Следствие ищет соучастников похищения четверти миллиарда рублей при реконструкции аэропорта «Казань»
Когда в апреле 2013 года в татарстанских СМИ появились сообщения о голодовке рабочих в международном аэропорту Казани, никто и не подозревал, какой вскрылся нарыв и к каким громким последствиям это приведет.
Как выяснилось позже, голодовку объявили 45 волгоградских строителей, занятых на реконструкции аэропортового комплекса, – им с ноября 2013 года не выдавали зарплату и суточные. В это же время совершенно не замеченным остался маленький эпизод: в отеле «Корстон» некий молодой нувориш враз прокутил 600 тысяч рублей, полностью выкупив бар и велев доставить весь алкоголь в свой номер. По показаниям свидетелей и утверждению следователей, это куражился учредитель и генеральный директор ООО «Волгоспецмонтаж» Ярослав Глущенко, а в аэропорту протестовали рабочие именно этой организации.
А теперь вернемся в наши дни. 26 ноября 2014 года Лаишевский районный суд РТ признал Ярослава Глущенко виновным в совершении мошенничества в особо крупном размере и приговорил его к наказанию в виде лишения свободы на 4,5 года в исправительной колонии общего режима. Суд также приговорил в счет возмещения причиненного ущерба взыскать с него в пользу ЗАО «Трест Камдорстрой» 274 млн рублей.
Оговоримся сразу, приговор в законную силу не вступил, следователи уверены, что Глущенко подаст апелляцию (что он и сделал). Будет ли пересмотрен приговор, зависит от дальнейшей позиции самого Глущенко и усилий его защитника. Окончательный вердикт – за судом вышестоящей инстанции.
ОТКУДА И ПОЧЕМУ ПОЯВИЛСЯ «ВОЛГОСПЕЦМОНТАЖ»
Как только стало известно, что Казань выиграла право на проведение летней Универсиады, встал вопрос о необходимости глобальной реконструкции международного аэропорта «Казань». Деньги на реконструкцию были выделены из федерального бюджета. Госзаказчиком выступило Федеральное агентство воздушного транспорта, а заказчиком-застройщиком – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Подрядчиком был выбран известный в России трест «Камдорстрой», уже «набивший руку» на строительстве аэропортовых комплексов и дорог федерального значения. В июле 2011 года «Камдорстрой» заключил договор субподряда с ООО «Волгоспецмонтаж» почти на 600 миллионов рублей.
По мнению следствия, волгоградскую компанию «Камдорстрою» практически навязал руководитель казанского проекта из ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Теперь уже бывший руководитель был уволен за столь вольное исполнение государственного заказа, утверждает заместитель начальника Следственного управления Казанского линейного управления МВД России на транспорте Руслан Алибеков. Почему «Волгоспецмонтаж» оказался единственным претендентом на столь выгодный контракт, почему вплоть до выступления рабочих бездействовали надзорные органы, кто участвует в распределении государственных заказов? Все эти вопросы до сих пор остаются без ответа, но это уже не в нашей региональной компетенции.
До объекта в Казани «Камдорстрой» и компания Глущенко сотрудничали при реконструкции аэропорта в Анапе. Уже тогда после окончания работ было выявлено хищение 70 миллионов рублей. «Камдорстрой» пытался возбудить уголовное дело по месту регистрации юрлица – в Волгограде, но безуспешно.
– Непонятно такое бесконечное доверие к этому человеку, хоть и обремененному деловыми связями с «большими» людьми в Москве, но «Камдорстрой» заключает с фирмой Глущенко очередной контракт, и вскоре на счет «Волгостроймонтажа» подрядчиком было перечислено 90 процентов всех средств – это подтверждают документы, представленные суду. Хотя по договорам должно авансироваться не более 18 процентов суммы, – поясняет начальник Следственного управления Казанского линейного управления МВД России на транспорте Радик Шамсудинов. – И когда была выполнена практически половина заказа, было освоено 275 миллионов рублей, реконструкция внезапно остановилась. Только после того как строители объявили голодовку, прокуратура инициировала проверку, началось следствие.
Лишь спустя полгода, когда предположили, что по указанию Глущенко уничтожены важные бухгалтерские документы и он сам оказывает давление на свидетелей, Глущенко был арестован.
ТАК ВОТ ТЫ КАКОЙ, ЯРОСЛАВ ГЛУЩЕНКО!
Следователь Руслан Алибеков, рисуя словесный портрет подсудимого Глущенко, не может скрыть жалости к этому весьма успешному в недавнем прошлом молодому бизнесмену. В 2003 году Ярослав окончил факультет электрификации Волгоградской сельхоз-
академии. Через четыре года, уже будучи женатым и воспитывая двоих детей, он регистрирует собственную компанию – ООО «Волгоспецмонтаж».
– Судя по показаниям свидетелей, изначально это был целеустремленный и порядочный человек, хороший руководитель среднего звена. Все, кто общался с ним, отмечают одну особенность – он внушал беспредельное доверие, обладал уникальным даром убеждения, – продолжает Руслан Алибеков.
– Сумел сколотить вокруг себя профессиональный коллектив. Выполняя один за другим небольшие единичные заказы на изготовление и поставку электрооборудования, Глущенко обзавелся нужными связями. Хорошая репутация и знакомство с влиятельными людьми позволили фирме получать не просто заказы время от времени, а заключать стабильные госконтракты на миллионы рублей.
-
Расследование хищений бюджетных средств при реконструкции аэропортовых комплексов Казани
и Анапы было начато
в мае 2013 года, закончено в июне
2014-го. Уголовное дело составило 30 томов. Расследование уголовного дела в отношении лиц, причастных к этим хищениям, продолжается.Начальник Следственного управления КЛУ МВД России на транспорте Радик Шамсудинов
Вскоре контракты стали многомиллионными, но в предчувствии миллиардных заказов ощущение реальности, по словам следователя, покинуло генерального директора, который к тому времени перебрался из Волгограда в Москву, приобрел там жилье, зарегистрировал, по версии следствия, с десяток фирм на себя и подставных лиц, женился во второй раз, стал vip-клиентом ювелирных и автосалонов, а гардероб пополнял исключительно в странах Западной Европы.
– Вполне официально став помощником депутата Госдумы от фракции ЛДПР, Глущенко любил козырять этим удостоверением. Мы так и не смогли точно выяснить, сколько же ему принадлежит автомобилей, и по сей день разъезжающих по Москве и всей России, он их просто дарил «нужным» людям, – продолжает делать наброски к портрету подозреваемого в крупном хищении Руслан Алибеков. – Гордыня и алчность настолько овладели Глущенко, что он нисколько не сомневался в том, что в систему госконтрактов влез навсегда, что в его бесконтрольном распоряжении будут миллионы рублей.
ГДЕ ДЕНЬГИ, БРАТ?
Как следует из приговора Лаишевского суда, Глущенко, используя доверительные отношения с руководством «Камдорстроя», изначально не собирался исполнять договорные обязательства по реконструкции Казанского аэропорта. Понимая, что для получения всех средств в рамках договора субподряда ему необходимо изображать бурную деятельность, выполнение части работ он все же обеспечил. Когда же счета «Волгоспецмонтажа» обнулились – исчезли более 257 миллионов рублей, реконструкция прекратилась, сроки сдачи объекта затрещали по швам. В аэропорту тем временем шли совещания за совещанием – решали, как выбираться из ситуации. Заказчика интересовал готовый объект, а не причины, по которым работы не завершаются. В итоге генподрядчику пришлось самому изыскивать средства, брать под огромные проценты кредиты в банке, в экстренном режиме перекидывать в аэропорт работников с других объектов и покупать необходимое оборудование.
– Нам удалось найти большую часть имущества Глущенко, которое, как установило следствие, он приобрел на похищенные деньги и пытался переоформить на других лиц, мы своевременно выявили, наложили арест на его активы. В счет возмещения ущерба потерпевшим перешло имущество более чем на 190 миллионов рублей, – рассказывает Радик Шамсудинов.
И здесь надо отдать должное команде Глущенко – его заместители, ничего не зная о финансовом положении фирмы, но бесконечно веря в порядочность своего генерального директора, неделями не покидали объекты и всегда умудрялись сдавать их заказчику в срок. Но в этот раз и их терпению пришел конец – устав от бесконечных авралов и форс-мажоров, они опустили руки, и все пошло на самотек.
Следствие предполагает, что об истинном финансовом положении «Волгоспецмонтажа» знали только два человека – сам Глущенко и его доверенный бухгалтер (якобы она по указаниям гендиректора управляла финансовыми потоками всех подконтрольных ему фирм).
– Эта женщина в ходе следствия все время давала ложные показания – видимо, получала инструкции. И только, когда как мы после целого года следствия произвели обыск по месту ее жительства в Волгограде и обнаружили в ее ноутбуке значительную часть ее переписки с Глущенко, женщина «заговорила», – продолжает рассказ следователь Руслан Алибеков. – По этому делу в качестве подозреваемого проходил только Глущенко, никто другой не был наказан, а надо бы. Но как только дело вышло за пределы Татарстана, желающих дальше распутывать эту криминальную паутину не нашлось. А нам до сих пор со всех уголков России материалы приходят: сообщают, что он имеет массу неисполненных договоров с юридическими лицами, срывает контракты, не исполняет залоги в банках… Да мы и сами слабо верили в то, что доведем это дело до конца, – уж очень активно Глущенко стремился перевести судопроизводство за пределы Татарстана, надеясь на могущество своих покровителей.
Большую помощь в распутывании всей криминальной цепочки по отмыванию похищенных денег оказали
эксперты Росфинмониторинга. Так, всплыла зарегистрированная в Екатеринбурге фирма «СтройДивизион», через которую, как считает следствие, теневой бухгалтер Глущенко «прокачала» 400 млн рублей. Отсюда, утверждают эксперты, деньги уходили на счета других организаций, с них – на другие фирмы, банковские счета.
Кстати, «генеральный директор» «СтройДивизиона», отбывая далеко не первый срок в колонии, узнал о своей должности… только от следователей, им же сообщил, что паспорт на воле терял неоднократно.
Так и выяснилось, что только через один «СтройДивизион» отмыли сумму, значительно превосходящую размер хищения в Анапе и Казани. А таких фирм, зарегистрированных Глущенко и выведенных в депрессивные регионы России, где их не беспокоят налоговые органы, как утверждает следствие, удалось насчитать с десяток…
ВИНЫ ТАК И НЕ ПРИЗНАЛ
В начале процесса Глущенко признал свою вину, но после недолгий раздумий, возможно, по совету своего защитника, изменил позицию и начал уверять, что дело в отношении него сфабриковано, что это политический заказ. Не пошел он и на сделку со следствием.
– Естественно, действовал он не один. Мы предполагаем, кто его покровители, но существует презумпция невиновности, поэтому выделили эту группу лиц в отдельное производство, – говорит начальник СУ КЛУ МВД России на транспорте Радик Шамсудинов. – До вынесения приговора он молчал, но мы еще планируем с ним встретиться.
Итак, ставить точку в деле хищения казанских аэропортовских миллионов пока рано. Теоретически процедура заключения государственных контрактов изначально подразумевает в этом деле прозрачность. И есть надежда, что найдутся люди, наделенные властью и полномочиями, которые выведут на чистую воду тех, кто эту прозрачность мутит.