5 июля 2020  20:38
Распечатать

Поколение Z: кто с нами рядом

Опубликовано: 11.03.2019 17:08

Что волнует современного подростка и как взрослые могут облегчить ему жизнь

 

EDU Russia

 

Цифровизация, волонтёрство, мультикультурность, полилингвальность… Эти и многие другие тренды современного образования обсуждали на международном форуме EDU Russia, который проходил на площадке выставочного центра «Казань Экспо» с 28 февраля по 1 марта.

 

ПОЛНОСТЬЮ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ НЕМНОГО

Но пока одни специалисты рассказывали о том, как лучше организовать обучение детсадовца, школьника и студента, другие рассуждали о проблемах, с которыми может столкнуться человек, грызущий гранит науки. «Здоровых, с точки зрения психической составляющей, школьников в наших классах немного», – заявила кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии КГМА Марина Белоусова. Она пояснила, что среди наиболее часто встречающихся у детей нарушений – неврозы, тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

«Для того чтобы диагностировать у ребёнка психическое расстройство, надо, чтобы родители привели его к специалисту. Но так происходит не всегда, многие даже не подозревают, что у их детей проблемы со здоровьем», – отметила исследователь в разговоре с журналистом «РТ».

 


Рассказывая об особенностях работы с несовершеннолетними, эксперты в первую очередь апеллировали к поколению Z – людям, которые, согласно теории Уильяма Штрауса, появились на свет после 2004 года и в значительной степени отличаются от всех, кто был до них. Это первая генерация, рождённая во времена глобализации и постмодернизма. Дети Z с трудом представляют себе, что такое мир без социальных сетей, виртуальной реальности и сенсорных экранов


 

Обычно малыши попадают к психотерапевту, когда плохо усваивают учебный материал – грамматику, математику, иностранные языки. Что уж говорить, в XXI веке «дел невпроворот» даже у детсадовцев. Марина Белоусова объяснила: зачастую родители начинают образовывать своих детей слишком рано, хотя к получению знаний до шести-семи лет мозг ребёнка может быть не готов. Специалист подчеркнула: гораздо важнее для дошкольника развивать моторику, речь, заниматься искусством.

Действительно, современных детей воспитывают иначе, да и компьютеры, Интернет безвозвратно изменили всех нас. Нынешние школьники сталкиваются с теми проблемами, которые были чужды их отцам и дедам. Например, педагог-психолог научно-практического цент­ра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой Михаил Александров рассказал, что к нему приходят дети, которым сложно общаться, находить новых друзей.

 

РЕБЁНОК СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА НЕ ВЕРНЁТСЯ

Рассказывая об особенностях работы с несовершеннолетними, эксперты в первую очередь апеллировали к поколению Z – людям, которые, согласно теории Уильяма Штрауса, появились на свет после 2004 года и в значительной степени отличаются от всех, кто был до них. Это первая генерация, рождённая во времена глобализации и постмодернизма. Дети Z с трудом представляют себе, что такое мир без социальных сетей, виртуальной реальности и сенсорных экранов.

«Случившееся можно рассматривать как переход к новой реальности. К нам больше не вернётся стабильный, вменяемый, не создающий особых проблем в обучении ребёнок советского образца. Нам предстоит выйти на новый этап собственного мировоззренческого развития, изменить свои фундаментальные личностные и профессиональные ценности», – уверен кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Олег Эрлих.

По его мнению, сегодня только учителя, которые не боятся меняться, могут рассчитывать на доверие своих подопечных. Нынешние школьники меньше всего нуждаются в пересказе учебников – всю необходимую информацию они могут найти и в Интернете. Говорящий заученными фразами преподаватель не только вгоняет их в тоску, но и рискует потерять свой наставнический авторитет. А вот личный опыт, интерактив и элементы игры лишними не будут.

 


Исследование петербургских семей показало: наиболее часто взрослые и дети ссорятся из-за того, что ребёнок слишком много времени проводит в Интернете. Вторая по популярности причина конфликта – плохая успеваемость в школе, третья – нежелание школьником выполнять домашние обязанности. Родители также бывают недовольны поведением своего чада в обществе, его завышенными требованиями (например, просьбой купить новый смартфон)


 

Эксперты уверяют: педагог в современном образовательном процессе играет совсем не те роли, которые были присущи представителям этой профессии несколько десятилетий назад. При этом дело не только в особенных учениках. Во многих школах, например, сейчас говорят «руководитель класса» вместо «классный руководитель». «Ну что значит «руководитель класса»? Он менеджер что ли? Я не хочу к менеджеру со своими проблемами идти», – обозначил своё видение Михаил Александров.

Действительно, на учителях лежит огромное количество административных задач, но и ответственности за атмосферу в классе с них никто не снимает. А ещё, как подчеркнул Олег Эрлих, на них давят родители – вопросами, требованиями, желанием разобраться в той или иной ситуации.

Напрашивается классический для таких дискуссий вывод: педагоги настолько завалены «бумажками», что им некогда думать об учениках. Тогда кто должен это делать? Родители?

 

ГЛАВНОЕ – ВНИМАНИЕ К РЕБЁНКУ

По результатам исследования, проведённого Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, около тридцати процентов взрослых из города на Неве не знают, как воспитывать своего ребёнка. Олег Эрлих убеждён: примерно такие же ответы можно было бы получить в любом другом городе страны. По его мнению, профессиональные педагоги должны помогать родителям учиться взаимодействовать с их чадами. Благо папы и мамы сегодня сами охотно идут на контакт с учителем.

Исследование показало, что взрослых в детях наиболее часто беспокоят невнимательность и лень. Это как раз можно считать подтверждением мысли о том, что родители прежде всего озабочены тем, чтобы привить своим детям необходимые знания и навыки. Но гармонично развитую  (и при этом счастливую) личность из одних только полезностей не склеить. Современное образование – это не только digital (цифровые), но и soft skills, к которым относятся умение общаться, работать в команде, управлять временем, быть лидером, самостоятельно развиваться и выстраивать стратегию карьеры.

 


Нынешние школьники меньше всего нуждаются в пересказе учебников – всю необходимую информацию они могут найти и в Интернете. Говорящий заученными фразами преподаватель не только вгоняет их в тоску, но и рискует потерять свой наставнический авторитет


 

Конечно, начинать развивать все эти качества с раннего возраста вряд ли получится, но пренебрегать эмоциональным интеллектом (способностью распознавать эмоции, понимать намерения, желания других людей и свои собственные) точно не стоит. Олег Эрлих уверен: именно в развитии этих личностных характеристик больше всего нуждается подрастающий человек в условиях цифровизации.

92 процентам детей сегодня не хватает простой доверительной беседы с близким человеком. Об этом свидетельствуют результаты исследования петербургских семей. Значит, без помощи педагогов и родителей людям из поколения Z (как бы сильно они ни отличались от своих родителей) с познанием и изучением мира не справиться.

 


Фото: vk.com
Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Выпуск: №35 (28609)


Добавить комментарий

коронавирус1 03.07.2020

Не теряя оптимизма, но с оглядкой на коронавирус

Высокая смертность пожилых людей от нового коронавируса COVID-19 во многих странах заставила и нас вспомнить о своих стареньких бабушках-дедушках....
2 0380
кино 03.07.2020

Вернуться на родину, чтобы снимать кино

В Алексеевском районе Татарстана начались съёмки фильма под рабочим названием «Бойцовая рыбка из села Речное»....
4410
здоровье-пожилых 03.07.2020

Когда старость в радость

Будучи молодыми, мы не задумываемся всерьёз о своём здоровье. Но чем старше становимся, тем чаще оно напоминает о себе....
3130
егэ 02.07.2020

Привычный, но не совсем обычный

3 июля выпускники российских школ после довольно долгого перерыва возвращаются в учебные классы, чтобы сдавать Единый государственный экзамен....
5750
Gossovet-2-1-1 02.07.2020

Что мы знаем о татарстанском парламенте?

Вот и подошёл к завершению наш новый конкурс «Включайся в историю республики!», посвящённый 25-летию Государственного Совета РТ....
5090
  • Мнение

    Михаил МУРАШКО, министр здравоохранения РФ:

    мурашко

    Что такое нормальная жизнь? Это походы на концерты, перелёты, полноценная работа, полноценный отдых. На мой взгляд, маловероятно, что это произойдёт раньше февраля. Должна быть разорвана цепочка передачи вируса.

    Все мнения

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    6 июля

    Рифат Назимович Абульханов (1956), солист балета Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля, народный артист Татарстана.

    Марат Яшарович Муратов (1965), первый заместитель руководителя Аппарата Президента Татарстана.

    Венера Абдулловна Якупова, главный редактор газеты «Казанские ведомости».

  • Книга жалоб

    02.07.2020
    Крик души
    7080
    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров