Пока комиссия согласовывает позиции, центр гнет свою линию

print

30 января сопредседатель согласительной комиссии со стороны Татарстана Марат Галеев рассказал об итогах состоявшегося 26 января в Нижнем Новгороде четвертого по счету совещания согласительной комиссии в составе экспертов РТ и полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.


На первом заседании, когда были подготовлены положение о согласительной комиссии и перечень предполагаемых к обсуждению вопросов, стороны договорились, что в отношении Татарстана и Башкортостана работа будет идти в двустороннем режиме: с одной стороны — по согласованию законодательства этих республик и федерального; с другой — чтобы федеральные законы, которые сегодня не всегда учитывают правовой статус субъектов РФ, в том числе нашей республики, приобрели рамочный характер, чтобы Республика Татарстан со своим статусом, определенным волей всего народа на референдуме 1992 года, закрепленным в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, соответствующем международному праву и имеющем прямую юридическую силу, могла вписаться в правовое пространство Федерации.


Особенность последней встречи, сказал М.Галеев, как раз и заключалась в том, что по инициативе татарстанской стороны рассматривались три федеральных закона — «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые, по мнению наших экспертов, некоторыми нормами вторгаются в полномочия субъектов РФ, в том числе и Татарстана. По каждой такой норме прошло отдельное обсуждение, и значительную часть своих предложений татарстанским экспертам удалось отстоять.


Комиссия работает по определенному плану, в нем еще немало законов, которые ей предстоит обсудить, подчеркнул далее М.Галеев. Между тем, не дожидаясь рекомендаций этой комиссии, созданной 6 октября по распоряжению полномочного представителя Президента РФ С.Кириенко и Председателя Госсовета РТ Ф.Мухаметшина для формирования общего правового пространства Российской Федерации, Прокуратура оспорила целый ряд законов, в том числе отдельные положения Конституции РТ, в суде. Тем самым нарушается процесс согласованного взаимодействия и, по сути, лишается смысла сам процесс согласования. Хотя еще на сентябрьском заседании в Нижнем Новгороде С.Кириенко заявил, что суд — это крайняя мера, которая возможна лишь после того, как будут исчерпаны все средства разрешения конфликтной ситуации. Однако уже после того, как согласительная комиссия в сентябре пришла к выводу, что некоторые нормы татарстанского закона о занятости населения лучше российского, и рекомендовала его к рассмотрению в Комитете Госдумы по законодательству, Верховный суд РТ 25 декабря своим решением признал его не соответствующим федеральному законодательству, а потому не действующим.


Аналогичная ситуация с Конституцией РТ, законами, касающимися вопросов недропользования. Хотя имеются договоренности как двух президентов, так и согласительной комиссии о том, что Основной Закон республики будет корректироваться (это однозначно), но только после того, как в марте в РТ пройдут президентские выборы. По мнению М.Галеева, это серьезное нарушение всего переговорного процесса с федеральной стороны и наглядный пример отсутствия — умышленного или неумышленного — координации действий федеральных органов власти.


Еще одно доказательство тому — ситуация с изменениями в паспорте. 31 октября в итоговом протоколе заседания согласительной комиссии был зафиксирован пункт о том, что федеральная сторона вносит коррективы в постановление Правительства РФ об общегражданском паспорте, с указанием на отдельных полноценных страницах гражданства республик и сведений о личности гражданина на государственном языке (языках) республик Российской Федерации. С.Кириенко, выступая по телевидению, в какой-то мере даже взял на себя обязательство, что данный вопрос будет решен.


— В этом вопросе наши претензии базировались исключительно на российском законодательстве, — подчеркнул М.Галеев. — Тем не менее до сих пор в паспорте гражданина РФ нормы о гражданстве жителей республик и записей на двух государственных языках не учтены. Вкладыш не является органической составной частью паспорта, статус его непонятен. Аргументированных возражений на заседании согласительной комиссии мы не получили, кроме ссылок на то, что не все от комиссии зависит. Но если бы речь шла о защите наших позиций перед законодателями в Государственной Думе — это одно. Здесь же, в вопросе о паспорте, который издается согласно постановлению Правительства РФ, действует федеральная вертикаль власти. Все представители федеральной власти согласны с нашими доводами, но ничего не делается.


Эти два прецедента — с Конституцией РТ и российским паспортом — в какой-то мере позволяют судить об эффективности вертикали исполнительной власти в Российской Федерации, и в частности в Приволжском федеральном округе.


Татарстанская сторона довела до сведения экспертов полномочного представителя принятое 24 января Госсоветом РТ обращение к Президенту РФ В.Путину и Председателю Правительства РФ М.Касьянову в связи с недавним постановлением Кабинета Министров РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года». Так как в этом постановлении предложения согласительной комиссии, принятые 31 октября 2000 года, остались неучтенными, С.Кириенко предложено обратить внимание на необходимость принятия мер по реализации совместного решения.


Следующее заседание согласительной комиссии состоится в Казани в феврале 2001 года.