Почему буксует школьная реформа | Республика Татарстан
21 августа 2018  23:15
Распечатать

Почему буксует школьная реформа

 

journalok.ru-1

 

«Модернизация школы: проблемы управления» – книгу с таким названием недавно выпустил Институт развития образования Республики Татар­стан. Ее автор – доктор педагогических наук Габдельхан Габдуллин, за плечами которого – полувековой опыт педагогической, научно-исследовательской и руководящей работы в системе образования республики. Мы поговорили с профессором Габдуллиным о том, в чем он видит основные проблемы современной школы.

 

– Габдельхан Габдуллович, почему именно сейчас вы взялись за книгу о проблемах управления образованием?

– Потому что сейчас в нашей сфере сложилась довольно-таки парадоксальная ситуация. С одной стороны, отечественное образование (после разрушения советской системы) вот уже два десятилетия находится в состоянии непрерывного реформирования. Однако каких-либо зримых позитивных результатов все еще не достигнуто, наоборот, уровень знаний и развития выпускников школ за эти годы заметно снизился. Одной из главных причин такого положения, как показывает практика, стали недостатки в деятельности органов образования, в том числе ошибки образовательной политики.

С другой стороны, система управления образованием сегодня испытывает острый дефицит в трезвом анализе. Необходимо более полное исследование ее особенностей в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Наше новое учебное пособие и рассматривает как раз проблемы теории и практики школьного управления в новых условиях.

– Какие ошибки в образовательной политике, на ваш взгляд, более всего повлияли на качество, на результаты работы нашего образования?

– Самым одиозным стало введение Единого государственного экзамена. Объединили выпускной экзамен за курс средней школы с вступительным для абитуриентов вузов. Но оказалось, что ЕГЭ не может целостно характеризовать качество образования выпускников, измерять и оценивать их способность и готовность к дальнейшему образованию, определять уровень развития их функциональной грамотности, интересов, потенциал духовного и интеллектуального роста.

 


Татарстан теперь является единственным регионом страны, где отсутствует педагогический вуз. Вследствие этого, считаю, произошло заметное снижение качества высшего педагогического образования. Резко сократилось общее время обучения (переход на четырехлетний бакалавриат), ликвидирована система непрерывной педагогической практики студентов


 

Введение ЕГЭ повлекло за собой то, что школа начала подстраивать уклад своей деятельности под параметры этой аттестационной процедуры. То есть ЕГЭ начал играть роль стандарта, что предопределило оскудение и консервацию общего образования, по существу превращая учебный материал в средство натаскивания учеников.

Ситуация осложнилась еще и тем, что за годы реформ в образовании заметно упали престиж педагогической профессии, социальный статус учителя. Отстранение учителей от участия в оценке качества образования учащихся, их сверхнормативная загруженность, бесконечные проверки, сбор многочисленной отчетности – все это ложится тяжелым бременем на педагога, сочетаясь с несправедливо низкой оплатой его труда.

 

journalok.ru

 

Это дополняется серьезными недостатками в профессиональной подготовке педагогических кадров. В Татарстане она теперь в основном сосредоточена в КФУ, расформирован педагогический университет со 130-летней историей. Татарстан теперь является единственным регионом страны, где отсутствует педагогический вуз. Вследствие этого, считаю, произошло заметное снижение качества высшего педагогического образования. Резко сократилось общее время обучения (переход на четырехлетний бакалавриат), ликвидирована система непрерывной педагогической практики студентов. Более половины выпускников педагогических направлений не идут работать в школы, а те, кто пришел, испытывают серьезные трудности.

– Вы критикуете попытки руководить школой с позиций менеджмента. В чем тут опасность?

– Почему-то у нас менеджмент восприняли как общую универсальную теорию управления для любых систем – производственных, коммерческих, образовательных… Однако это не так. Производственное предприятие управляется с точки зрения экономики, лечебное учреждение – с точки зрения медицины, в школе должна быть первична педагогика. Основная цель менеджмента – извлечение и умножение прибыли за счет человеческих ресурсов. Это подчиняет себе все остальное. А основной целью управления школой является образование. Если в менеджменте человеческие ресурсы рассматриваются с точки зрения более интенсивного их использования, то в управлении школой речь идет об их формировании и развитии.

 


Образовательная деятельность все чаще обозначается как «образовательные услуги». А услуга означает лишь обслуживание человека, тогда как образование предполагает формирование и развитие его личности


 

Управление школой не может быть образовательным менеджментом. Здесь вся управленческая деятельность (кадровая, хозяйственная, финансовая, административная) ведется с учетом педагогической целесообразности. Любые решения принимаются и реализуются ради ребенка, иначе они теряют всякий смысл.

Еще один момент. Использование теории и прак­тики менеджмента в деятельности руководителей современных школ связано с развитием предпринимательства, расширением дополнительных платных видов образования, а также формированием системы многоканального финансирования. Пугает, что образовательная деятельность все чаще обозначается как «образовательные услуги». А услуга означает лишь обслуживание человека, тогда как образование предполагает формирование и развитие его личности.

Еще одно понятие, взятое из менеджмента, – «клиенты». Если считать учеников клиентами, они перестают быть участниками и субъектами образовательного процесса.

 

img041

Доктор педагогических наук Габдельхан Габдуллин

 

 

Осторожно применять в сфере образования нужно еще одно заимствованное из менеджмента понятие – «конкурентоспособность». В широкой практике конкуренция означает соперничество за достижение больших выгод и преимуществ, а в бизнесе – борьбу за рынки сбыта с целью получения более высокой прибыли. Когда выпускник школы поступает в вуз, а педагогу присваивают квалификационную категорию, то обычно говорят о конкурсном отборе, а не о конкурентной борьбе. В образовательных учреждениях представляется более адекватным применение таких понятий, как «сотрудничество» и «взаимопомощь», а также «конкурсоспособность» субъектов образования.

Или, скажем, понятие «маркетинг в образовании», означающее планирование и организацию образовательной деятельности в школах на основе изучения рынка образовательных услуг. Речь может идти только о дополнительной платной образовательной деятельности, но основная программа в школе должна реализовываться в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и не может зависеть от моментального спроса на рынке образовательных услуг.

– Если мы говорим о федеральных государственных стандартах в образовании – ФГОС, то от чего, на ваш взгляд, зависит их успешная реализация?

– Принципиальным отличием нынешних ФГОС от предыдущих является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся. Обозначенные в стандартах «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» предполагают непосредственную ответственность за успешное освоение необходимых навыков не только учителя и учащегося, как было раньше, но и администрации школы, органов управления системой образования всех уровней. Руководители должны теперь обеспечить в школе возможность каждодневной реализации личностно ориентированного образования. Для этого должна быть сформирована эффективная система дифференцированной, непрерывной, опережающей и корректирующей методической работы с учительскими кадрами.

– Что вы думаете по поводу такой острой сейчас проблемы изучения родных языков?

– С обучением русскому языку как родному учащихся русской национальности и как государственному – всех детей, в том числе нерусских, в стране давно нет особых проблем. Для этого созданы все условия. В Татарстане уровень знания школьниками русского языка даже выше, чем в большинстве регионов России. А проблемы в обучении родным языкам детей нерусской национальности накапливались постепенно. Из образовательных стандартов, например, изъят национально-региональный компонент, ЕГЭ принимают только на русском языке, прекратили подготовку учителей (по всем предметам) для школ с родным (нерусским) языком обучения. Вследствие этого такие школы и классы стали закрываться.

 

           НАША СПРАВКА

Габдельхан Габдуллин много лет работал учителем, затем директором школы, был заведующим кафедрами педагогики, деканом факультета повышения квалификации работников образования, проректором по учебной работе Казанского государственного педагогического университета, был советником министра образования и науки РТ. Заслуженный учитель РСФСР, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РТ.

 

В Татарстане русскоязычные родители вполне обоснованно стали предъявлять претензии к качеству обучения детей татарскому языку, отказываться от него. Здесь немало упущений в работе самих образовательных организаций. Нет достаточного внимания к методике преподавания татарского языка, причем разным группам учащихся – татароязычным, русскоязычным, начинающим или продолжающим обучение…  Как говорил академик АН РТ Рузаль Юсупов, ответственный за разработку соответствующих методик и подготовку учителей татарского языка, изучение его происходило формально, не по коммуникативной методике, сводилось к мучительному процессу заучивания сложных и непонятных грамматических правил. Детей не учили общаться на языке. Почему же все эти годы будущих учителей татарского языка к работе в школе не готовили по коммуникативной методике?

Все эти недостатки требуют серьезного внимания как со стороны работников образования, так и властных структур.

И я считаю вполне правильными те поправки, которые приняла недавно Госдума к Закону «Об образовании» – в той части, что касается родных языков. Потому что они гарантируют соблюдение права на изучение родного языка. Права, а не обязанности. Если бы, как некоторые того хотели, детей опять обязали изучать эти языки в школе, мы бы опять получили негативный отклик от школьников и родителей. Это у нас уже было – учить обязывали, а язык как не знали, так и не знают. А гарантией того, что люди захотят воспользоваться своим правом изучать родной язык, должен стать хороший учитель, вооруженный современной методикой и интересными учебниками. Нужно создавать такие методики, такие учебники и готовить учителей, чтобы они могли на достойном уровне преподавать детям родные языки.

 


Фото: journalok.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:01.08.2018
Выпуск: №110 (28492)


Добавить комментарий

talant 17.08.2018

Задача государственной важности

С 17 по 25 августа в Казани пройдет ежегодная Летняя молодежная школа «Открытие талантов»....
2660
fest 16.08.2018

Цифровое будущее школ

В Елабуге проходит Международный фестиваль школьных учителей. Трехдневный форум – это десятки мастер-классов и тренингов, общение с коллегами из разных регионов и стран, новый опыт,...
1990
grant 13.08.2018

Выиграли грант Китайской академии наук

Выпускники КНИТУ-КХТИ Султан Валиев и Андрей Драчев выиграли стипендию президента Китайской и Всемирной академий наук....
3110
utalent1 13.08.2018

Цифровой двойник беспилотника

Казанский университет талантов помогает юным дарованиям применить свои знания на практике и приобрести новый опыт....
3000
111122222 10.08.2018

Какому педагогу доверимся?

Совсем скоро в школах прозвучит первый в нынешнем сентябре школьный звонок. В первый класс в республике пойдут более 40 тысяч юных татарстанцев....
7570
  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    21 августа

    Ирина Николаевна Бакова (1973), директор казанской гимназии №102, депутат Госсовета Татарстана.

    Гали Юнусович Даутов (1931), член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    В доме 50/13 постоянно горячая вода желтая. Тарифы на горячую воду с каждым месяцем растут. А со стороны ЖЭКа никаких…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    16.08.2018
    То что пляж Локомотив может быть опасен для купания понятно, не раз там наблюдалось массовое развитие токсичных сине-зеленых водорослей. А…
    Казанские пляжи «Локомотив» и «Комсомольский» вновь признаны опасными для купания
    13.08.2018
    Отвечает заместитель начальника Управления ПФР в Кировском районе Казани Светлана Герасимова Страховой стаж – это периоды трудовой деятельности, во время…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Получила выписку о своих начислениях в пенсионный фонд. Оказалось, что в 2015 году работодатель, у которого я была официально оформлена,…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Как, видимо, последний из живых команды проектировщиков Казанского цирка, я очень рад обновлению уникального объекта, я был в бригаде Ефима…
    «Фиеста» в обновленном цирке
    11.08.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров