24 октября 2019  8:15
Распечатать

Богу — богово, кесарю — кесарево

Опубликовано: 09.01.2003 0:00

Государство и религия: брак по-российски

90-е годы прошлого века стали переломными для нас, россиян. Мы потеряли прежнюю страну, веру в «светлое будущее», разрушили почти до основания то, что создавалось не одним поколением. Но самое страшное — мы стали терять нашу культуру, духовность, нравственность. В период идеологического вакуума, образовавшегося после падения коммунистического режима, большие надежды возлагались на религию как хранительницу культурно-нравственных устоев человечества. Однако традиционные религиозные конфессии России оказались не готовы взять на себя роль духовного поводыря, да скорее и не могли, так как большая часть россиян воспитана на атеистических традициях, религии на уровне мифологии.


В Конституции РФ черным по белому читаем в статье 14, что Российская Федерация провозглашается светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а в статье 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.


Значит, мы живем в светском государстве, а еще со времен В.Даля слово «светское» в русском языке означало гражданское. Но Россия — страна парадоксов, мы принимаем законы, но выполнять их не спешим. Вот и на сей раз, напрочь забыв статьи Основного Закона, наши государственные мужи, которые еще совсем недавно клялись в своей преданности марксизму-ленинизму, потянулись демонстративно к религии: со свечами в руках стоят в храмах, подавая пример для подражания нижестоящей чиновничьей рати. Для меня, русского человека, педагога, воспитанного на героических подвигах наших народов, святым праздником является День Победы. С приподнято-торжественным настроением сажусь к телевизору смотреть праздничный концерт в Кремлевском дворце, посвященный этой великой дате. Вижу в первом ряду восседает уважаемый Президент В.В.Путин, а справа — не менее уважаемый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Не знаю, как у других, у меня возникает противоречивое чувство: «Так почему же Алексий II, что он зам по идеологии у Президента? И почему нет рядом, например, председателя совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, или представителя еврейской общины, или других религиозных организаций?» Примеров предостаточно, когда государственная власть заигрывает с религией, использует ее для решения политических проблем.


Взволновало общественность письмо от 22 октября 2002 года, подписанное министром образования РФ В.Филипповым, в котором рекомендуется введение во всех российских школах нового учебного предмета «Православная культура» с 1-го по 11-й класс. Причем объем часов, отводимых на него, почти равен программе духовных семинарий. Думаю, что это не педагогический просчет министра, а целенаправленная политика, которая формируется на более высоком уровне. Попытки превратить религию в главную идеологическую силу воспитания подрастающего поколения наблюдаются и у нас в Татарстане. А то с чего вдруг зачастили в школу и муллы, и православные священники, и всякого толка миссионеры.


Поэтому обращение Госсовета РТ к Президенту В.В.Путину, Председателю Правительства М.М.Касьянову считаю своевременным и актуальным, а самое главное, депутаты предлагают воспитание духовной, нравственной и толерантной личности осуществлять на культурологических основах с учетом удовлетворения интересов многонационального и многоконфессионального государства.


Мне не хотелось бы давать оценку предложенной программе «Православная культура», я не теолог, она носит сугубо религиозный характер и идентична предмету «Закон Божий», что был в дореволюционной школе. Дело совсем в другом — эта целенаправленная работа по превращению православия в идеологию российского государства ведется не один год. Позволю себе экскурс в недавнюю нашу историю.


После принятия Закона РФ «Об образовании» в 1993 году последовало инструктивное письмо Минобразования РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях», где очень жестко регламентируется место религиозной культуры в светской школе. Вот ряд пунктов этого письма.


«Преподавать в школах и учреждениях образования историю религий и другие религиоведческие (заметим, религиоведческие, а не религиозные. — Л.Х.) предметы должны учителя и педагоги, имеющие специальную профессиональную подготовку».


«Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться только в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях».


Положение относительно преподавания религии в государственных и муниципальных учреждениях обострилось после выхода в свет в июне 1999 г. информационного письма Министерства образования РФ «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений». Педагоги восприняли это письмо как попытку превращения светских учебных заведений в филиалы приходских школ, в филиалы храмов и мечетей.


Реализуя на практике положения, указанные в информационном письме, Министерство образования РФ заключает специальный договор о сотрудничестве с Московской Патриархией. Договор был принят без обсуждения педагогической общественностью, возможно, поэтому в нем содержится совсем странное для открытого сотрудничества обязательство «соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от другой стороны информации». Это что такое? Экспертиза образовательных программ и учебных пособий церковью вызывает негативное отношение со стороны педагогов — это похоже на то, как в дореволюционной России внедряли религиозного цензора в школу.


Далее незамедлительно последовало письмо всем епархиальным управлениям, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В этом письме предлагается организовать преподавание основ православной культуры в государственных образовательных учреждениях. Настоятелям православных храмов рекомендуется ввести в штатное расписание должность преподавателя православного вероучения и «Закона Божьего», наладить контроль за преподаванием и ежегодно сообщать о количестве школьников, посещающих эти занятия.


Документ сопровождается приложением «О порядке организации обучения православных учащихся государственных образовательных учреждений», которое не только не сближает религиозные организации и государственную систему образования, а, наоборот, сеет подозрение и домыслы. В нем отмечается, что если администрация образовательного учреждения отказывается от проведения занятий по основам православия, то настоятель прихода вправе потребовать от администрации мотивированного отказа в письменном виде. Отказ этот может быть обжалован в суде. Преподавателем православного вероучения должен быть православный христианин, получивший необходимый уровень богословского образования. Следовательно, администрация государственного образовательного учреждения должна предоставлять место для обучения всем религиозным организациям. Но если это можно как-то объяснить в населенном пункте, городе, селе, где существует одна конфессия (что маловероятно), то как же быть субъектам РФ, где действует не только православие, но и ислам, буддизм, иудаизм… Во что же мы превратим нашу школу, если под ее крышей будут собираться и обучать своей вере различные религиозные конфессии? Это создаст почву для межнациональных, межконфессиональных конфликтов.


В школах нашей республики мы формируем у учащихся толерантность, уважение к своим соседям, изучаем языки, культуру и гордимся тем, что живем в мире и согласии, и не надо их подрывать.


Министерство образования России также утверждает подготовленный православной церковью стандарт по теологии и вводит этот предмет для изучения в высшей школе. Это решение вызвало бурную реакцию у педагогической общественности, усмотревшей в нем нарушение законодательства о свободе совести и светском характере образования в государственных учебных заведениях. Богословие, или теология, как предмет должно изучаться в религиозных учебных заведениях, а мы возвращаемся к временам Александра I, когда функции образования во многом поручались Синоду.


Многие субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Татарстан, — центры многоконфессионального мирного сосуществования и развития народов, мусульманской, буддистской, католической, лютеранской, иудейской культур, синтезирующих культурное влияние Европы и Азии, веротерпимости и национального согласия. Очень важно для всей многонациональной России сохранить и приумножить эти ценности для будущих поколений. Не возвеличивая роль и значение одной конфессии, не умаляя значимость других традиционных конфессий в России, следует строить свой диалог.


Попытка русской православной церкви обрести государственный статус таит опасность подавления инакомыслящих, противопоставления себя другим конфессиям и нежелательных межнациональных конфликтов. Вот в какой парадоксальной ситуации развивается современная государственная система образования. Не забудем и то, что каждый человек имеет право на атеистическое мировоззрение (если оно не затрагивает права верующих и не делает его гражданином второго сорта).


Национальность и религия: соль на патриотические раны

Вызывает тревогу то, что наша страна превращается в мононациональное, религиозно-фундаменталистское государство. О такой опасности предупреждал известный религиозный деятель отец Александр Мень. Самую большую опасность для России он видел не в атеизме, а в наступлении нового язычества, нередко весьма агрессивного.


Излюбленным приемом ревнителей чистоты веры, ее защиты от иноверцев является отождествление религии с национальностью. В России это проявляется в придании православного статуса единственной религии этнических русских. О какой же свободе совести, о каком плюрализме может идти речь при столь очевидной непримиримости к другим религиям в России, к научному мировоззрению, к атеистической сориентированности немалой части населения России, живущего, если верить Конституции, в светском государстве? По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, только 82% россиян считают себя верующими, из них 50% — православными. Следовательно, лишь 40% россиян — православные. Можно ли в таком случае ратовать за внедрение православия в школу? И каких «дров наломают» тысячи рядовых священнослужителей, которые будут преподавать азы православной культуры? Последствия трудно предсказать.


Религия использует национальные чувства наших граждан и превращается некоторыми ревнителями национал-патриотизма в национальную черту. Если ты русский человек, то непременно должен быть православным, а если еврей или татарин, то иудеем или мусульманином. Я думаю, что национальное самосознание, патриотизм — это сугубо личностные категории и проявляются, прежде всего, в деятельности на благо своей страны. Мудро ответил наш Президент М.Ш.Шаймиев в журнале «Мусульмане» (№1) по поводу веры человека: «Вера — чтобы перед самим собой быть чистым…».


В нашей стране, республике очень много межнациональных браков, в которых воспитываются дети, уважающие национальные традиции и отца, и матери. Мир в душе человека, мир в семье — это мир в нашем общем доме Татарстане. И не надо расшатывать одно из славных духовных достижений республики. Кстати, о духовности. Стало модно духовность идентифицировать с религиозностью, однако следует заметить: а разве атеист не имеет духовности? Кроме религии, на нашу духовность оказывает огромное влияние национальная, мировая культура, которой приходится выживать в рыночных условиях.


Да и церковь, начиная с Ивана Грозного, а затем Петра I, никогда не была защитницей личности, она была орудием в руках государства. Как отмечает академик РАО А.М.Новиков: «Культура учителя, его нравственная ответственность за судьбы учеников — это наша российская духовность».


Ностальгия по формуле С.С.Уварова «Православие — самодержавие — народность» обуяла высшие эшелоны науки и власти и дала «добро» на раскручивание русской идеи в системе российского образования. Разжигание межнациональной, межрелигиозной розни, борьба с «лицами кавказской национальности», погромы скинхедов — это все результаты такой «миролюбивой» политики. Я думаю, что любить свой народ, свою страну — это светлое чувство, и нельзя заставить уважать и любить страну, если ты здесь чужой. Принуждение любить Отчизну, в которой попираются права и свободы человека, невозможно.


«Все люди — братья во Христе» — этот библейский принцип провозглашает единение всех народов, а в священном Коране сказано о том, «чтобы люди разных вероисповеданий обгоняли друг друга только в добрых делах».


Истинно верующие христиане, мусульмане, иудеи не поливают грязью, никогда не противопоставляют себя друг другу, не возвеличиваются, а несут мир и добро людям.


Кстати, до 1917 года в Российской многоконфессиональной империи, в частности, в армии уважались и права неправославных. Так, мусульман не награждали крестами, а выдавали ордена с барельефом императора. А на флоте даже была введена должность ахуна.


Образование и религия: культура диалога

Проблема взаимосвязи светского образования и религии волновала и волнует людей не только в наше «смутное» время. Но особенно остро она встает в современный период развития российского общества. Как использовать культурно-нравственный потенциал мировых религий в воспитании духовно здоровой, интеллектуально развитой личности в системе образования РТ? Педагогически обоснованное решение принимает Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО), создав учебно-методическую лабораторию «Школа и религия», которая призвана разрабатывать теоретические, практические основы интеграции нравственных ценностей религиозной культуры и содержания образования в светской школе. Правильно определена методологическая позиция: религия в светской школе рассматривается как неотъемлемая часть национальной, мировой культуры.


В Законе РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в ст. 5 сказано, что преподавание религиоведческих, религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информационный характер, по желанию обучающихся может осуществляться на факультативных началах. На основании данной статьи в светской школе стали открывать факультативы по истории религии, религиоведению, благо учебные пособия издательства «Дрофа» и «Магариф» выпускают довольно успешно.


Однако профессиональный, методологический и образовательный уровень педагогов оставляет желать лучшего, ибо следует отметить, что ни в одном педагогическом вузе республики не готовят кадры по данной специальности. Эту проблему призваны решать кафедра педагогической культурологии и лаборатория «Школа и религия». В ИПКРО проводятся специальные тематические курсы с отрывом и без отрыва от работы для педагогов разных предметов, организуются научно-практические семинары, конференции, выезды в районы, консультации, читаются лекции. Создаются учебно-методические пособия для использования в светской школе, разработана программа «Основы религиозной культуры» для старшеклассников, где представлены все мировые религии в региональном аспекте. Мы тесно сотрудничаем с религиозными деятелями всех конфессий, которые не пробивают себе «с пеной у рта» дорогу в школу, а, наоборот, очень спокойно, взвешенно и грамотно несут ценности христианской, мусульманской, иудейской культуры нашим педагогам.


Позиция Министерства образования, нашего института и учреждений образования единая — мы можем учащимся давать знания о религиозной культуре и не более. Никакого религиозного образования, воспитания не может быть «по определению», это дело религиозных учебных заведений, которых у нас немало, дело семьи. Образование должно объединять народы, находить то общее в культуре, что нас сближает, помогает понять друг друга.


Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает по себе.


Мы, педагоги, выбрали дорогу служения нашим детям, народу и стране и будем, идя по этой дороге, сеять разумное, вечное, доброе в сердцах наших детей. И, как говорил А.С.Пушкин, «Бог в помощь».


Л.ХАРИСОВА.
Заведующая кафедрой
педагогической культурологии ИПКРО РТ,
доктор педагогических наук.


Выпуск: № 4-5 (24820)


Добавить комментарий

медиаволга 23.10.2019

«МедиаВолга» научит быть в тренде

В Казани завершил работу межрегиональный семинар «МедиаВолга», собравший на своей площадке участников из тринадцати регионов Приволжского федерального округа....
1520
госсовет 23.10.2019

Законопроект о бюджете прошёл первое чтение

Основным вопросом заседания Госсовета стало обсуждение проекта закона о бюджете республики на 2020-й и последующие 2021-й и 2022 годы в первом чтении....
1680
генконсул-турции 23.10.2019

Дипломата поздравили с вступлением в должность

Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин встретился с новым генеральным консулом Турецкой Республики в Казани господином Исметом Эриканом....
1460
Локомотивы-роста 21.10.2019

Локомотив поехал в Рыбную Слободу

В Казани, в офисе регионального отделения партии «Единая Россия» определили лидера и наградили победителей конкурса «Локомотивы роста»....
3190
бортников 18.10.2019

Главное – реализация государственных программ

Президент Рустам Минниханов провёл рабочую встречу с заместителем президента – председателя правления ВТБ Денисом Бортниковым....
3270
  • Мнение

    Дмитрий АНИСИМОВ, председатель комитета ЖКХ исполкома Казани:

    АНИСИМОВ

    Одним из наиболее острых остаётся кадровый вопрос. Тенденцией последних лет является значительная сезонная текучесть дворников, их дефицит в зимний период достигает пятисот человек. Основной причиной оттока работников является низкая заработная плата.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    24 октября

    София Асгатовна Губайдулина, композитор, автор более ста симфонических произведений, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии России. Родилась в Чистополе.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров