27 октября 2020  0:35
Распечатать

В соседних национальных областях

Опубликовано: 25.12.2013 15:08

Чувашская деревня.
 Православные попы со дня завоевания Казани в 1552 году по день революции ревностно исполняли обязанности жандармского управления среди чуваш, черемис, татар и вотяков в нашем краю. Они были самыми исправными и довольно гибкими щупальцами царского строя на предмет проникновения в толщу масс и обрусения края.
 И у этой духовной полиции была одна характеристика для чуваш и черемис—«простые и глупые», «прокопченые дураки» (они жили в избах, топившихся по черному, т. е. без трубы), тогда как татар они именовали «хитрыми».
 Если татары часто бунтовали, отлагались от православия, насильно загнанные в его «лоно», то чуваши и черемисы более пассивно воспринимали те «блага», которые несла им «царская цивилизация» через своих духовных жрецов. Официально числясь православными, они но существу были теми же язычниками или даже, живя рядом с татарами, заимствовали от них магометанство.
 Если сейчас изучить, что такое из себя представляет в данный момент православие среди чуваш, преподносимое им, в большинстве случаев, малограмотными попами, можно вполне притти к заключению, что это—прежнее язычество, воспринявшее от православия лишь имена да таинства, но вложившее в него языческое содержание.
 Чуваши простой, незлобивый, чрезвычайно доверчивый народ—это факт, но наименование «глупые» и «дураки» надо исключительно отнести к духовной полиции, думавшей в течение 365 лет, что она при помощи купели, венчания и похорон превращает человека в «православного».
 Правда, они и еще кое-что делали, кроме этих трех обрядов. Они приноровили все престольные праздники в церквах к издавна установившимся ярмаркам, бывающим, главным образом, весною, и к месяцам, следующим за снятием урожая. Они старательно, вцепившись зубами во все школы, поддерживали в массах с малых лет темноту и суеверия.
 Чему как не «поповскому просвещению» мы должны быть благодарны, когда мы слышим от стариков речи—«будет бедствие». По какому поводу? А потому, оказывается, что в Ядринском уезде, начиная с Сурских лесов, червь поел сплошь весь лист на дубу. Потому, затем, что много волков появилось в маленьких лесочках, кустарникового типа, где их давным-давно и видано не было. В одном селе из-за волков продают до 100 жеребят, ибо их некуда выпускать пастись.
 Между тем все «объективные» данные говорят обратное: урожаю быть выше среднего. Хлеба высокие, травы тоже.
 Предвидя более чем удовлетворительный урожай, крестьяне энергично строятся. Деревни растут во все стороны новыми избами. Плотники нарасхват.
 Ярмарки проходят весело, шумно, пьяно. Никто не жалеет самогона. Ездят за многие версты в гости целыми семьями и возвращаются через день-два, распевая громко песни и часто вылетая на пути из тарантасов.
 Кстати, о самогоне… По своему ли разумению или по какому-то странному распоряжению все отобранные самогонные аппараты милиция продает с торгов… тем же крестьянам! Нечего и говорить, что такие торги пользуются популярностью.
 Вообще борьба с варкой самогона идет достаточно-таки слабо и если прежде за самогоном приходилось часто ехать довольно далеко к своеобразному «спецу», то теперь, во-первых, имеется по нескольку аппаратов в каждом селе и деревне, а во-вторых, каждый, кому надо, варит себе сам, заимствуя аппарат.
 А самогону надо много сейчас. Пиво мало кого интересует во время многочисленных теперь свадеб. Относительно свадеб стоит сказать несколько слов… В деревне уже не редкость одни гражданские браки без церковного «освящения». И прежде чуваши, больше придававшие значения свадебным обрядам, нежели «таинству венчания», ныне легко отходят от церкви в этом деле, тем более, что попы дерут хлебом за одно венчание часто более пяти пудов.
 Отпадает постепенно и уходит в прошлое и другой обычай: брать жен и отдавать дочерей замуж непременно в другие деревни. Считалось стыдом отдавать дочерей или женить сыновей в своих деревнях, потому что все могут подумать, будто бы они любили друг друга до свадьбы. Да и грешно, говорили и говорят старики, очень грешно жениться на той девке, которую каждый день видишь, и счастия не будет, так как «нельзя делать свадьбу, не выехавши из полевых ворот».
 Теперь же мало кто веры придает этим словам стариков. Была бы только возможность дешевле свадьбу отпраздновать или даже совсем обойтись без всякого пира.
 Своеобразное «умыкание» существует поэтому и сейчас. На-днях у церкви одного из сел парень при народе схватил девицу и умчался с ней на плетенке домой. Это делается теперь добровольно с обоих сторон, ибо «умыкание» избавляет, по обычаям, от устройства пира.
 Так в чувашской деревне новое перемежается со старым, причем везде больше старого, нежели нового. Возьмите хотя бы учителей. Значительное большинство из них лишь в этом году перестало ходить в церковь, да и то говорят потому, что «комсомольцы следят».
 Пусть же комсомольцы побольше следят, да за всем,—будет тогда и нового больше.
 Мих. Корбут.
 

Кантонная хроника.
 В Богородске на пристани открыт Киоск Детворы. Цены на 40 процентов ниже частных торговцев. Покупатели идут мимо частных торговцев.
 Утопленница. В Паратском районе, на берегу озера Ременникова, были найдены женские ботинки и чулки. В чулках оказалась прощальная записка.
 На берегу озера, на песке осталась подпись, сделанная палочкой: «Имя утопленницы—Люся Осипова, ищите здесь, я утопилась».
 Труп девушки был найден и отправлен в паратскую больницу. Покойнице было 15 лет.
 Н. В.


Добавить комментарий

21.12.2014

ЯПОНСКИЙ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ПОДАЛ В ОТСТАВКУ

ТОКИ0, 23 января. Агентство Допей Цусин сообщает, что сегодня на экстренном заседании кабинет министров решил поить в отставку. В политических кругах считают...
1 9370
21.12.2014

III СЕССИЯ ВЦИК XVI СОЗЫВА

Дневник Сессии 23 января в Свердловском зале в Кремле открылась III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва. В 12 10 минут за...
2 0830
21.12.2014

ТРИНАДЦАТАЯ ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛЕНИНА

ТРАУРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ 21 января в Москве, в Большом театре Союза ССР, состоялось объединенное торжественно-траурное заседание центральных и...
2 5940
21.12.2014

СЕССИЯ ЯПОНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

ОБСТРУКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ В НИЖНЕЙ ПАЛАТЕ Токио 22 января. (ТАСС). Заседание нижней палаты закончилось вчера вечером. По слова и агентства Домей Цусин, запросы...
1 8860
21.12.2014

РОДНАЯ ДОЧЬ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов 21 января закончил свои работы. Единогласно утверждена Конституция (Основной Закон) Российской Советской...
1 9490
  • Мнение

    Марсель МИННУЛЛИН, первый заместитель главврача РКБ:

    МИННУЛЛИН

    Мы верим, что российская вакцина от коронавируса действенная, потому что много примеров, которые прошли клинические испытания. Она позволит сформировать коллективный иммунитет, но за его длительностью нужно будет наблюдать. По крайней мере, если будет несколько месяцев, мы в любом случае остановим эту огромную заболеваемость.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    27 октября

    Шамиль Мухаметович Садыков (1977), генеральный директор информагентства «Татар-информ», генеральный директор АО «Татмедиа».

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров