26 августа 2019  11:32
Распечатать

Последняя любовь поэта

Опубликовано: 18.09.2018 18:11

Неизвестные факты из жизни Габдуллы Тукая 1911–1912 годов

 

tykai

 

…И жив ли тот,

            и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или они уже увяли,

Как сей неведомый

                       цветок?

 

Тукаевские дни, тукаевское столетие… Прекрасная традиция зародилась в новом Татарстане – собираться в день рождения великого поэта у его памятника. Там ежегодно объявляют имена лауреатов литературной премии имени Тукая, и этот день можно назвать Днем татарской литературы, Днем единения нашего народа в честь памяти нашего гения – народный праздник, иначе не скажешь!

Тукай был коммуникабельным человеком. Он часто становился центром событий общественной жизни. Он яркий представитель татарской культуры для всего мира и других тюркоязычных народов России, он олицетворял ее искания в конце XIX века – в пору расцвета татарского театра, литературы, журналистики.

Уже целое столетие историки и литературоведы процеживают его жизнь, его творчество через тончайшее сито, надеясь отыскать хотя бы одну его незнакомую строку или факт о неизвестных стародавних встречах поэта с друзьями, родственниками, коллегами, читателями. С каждым годом у тукаеведов открытий все меньше и меньше, жизнь поэта изучена если не по часам, то по дням точно.

Казалось бы, мы уже все знаем о своем гении, но случаются в жизни и чудеса. Случаются, потому что Всевышний видит, что значит Тукай для татар. Хочу поделиться с вами, дорогие читатели, своим радостным открытием. Благодаря моим публикациям, в которых упоминается мой родной Мартук, я неожиданно оказался причастным к малознакомому или неведомому многим факту из жизни незабвенного Тукая.

У меня с детства существует с Тукаем какая-то мистическая связь, наверное, оттого и пришли ко мне эти сведения. Хотя, казалось бы, где Казань, а где мой Мартук?

Я всегда считал себя оренбургским татарином. Мои родители и их предки во втором и третьем поколении – горожане. Отсюда, от родителей, начинается и моя материальная связь с поэтом. Мартук находится в 200 километрах от Оренбурга, города, где до революции преимущественно проживали мусульмане – татары, казахи, узбеки. Во время революции и Гражданской войны, особо жестоко прокатившейся по Оренбуржью и больно коснувшейся даже нашего Мартука (в поселке есть мемориалы и памятники жертвам Гражданской войны), многие татары из Оренбурга бежали от репрессий и конфискации в Казахстан и далее в Среднюю Азию. Вся история татарской миграции с XVI века свидетельствует о том, что они всегда стремились туда, где был единый по вере народ, оттого и спаслись.

 


В начале нового века я случайно узнал, что в Казахстане, в городе Уральске, татарский меценат Ришат Увалиевич Хайруллин выкупил бывшее здание медресе Мутыгуллы Тухватуллина, где учился в юности Тукай. Приобрел он и находившийся рядом особняк, где располагалась типография татарской газеты, с которой сотрудничал Тукай


 

В нашей семье из достойного упоминания имущества, которое удалось сохранить после всех экспроприаций, остался лишь большой, заводского производства сундук красного сандалового дерева, окованный медными пластинами с вкрапленными в них разноцветными камнями. Думаю, что когда-то мои предки привезли его из Персии или Аравии. Сундук закрывался на красивый медный ключ. Когда его открывали, пахло сандалом и звучала какая-то короткая восточная мелодия. Волшебный сундук! Внутри были глубокие узкие отделения, где хранились документы, какие-то украшения мамы, ордена отчима и дагерротипы наших родственников по материнской и отцовской линии, фотографии родственников и моего отчима, он тоже родом из Оренбурга. Все снимки семейные, и лишь на одном из них был изображен молодой человек с выразительными глазами и тонкими чертами лица. Много позже я узнал, что это Тукай.

В конце 80-х, когда я стал печататься в «Казан утлары», снимок Тукая я передал Равилю Файзуллину и посоветовал ему собирать ретрофотографии. Сегодня в архиве журнала собралась бесценная коллекция фотографий – история нашего народа в лицах. Я рад, что имею отношение к этому собранию.

110-летие Тукая отмечали в Москве в Доме писателей, к тому времени уже было открыто Полномочное представительство Татарстана в столице. За день до мероприятия мне позвонил первый полпред Татарстана в Москве Фарид Мубаракшевич Мухаметшин и спросил: «Как нам найти для сцены в Центральном доме литераторов хороший портрет Тукая?» Я ответил: «В Москве живут сотни татарских художников, половина из них преклонного возраста, и наверняка они чтят Тукая. Возможно, у них есть». Полпред горестно посетовал – обзвонили всех, нет ни у кого. И тогда я признался, что у меня, бесквартирного, живущего уже шесть лет в Переделкине в Доме творчества, на стене висит портрет Тукая. И я отдал его. По окончании торжеств высокие гости, прибывшие из Казани, попросили меня подарить Литературному музею Габдуллы Тукая этот портрет – я и подарил. Портрет написал Шакир Закиров.

Позже я заказал ему еще три портрета по фотографии, хранившейся в нашей семье. Эти портреты я подарил журналу «Казан утлары» и Союзу писателей Татарстана, там они находятся и сейчас.

В начале нового века я случайно узнал, что в Казахстане, в городе Уральске, татарский меценат Ришат Увалиевич Хайруллин выкупил бывшее здание медресе Мутыгуллы Тухватуллина, где учился в юности Тукай. Приобрел он и находившийся рядом особняк, где располагалась типография татарской газеты, с которой сотрудничал Тукай. Эти объекты он фактически перестроил заново. В просторных комнатах роскошного особняка с уютным внутренним двориком он создал музей Тукая и восстановил типографию. Отремонтировал Р.Хайруллин и мечеть, в которую ходил поэт.

Я, конечно, не мог пройти мимо этого события, тут же поехал в Уральск. В музее много экспонатов, которых касались руки Тукая, есть вещи и интерьеры из дома Тухватуллиных. В Уральске всегда было много образованных татар, живших в достатке, оттого быт минувшего времени воссоздан тщательно, исторически и стилистически выверен. В нем есть дух времени, чувствуется татарская жизнь, некогда проходившая в этих стенах.

Я спросил экскурсовода: много ли тукаеведов из Казани побывало в музее? Он ответил: ни одного, кроме работников казанского музея, с которым они постоянно в контакте. Я не тукаевед, но мне интересно все, что связано с нашим гением, оттого, наверное, так много сведений о нем стеклось именно ко мне.

 

foto

На этой фотографии в нижнем ряду слева Амина-апай сидит с внучкой Гулькай на коленях, рядом с ней справа Майнур-апай, а над ней стоит Барый-абы Шакиров – родоначальник этого большого рода. Справа в сером макинтоше стоит с ридикюлем в руке ее старшая дочь Марзия, она очень похожа на мать. Все остальные на снимке связаны с Аминой-апай только через замужество ее дочерей. Фото 1957г. Мартук

 

Вот такие давние связи у меня с Тукаем.

Теперь два слова о Мартуке – оттуда дорога ведет к неизвестной странице из жизни Тукая.

В 90-х годах я печатал в «Казан утлары» повесть, где упоминался Мартук. Неожиданно я получил большое письмо от хорошо образованной 80-летней женщины из Казани. Она читала журнал и увидела там упоминание о Мартуке. Оказалось, что до войны у нас отбывал ссылку ее дед, духовное лицо, теолог, имевший опубликованные труды и некогда читавший лекции в исламских центрах Бухары и Самарканда. Как выяснилось, в молодости у них дома в Казани наш Мартук звучал как Мекка. Именно в Мартук они писали письма раз в месяц, раз в год имели право отправить посылку, раз в два года – навестить своего родственника. Жесточайшие годы!

Была еще жива моя мама, и я пытался отыскать его следы. Но, увы, время стирает следы даже таких достойных людей. Но он все же остался в памяти старшего поколения мартучан. Они слышали, что был в 30-х годах такой набожный человек в поселке, читал книги на арабском языке и жил тем, что отпевал умерших. Наверное, оттого что он у нас жил, в Мартуке всегда были грамотные муллы. Их приглашали в соседние поселки и даже в Актюбинск и Ак-Булак.

 


В 1913 году в возрасте 27 лет Габдулла Тукай, так и не устроив свою семейную жизнь, умирает в нищете от чахотки. А Амина после революции выходит замуж за красноармейца Багаутдинова и уезжает с ним в г. Мартук Актюбинской области Казахстана, где рожает ему двух дочерей. Сейчас в Мартуке живут её внуки, правнуки и праправнуки


 

Почему я о нем пишу? Потому что уж он-то точно знал женщину по имени Амина, о которой ниже пойдет речь и которая волею судьбы тоже оказалась в моем Мартуке. Два просвещенных человека из Казани не могли не встретиться в крошечном посёлке хотя бы на чьих-то похоронах.

В Интернете в соцсети у меня есть страничка, где помещен рассказ «Станция моего детства». И вдруг мне, опять же из-за упоминания о Мартуке, приходит письмо, которое, наверное, будет интересно всем татарам – оно касается личной жизни Тукая. Привожу письмо без комментариев – точнее и яснее, чем там, не скажешь. Письмо проверено-перепроверено, нашлись и фотографии людей, о ком идет речь, даже их могилы. Есть одна неверная деталь о кумысе – Тукай приезжал в Купербаш на козье молоко.

 

Письмо прислал Рамиль Шерланов.

«Эту удивительную историю рассказала мне моя бабушка (по маминой линии).

Случилось это приблизительно в 1912 году. Жили они тогда в деревне Купербаш Арского уезда Казанской губернии. Отец (мой прадед) был зажиточным крестьянином, мать (моя прабабушка) – домохозяйкой. Прадед был набожным, добропорядочным и образованным, строгим, но справедливым человеком. Наверное, поэтому был избран старостой деревни. У бабушки была старшая сестра, которую звали Амина. Она была очень красивой, скромной и трудолюбивой восемнадцатилетней девушкой. Амина всегда помогала маме по хозяйству.

В эту деревню часто приезжал из Казани известный татарский поэт Габдулла Тукай. У него была чахотка (туберкулёз лёгких), и последние годы жизни по рекомендации врачей он лечился кумысом в Казахстане, а затем в Татарстане. Кумыс кобылиц, которых содержал мой прадед, был самым лучшим в Казанской губернии. Амина всякий раз подавала Габдулле Тукаю чашу со свежим кумысом. Он пил кумыс, долго говорил с ней, при этом очень пристально смотрел на неё и, уходя, всегда благодарил. Поэт тогда был очень бледен и худ, но черты его лица оставались тонкими, красивыми. Он был достаточно прилично одет: на нём были тёмный сюртук, костюм с жилеткой и тюбетейка.

Поэт производил впечатление весьма аккуратного и скромного человека. Он был образован, умён, интересен. Они полюбили друг друга с первого взгляда.

 


Амина до конца своей жизни не забывала свою первую любовь – Габдуллу Тукая, читала и перечитывала его стихотворения и тихо плакала


 

Дело дошло до того, что однажды Габдулла Тукай попросил её руки у моего прадеда. Но прадед отказал ему: мол, за неустроенного человека дочь не отдаст (к сожалению, отношение к поэтам в то время было таким же, как и к артистам).

В 1913 году в возрасте 27 лет Габдулла Тукай, так и не устроив свою семейную жизнь, умирает в нищете от чахотки. А Амина после революции выходит замуж за красноармейца Багаутдинова и уезжает с ним в г. Мартук Актюбинской области Казахстана, где рожает ему двух дочерей. Сейчас в Мартуке живут её внуки, правнуки и праправнуки. Амина до конца своей жизни не забывала свою первую любовь – Габдуллу Тукая, читала и перечитывала его стихотворения и тихо плакала. Моя бабушка говорила мне, что у Габдуллы Тукая есть стихотворение (названия не помню), которое поэт посвятил Амине.

Сейчас я живу в Нукусе (Каракалпакистан – автономная республика в Узбекистане). Фамилия Амины-опай (по мужу) и её двух дочерей (Фаузия-опай, Марзия-опай) – Багаутдиновы. Остались у Амины-опай внук Марат и внучка Гулькай. Они живут в Мартуке, внук Рустам и правнуки (насколько я знаю от своей тёти) переехали на родину Амины-опай и живут в г. Арске. Фотографии Амины-опай у меня нет. Были у моей тёти (я их видел), но она их сожгла (по мусульманским традициям нельзя хранить фото (лики) умерших родственников). Спрошу у жены моего дяди, может, и сохранились у неё. У меня есть фотография моей бабушки (младшей сестрёнки Амины-опай). Но, я думаю, в Мартуке у внуков есть фотографии самой Амины-опай и её дочерей.

 

amina

Амина-апай 1972г.

 

Я являюсь внучатым племянником Амины-опай. Кстати, муфтий Усман хазрет Исхакы – троюродный братишка моей мамы Раисы Хисматуллаевны Самигуллиной, а верховный муфтий (председатель Центрального духовного управления мусульман России) Талгат Таджуддин – её зять (женат на троюродной сестрёнке мамы). Мать Усмана-обыя (поэтесса Рашида-опай) и тёща Талгата-обыя (Салима-опай) – двоюродные сестрёнки моего дедушки Хисматуллы Самигуллина. Их, сирот, воспитал старший брат моего деда – мулла Захри-обый Самигуллин.

Сведения из метрики моей бабушки Хабибуллиной Гильминисы: девичья фамилия Амины-опай – Хабибуллина (по-моему, после замужества она взяла фамилию своего мужа – Багаутдинова). Её отца (моего прадеда) звали Давлетшин Хабибулла, её мать (мою прабабушку) – Галиуллина Махубзямал. После Октябрьской революции прадед был раскулачен, в 1918 году красноармейцы хотели его расстрелять (у них был мандат на его расстрел), вывели его в лес, зачитали приговор и уже хотели привести его в исполнение, но крестьяне деревни Купербаш встали рядом с ним: мол, убейте и нас, коль убиваете нашего кормильца. Прадеда не расстреляли. Забрали всё и оставили его многодетную семью (у него было 10 детей) голодать».

Рауль МИР-ХАЙДАРОВ

Перепечатка этого текста полностью или части его возможна только с письменного разрешения автора.
Авторские права защищены законом, со всеми вытекающими последствиями

Продолжение следует

 


Выпуск: №136 (28518)


Добавить комментарий

ирада-аюпова1 24.08.2019

Не только рабочая специальность, но и пища для души

Деталями программы культурных событий в Казани поделилась министр культуры республики Ирада Аюпова....
2530
татнефть 5 24.08.2019

Гранты на благие дела

В Альметьевске были вручены сертификаты победителям конкурса на соискание социальных грантов ПАО «Татнефть»....
2640
Олимпиады-для-рабочих-рук 23.08.2019

WorldSkills-2019: болеем за наших!

В «Казань Экспо» начался соревновательный этап чемпионата мира по рабочим профессиям....
3820
рынок 23.08.2019

На продукты татарстанцы тратят меньше других

В число регионов России, жители которых меньше всего тратят денежных доходов на еду, вошёл Татарстан....
2370
автобус 23.08.2019

Время до прибытия покажут табло

Ещё на семидесяти казанских остановках появились новые информационные табло....
1790
  • Мнение

    Айрат ФАРРАХОВ, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    80 процентов медицинской помощи граждане получают на уровне первичного звена. При этом объём его финансирования составляет лишь 20 процентов от всей системы здравоохранения. Важно перераспределить средства господдержки так, чтобы доля первичной медпомощи существенно выросла. Это возможно за счёт технологий, которые уже есть в Татарстане, – одноканального финансирования и так называемого фондодержания.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    27 августа

    Айдар Раисович Метшин (1963), глава Нижнекамского муниципального района.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров