25 сентября 2020  20:40
Распечатать

Будущее России — в союзе мини-федераций

Опубликовано: 18.02.2003 0:00

C 13 по 15 февраля в Елабуге проходила международная конференция «Федерализм, региональная политика и местное самоуправление», организованная московской Школой политических исследований, Советом Европы, Институтом «Открытое общество» при содействии Аппарата Президента Республики Татарстан и администрации Елабуги.


В рамках семинара состоялись два «круглых стола», которые провел академический директор Института социологии РАН Александр Согомонов. Он дал интервью корреспонденту агентства «Татар-информ» Ильшату Ракипову.


— Александр Юрьевич, какая из существующих мировых моделей федерализма, на ваш взгляд, наиболее приемлема для Российской Федерации?


— Россия имеет давнюю историю федерализма, и заимствовать чужой опыт мы сейчас просто не сможем. Каждая страна в мире развивается по своей модели. Но у нас есть одна большая проблема: российское федеральное устройство существует как бы в двух плоскостях — и на бумаге, и в реальной практике. Де- юре у нас есть Конституция, мы имеем федеральное устройство. Однако российские властные институты скорее отвечают модели унитарного государства. Федерализм у нас недостроенный прежде всего потому, что строительство это всегда идет сверху, общество, как таковое, не задействуется. А федерализм — это постоянно идущий процесс, который на местах проходит по «местному» разумению. Поэтому к единому шаблону мы никогда не придем. А от того, что существуют разные шаблоны, неизбежна и асимметричность построения федерализма. Но у нас все-таки смешанная модель: мы имеем дело и с более-менее симметричной, и асимметричной моделями одновременно. Пока, как мне думается, эту ситуацию изменить в какую-либо сторону не удастся.


Но следует отчетливо понимать, что федерализм — не вертикальная структура, а горизонтальный процесс, в котором субъекты Федерации должны договариваться о дальнейшей децентрализации. Поэтому сейчас мы обязаны говорить в первую очередь о децентрализации, выходящей за пределы государственной власти — на уровень местного самоуправления.


Самое сложное для политика, особенно российского, — вовлечь в этот политический процесс людей. Но когда этот процесс станет массовым, тогда мы сможем сказать, что перешли грань в сторону выстраивания федеративных отношений снизу, на горизонтальном уровне.


Будущее федеративного устройства страны будет зависеть не только от того, как Москва станет договариваться с регионами, но и когда сами субъекты РФ начнут выстраиваться как мини-федерации. И речь идет не только о национальных республиках, но и о рядовых губерниях, в которых подавляющее большинство населения составляют русские. Думаю, модель страны должна быть реализована в первую очередь на субъектном уровне. И если подобное произойдет, это будет пример реального федеративного устройства, который начнет распространяться дальше.


— Татарстан как раз и делал попытку создать подобную мини-федерацию.


— Последний проект новой Конституции Татарстана, который направлялся в Страсбург для обсуждения в Совете Европы, содержит много элементов мини-федерации. Но есть закавыка. Мы живем в ложном ощущении того, что Россия — аграрная страна. На самом деле она страна городская, муниципальная. Поэтому от того, какую роль будут играть города в этом федеративном обустройстве, зависит многое.


— Здесь, видимо, на первый план выходят проблемы бюджетного федерализма?


— Мне кажется, проблема не столько в том, каким должно быть процентное соотношение налоговых отчислений между регионами и Москвой. А в том, как выстроятся, опять-таки по модели мини-федерации, взаимоотношения между субъектом Федерации и городом. Они и станут основой этой модели. Мои выводы основываются не только на наблюдениях в России, но и на европейском опыте. Это неизбежный цивилизационный процесс. Мы все развиваемся по одному децентрализованному федеративному признаку. Думаю, в городах скоро начнут требовать и добьются перераспределения в свою пользу бюджетных средств — как из федерального бюджета, так и регионального. Это будет победа муниципальной России. Именно к такой модели мы и должны стремиться.


— Какой срок вы отводите для ее воплощения в жизнь?


— На мой взгляд, это проблема одного поколения, а значит, должно пройти 20-25, может быть, 30 лет. Тогда у нас федеративный процесс наконец-то перейдет в нормальное русло постоянного цивилизационного движения вперед, во время которого уже никаких унитарных рецидивов не должно произойти. Мы должны отчетливо понимать, что федерализм — это базовая ценность нашей страны, механизм и процесс одновременно. Как бы три — в одном. Но первое — самое важное. На этой ценности держится наше государство, происходит диалог между властью и гражданским обществом. И этот диалог должен строиться на децентрализации, способности людей развиваться самостоятельно и делегировать наверх только те полномочия, которые они сами не в состоянии исполнять, а не наоборот. Так развивается практически весь современный мир.


— Как вы относитесь к идее губернизации России?


— Отрицательно. Не вижу в том никакой необходимости, ибо это может привести к развалу страны. Асимметричный федерализм или элементы асимметрии, которые существуют сегодня, являются логическим развитием того разнообразия, которое наблюдается в стране. И чем больше будет разнообразия, тем проще нам договариваться, тем больше будет оснований для укрепления российской солидарности.


Выпуск: № 33-34 (24849)


Добавить комментарий

сотрудничество-с-узбекистаном 25.09.2020

Сотрудничество с Узбекистаном

С советником Премьер-министра Республики Узбекистан Мехриддином Хайриддиновым встретился в Доме Правительства Президент Рустам Минниханов....
360
Путин_ 24.09.2020

Доверие, равное огромной ответственности

Президент Владимир Путин провёл встречу с двадцатью высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, избранными в ходе региональных выборов в единый день голосования....
2410
заседание-госсовета 24.09.2020

Госсовет ждёт большая работа

Заседание Госсовета, которое состоялось практически сразу после оглашения Послания Президента РТ депутатскому корпусу, прошло в активном, «мускулистом» режиме....
3210
Президент 24.09.2020

Татарстан – это республика возможностей

Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился с Посланием к Государственному Совету республики....
3060
алтай-татарстан 23.09.2020

Подписано соглашение о сотрудничестве

План мероприятий по реализации соглашения между правительствами Республики Татарстан и Республики Алтай о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве подписан в Казанском Кремле....
3510
  • Мнение

    Эльвира ХАЛИУЛЛИНА, врач Казанского эндокринологического диспансера:

    Эльвира-ХАЛИУЛЛИНА

    При отказе от соцпакета человек принимает на себя большие риски. В этом случае он сам ответственен за своё здоровье. Вот почему мы убеждаем наших пациентов сохранять для себя соцпакет. При выявлении серьёзных заболеваний возврат к бесплатному получению лекарств в течение года уже невозможен. А ведь их стоимость может достигать десятков и сотен тысяч рублей.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    26 сентября

    Валерий Николаевич Миронченко (1950), начальник Казанского суворовского военного училища.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров