31 октября 2020  7:23
Распечатать

2-я сессия Центрального Исполнительного Комитета Советов Татарской Республики

Опубликовано: 25.12.2013 11:09

(Вечернее заседание 15 июня).
 Открытие сессии
 Сессию открывает заместитель председателя Центрального Исполнительного Комитета тов. Ганеев, который в кратком вступительном слове знакомит сессию с теми задачами, которые поставлены на разрешение сессии.
 Сессией утверждена следующая программа работ: 1) финансовое положе
ние и местный бюджет; 2) об итогах работы по реализации татарского языка; 3) доклад Комиссариата Земледелия; 4) о положении потребительской кооперации; 5) детская беспризорность; 6) новое положение о Центральном Исполнительном Комитете и 7) разные второстепенные вопросы

 

 Финансовое положение и местный бюджет. Доклад тов. Бекбулатова
 Наше финансовое хозяйство зависит от сельского. Крепнет сельское хозяйство — благополучно и с бюджетом.
 Для того, чтобы дать картину нашего финансового экономического состояния, необходимо остановиться на сельском хозяйстве.
 Если площадь засева в 1917 году возьмем за 100 процентов, то в 1922 году она упала до 49 процентов, в 1923 году поднялась до 74 процентов и на 1924 год засеяно 77,8 процентов.
 Из этих цифр можно заключить, что наше положение улучшается. Но это далеко не так, если мы прибегнем к цифрам валового сбора наших хлебов.
 Если принять 1913 г. за 100 процентов, то в 1922 г. сбор составил лишь 23 процента, а в 1923 г. — 17 процентов.
 Здесь мы видим, что площадь посева увеличилась, а валовой сбор хлебов уменьшился. На лицо — хлебный дефицит.
 Таким образом, состояние сельского хозяйства Татарской республики создает неблагоприятную обстановку в области укрепления и развития финансового хозяйства.
 
Промышленность.
 Число промышленных предприятий, обложенных уравнительным сбором по Татарской республике в 4 четверть 1922-23 гг., 5088 и в 1 полугодие 1923-24 г. — 5333. Из них государственных (в первое полугодие 1923-24 г.) — 86, кооперативных — 35 и частных — 5212. Роль каждой категории предпринимателей за 1 полугодие в общем промышленном обороте такова: государственных — 42,7 проц., кооперативных — 1,4 проц. и частных — 55,9 проц. Из этих цифр видно, что преобладает частый капитал.
 Обороты частной промышленности Казани составляют 45,3 проц. Роль частного капитала по оборотам высокая.
 

Торговля.
 Торговый оборот Татарской республики за 4 четверть 1922-23 г. выражался суммой в 9.721 842 р., а в истекшем 1 полугодии 1923-24 г. — 21 608.878 р. Оборот увеличился на 22 проц. Распределение оборотов следующее: государственная торговля в Казани — 24,8 проц., в кантонах — 9 проц., всего — 21,5 проц.; кооперация в Казани — 5,9 проц., в кантонах — 11 проц., всего — 7 проц., частная в Казани — 69,3 проц., в кантонах 80 проц.
 На этот вопрос обращено внимание. Нужно добиться, чтобы кооперация и государственная торговля успешно конкурировали с частной торговлей.

 Налоги.
 Поступление государственных налогов за истекшее полугодие ведет в сторону увеличения. Если принять октябрьские поступления всех государственных налогов за 100 проц., то в январе 1924 г. поступление выразится в 114, 5 проц. к октябрю, а в апреле в 136,8 проц. Рост государственных налогов был особенно силен в области прямых налогов, где апрельское поступление в отношении к октябрьскому выражается в 157,6 проц., тогда как косвенные налоги дают 122,9 проц.
 Казань в поступлении государственных налогов участвует в размере 76,7 проц., и кантоны — 23,3 проц.
 Низкий процент участия кантонов по государственным налогам объясняется тем, что на сельском населении лежит единый сельскохозяйственный налог, который в проведенных государственных налогах не учтен.
 Недоимки по государственным налогам на 1 мая достигли 11,9 проц. к общему итогу поступлений. Из всей суммы недоимок 33 проц. падает на промысловый налог, 64,4 проц. на подоходно-поимущественный и остальные на косвенные. В общем же поступление государственных налогов надо признать удовлетворительным.
 
Единый сельскохозяйственный налог.
 Сельскохозяйственный налог по Татарской республике выполнен на 89,6 проц. к контрольному заданию.
 Некоторые кантоны выполнили налог в размере 100 проц., некоторые же этого не смогли сделать.
 Затруднения, встречавшиеся на практике проведения налога, были следующие: позднее получение инструкционного материала, отсутствие точных данных о землевладении и землепользовании и ряд других.
 В дело взимания в нынешнем году сельскохозяйственного налога положен принцип обложения земли в зависимости от землеобеспеченности на едока в хозяйстве, урожайности, конъюнктуры рынка. При проектировании обложения сельскохозяйственным налогом в Татарской республике, были положены следующие требования:
 1) наиболее справедливое распределение налогового бремени в зависимости от экономической мощности различных групп крестьянских хозяйств; 2) посильность для республики суммы налога и 3) установление нормальных соотношений перевода различных элементов на пашню.
 Здесь приходится отметить, что вариант Центра, предложенный для Татарской республики, является тяжелым по величине общей суммы и не соответствующим экономическим группировкам крестьянских хозяйств по их мощности.
 Кредитные операции.
 Общая сумма поступлений от реализации государственных займов, по не полным сведениям, выражается в сумме 607.820 руб. Роль каждого займа следующая: первый выигрышный заем — 79 процентов, второй — 9,8 процента. Крестьянский заем — 2,3 процента, хлебный — 2,6 процента и сахарный — 6,3 процента.
 
Местный бюджет.
 За первое полугодие по местному бюджету выполнено: по областной смете 32,2 процента, по городской — 33,7 процента и по кантонным — 38 процентов. В целом доходная смета выполнена на 35,1 процента.
 В постройке местного бюджета на 2 полугодие взята реальность бюджета. Мы исчислили ожидаемые реальные доходы и намерены уложить в них расходную часть.
 Всего по исчислениям Комиссариата Финансов должно поступить до 3 миллионов рублей. Мы должны сократиться по некоторым линиям, дабы уложить все в рамки ожидаемых поступлений.
 
Прения по докладу.
 В прениях по докладу выступил ряд работников как Центральных учреждений, так и кантонных. В речах указывалось на то, что уложиться в узкие рамки сокращаемого бюджета трудно. Необходима помощь Центра.
 Выработка резолюций по докладу поручена комиссии
 

 

Об итогах и перспективах реализации татарского языка. Доклад тов. Ганеева
 Первый законодательный акт о реализации татарского языка был издан в день годовщины Татарской республики. Но в условиях голода трудно было развернуть работу. Только с изжитием остроты голода мы приступили к этой работе. Те достижения, которые мы имеем за этот период, характеризуют, что дело хотя медленно, но подвигается вперед. Возьмем цифры. Из 2658 сельских советов татарских — 1922, не включая сюда 128 кряшенских. По данным Центральной Комиссии, на 1 июня мы имеем 82 процента сельских советов, в которых реализация татарского языка проведена. Та же картина наблюдается в волостных исполнительных комитетах. До укрупнения у нас было 223 волости, теперь осталось 125. Из них в 50 волостях делопроизводство ведется на татарском языке. Кроме того, в 26 волостях делопроизводство частично введено на татарском языке. Совершенно не приступивших к реализации татарского языка имеется 6-7 процентов волостных исполнительных комитетов. Что же касается кантонных учреждений, то здесь дело обстоит не совсем благополучно — кантонные комиссии не доставили нам материала по реализации татарского языка. Все же из 12 кантонов по 7 мы имеем сведения, что работа в них поставлена удовлетворительно, а в остальных она слаба.
 Что же касается центральных учреждений, то здесь работа проводится так: ответственных работников-татар по 22 учреждениям насчитывается на 1 июня 1924 года — 19 с пол. проц., а на 1 января 1921 года было 10,4 проц. Начиная с 1921 г. идет рост числа работников-татар. Это же наблюдается и по вовлечению работников технических. В 1921 году технические работники-татары составляли 4 с пол. проц., на 1 июня 1924 г. — 9,7 проц. Достижения не велики, но они в дальнейшем должны быть углублены. Выборный состав работников из татар расширяется из года в год. Для характеристики приведу цифры. Выборы осенью 1921 года в волостные исполнительные комитеты дали 30 проц. татар, в 1922 г. — 39 проц. и в 1923 г. — 46 проц. Низовая сеть, как вы видите, из года в год выдвигает работников из татар в те учреждения, которые близко соприкасаются с толщей населения. После укрупнения волостей положение еще резче изменилось. По имеющимся у нас неполным сведениям, в 111 волостных исполнительных комитетах избрано в члены: татар — 58 проц., русских — 32 проц. и прочих — 10 проц.
 Коснусь некоторых данных по вовлечению работников-татар в наши советские аппараты в кантонах. Татарское население в Бугульминском кантоне составляет 65 проц. В кантоне находится 122 милиционера и из них только 10 татар. В Лайшевском и Мамадышском кантонах дело обстоит еще хуже. Тут еще нужна серьезная работа.
 Колоссальное значение имеет и привлечение татарских работников по другим ведомствам — например, Комиссариату Финансов, где работники-татары составляют 11 проц.
 Как видно, работники-татары привлечены еще слабо. Необходимо эту работу расширить и тем приблизить аппарат к массам трудового татарского населения.
 Ветеринарное Управление, недавно переданное в ведение Комиссариата Земледелия, в своем составе на 10 ответственных работников имело 1 работника-татарина и технических — 50 проц. По кантонным учреждениям Ветеринарного Управления — 8 проц. низшего состава и полное отсутствие технических и ответственных работников татар. Сессия Центрального Исполнительного Комитета и Центральная комиссия по реализации татарского языка, должны обратить внимание на такие учреждения, как Комиссариат Просвещения, где остро чувствуется недостаток работников из татар. Всего школьных работников по кантонам Татарской республики числятся 4456, из них татар — 2049, русских — 1931 и остальные — национальных меньшинств. С высшим образованием татарских работников только 1, русских 4 и национальных меньшинств — 9. Остальную массу школьных работников представляют лица, окончившие среднюю и низшую школу.
 Конечно, если эти цифры мы сравним с царистским временем, то мы имеем успех, но все же это далеко недостаточно.
 Среди татарских масс недостаток культурных сил чувствуется на каждом шагу. При чистке высших учебных заведений это должно быть учтено.
 Далее докладчик касается вопроса экономического неравенства татарского населения. Среди крестьянства (татар) мало привито знаний по сельскому хозяйству, введению новых культур, которые являются выгодными для крестьянства и способствуют его экономическому укреплению.
 Вовлечение татар в промышленность идет. Всего в производстве занято по данным на 1 января 1924 года 4169 человек. Больше всего татар в союзе химиков, а затем идут кожевники и пр. Здесь необходимо указать на то, что необходимо, чтобы в дальнейшем наша промышленность, наши профессиональные органы стремились к созданию и повышению квалификации пролетариата из татар.
 Важно отметить и работу по вовлечению работников из татар в кооперацию. Приспособить кооперативный аппарат к нуждам Татарской республики можно только тогда, когда в руководящих и низовых кооперативах будет достаточное число работников из татар.
 Я остановлюсь на вопросе обучения татарскому языку служащих не татар. Эта работа у нас проводилась и проводится, но как мы видим из опыта, это мероприятие в ближайшее время реальных результатов дать не может. Нам придется работать здесь много и много. Ослаблять работу мы не можем.
 Кроме того, нам необходимо обратить внимание на преподавание в средних учебных заведениях татарского языка, как обязательного предмета. Существенную роль играют и курсы по реализации татарского языка — они дают возможность подготовить низовых работников. Последний вопрос — кряшенский. Этот вопрос в нашем понимании сводится к увеличению и всемерной поддержке кряшенских масс.
 Вот те основные вопросы, которые необходимо разрешить и наметить перспективы на будущее время.
 Прения перенесены на вечер. 
 

(Вечернее заседание 6 июня).
 Прения по докладу тов. Ганеева.
 Тов. Шакиров указывает, что доклад дал итоги работы по реализации татарского языка. Недостаток средств не дал возможности развернуть шире эту работу. Особенное внимание должно быть обращено на профессиональные организации.
 Тов. Булышев подчеркивает — недостаток работников из татар в хозяйственно-производственных торговых предприятиях.
 Переходя к оценке работ профессиональных союзов, он говорит: — Профессиональный Совет, как аппарат международного рабочего движения, не интернационализировался в условиях национальной республики. Этот пробел необходимо пополнить. Нужно усилить работу по вовлечению татар и в наши кредитные учреждения.
 Выступало еще ряд товарищей, указывающих на тормазы в проведении реализации татарского языка.
 В заключительном слове тов. Ганеев дал ответы на затронутые в прениях вопросы и указал пути к их изжитию.


Добавить комментарий

21.12.2014

ЯПОНСКИЙ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ПОДАЛ В ОТСТАВКУ

ТОКИ0, 23 января. Агентство Допей Цусин сообщает, что сегодня на экстренном заседании кабинет министров решил поить в отставку. В политических кругах считают...
1 9390
21.12.2014

III СЕССИЯ ВЦИК XVI СОЗЫВА

Дневник Сессии 23 января в Свердловском зале в Кремле открылась III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва. В 12 10 минут за...
2 0850
21.12.2014

ТРИНАДЦАТАЯ ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛЕНИНА

ТРАУРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ 21 января в Москве, в Большом театре Союза ССР, состоялось объединенное торжественно-траурное заседание центральных и...
2 5980
21.12.2014

СЕССИЯ ЯПОНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

ОБСТРУКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ В НИЖНЕЙ ПАЛАТЕ Токио 22 января. (ТАСС). Заседание нижней палаты закончилось вчера вечером. По слова и агентства Домей Цусин, запросы...
1 8870
21.12.2014

РОДНАЯ ДОЧЬ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов 21 января закончил свои работы. Единогласно утверждена Конституция (Основной Закон) Российской Советской...
1 9510
  • Мнение

    Лилия ГАЛИМОВА, руководитель пресс-службы Президента РТ:

    лилия-галимова

    С учётом важного момента, сезонности ОРВИ, симптоматика которой схожа с симптоматикой новой коронавирусной инфекции, в республике задействовано около 3,5 тысячи койко-мест. Создан также резервный фонд, а это ещё 1200 коек дополнительно, которые можно оперативно развернуть.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    31 октября

    Ренат Халиуллович Муслимов (1934), консультант Президента Татарстана по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, лауреат Госпремии СССР и Госпремии РТ в области науки и техники.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров