25 апреля 2019  14:46
Распечатать

По старому тракту, по Московскому

Опубликовано: 18.01.2016 18:41

Первая в Казани дамба была построена для связи с речным портом

 

1-5

По первой линии казанской конки можно было добраться с Дальнего Устья на Толчок, что под Кремлем.

 

Больше ста лет назад путники, передвигавшиеся сушей, въезжали в Казань по Московскому тракту, проложенному вдоль бывшей Адмиралтейской, ныне Кировской дамбы.

 

  Весной, с наступлением ледохода, на трамвайных вагонах первого маршрута вывешивались плакаты «На Волге – ледоход!»
И буквально вся Казань спешила к Дальнему Устью: посмотреть на это ни с чем не сравнимое действо природы. Людей охватывало приподнятое настроение, они весело шутили, радовались, что встречают еще одну весну.

 

Своим появлением дамба обязана другому транспортному объекту – речному порту. Издавна за прием грузовых и пассажирских судов отвечали две пристани – Бакалда и Дальнее Устье.

Бакалда возникла раньше, еще в середине XVI столетия, и располагалась ближе к городу, на берегу Казанки. Находились причалы в ведении Зилантова монастыря. И поскольку именно монастырю принадлежала земля, на которой были построены пристани, то купцы платили не только обязательный церковный сбор за провоз груза, но и пошлину за возможность выгрузить товар.

Второе неудобство было связано с тем, что мелководная Казанка не принимала крупные суда, и купцам приходилось перегружать товар на лодки или плоты. С течением времени и без того неглубокая речка обмелела еще больше, сделав судоходство возможным только весной, когда Волга разливалась. Тем не менее перевозки развивались активно, а складов для всех желающих не хватало.

Груз все чаще приходилось доставлять в Казань по разбитой дороге, соединявшей Адмиралтейскую слободу с городом. Казалось бы, пять с половиной верст – не столь большое расстояние. Однако из-за глубоких ям и оврагов проехать было не так-то просто.

 

 

 

Кировская дамба в пять раз шире прежней Адмиралтейской.

Кировская дамба в пять раз шире прежней Адмиралтейской.

 

Решение возвести полноценную дамбу с шоссе назревало на протяжении долгого времени, однако к его реализации приступили лишь в 1842 году – по инициативе губернатора Сергея Шипова. В ходе работ, затянувшихся на семь лет, построили не только насыпную дамбу в семь верст длиной, но и новую пристань – Дальнее Устье.

Все работы велись вручную, и их завершающим аккордом стала высадка по краям дамбы деревьев, которые должны были уберечь склоны от осыпания.

 

Поначалу дамба имела не слишком привлекательный вид. Вот что писал об этой дороге виноторговец Кокорев в 1858 году: «Бывало, если приедешь в Казань после заката, со стороны Нижнего [Новгорода], то и сиди тут до утра… Между городом и Адмиралтейкой четыре версты, но в распутицу это пространство и не думай переехать ночью: ямы, колдобины, овраги с водой, грязь невылазная…»

Впрочем, позже дорогу передали в ведение профильного ведомства, что позволило и благоустроить, и организовать освещение в ночное время. В дальнейшем дамбу не раз расширяли и обустраивали. Именно здесь была запущена первая в городе линия конки, которую мы видим на старом снимке. В дальнейшем параллельно был построен железнодорожный мост, названный Адмиралтейским.

 


 

В 1935 году дамбу переименовали в Кировскую, а в 1956-м, накануне запуска Куйбышевской ГЭС, капитально отремонтировали в рамках проекта по сооружению инженерной защиты города


 

 

Глубокой осенью 1958 года протяжными гудками пароходы навсегда прощались с причалами старого Казанского порта, располагавшегося в семи километрах от города. Поселок речников Дальнее Устье и старую пассажирскую пристань поглотили воды Куйбышевского водохранилища. Наступила эпоха Большой Волги.

Накануне тысячелетия столицы имеющуюся транспортную развязку вновь модернизировали – по плану строительства Большого казанского кольца. Были восстановлены ливневые стоки, канализация, обустроены необходимые пешеходные переходы, перестроен мост. Также уложены новые трамвайные пути, которые, правда, вскоре были ликвидированы окончательно.

 


Фото: из коллекции Абдуллы ДУБИНА, Оксана ЧЕРКАСОВА
Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Выпуск: №6 (28000)


Добавить комментарий

клиника 24.12.2018

С именем богини Венеры

Настоящим украшением для Госпитальной слободы и долгожданным для всей Казани стало открытие в январе 1900 года клиники кожных и венерических болезней, что на нынешней улице Толстого....
1 4431
клиника-на волкова 17.12.2018

Клиника на Волкова: мифы и реальность

Нельзя сказать, что у этого по-своему знаменитого «учреждения на улице Волкова» репутация такая уж позитивная....
2 5480
kazan 25.05.2018

В «утюжке» был даже въезд для карет

Сначала дворянская усадьба стала доходным домом, а сегодня нуждается в спасении  Здание возведено в 1856 году, но было перестроено в канун Первой мировой...
1 6750
zekovskogo 14.05.2018

Задание на дом: на помощь спешат волонтеры

Небольшой одноэтажный дом №18-а по улице Жуковского в Казани выглядит реликтом исчезнувшей старой Казани....
1 7530
roddom 16.04.2018

В гости к сестрам милосердия

Казанский роддом на улице Большой Красной – одно из самых популярных родильных отделений в столице Татарстана....
2 0251
  • Мнение

    Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета Татарстана в интервью "Парламентской газете":

    мухаметшин

    У нас неплохо отрегулированы отношения с федеральным центром, но есть вещи, которые хотелось бы изменить. Например, законы, касающиеся местного самоуправления. Мы пока этот законопроект не оформили и не отправили. Но мысль такая: надо пересмотреть налоговое законодательство в пользу муниципалитетов в целях подкрепления реального местного самоуправления. Тогда у него будет и налоговая база, и заинтересованность в ее  расширении, и полномочия,  которые будут обеспечены мандатом заработанных денег.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    25 апреля

    Рустам Рифгатович Абдулхаков (1983), директор предприятия «Казгорсвет», депутат Госсовета РТ.

    Борис Германович Петров (1956), руководитель Приволжского управления Ростехнадзора.

    Рифнур Хайдарович Сулейманов (1963), директор объединения «Татэнергосбыт», депутат Госсовета РТ.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров