22 марта 2019  3:44
Распечатать

Поколение Z: кто с нами рядом

Что волнует современного подростка и как взрослые могут облегчить ему жизнь

 

EDU Russia

 

Цифровизация, волонтёрство, мультикультурность, полилингвальность… Эти и многие другие тренды современного образования обсуждали на международном форуме EDU Russia, который проходил на площадке выставочного центра «Казань Экспо» с 28 февраля по 1 марта.

 

ПОЛНОСТЬЮ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ НЕМНОГО

Но пока одни специалисты рассказывали о том, как лучше организовать обучение детсадовца, школьника и студента, другие рассуждали о проблемах, с которыми может столкнуться человек, грызущий гранит науки. «Здоровых, с точки зрения психической составляющей, школьников в наших классах немного», – заявила кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии КГМА Марина Белоусова. Она пояснила, что среди наиболее часто встречающихся у детей нарушений – неврозы, тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

«Для того чтобы диагностировать у ребёнка психическое расстройство, надо, чтобы родители привели его к специалисту. Но так происходит не всегда, многие даже не подозревают, что у их детей проблемы со здоровьем», – отметила исследователь в разговоре с журналистом «РТ».

 


Рассказывая об особенностях работы с несовершеннолетними, эксперты в первую очередь апеллировали к поколению Z – людям, которые, согласно теории Уильяма Штрауса, появились на свет после 2004 года и в значительной степени отличаются от всех, кто был до них. Это первая генерация, рождённая во времена глобализации и постмодернизма. Дети Z с трудом представляют себе, что такое мир без социальных сетей, виртуальной реальности и сенсорных экранов


 

Обычно малыши попадают к психотерапевту, когда плохо усваивают учебный материал – грамматику, математику, иностранные языки. Что уж говорить, в XXI веке «дел невпроворот» даже у детсадовцев. Марина Белоусова объяснила: зачастую родители начинают образовывать своих детей слишком рано, хотя к получению знаний до шести-семи лет мозг ребёнка может быть не готов. Специалист подчеркнула: гораздо важнее для дошкольника развивать моторику, речь, заниматься искусством.

Действительно, современных детей воспитывают иначе, да и компьютеры, Интернет безвозвратно изменили всех нас. Нынешние школьники сталкиваются с теми проблемами, которые были чужды их отцам и дедам. Например, педагог-психолог научно-практического цент­ра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой Михаил Александров рассказал, что к нему приходят дети, которым сложно общаться, находить новых друзей.

 

РЕБЁНОК СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА НЕ ВЕРНЁТСЯ

Рассказывая об особенностях работы с несовершеннолетними, эксперты в первую очередь апеллировали к поколению Z – людям, которые, согласно теории Уильяма Штрауса, появились на свет после 2004 года и в значительной степени отличаются от всех, кто был до них. Это первая генерация, рождённая во времена глобализации и постмодернизма. Дети Z с трудом представляют себе, что такое мир без социальных сетей, виртуальной реальности и сенсорных экранов.

«Случившееся можно рассматривать как переход к новой реальности. К нам больше не вернётся стабильный, вменяемый, не создающий особых проблем в обучении ребёнок советского образца. Нам предстоит выйти на новый этап собственного мировоззренческого развития, изменить свои фундаментальные личностные и профессиональные ценности», – уверен кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Олег Эрлих.

По его мнению, сегодня только учителя, которые не боятся меняться, могут рассчитывать на доверие своих подопечных. Нынешние школьники меньше всего нуждаются в пересказе учебников – всю необходимую информацию они могут найти и в Интернете. Говорящий заученными фразами преподаватель не только вгоняет их в тоску, но и рискует потерять свой наставнический авторитет. А вот личный опыт, интерактив и элементы игры лишними не будут.

 


Исследование петербургских семей показало: наиболее часто взрослые и дети ссорятся из-за того, что ребёнок слишком много времени проводит в Интернете. Вторая по популярности причина конфликта – плохая успеваемость в школе, третья – нежелание школьником выполнять домашние обязанности. Родители также бывают недовольны поведением своего чада в обществе, его завышенными требованиями (например, просьбой купить новый смартфон)


 

Эксперты уверяют: педагог в современном образовательном процессе играет совсем не те роли, которые были присущи представителям этой профессии несколько десятилетий назад. При этом дело не только в особенных учениках. Во многих школах, например, сейчас говорят «руководитель класса» вместо «классный руководитель». «Ну что значит «руководитель класса»? Он менеджер что ли? Я не хочу к менеджеру со своими проблемами идти», – обозначил своё видение Михаил Александров.

Действительно, на учителях лежит огромное количество административных задач, но и ответственности за атмосферу в классе с них никто не снимает. А ещё, как подчеркнул Олег Эрлих, на них давят родители – вопросами, требованиями, желанием разобраться в той или иной ситуации.

Напрашивается классический для таких дискуссий вывод: педагоги настолько завалены «бумажками», что им некогда думать об учениках. Тогда кто должен это делать? Родители?

 

ГЛАВНОЕ – ВНИМАНИЕ К РЕБЁНКУ

По результатам исследования, проведённого Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, около тридцати процентов взрослых из города на Неве не знают, как воспитывать своего ребёнка. Олег Эрлих убеждён: примерно такие же ответы можно было бы получить в любом другом городе страны. По его мнению, профессиональные педагоги должны помогать родителям учиться взаимодействовать с их чадами. Благо папы и мамы сегодня сами охотно идут на контакт с учителем.

Исследование показало, что взрослых в детях наиболее часто беспокоят невнимательность и лень. Это как раз можно считать подтверждением мысли о том, что родители прежде всего озабочены тем, чтобы привить своим детям необходимые знания и навыки. Но гармонично развитую  (и при этом счастливую) личность из одних только полезностей не склеить. Современное образование – это не только digital (цифровые), но и soft skills, к которым относятся умение общаться, работать в команде, управлять временем, быть лидером, самостоятельно развиваться и выстраивать стратегию карьеры.

 


Нынешние школьники меньше всего нуждаются в пересказе учебников – всю необходимую информацию они могут найти и в Интернете. Говорящий заученными фразами преподаватель не только вгоняет их в тоску, но и рискует потерять свой наставнический авторитет


 

Конечно, начинать развивать все эти качества с раннего возраста вряд ли получится, но пренебрегать эмоциональным интеллектом (способностью распознавать эмоции, понимать намерения, желания других людей и свои собственные) точно не стоит. Олег Эрлих уверен: именно в развитии этих личностных характеристик больше всего нуждается подрастающий человек в условиях цифровизации.

92 процентам детей сегодня не хватает простой доверительной беседы с близким человеком. Об этом свидетельствуют результаты исследования петербургских семей. Значит, без помощи педагогов и родителей людям из поколения Z (как бы сильно они ни отличались от своих родителей) с познанием и изучением мира не справиться.

 


Фото: vk.com
Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Дата:11.03.2019
Выпуск: №35 (28609)


Добавить комментарий

горгаз 21.03.2019

Фальшивый «Горгаз» играет с огнём

Всего за два месяца текущего года в Казани от отравления угарным газом пострадало больше людей, чем за весь прошлый год....
2480
подсобные-хозяйства 21.03.2019

Отрасль особого значения

В Татарстане увеличен размер субсидий для развития личных подсобных хозяйств....
1710
паводок1 21.03.2019

«Большая вода» на пороге

Предстоящий паводок в Татарстане может протекать по напряжённому сценарию....
1580
счастье 21.03.2019

Где искать счастье? В себе

Успешные горожане рассказали о том, как им удалось достичь душевного равновесия....
1220
лучший-студент-системы-среднего-профессионального-образования 21.03.2019

Премия для молодых профи

Студент Альметьевского политехнического техникума Инсаф Низамиев стал обладателем премии «Достижение года» и получил возможность пройти стажировку в Европе....
1150
  • Мнение

    Павел ШИПИЛИН, журналист-блогер, эксперт по международным вопросам и геополитике:

    павел-шипилин

    Эксплуатация мусоросжигательного завода является компромиссом между традиционными полигонами и мусороперерабатывающими заводами. В последнем случае стоимость утилизации отходов возрастает в 60 раз. Готовы ли мы столько платить? Для нас приемлема именно мусоросжигательная технология, тем более что она несопоставимо лучше, чем полигоны.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    22 марта

    Вадим Валентинович Кешнер (1937), актёр КАБДТ им. В.И.Качалова, народный артист России и Татарстана.

    Сергей Николаевич Погодин (1956), военный комиссар Татарстана.

    Камиль Искандерович Самигуллин (1985), председатель Духовного управления мусульман РТ.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров