20 июня 2019  0:27
Распечатать

Минтимер ШАЙМИЕВ: «Конституция — основа уважения народа к власти, а власти — к народу»

Опубликовано: 15.05.2001 0:00

Президент Республики Татарстан дал интервью аккредитованным в республике собственным корреспондентам ОРТ и РИА «Новости». Главной темой беседы стали взаимоотношения федеральных и региональных органов государственной власти и вопросы, связанные с внесением поправок в Конституцию РТ.


— Минтимер Шарипович, как, по вашему мнению, появилась ли с назначением полпредов Президента России в федеральных округах четкая вертикаль власти, ради которой и создавался этот институт государственного управления?


— Я считаю, что при четком понимании задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в части укрепления вертикали государственной власти, этот вопрос в любом случае должен быть решен. Если бы даже и были найдены другие формы организации взаимодействия федерального центра и регионов страны. Но если сравнивать с той системой государственного управления, которая существовала раньше, когда представители Президента РФ были в каждом регионе, то мне кажется, что это более эффективный институт. В то же время я считаю, что это не единственно возможная форма сотрудничества центра с регионами, возможны и другие. Я уже говорил об этом и до сих пор убежден, что можно было серьезно укрепить территориальное управление при Президенте РФ, не раздувая штатов, не создавая дополнительные микростолицы. Через сильное территориальное управление при Президенте, через его представителей — опытных и знающих регионы (кстати, это могли быть и представители из регионов), можно было достичь укрепления вертикали государственной власти с меньшими, на мой взгляд, затратами.


— Как у руководства Татарстана складываются взаимоотношения с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко?


— Президент России назначил на должности полпредов хорошо подготовленных людей. Если что-то не срабатывает и если есть недопонимание между ними и региональными органами власти, то в этом не полпреды виноваты, потому что им очень трудно реализовывать поставленные Президентом РФ задачи в условиях, я бы сказал, достаточно большой неопределенности.


Что же касается личности Сергея Владиленовича Кириенко, то я с самого начала говорил и все более утверждаюсь в этом мнении, что Приволжскому федеральному округу повезло. Кириенко имеет опыт работы в качестве руководителя Правительства, хорошо знает регион, понимает его возможности и уходит от мелочной опеки, стремясь в первую очередь решать стратегические задачи при поддержке руководителей республик и областей, входящих в округ.


Кто бы ни был полпредом Президента, ему непросто дается точное видение того, что нужно делать и чем дальше заниматься уже после завершения этапа приведения в соответствие региональных нормативных актов с федеральным законодательством. С моей точки зрения, нельзя не обратить внимания на то, что одновременно с возникновением федеральных округов и созданием института полномочных представителей куда более быстрыми темпами, чем раньше, начали размножаться федеральные структуры на местах. Раздуваются штаты чиновников. Сейчас параллельно тем структурам, которые имеются в республиках и областях, создаются новые, по сути, их дублирующие. Это вместо того, чтобы возлагать на уже имеющиеся выполнение и региональных, и федеральных функций. Я за то, чтобы находить новые формы взаимодействия. Но некоторые федеральные министерства и ведомства хотят в регионах начать все с нуля, создавая ненужный параллелизм. Есть, например, структуры, которые раньше выполняли одновременно и федеральные, и местные функции, но сейчас им говорят: «Нет, нам нужна чисто федеральная структура!». Это значит, что будет новый штат чиновников, начальников разного ранга, которым нужны здания, кабинеты, транспорт, связь и т.д. Неужели у нас в стране так много лишних денег, чтобы мы могли позволить себе подобную роскошь? Сегодня, я считаю, безотлагательная задача полпредов — разобраться с такими федеральными структурами. От того, что в регионах их становится все больше, ясности, к сожалению, не прибавляется, зато возникает немало неразберихи.


— Вы, избранный народом Президент Татарстана, чувствуете какое-либо ущемление прав со стороны Приволжского федерального округа?


— Нет. Подобное ни Татарстану, ни его Президенту не грозит.


— А как вы думаете, институт полномочных представителей и деление на федеральные округа — это надолго?


— Полагаю, что нет. Вот мы наблюдаем опыт Приморья. По телевидению показали, как полпред пришел и в нарушение Конституции России на виду у всей страны разогнал местную власть. А суды потом восстанавливают этих чиновников на работе. Ну что, порядка стало больше? Пока коренным образом не изменишь структуру и не подберешь кадры, ничего не изменится даже на уровне начальников цехов, не говоря уже о должностях повыше. Невозможно работать за кого-то, надо создать условия, чтобы каждый руководитель смог сам работать и решать назревшие вопросы.


Теперь процесс приведения местных законов в соответствие с федеральными в основном закончился. В ходе этой работы выявлены немало противоречий в самих федеральных законах и несоответствия их конституционным нормам. Приведение законодательств к единому знаменателю не может быть односторонним движением, если мы действительно хотим жить в демократическом обществе и цивилизованно разделять полномочия. Этим сейчас надо серьезно заниматься. Для полпредов, я думаю, это важнейшая задача.


— Как вы думаете, какие изменения будут внесены в Конституцию РТ?


— Того, что необходимо вносить изменения в Конституцию Татарстана, мы никогда не отрицали, ведь Основной Закон республики был принят раньше, чем Конституция России. Подготовительная работа идет. На сегодня абсолютное большинство республик и областей России уже пересмотрели свои уставы и конституции. Но что же произойдет, если начнут изменять Конституцию Российской Федерации? Значит, будет второй тур изменений конституций и уставов субъектов Федерации. Но ведь надо с уважением относиться к основным законам субъектов Федерации, ведь они принимаются депутатами, избранными народом.


Когда появилась новая Конституция Российской Федерации, мы знали, что без поправок к Конституции Татарстана не обойтись. Мы прошли нелегкий и противоречивый путь, поэтому конституции России и Татарстана не могли соответствовать друг другу по всем статьям и канонам. Изменения необходимы, но заниматься изменениями Конституции республики каждый день мы не намерены. Этому должна предшествовать хорошая подготовка. Когда будет больше ясности (в какой форме и в какие сроки будут — и будут ли в ближайшие годы — происходить изменения в российской Конституции), тогда и мы будем готовы внести изменения в Конституцию республики. Если мы хотим, чтобы конституции действительно соответствовали, надо проводить эту работу в согласительном режиме. Почему мы этого боимся? Ведь люди перестанут уважать любую власть, если она станет чуть ли не каждый день менять Конституцию. Кто от этого выиграет? Появится напряжение в обществе.


Нужно время, нужно больше ясности, и мы обязательно будем находить верные подходы. Была бы сегодня уверенность, что Конституция России не станет меняться хотя бы в ближайшие пять лет и в рамках этой Конституции страна будет жить. Но если мы сегодня подготовим поправки, завтра их примем, а послезавтра придется снова вносить изменения в Конституцию, то это потеря властью уважения к самой себе и пренебрежение мнением граждан. Потому что Конституция — это основа уважения народа к власти и власти — к народу.


Владимир ШЕВЧУК.


Выпуск: № 95 (24392)


Добавить комментарий

рустам-минниханов-в-москве 19.06.2019

В целях сближения России
с исламским миром

С рабочей поездкой в Москве находится Президент Рустам Минниханов....
880
визит-минниханов-в-тюменскую-область 19.06.2019

Татарстан и Тюмень учатся друг у друга

17 июня с рабочей поездкой в Тюмени побывал Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов....
870
алексей-песошин 19.06.2019

Как развиваться регионам

18 июня Премьер-министр Алексей Песошин в ходе рабочей поездки в Москву принял участие в заседании правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации....
930
Заседание-Госсовета 19.06.2019

Закон как инструкция неравнодушия

Ответственность, заинтересованность, исполнительная дисциплина. Это основы полноценной реализации республиканского закона об обращениях граждан....
1650
додон 18.06.2019

Захваченная страна. Шанс на освобождение

Молдавия избавилась от теневого руководителя олигарха Владимира Плахотнюка и новой власти предстоят масштабные реформы...
2140
  • Мнение

    Борис ПЕТРОВ, руководитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

    ПЕТРОВ

    Мусоросжигательный завод в Зеленодольском районе не доставит проблем жителям республики, если будет работать по примеру зарубежных аналогов. Я считаю, если технология, о которой говорится, будет реально осуществляться, и за её соблюдением будут следить, никаких проблем не существует в этом плане.

    Все мнения
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    20 июня

    Равиль Хамматович Зарипов (1954), помощник Президента Татарстана по авиакомплексу.

    Вадим Евгеньевич Махеев (1974), депутат Госсовета Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров