Полна горница людей,

print

Кто сказал, что наш парламент неповоротлив и ленив? Не успели народные избранники вернуться с летних каникул, как уже провели первое заседание осенней сессии. Правда, очень короткое — хватило и половины дня, чтобы рассмотреть законопроекты, вынесенные в повестку. Но уже через неделю ожидается продолжение сессии, раскачиваться, как выясняется, некогда.


Как понимает читатель, начало нового парламентского сезона связано прежде всего с предстоящей серией выборных кампаний. Выборы в татарстанский парламент решено приурочить к марту 2004 года — аккурат ко времени, когда будем избирать Президента России. Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей поручено подготовить соответствующий законопроект. Скорее всего он будет рассмотрен нашим парламентом уже 11 сентября. Тогда же ожидается принятие в окончательном третьем чтении законопроекта о выборах депутатов Госсовета РТ.


Да и федеральное законодательство, сами знаете, на месте ни секунды не стоит — в нем появились некоторые весьма существенные новации.


Вот с учетом положений свеженького (от 4 июня 2003 года) Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и решено снова подновить Конституцию РТ. А именно — внести изменения и дополнения в ее статьи 69, 70 и 88.


Суть нового законопроекта состоит в том, что он, во-первых, предлагает увеличить количество депутатов Государственного Совета республики с 50 до 100. Во-вторых, изложить в новой редакции норму об ограничениях, связанных с депутатской деятельностью. А в-третьих, в случае досрочного прекращения полномочий Госсовета, устанавливает срок проведения новых выборов не позднее, чем через 120 дней.


Введение этих изменений и дополнений в Конституцию РТ автоматически повлечет за собой принятие сразу нескольких актов — закона «О количестве депутатов Государственного Совета РТ, работающих на постоянной основе», внесение изменений в регламент работы парламента, а также в законы о статусе народного депутата и выборах депутатов в Госсовет РТ.


За исключением единственного народного избранника, а именно — Александра Штанина, никто в зале не стал возражать против того, чтобы наш будущий парламент состоял из сотни депутатов. Пятьдесят из них будут представлять партии, как это предусмотрено федеральным законодательством, остальные будут избираться по одномандатным округам. Причем на данный момент не очень понятно, сколько же человек из ста будут работать на постоянной основе — десять, двадцать, пятьдесят? — а сколько совмещать трудовые будни с законодательной практикой.


Совместительство не прибавит авторитета нашему будущему парламенту, категорично заявил Александр Штанин. По его мнению, законодательный орган работает лучше в небольшом, мобильном составе, об этом можно судить хотя бы по деятельности малого парламента прошлого созыва. Опять же отношение избирателей к совместителям весьма и весьма скептическое. Понятно же, что это, в первую очередь, послушная машина для голосования и в разработке законопроектов она практически не принимает участия.


Разумеется, лозунг «Лучше меньше, да лучше» сам по себе хорош, но какое число депутатов считать оптимальным? Так, например, если в парламенте Ингушетии ныне работает 21 человек, то в Тыве — 162. Разброс колоссальный, конечно. Но вот у наших соседей — в Удмуртии — тоже 100 человек, чуть поменьше депутатов в Чувашии — там 87. Учитывая, что зарплата депутата, работающего на постоянной основе, равняется министерской (плюс всякие привилегии в виде поблажек по оплате жилья, транспорта и пр. и пр.), вероятно, каждый субъект, что называется, по одежке протягивает ножки. Впрочем, в нашем бюджете-2004 средства на содержание деятельности будущих депутатов уже предусмотрены, так что без жалованья никто не останется. Однако поскольку депутатам разрешается совместительство (а министерская зарплата для кого-то покажется нищенской), большинство из них, скорее всего, заявят о том, что сами смогут прокормить себя.


Поскольку парламент возвращается к совместителям, возникает вопрос: будет ли от них толк? Ведь практика показывает, что совместители в лице глав администраций и руководителей крупных предприятий в качестве законодателей работают, мягко говоря, неважно, их, например, не зазвать даже на заседания рабочих комиссий, резюмировал депутат Александр Штанин.


Хоть председательствующий Фарид Мухаметшин и заступился за будущих парламентариев (неизвестно еще, кто в Госсовет придет и какого рода совместительство будет представлять базовая профессиональная деятельность народных избранников, среди которых именно глав администраций и не будет), но жизнь сама подкинула такой факт. Назначенные во время перерыва сессии заседания комиссий, увы, не состоялись как раз по причине того, что совместителей кто-то из правительственных чиновников вызвал на совещание. Причем даже не удалось с ходу выяснить, кто именно. Это дало повод Председателю Госсовета РТ официально, с трибуны обратиться к Президенту и Премьер-министру с просьбой не назначать в сессионных перерывах совещания с участием депутатов, поскольку была сорвана работа сразу трех комиссий.


Внимательные читатели, вероятно, помнят, что ранее активно муссировался разговор о двухпалатном парламенте. И что же? Оказывается, федеральный законодатель, разрешив подобную модель регионального законодательного органа, забыл распределить полномочия палат. Это привело к разборкам типа: какая из палат главнее и важнее. В тех субъектах Федерации, где поспешили создать двухпалатные парламенты, помаялись-помаялись, да и отказались от них. Например, Якутия и Башкортостан. Чего же перенимать отрицательный опыт? Вот и Татарстан отказался от своего намерения, посчитав, что все сто человек, скорее всего, прекрасно уживутся и в однопалатном парламенте.