15 декабря 2017  19:06
Распечатать

Рустэм Сафиуллин: Устранять ошибки надо вовремя

 

information_items_10121205На днях  «прямую связь» с читателями «РТ» провел руководитель территориального органа Росздравнадзора по РТ Рустэм Сафиуллин. Вопросов поступило много. Ведь, хотя и поднялось республиканское здравоохранение на высокий уровень, недостатки все же есть. Впрочем, ошибок не бывает только у тех, кто не работает. Главное – вовремя их устранять.

Время  «прямой связи» еще не началось, а телефон уже звонит. Первый вопрос задал житель Казани Сергей Беневоленский.

– В этом году прохожу диспансеризацию, – говорит он. – К любому специалисту меня направляют в его обычные часы приема. У дверей кабинета очередь одна – и для тех, кто ждет приема для консультации, и для желающих пройти диспансеризацию. Причем прием по диспансеризации – вне очереди. Но люди в очереди об этом не знают, вот и возникают конфликты. Может, имеет смысл развести по времени приемы больных и тех, кто проходит диспансеризацию?

– Я с вами полностью согласен. В идеале вам должны назначить дату и время приема у каждого специалиста, чтобы не беспокоить пациентов. Какая у вас поликлиника?

 

– Номер один, в районе бывшего кинотеатра  «Комсомолец». Можно еще вопрос? Как вы относитесь к «вымыванию» дешевых препаратов из наших аптек? Самое простенькое лекарство стоит сейчас от пятидесяти рублей и выше. Можно ли как-то   зафиксировать торговые надбавки?

– Отношусь я к этому так же, как все, – отрицательно. Но должен заметить, что ценообразование не пущено на самотек, государство регулирует стоимость жизненно важных и необходимых лекарственных средств. На них определены максимальные наценки – как торговые, так и оптовые. Список таких лекарств должен быть вывешен в каждой аптеке на видном месте, цены – обозначены. Росздравнадзор ведет еженедельный мониторинг и остальных препаратов, не допуская резкого увеличения цен. Но не допускать роста вообще – невозможно.

– Понятно, спасибо.

 

Елену Авдонину из Дербышек интересует, существует ли норматив времени, в течение которого обязаны отремонтировать медицинскую технику.

– В поликлинике №8 более месяца назад сломался рентгеновский аппарат, – сетует она. – Теперь мы должны проходить обследование либо в других поликлиниках, либо на платной основе. На вопрос  «Когда отремонтируют аппарат?» медики пожимают плечами. И как нам быть?

– Нормативов на ремонт нет. Поломки аппаратуры бывают разные, так что определить заранее, сколько потребуется времени, невозможно. В таком случае обязанность руководителя медицинской организации – составить договор с другим медучреждением, чтобы прикрепленное население без проблем могло пройти обследование.

 

– А напрокат взять где-нибудь   такую технику нельзя?

– Увы. В свое время, когда я работал заместителем министра здравоохранения, мы пытались держать запасной аппарат – чтобы заменять сломавшиеся на время ремонта. И получили серьезное нарекание от «Народного контроля» – мол, нерационально расходуем средства. Сейчас контроль за использованием техники еще более усилен.

Рустэм Сафиуллович не успевает положить трубку, как телефон звонит снова.

 

– Клавдия Степановна меня зовут. У нас в поликлинике №21 в регистратуре работает грубиянка. Спросила у нее, когда мой врач принимает, так столько о себе «лестного» услышала – и неграмотная я, читать не умею, и невоспитанная, и слишком громко говорю… А фамилию свою называть отказывается! Хотела я к заведующей обратиться, так ее не было на месте. Вот звоню вам…

– Нарушений здесь сразу несколько, – говорит Сафиуллин. – Например, у всех работников поликлиники должны быть бейджи с указанием имени, фамилии и должности. Дальше. Любой обратившийся в регистратуру вправе рассчитывать на полный, развернутый ответ. А куда жаловаться, если вам нагрубили? Можно к нам, по телефону 292-54-37, можно в свою страховую компанию по номеру, указанному в каждом медицинском полисе. Там сидят эксперты, которые могут оценить, насколько правильно была оказана та или иная медицинская услуга. И – выставить штрафные санкции за неоказание медуслуги. А можно просто потребовать книгу жалоб и предложений. О ней мы потихоньку забываем, но она по-прежнему в силе. Руководитель учреждения просматривает ее ежедневно.

 

– Записаться на прием к участковому можно только за неделю вперед, – возмущается дозвонившаяся следом Фарида Якупова из Нижнекамска. – К офтальмологу – так вообще за полтора месяца. Есть же какие-то предельные сроки ожидания приема?

– Есть, – подтверждает Сафиуллин. – Так, предельный срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме (например, при обращении в амбулаторное медучреждение с высокой температурой или высоким артериальным давлением) не должен превышать двух часов с момента обращения. Консультации врача-специалиста положено ждать не более десяти рабочих дней.

А ожидание приема по месяцу и дольше – это следствие кадрового голода в медицине. Не хватает специалистов… И тем не менее потребовать приема в положенные сроки – ваше право, и через Росздравнадзор, и опять же через вашу страховую медицинскую компанию.

 

– А правда, что теперь обращения по телефону не принимаются в работу, нужно обязательно письменное? – интересуется читательница.

– Не совсем, – поясняет Сафиуллин. – И устное, и письменное, и отправленное по электронной почте обращения от гражданина для нас – сигнал о начале работы. Просто с письменными обращениями удобнее работать: в них меньше эмоций и больше информации.

Казанца Виктора Тимофеева интересует, как он может выяснить, насколько качественно ему была оказана медицинская помощь.

 

– Полгода назад сняли гипс с лодыжки – был перелом, а нога по-прежнему болит…

– Не хочу вас огорчать, однако болеть может и год, и дольше. И совершенно необязательно из-за неправильного лечения. Многое зависит от индивидуальных особенностей вашего организма. Сколько вам лет?

 

– Шестьдесят семь.

– В вашем возрасте организм уже не так интенсивно восстанавливается, как в юности. Вам следует записаться на прием к своему врачу и ему высказать свои жалобы. А уж врач предпримет необходимые действия, для начала назначив контрольные снимки. Наверняка потребуются реабилитационные процедуры.

 

– И лекарства хуже стали, – упорствует «телефонный пациент». – Вот  «Эссенциале» мне всегда помогало, а нынче пью и никакого толку. Думаю, какие-то составляющие поменялись – раньше натуральные были, а сейчас синтетикой, небось, заменили…

– Так не бывает, – терпеливо объясняет Рустэм Сафиуллович. – Состав действующего лекарственного препарата нельзя менять, его компоненты постоянны. Думаю, просто этот препарат уже исчерпал свои возможности для вас, попросите лечащего врача назначить вам другой. И потом, как вы смогли определить, что он вам не помогает? Это же не препарат скорой помощи, его воздействие на организм не бывает быстрым.

 

– Ну, раньше мне от приема лучше было, а сейчас – как воду пью…

– Если возникают сомнения в качестве препарата, то вы вправе потребовать его экспертизы. Выбирайте любую аккредитованную в Росздравнадзоре лабораторию, адреса я вам продиктую…

Вообще-то Росздравнадзор внимательно следит за условиями хранения медицинских препаратов и в аптеках, и в медицинских учреждениях. Но контроль прекращается, как только человек купил препарат и унес его домой. Вот вы где храните свои лекарства?

 

– В аптечке, она у меня на кухне висит.

– И как нужно по правилам хранить ваше «Эссенциале»?

 

– А кто его знает, – озадачивается Виктор Тимофеев. – Сейчас в инструкции посмотрю…

– Вот так, – разводит руками Сафиуллин. – Может, препарат уже и все сроки годности пережил, а мы пеняем на его некачественность. Неумение хранить лекарства – наш бич. А любой препарат имеет сложный состав и требует внимательного отношения, иначе он может оказаться не просто бесполезным, а порой и нанести вред здоровью.

 

– Я сейчас всю аптечку переберу, – обещает Тимофеев и кладет трубку.

У ветерана труда инвалида второй группы Виктора Владимировича Егорова проблемы с глазами.

 

– В прошлом году в апреле получил направление в поликлинику офтальмологической больницы, что на улице Вишневского в Казани, – рассказывает он. – Поставили на очередь с четырехзначным номером. Недавно позвонил, а мне сказали: «Ваша очередь подойдет где-то   через два года». Я ж ослепну к тому времени. Это что у нас, нормативы теперь такие?

– Нет, конечно, – успокаивает ветерана Сафиуллин. – К сожалению, программа госгарантий рассчитана на определенное количество операций в год, а нуждающихся гораздо больше. Офтальмологическая помощь сегодня – одна из самых  «очередеемких», если так можно сказать. В первую очередь все финансы медицины направлены на лечение недугов, напрямую угрожающих жизни, а глазные операции выполняются в плановом порядке. Оставьте свои координаты, я уточню вопрос о вашей очередности.

Обнадеженный пациент прощается, а мы задаем Рустэму Сафиулловичу свои вопросы.

 

– Какие проблемы существуют сегодня у территориального органа Росздравнадзора по РТ?

– В первую очередь нам не хватает соответствующих полномочий. Поясню. У нас много административных статей, по которым мы наказываем руководителей фармацевтических учреждений, провизоров и т.п. А вот на медицинских работников таких административных рычагов у нас нет, так что после проверки и выявления нарушения мы вынуждены ограничиться предписанием. В определенных случаях составляем протокол об административном правонарушении, что влечет за собой штрафные санкции.

Нельзя не сказать и о том, что у нас очень скромный по размерам штат. Республика большая, только фельдшерско-акушерских пунктов в Татарстане около тысячи двухсот – попробуй проверь все, да чтобы до тонкости. Конечно, у нас высококлассные специалисты, которых, кстати, с большой охотой переманивают частные структуры на очень высокие зарплаты.

 

– Как меняется количество обращений в Росздравнадзор?

– Их становится больше с каждым годом. Сейчас, например, только в отделе медицинской помощи на рассмотрении более полусотни обращений. Могу добавить, что обоснованных из них около тринадцати процентов, еще столько же – частично обоснованных. То есть определенные нарушения выявлены, но существенного вреда здоровью жалобщика они не нанесли. Проверка ведется скрупулезно: в первую очередь изучаются история болезни, амбулаторная карта пациента со всеми назначениями. Потом наступает очередь экспертов. Если ошибка врача была столь серьезной, что повлекла за собой ухудшение здоровья пациента, то дело передается в органы прокуратуры.

Сразу скажу, таких дел немного, все-таки после внедрения в жизнь всех федеральных и республиканских программ по здравоохранению наша медицина работает очень неплохо. Без современной диагностической аппаратуры, например, уже невозможно представить себе татарстанскую больницу даже в глубинке – аппараты УЗИ, томографы, ЯМР-томографы…

А увеличение числа жалоб, особенно если вникнуть в их суть, на мой взгляд, это как раз свидетельство того, что наша медицина стала гораздо лучше. Если раньше люди жаловались, что их не отправляют в Москву, допустим, или за рубеж для постановки диагноза и проведения высокотехнологичной операции, то теперь больше на то, что томографию откладывают на месяц. Это тоже нарушение, согласен, но уже не того порядка. Сейчас проблем больше в организации здравоохранения, но и они постепенно уходят.

 


 

К сожалению, не все ответы на предварительно заданные вопросы вошли в этот материал. Узнать ответы на них можно по телефону (843) 222-09-58

 


Автор статьи: АРСЕНТЬЕВА Светлана
Дата:30.04.2015
Выпуск: №61 (27866)
  1. Каримова ВалентинаВ.:

    диспансеризация

    Конфликты в очереди к врачу возникают не только между теми, кто ждет приема по болезни или пришел на диспансеризацию. Внеочередниками позиционируют себя и те, кто записался на прием к врачу на коммерческой основе. А если к двери кабинета подошел ветеран, его, конечно, никто останавливать не будет, но конфликт между другими участниками «процесса» обостряется. Действительно, нужно четко прописывать время приема для проходящих диспансеризацию, особое объявление на дверях кабинетов должно быть по поводу «платных» больных.

  2. Ильхам Минсабирович:

    репрессии

    Уважаемый Рустэм Сафиуллович! Я, видимо, очень сильно «насолил» местному руководству, когда у нас в Азнакаеве возникли проблемы с инсулином, в котором очень сильно нуждалась моя мать, — я написал письмо Уполномоченному по правам человека в РФ Элле Памфиловой. Последовала реакция, виновные были наказаны, но я с тех пор постоянно подвергаюсь репрессиям. К примеру, проходил лечение в нашей ЦРБ (я болен эпилепсией), так на замечания о нарушении покоя больных во время тихого часа ко мне были вызваны полицейские с наручниками. Приходят бывшие чиновники от медицины, наказанные после моего обращения в Москву, устраивают мне скандалы. Хорошо, что вы указали телефон, по которому можно обращаться по подобным нарушениям в здравоохранении.

  3. Раиса:

    хамство

    Не только театр начинается с вешалки, но и поликлиника тоже. Я только попросила в гардеробе бахилы, которые там должны выдавать бесплатно. Хамоватая гардеробщица грубо сообщила, что они продаются в аптеке. Поплелась в аптеку, с ужасным настроением. А бейджи гардеробщицам не положены, да и жаловаться на нее грех. Хотя в отделе кадров должны учитывать такой нюанс, как отношение технического персонала к больным людям.

Добавить комментарий

Картина дня_Минздрав_rosminzdrav.ru_ 07.12.2017

Частный бизнес в здравоохранении: мы вновь лучшие

Татарстан признан лучшим субъектом России по развитию государственно-частного взаимодействия в здравоохранении....
4300
pylmanolog 05.12.2017

Чистите зубы перед сном, пожалейте… легкие

Простыл – вот тебе и воспаление легких. Но врач-пульмонолог Накип Каштанов уверен, что не только и даже не столько в простуде дело....
3350
Картина дня_iz.ru_ 02.12.2017

Пока ждешь поезда

Более 900 тысяч наших граждан живут с ВИЧ, каждый час заражаются десять человек....
5990
5675675 30.11.2017

Уникальные возможности для всех

КФУ предлагают сделать центром развития инновационной медицины....
5120
gidrozefal 28.11.2017

Сократ или гидроцефал?

Если у ребенка, по мнению педиатра или невропатолога, есть подозрение на гидроцефалию, то первым его должен осмотреть нейрохирург....
3240
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    03.02.1928

    29.03.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №29.03.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    17 декабря

    Ленар Шайхиевич Замалетдинов (1935), фольклорист, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • Юмор

    carik15
    В прошлом году шастал по просторам Инета, бесцельно, просто скучая. Попал на сайт, где рассказывалось, как прятать деньги...
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Если бы приезжавший в Казань мужчина с бородой не назвался Дедом Морозом, то его определенно можно назвать дипломированным психологом –…
    Советы от зимнего волшебника
    12.12.2017
    На Волге множество мест, и не только в Камско-Устьинском районе, где можно было бы «посидеть на лавочке и посозерцать» на…
    Сюда не ступала нога туриста
    12.12.2017
    Кряшены действительно не забывают о своих корнях и чтут предков. У меня в одном из мамадышских сел живет друг-кряшен, так…
    Кряшены не забывают о своих корнях
    12.12.2017
    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до…
    Украсть фирменный стиль
    12.12.2017
    Огромное спасибо за статью. Для себя открыл новую историю.
    Вечный скиталец
    11.12.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров