23 октября 2020  8:31
Распечатать

2-я сессия Центрального Исполнительного Комитета Советов Татарской Республики

Опубликовано: 26.12.2013 12:51

(Утреннее заседание 17 июня).
 Работа Комиссариата Земледелия.
 Доклад тов. Амирова.
 Прежде чем приступить к освещению деятельности Комиссариата Земледелия, говорит тов. Амиров, необходимо рассмотреть общие условия работы и те средства, которыми располагал Комиссариат.
 Общеизвестно, что сокращение посевной площади в 1922 г. достигло колоссальных размеров по сравнению с до-военной. Кроме того, мы имели упадок скотоводства, волну беженцев. Все силы Комиссариата Земледелия были обращены на восстановление посевной площади. Надо было увеличить сельскохозяйственную продукцию. Мы достигли довольно сносных успехов.
 Посевная площадь в 1922 году равнялась 49 процентам по отношению к 1917 году. С 1922 года посевная площадь начинает увеличиваться и в 1923 г. достигла уже 74 процента.
 Что же способствовало увеличению посевной площади? На этот вопрос мы найдем ответ, если посмотрим, сколько было отпущено крестьянству семенного материала. За период 1921-23 годов отпущено 4.719.079 пудов семенного материала хлебов и, кроме того, значительное количество картофеля.
 Посевная площадь увеличивалась, а валовой сбор был незначителен и даже падал, и качественно ухудшался. Причины этому — плохая обработка земли, недостаток лошадей. Но отказаться от поставленной задачи — увеличения посевной площади — Комиссариат не мог. Эту задачу он преследовал и в нынешнем году при яровой компании.
 В нынешнем году площадь ярового клина мы должны были увеличить на 14-16 процентов, согласно производственного плана. Здесь учитывалось наличие конской тяги и семенного материала.
 По последним данным, отпущено семенного материала 1.295 тысяч пудов.
 Благодаря этому, мы выполнили наш производственный план — яровая посевная площадь увеличились на 16 процентов по сравнению с прошлым годом.
 Яровая кампания проведена средствами Комиссариата Земледелия, из Центра на посевную кампанию мы не получили ничего.
 Общая площадь посева достигает 900 тысяч десятин, что составляет 90 процентов по сравнению с 1917 г.
 Может-ли успокоиться на этом Комиссариат Земледелия? Нет, работу мы будем продолжать и углублять. Особенное внимание будет уделено осенней озимой кампании. У нас имеются сведения, что отдельные кантоны нуждаются в помощи. Например, в Бугульминском кантоне в нынешнем году от выморозков и вымочек погибло около 50 проц. озимого клина. Без сомнения, таким районам придется оказать материальную помощь.
 Состояние посевов с прошлым годом на 1 июня следующее: рожь в среднем — 2,5, пшеница — 2,4, ячмень — 2,2, овес — 2,5, просо — 2,1. Такие же цифры были на 1 июня прошлого года. Трудно еще сказать, каков будет урожай.
 Необходимо указать еще на один важный фактор — это семенной материал, выдаваемый маломощным хозяйством с начетом до 35 проц., что является крайне тяжелым для крестьянского хозяйства. Процент начисления необходимо снизить до 15, на что и должна указать сессия.
 Кроме того, сессия должна обратить внимание на создание семенных фондов: областного, кантонных и волостных, ибо привозные семена плохи и по климатическим условиям не подходят к нашей местности.
 В борьбе за урожай нам приходилось сталкиваться с таким врагом, как саранча. Саранчей заражено 98,572 десятины земли.
 Зимний период был использован для заготовки ядов по борьбе с саранчей. По настоящее время из Центра получено 4.372 пуда ядов, и Центр утвердил смету на сумму в 20 тысяч руб.
 

Кредитование крестьянства.
 Кредит крестьянству оказывается обществом сельскохозяйственного кредита. Общество отпустило на заготовку лошадей 222 759 руб. Заготовка шла через первичные кооперативные организации. Всего заготовлено по 1 мая 2750 голов. Кроме того, при закупке лошадей были привлечены средства самого населения (около 60.000 р.).
 По линии обеспечения крестьянства мертвым инвентарем ведет работу «Игенче» (Управление сельскохозяйственной промышленности). Отпущено крестьянскому населению 2185 штук разных сельскохозяйственных орудий. В нынешнем году Центром отпущено 250 тысяч рублей для приобретения сельскохозяйственных орудий и снабжения ими крестьянства. Их уже получено на 60 тысяч рублей. Орудия распределены между крестьянами. Таким образом, в этой области дело обстоит более благополучно.
 Операции по кредитованию ведут: Игенче, Общество сельскохозяйственного кредита, Союз сельскохозяйственных кооперативов и др. С финансовой точки зрения это ненормально. Нам необходимо объединить все капиталы, которые заняты кредитованием крестьянства и создать мощный татарский сельскохозяйственный банк.
 Агрономическая помощь.
 Число агрономических участков по Татарии доходит до 58. Участковые агрономы обслуживают крестьянское население в радиусе на 37 верст или на 7—8 тысяч дворов. Положение ненормальное.
 Необходимо расширить участковую сеть так, чтоб каждый участок мог обслужить агрономической помощью все население. Агрономическим персоналом проведено за год 3580 бесед и организовано 26 курсов по сельскому хозяйству.
 Значение агрономии для Татарской республики громадно и, в особенности, для татарского населения, к которому еще плохо привились нововведения: огородничество, садоводство и так далее. На это придется обратить серьезное внимание. Для этой цели у нас организовано 5 питомников садов с площадью в 100 десятин. Эти питомники явятся культурными очагами садоводства и огородничества.
 

Животноводство.
 Племенных хозяйств в Татарской республике имеется 6. Лошадей в них 92, крупного рогатого скота — 117 голов и мелкого 230. Организовано в 1924 г. случных пунктов конских: государственных — 102 с 173 жеребцами и частновладельческих — 518 с 528 жеребцами. Крупного рогатого скота — 188, свиных — 10, козьих — 12 и прочих — 25 пунктов.
 Далее докладчик переходит к вопросу о сельскохозяйственном образовании. Несмотря на тяжелые годы, Комиссариат Земледелия сумел сохранить существующую сеть сельскохозяйственных учебных заведений.
 По вопросу о землеустройстве докладчик говорит, что работа по отводу земли поселкам, селениям и сельскохозяйственным артелям произведена на площади в 162.871 десятину. По производственному плану, работы по землеустройству намечены к выполнению на 100 процентов. Вопрос землеустройства — вопрос важный и требует серьезной поддержки со стороны государства.
 Не менее важны вопросы о лесном хозяйстве и обеспечении работников, соприкасающихся как с землеустройством, так и с агрономией. В до-военное время агроном получал 100—150 рублей, а теперь — 21 р.; землемер получал 150 руб., а теперь — 67 руб. и меньше.
 

 

Прения по докладу.
 В прениях по докладу принял участие ряд работников с мест. Отмечаем наиболее важные выступления.
 Товарищ Галеев говорит, что яровой клин в Лаишевском кантоне засеян полностью. Незасеянной осталась лишь земля, непригодная для посева.
 Товарищ Толпегин полагает, что в сегодняшнем вопросе две задачи: первая — укомплектование беднейшего хозяйства и снижение процента надбавки за семенную ссуду. Вторая задача — это обращение внимания на то, чтоб татарское население как можно шире и лучше развивало свое полеводство, животноводство и огородничество. Нужно усилить культурную работу, а для этого необходимы агрономы из татар.
 Товарищ Шакиров. Сессия должна твердо сказать: в первую очередь нужно действовать против саранчи. Эта борьба должна проводиться в ударном порядке. Все организации должны идти навстречу Комиссариату Земледелия и помочь ему в этой борьбе.
 Товарищ Кудряшев указывает на необходимость борьбы с головней.
 Товарищ Шафигуллин. Доклад комиссариата надо было заслушать в конце лета — теперь же материал по посевной кампании еще недостаточен. Необходимо оказывать содействие Комиссариату как материально, так и работой.
 Товарищ Абсалямов отмечает, что в работе Комиссариата Земледелия есть достижения. От расширения площади мы должны перейти к вопросу об улучшении обработки земли.
 Выступавшие товарищи в общем давали удовлетворительную оценку работе Комиссариата, но указывали, что необходимо изжить некоторые недостатки в работе на местах.
 (Вечернее заседание 17 июня)

 Заключительное слово.
 Тов. Амиров отвечает наряд записок и на затронутые в прениях вопросы. Особенный интерес представляет положение Советских Хозяйств.
 До настоящего времени положение последних критическое. Реальных результатов они не дают.
 Советским Хозяйствам необходима помощь со стороны государства. Их нужно сделать показательными культурными пунктами для крестьянства.
 Всего в Татарской республике 40трестированных «Совхозов». Все они недостаточно обеспечены мертвым и живым инвентарем.
 Переведенные на хозяйственный расчет, они еле сводят концы с концами.
 Приходится мало касаться вопроса о переселении. В Татарской республике имеются земельные фонды. Часть этих земель закрепляется за переселенческим населением с тем, чтоб приблизить туземное население к речным районам.(Утреннее заседание 18 июня).
 (Утреннее заседание 18 июня).

 Новый состав правительства ТССР.
 На заключительном дневном заседании II Сессии Татарского Центрального Исполнительного Комитета 18 июня, вследствие выбытия из пределов Татарской республики товарищей: Пинсона, Мухтарова К., Енбаева, Сенько, Жарко, Мансурова и Николаева — членов президиума ТЦИК, был произведен перевод из кандидатов в члены ТЦИК’а товарищей: Морозова, Якубова, Сагидуллина, Башкирова, Лазарева, Палютина, Бекбулатова и Худоярова.
 Произведены довыборы членов правительства Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Таким образом, правительство АТССР имеет следующий состав, утвержденный II Сессией ТЦИК:
 Председатель Татарского Центрального Исполнительного Комитета — тов. Сабиров, заместители — тов. Шагимарданов и тов. Ганеев, секретарь — тов. Петров.
 Состав президиума ТЦИК’а увеличивается до 11 членов; довыбраны в члены президиума товарищи: Морозов, Шагимарданов, Чанышев и Мухамедьяров: кандидатами в члены президиума избраны товарищи: Недачин, Касимов, Еникеев, Якубов и Ахметшин.
 Председателем Совета Народных Комиссаров АТССР утвержден тов. Габидуллин, заместителем — тов. Ратехин.
 Утверждены Народными Комиссарами: просвещения — тов. Ахмадеев, земледелия — тов. Якубов, внутренней торговли — тов. Злобин, председателем Татарского Совета Народного Хозяйства — тов. Мансырев.
 В составе прочих Народных Комиссаров изменений нет.
 

Выступление тов. Малышева.
 В утреннем заседании сессии с информационном заявлением выступил тов. Малышев — председатель Всесоюзной Нижегородской ярмарки.
 Тов. Малышев приветствовал сессию от имени высших хозяйственных органов.
 В своем приветствии тов. Малышев указал на значение Нижегородской ярмарки и участие в ней всех республик Союза. Сессия, заслушав информационное заявление, с удовлетворением констатировала развитие государственной и кооперативной торговли в стране и внесла пожелание, чтобы государственные торговые органы и особенно низовая кооперация приняли активное участие в Нижегородской ярмарке.
 Речь тов. Малышева, полностью будет напечатана в завтрашнем нумере.
 

Резолюция по докладу о реализации татарского языка.
 1. Факт создания автономной Татарской Советской Социалистической Республики — основная мера Советской власти и РКП к разрешению национального вопроса для коренного трудового туземного населения края — трудящихся татар. Политика Советской власти по национальному вопросу, в отличие от буржуазных и мелко-буржуазных государств, заключается не в бросании пустых, бессодержательных лозунгов, а в фактическом осуществлении выдвинутых ею принципов.
 Основной практической мерой к разрешению национального вопроса в условиях ТССР является полное вовлечение в советское экономическое и культурное строительство трудящихся масс татарского населения, каковое вовлечение коренным образом связано с реализацией (огосударствлением) татарского языка.
 2. История разрешения вопроса о реализации татарского языка характеризуется не особенно благоприятными условиями (как-то : военное положение, период голода, недостаточное понимание некоторыми аппаратами национальных особенностей). Первый декрет об огосударствлении татарского языка, являющийся первоначальным законодательным актом, был издан только после годичного существования самой Татарской Социалистической Республики (25/VI 1921 года), а затем, вследствие наступления кошмарного голода 1921-1922 годов, практическое осуществление этого вопроса задержалось до ликвидации острых последствий голода. Поэтому фактическим началом работ по проведению реализации татарского языка нужно считать момент ослабления голодной стихии, когда были изданы декреты от 8 и 13 мая 1922 года по данному вопросу и в развитие, уточнение и углубление их, как практическое мероприятие — издание инструкции по реализации татарского языка от 21/XII 1922 г.
 Последними декретами и инструкцией устанавливался определенный, обязательный порядок введения и применения татарского языка и письменности во всех государственных учреждениях и предприятиях, а также, как основные принципы — вовлечение в государственные аппараты работников татар и кроме того, принципиально разрешен вопрос о подготовке новых кадров работников из татар по всем специальностям, с дачей ряда директив по линии Народного Комиссариата Просвещения и других ведомств.
 3. К данному моменту необходимо отметить следующие положения, характеризующие степень выполнения поставленных в области реализации татарского языка задач: сельских советов в ТССР всего 2658, из них татарских 1222 (46 процентов) не включая 128 крашенских, реализован татарский язык полностью в 1000 сельских советах, то есть 82 процента; волостных исполнительных комитетов после укрупнения, всего — 126, из них 81 или 65 проц. с татарским большинством. Полностью реализация татарского языка проведена в 50 Волостных Исполнительных Комитетах (62 проц.); частично проведена (ведется на татарском языке сношение с селениями, делопроизводство по записям актов гражданского состояния, земельному делу и так далее) в 25 (31 проц.) и не приступлено к реализации в 6 Волостных Исполнительных Комитетах (7 проц.) Из 12 кантонов в 7 (Арском, Челнинском, Мамадышском, Бугульминском, Буинском, Мензелинском и Тетюшском) кантонные учреждения более или менее удовлетворительно приспособлены к реализации татарского языка, остальные 5 кантонов приспособлены неудовлетворительно.
 Вовлечение татар в аппараты центральных учреждений Татарской Советской Социалистической Республики за последние 4 года выражается в следующих процентах работников-татар:
 К 1 янв. 1921 г. к 1 янв. 1922 г. к 1 мая 1923 г. к 1 июня 1924 г.
 Ответ. работн. 10,4 11,5 15,6 19,5
 Технич. работн. 4,5 5,6 6,7 9,7
 Низш. персон. 9,7 10,5 12,1 26,6
 Всего служ. 7,8 8,9 9,7 14,0
 Что же касается работников кантонных учреждений, то в них процент вовлечения также поднимается и в целом (по имеющимся в Центр. Комис. реализации татарского языка сведениям отдельных кантонов) оно превышает центральные учреждения вдвое.
 В выборном составе Сельских Советов, Волостных Исполнительных Комитетов, Кантонных Исполнительных Комитетов и Центральных Исполнительных Комитетов процент татар в целом по Татарской Советской Социалистической Республике во всех инстанциях превышает 50. и с каждым годом эти проценты меняются в сторону повышения.4. Отмечая эти положения, как достижение по реализации татарского языка в низовых советских аппаратах, в смысле приближения их к трудящимся татарским массам, основной задачей по реализации татарского языка в дальнейшем является большее приближение, приспособление аппаратов кантонных и центральных учреждений к местному татарскому населению и, в частности, налаживанию прочной связи этих аппаратов на татарском языке с нижестоящими, уже в полной мере реализовавшими татарский язык, и с татарским населением. Кроме того, одной из главнейших задач по реализации татарского языка является перенесение опыта по реализации татарского языка в государственных учреждениях на общественные учреждения и организации: кооперацию, профессиональные союзы и т. д., а также по линии военного ведомства и транспорт. Практическим подходом к выполнению этой задачи является постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета от 30 апреля с. г. и в развитие этого постановления — совместная инструкция Центральной Комиссии по реализации татарского языка и руководящих кооперативных органов о реализации татарского языка в кооперативных организациях ТССР.
 2 Сессия Центрального Исполнительного Комитета Татарской республики констатирует, что дальнейшее систематическое углубление дела реализации татарского языка и успешное его проведение зависит от наличия следующих условий:
 а) от роста татарского пролетариата, как основной базы для выделения работников в области советской, хозяйственной, профессиональной и культурно-строительной;
 б) грамотности населения вообще и, в частности, углубления работы в области поднятия культуры среди отсталых татарских трудящихся масс;
 в) приближения к татарским трудящимся массам всех опорных культурно-экономических пунктов (как-то : агробазы, агроучастки, ветеринарные пункты, опытные поля, больницы, учреждения связи, библиотеки избы-читальни, и т. п.);
 г) целесообразного использования наличных кадров работников из татар и подготовки новых кадров по всем отраслям советского, культурного и экономического строительства; д) ясного понимания и усвоения всеми органами ТССР основных задач и практических мероприятий в области реализации татарского языка и добросовестного их выполнения; е) обеспечения в бюджетах Народных Комиссариатов и других органов неотложных расходов, связанных с реализацией татарского языка.
 6. Проделанная работа по укрупнению волостей в ТССР, наряду с созданием более мощных в экономическом и культурном отношениях административных единиц, значительно облегчила работу по углублению реализации татарского языка в низовых советских аппаратах, поскольку территория укрупненных волостей сконструирована из одноязыкового населения.
 Однако, необходимо, в связи с укрупнением волостей, срочно закончить пересмотр сети учреждений всех ведомств в кантонах (НКЗем, НКПрос, НКЮст, НКЗдрав, Окрур Связи и т. д.) с тем, чтобы означенные кантонные учреждения были равномерно распределены на территории кантонов и имели соответствующий состав работников, владеющих татарским языком и письменностью, в целях приспособления этих местных учреждений к обслуживанию широких трудовых татарских масс. Срочность этих мероприятий диктуется еще теми соображениями, что экономическое неравенство среди трудящихся сдельных национальностей в ТССР, наблюдавшееся до голода 1921—22 годов, еще более нарушилось после голода и, главным образом, отразилось на экономическом состоянии татарского трудового крестьянства, как наиболее слабого в экономическом и культурном отношениях и наименее приспособленного вследствие тех же причин к борьбе с голодом и с его тяжелыми последствиями.
 7. Статистика грамотности населения ТССР, показывающая чрезмерную отсталость татарского населения в этом отношении (на 100 чел. населения русские имеют 30% грамотных, а татары 17%), ярко характеризует трудность осуществления задач в области реализации татарского языка. Вследствие этого, как при сокращении, так и при расширении сети культурно-просветительных учреждений, необходимо строго учесть этот фактор и принять все меры к уменьшению % неграмотности среди татарского населения.
 (Окончание в следующем нумере).


Добавить комментарий

21.12.2014

ЯПОНСКИЙ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ПОДАЛ В ОТСТАВКУ

ТОКИ0, 23 января. Агентство Допей Цусин сообщает, что сегодня на экстренном заседании кабинет министров решил поить в отставку. В политических кругах считают...
1 9360
21.12.2014

III СЕССИЯ ВЦИК XVI СОЗЫВА

Дневник Сессии 23 января в Свердловском зале в Кремле открылась III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва. В 12 10 минут за...
2 0800
21.12.2014

ТРИНАДЦАТАЯ ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛЕНИНА

ТРАУРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ 21 января в Москве, в Большом театре Союза ССР, состоялось объединенное торжественно-траурное заседание центральных и...
2 5910
21.12.2014

СЕССИЯ ЯПОНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

ОБСТРУКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ В НИЖНЕЙ ПАЛАТЕ Токио 22 января. (ТАСС). Заседание нижней палаты закончилось вчера вечером. По слова и агентства Домей Цусин, запросы...
1 8840
21.12.2014

РОДНАЯ ДОЧЬ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов 21 января закончил свои работы. Единогласно утверждена Конституция (Основной Закон) Российской Советской...
1 9460
  • Мнение

    Татьяна СЕЛИВЁРСТОВА, начальник отдела международной деятельности Росмолодёжи, на Форуме молодых дипломатов стран БРИКС:

    СЕЛИВЕРСТОВА

    Татарстан – надёжный партнёр для федеральных органов власти в сфере молодёжного сотрудничества и один из лидеров в этой сфере среди регионов страны. Россия является локомотивом в развитии молодёжного сотрудничества стран БРИКС, а Татарстан играет в этом одну из ведущих ролей.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    23 октября

    Дания Шамиловна Шаймарданова, живописец, член Союза художников России.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров