве», что такого-то числа состоится гражданская панихида. Москва была пустая, вывезли всех, кого только можно – кого в отпуска отправили, кого в пионерские лагеря. А главное – закрыли въезд в город. Прилетали по расписанию пустые самолеты, приходили безлюдные поезда – нужно было специальное разрешение, чтоб въехать в олимпийскую Москву. Было малолюдно в общественном транспорте, в магазинах. И в этой пустой Москве на похороны отца собрались десятки тысяч людей, до сих пор никто не может дать точную цифру. Еще не началась панихида, а народ выстроился в очередь от Театра на Таганке по Радищевской улице к набережной и дальше до Кремля, это несколько километров. И люди, видевшие эту очередь, понимали, что не попадут на прощание, и они шли к театру и всеми правдами и неправдами пробирались через оцепление и становились на площади.

Мы приехали на панихиду очень рано. И я еще удивился – установили гроб и… гамлетовский занавес. Хороним отца в черном. Потом многие говорили, что мы его похоронили в костюме Гамлета. Нет, это была его одежда, но она была черная, такая же, как у принца датского. Потом стала прерываться траурная музыка, и включали монологи Гамлета.

Но дело, конечно, не только в этом. Я вышел на улицу часов в одиннадцать дня и увидел живое море людей – на тротуарах, на мостовой, на крышах киосков «Союзпечати», на деревьях, в окнах домов, которые обращены к театру. Когда закончилась панихида, вынесли гроб и установили на автобус – он тронулся, и вдруг это море людей вздрогнуло и пошло на нас. Первая мысль – затопчут, мы все погибнем. Но ничего такого не произошло. Люди, которые берегли цветы от солнца несколько часов, – а стояла 30 градусная жара – подбегали к автобусу, бросали букеты под колеса, разворачивались, уступая место другим. Это было невероятно! И автобус двигался по толстому ковру из живых цветов, отъезжая от театра долго-долго. Этого не забыть никогда. И так состоялась эта сцена, написанная Шекспиром: реальные королевские похороны Гамлета-Высоцкого.

 


Фото: echo.msk.ru; kpcdn.net
Автор статьи: ГАРАНИН Владимир
Дата:01.08.2018
Выпуск: №110 (28492)


Добавить комментарий

художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил Бычков 22.10.2018

«Классику я воспринимаю иронично»

Художественный руководитель Воронежского камерного театра привёз в столицу Татарстана спектакль «Гроза» по пьесе Александра Островского....
1890
выставка Равиля Айдарова «Краски памяти. Деревянная Казань в акварелях». 22.10.2018

На акварелях – старая Казань

В галерее татарского шамаиля мечети Кул Шариф открылась выставка известного казанского архитектора Равиля Айдарова «Краски памяти. Деревянная Казань в акварелях»....
1490
фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Конкордия» 18.10.2018

Фестиваль симфонических премьер

20 октября в Казани открывается VIII Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Конкордия»....
2070
дни финской культуры 18.10.2018

«Северный минимализм» от классики до авангарда

В среду в ЦСК «Смена» в Казани открылись Дни финской культуры, обширная программа которых включает выставки, лекции, кинопоказы и концерт....
1050
корпоративный фестиваль ПАО «Газпром» «Факел» 18.10.2018

Талантливы во всем

В Казани завершается зональный тур корпоративного фестиваля ПАО «Газпром» «Факел»....
1970
  • Найди свою малую Родину
  • К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    24 октября

    София Асгатовна Губайдулина, композитор, автор более ста симфонических произведений, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии России. Родилась в Чистополе.

    Алмаз Хантимерович Шарипов (1964), гендиректор Набережночелнинского комбината хлебопродуктов, депутат Госсовета РТ.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    Дороги в Нижнекамске заброшены. Дорога от Новошешминска в сторону Нижнекамска в ужасном аварийном состоянии, машины в куветах. А ведь по…
    За два года на ремонт дорог Казани потратили 12,5 млрд рублей
    22.10.2018
    А у нас в Сарманово закрыли автовокзал - теперь добираться до Альметьевска, Джалиля, Набережных Челнов можно тоже только на попутках…
    Автовокзал открыли и тут же закрыли
    21.10.2018
    Что тут можно сказать. Система и ее жернова ломают судьбы людей. Но вдвойне страшно, когда ломается судьба ребенка. Который по…
    Кому достанется спорный ребёнок?
    18.10.2018
    Здравствуйте, по адресу Ак.Глушко, 20а очень часто пахнет канализацией из подвала. Бывает такое, что подходя к подъезду уже чувствуешь этот…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    18.10.2018
    Сеюмбике, Кул Гали, АлмасХан.
    Аэропорт «Казань» переименуют
    18.10.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров