6 апреля 2020  4:31
Распечатать

«Будут рассмотрены в обязательном порядке…»

Опубликовано: 17.09.2015 0:00

Уже более трех лет в Татарстане на портале госуслуг действует система  «Народный контроль»

 

saria

 

Система «Народный контроль» была создана указом Президента РТ в 2012 году «для обеспечения учета мнения граждан при совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления». Сегодня объяснять татарстанцам, что такое «Народный контроль», нет необходимости. Систему знают, ею активно пользуются, следят за появлением новых, востребованных временем категорий контроля. Вплоть до того, что многие неравнодушные граждане пожилого возраста только благодаря появлению этой системы взялись за освоение компьютерной грамотности.

 

В беседе с корреспондентом «РТ» Уполномоченный по правам человека в республике Сария Сабурская, на которую по поручению Президента Рустама Минниханова были возложены полномочия по реализации этого проекта, подвела некий итог трехлетней работы системы, рассказала о ее достижениях, трансформации и перспективах.
 

«ГОВОРЯЩИЕ» ЦИФРЫ

С апреля 2012 года по конец августа 2015 года в системе «Народный контроль»   (НК) было опубликовано более 50 тысяч уведомлений. Ежедневно система пополняется 30–40 обращениями, без учета тех, которые входят в категорию закрытых, – их на страничке НК посетителю просто не видно.

Из всех поступивших обращений 74 процента это 37 тысяч обращений) решены полностью. Обращений, на первый взгляд, мелких, незначительных, но важных для конкретного человека. Как, к примеру, доставшая всех лужа во дворе жилого дома. Или общественно значимых, как, например, отсутствующий пешеходный переход от автобусной остановки к школе. 14 процентов мероприятий по сигналам «народных контролеров» значатся как запланированные к исполнению, на 10 процентов уведомлений дан мотивированный отказ.
 

information_items_10123876«МОТИВИРОВАННАЯ ОТПИСКА»

Первый год система работала без координатора. Необходимость в нем осознали лишь тогда, когда в соцсетях, да и в целом среди пользователей НК, стали бродить слухи о неэффективности системы. А как могло быть иначе, если каждая третья заявка возвращалась с формулировкой «мотивированный отказ»? Аргумент у отвечавших чиновников был один – отсутствие финансирования на решение той или иной проблемы.

– Но отказ может быть лишь в том случае, если исполнение уведомления не соответствует каким-либо нормативным и законодательным актам. В основном это вопросы, касающиеся движения транспорта, установки знаков дорожного движения. Все остальное – отписки, – уверяет Сария Сабурская. – Мы пересмотрели уведомления с такой формулировкой с 2012 года. Нужно было встретиться и обсудить каждый вопрос с каждым исполнителем. В итоге все такие уведомления были возвращены в работу, в дальнейшем они были исполнены либо запланированы к исполнению. Это огромный объем работы…

Статус запланированного мероприятие может иметь и год, и два – в зависимости от масштабности. Но оно обязательно будет выполнено, поскольку находится под жестким контролем заявителя, модератора категории, руководителя муниципального образования. «Не выполнить его мы не позволим», – заявляет главный модератор.

И в этом главное отличие обращений в «Народный контроль» от письменных обращений граждан к конкретному чиновнику. Вот он получил письмо, ответил, что сейчас на решение проблемы денег нет. И все – закрыли тему. В НК система постоянно напоминает исполнителю о приближении сроков исполнения заявки, да и сам заявитель в своем личном кабинете держит ситуацию под контролем. Если ему отказали или он не удовлетворен ответом, может возвратить свою заявку. «Бывает, по пять раз возвращают, и она обязательно будет выполнена», – уверена Сария Сабурская.
 

ОТКУДА ТАКАЯ УВЕРЕННОСТЬ?

Сегодня в Татарстане, несмотря на все экономические сложности, действуют 30 республиканских программ. А многие уведомления, которые на данный момент находятся в статусе запланированных к исполнению, как раз попали в эти программы – дорожное строительство, освещение, благоустройство территорий, ремонт и строительство дошкольных учреждений и т. д. И уже стало правилом в муниципалитетах при формировании таких программ на очередной год учитывать уведомления из системы «Народный контроль».

– Вот очень показательный пример: в программу ремонта дорог по Казани во­шли «наши» объекты – улицы Беломорская, Аделя Кутуя. По ним было, пожалуй, самое значительное количество уведомлений. И все они на сегодня удовлетворены, – рассказывает куратор. – Да, это были заявки 2013–2014 годов, но они благодаря постоянному контролю были выполнены исполкомом Казани. Считаю, не было смысла моментально реагировать на каждое уведомление по одной рытвине на улице, лучше скомплектовать заявки, запланировать и потом полностью отремонтировать проблемную дорогу, чем латать ее частями.

Сейчас, по словам Сарии Сабурской, наступил период объездов территорий и встреч с руководством муниципальных образований по формированию республиканских программ, чтобы в них вошло как можно больше заявок из НК. В начале года будут контрольные встречи с опросом, как идет выполнение заявок, по каким причинам выполнение отложено.

Но, пожалуй, главным доказательством жизнедеятельности и эффективности системы «Народный контроль» является ее способность определять болевые точки, системные проблемы. Обобщив и систематизировав сообщения заявителей, главный модератор ежемесячно информирует о них Президента республики, Правительство. Ответной реакцией является появление новых республиканских программ, дополнительное финансирование. Так, во многом благодаря НК в 2014 году в Татарстане появилась программа по строительству сельских дорог, освещению сельских улиц. Все муниципалитеты получили финансирование по этим программам. Начата работа по благоустройству дворов в Казани. Понятно, что без поддержки руководства республики проект не был бы столь эффективен: если глава республики сам внимательно следит за работой «Народного контроля», поддерживает финансирование и интересуется ходом решения проблем «народных контролеров», значит, у исполнителей нет другого выхода, кроме как выполнять заявки.
 

В ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ

Система «Народный контроль» находится в постоянном развитии. Разработчик – Министерство информатизации и связи РТ и кураторы стараются сделать ее максимально удобной и для пользователей, и для исполнителей. Гражданин может подать свое уведомление практически по любой сфере жизнедеятельности – в системе на сегодня более пятидесяти категорий. Причем маловостребованные ликвидируют, чтобы не перегружать ресурс. Некоторые категории убирают по причине появления дублеров, вроде сервиса «Народный инспектор».

Из нововведений – такие категории, как нарушение требований охраны труда, скрытые формы оплаты труда, неоформление трудовых отношений. Уведомлений по ним пока мало, поскольку информация еще не дошла до населения. Но это дело времени – тема очень актуальная.

– Для своевременного принятия мер по этим категориям определены Гострудинспекция, Министерство труда, занятости и соцзащиты населения, – поясняет Сария Сабурская. – Для нас важно иметь информацию о нарушениях, знать тех, кому срочно нужна наша помощь.
 

НК ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Этим летом в системе  «Народный контроль» появилась категория «Коррупция» по семнадцати направлениям. Обращения уже начали поступать. По словам главного координатора, ввели ее по поручению Рустама Минниханова. Заявитель может направить свое уведомление по любой сфере, где он столкнулся с проявлениями коррупции, – в ЖКХ, в сфере информатизации, образовании, здравоохранении, в социальной сфере, промышленности и т. д. Категория закрытая – сообщение, которое отправил гражданин, может видеть только он сам и модератор. Анонимность здесь исключена.

– Во-первых, заявитель может быть уверен в полной конфиденциальности. Его имя и информация никогда не станут достоянием общественности. Что греха таить, есть разные ситуации во взаимоотношениях между гражданином и властью. Возможно, обращение в «Народный контроль» – это единственный способ для человека заявить о нарушении. Во-вторых, могут быть и не совсем справедливые выводы в отношении чиновников, например, обвинения в том, что он затребовал взятку. Информация должна быть достоверной, и мы в этом должны убедиться, чтобы никому не навредить, – рассказывает Сария Сабурская.

Ну и в-третьих, в закрытых категориях (коррупция и экстремизм) процедура регистрации несколько усложнена – наряду с фотографией объекта или субъекта необходимо сообщить свои паспортные данные, СНИЛС. И это оправданно – если человек уверен в своей правоте, он «раскроется», если намерен кого-то очернить, оклеветать, то задумается, а надо ли ему показывать свое истинное лицо?

Только что принятым постановлением Правительства РТ введена новая категория «Незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи)». Категория тоже закрытая, причем здесь рассматривается возможность вознаграждения за информацию о том, где производят или торгуют контрафактным алкоголем. Закрытость категории тоже вполне объяснима – появись информация о том, что в гараже по такому-то адресу разливают спирт, в открытом доступе, фигуранты быстро свернутся и исчезнут, да и для заявителя есть опасность.
 

ЗА ОПЫТОМ В ТАТАРСТАН

К нашему опыту работы системы «Народный контроль» проявляют интерес многие регионы страны. С 2013 года свой НК начал работать в Приморском крае. «Народный контроль» в Ингушетии – просто копия нашего, поскольку даже физически ингушский портал расположен на дата-серверах IT-парка в Казани.

– Ингушские специалисты приезжали к нам, учились, потом мы долго работали дистанционно, постоянно созванивались, но у них очень мало обращений, счет идет на сотни, не более. Но интерес к системе большой. Недавно я по этой теме выступала на координационном совете уполномоченных по правам человека, коллеги никак не могли понять, как мы можем решать столь большой процент уведомлений при таком их объеме, – рассказывает Сария Сабурская. – Особый интерес наша система вызвала у уполномоченного по правам человека Оренбургской области, он все спрашивал: как бы у нас ее внедрить? Ответ простой: чтобы система заработала, нужно не только ваше желание. Нужны желание и поддержка прежде всего вашего правительства. В области должна быть действующая единая электронная система, налажено обучение граждан компьютерной грамотности, введены дополнительные электронные услуги. То есть должны быть созданы условия для работы системы «Народный контроль». Все это у нас в республике есть.

В августе татарстанский омбудсмен Сария Сабурская и министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов были приглашены в Москву, в Аппарат Президента РФ, где обсуждался вопрос внедрения государственной информационной системы «Народный контроль» во всех регионах России. Ровно через две недели в Москву из Казани были отправлены предложения – сконцентрированный трехлетний опыт в письменном виде.

«Народный контроль» – очень прозрачная система, а это не всем нравится. Но мы к этому уже давно привыкли. Когда я выступаю перед коллегами-исполнителями, говорю: «Не питайте надежд, что „Народный контроль“ будет закрыт. Он пользуется у населения огромной популярностью. Работы здесь – на многие годы», – оптимистично заявила Сария Сабурская, добавив, что одна из ближайших перспектив – подключить к системе НК по вопросам ЖКХ не только Казань, но и другие города и районы республики – это очень важная и болезненная для населения тема. Конечно, объять необъятное невозможно, но мы уверенно движемся вперед. С такой поддержкой работать можно.

Кстати, у главы республики Рустама Минниханова очень много подписчиков «ВКонтакте», которые постоянно оставляют на его странице свои жалобы на состояние дорог в районах, на питание в детских садах, пишут о проблемах дольщиков и пр. И вот что ответил им Рустам Минниханов: «Если у вас есть вопрос – самый эффективный способ обратиться через мою интернет-приемную или в «Народный контроль». В этом случае ваши обращения будут рассмотрены в обязательном порядке».

 


Автор статьи: ХАЛИТОВА Ирина
Выпуск: №132 (27937)


Добавить комментарий

задержание 03.04.2020

Отсидели за кражи, но вновь пойманы за воровство

Патрулируя ночной Кукмор, сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии увидели стоящий на улице Майской автомобиль «КАМАЗ» и двух копошащихся рядом мужчин подозрительного вида....
5880
пробки 02.04.2020

Быть законопослушным, следить за новостями

Утром первого же дня периода запретов и ограничений, введённых в целях предотвращения новой коронавирусной инфекции, на трассах, ведущих в Казань, образовались многокилометровые пробки....
5000
орабил-старушку 02.04.2020

Воспользовался полувековой разницей в возрасте

Казанские полицейские задержали рецидивиста, ограбившего старушку в её же квартире....
4280
встречка 01.04.2020

Когда «встречка» равносильна самоубийству

Сотрудники автоинспекции республики проводят профилактическое мероприятие по предупреждению нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения....
4380
приговор 30.03.2020

Ради выпивки ограбил родную мать

Зеленодольский суд вынес приговор мужчине, который силой отобрал у матери банковскую карту....
5270
  • Мнение

    Борис МЕНДЕЛЕВИЧ, депутат Госдумы РФ от Татарстана, заслуженный врач республики:

    МЕНДЕЛЕВИЧ

    Что касается продлённых до конца апреля выходных дней, это решение было ожидаемым. И это, учитывая масштаб опасности, вполне разумно. Сейчас много споров о том, что приоритетнее – борьба с коронавирусом или противостояние кризису в экономике. С точки зрения стратегии могу сказать: нет ничего важнее, чем здоровье и человеческая жизнь.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    5 апреля

    Миляуша Лябибовна Айтуганова, директор объединения «Татаркино», заслуженный деятель искусств Татарстана.

    Азат Ильдусович Зиганшин (1973), депутат Госсовета Татарстана, гендиректор акционерного общества «Татагролизинг».

    Николай Владимирович Савицких (1960), депутат Госсовета Татарстана, первый заместитель гендиректора – директор Казанского авиационного завода им. С.Горбунова – филиала ПАО «Туполев».

    Равиль Шигапович Шарафеев (1938), актёр театра им. Г.Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров