Авторитетный Президент – эффективное Правительство — сильный парламент

print

Как уже сообщалось, в понедельник в Казани состоялась республиканская научно-практическая конференция «Развитие парламентаризма, государственности и демократии в Республике Татарстан», приуроченная к 10-летию образования Государственного Совета РТ.


В конференции приняли участие представители всех органов государственной власти Татарстана, депутаты прошлых и нынешнего созывов Государственного Совета, депутаты Государственной Думы, главы администраций городов и районов, ученые, руководители трудовых коллективов, общественных организаций и другие.


Открыл этот представительный форум Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.


С приветственной речью на конференции выступил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.


Глава республики отметил, что история парламентаризма в Татарстане, конечно, не сводится только к десятилетней деятельности Госсовета РТ. Она охватывает судьбоносные для республики годы, начиная с Октябрьской революции. Как бы мы ни оценивали революцию 1917 года, но она свершилась благодаря Советам народных депутатов, а Советы в последующем оставались формой народовластия, заметил М.Шаймиев.


В марте 1917 года был избран Казанский Совет рабочих и солдатских депутатов, в мае — советы крестьянских депутатов. К декабрю 1917 года они были преобразованы в советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Это — истоки зарождения парламентаризма в нашем крае.


Президент отметил, что переломным для республики стал 1990 год, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана. Верховный Совет взял на себя функции высшего законодательного органа республики при огромной политической роли в те годы. Это было этапным событием, подчеркнул М.Шаймиев.


Оглядываясь назад, можно сказать, что республика избежала серьезных конфликтов благодаря скоординированной работе различных органов государственной власти, партий, общественных организаций, СМИ в эти непростые годы, сказал Президент. Трудно переоценить роль парламента как коренника в этом процессе.


М.Шаймиев напомнил, что в тот период был проведен референдум по статусу республики, выработана позиция по заключению федеративного договора, разработана и принята Конституция Татарстана.


«Мы очень переживаем, когда дотрагиваются до нашего Основного Закона: он нами выстрадан. Но нельзя забывать, что он был принят раньше, чем новая Конституция Российской Федерации. Поэтому нереально и несбыточно рассчитывать на то, что оба документа могли бы соответствовать друг другу. Тем более, наши притязания и наша продвинутость к самостоятельности после заявления о наших правах, о государственном суверенитете, действительно, создали то несоответствие, с которым мы сейчас сталкиваемся», — сказал глава республики.


По его мнению, определенные отступления были неизбежны. «Любые революции ставят очень высокие цели, высочайшие устремления, но они потом приземляются. Революцию совершить легче, чем осуществить послереволюционное устройство самого государства», — подчеркнул М.Шаймиев.


По проекту Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в течение трех лет велись сложные переговоры. «Это было огромным завоеванием. Самая высокая цена Договора 1994 года — уход от политической конфронтации. Нам удалось не разделить наши народы, а это было бы самой большой ошибкой. Если бы не было Договора 1994 года, то не было бы взаимопонимания с федеральным центром. Здесь высока роль самого Татарстана, его парламента тех лет в сохранении целостности российского государства», — отметил М.Шаймиев, обратив внимание на то, что законодательная база Татарстана благодаря продуманной профессиональной деятельности Госсовета стала основой успехов социально-экономического развития республики.


«Ни одно программное, этапное решение в республике единолично не принимается. Хотя в республике есть давно работающий Президент, влиятельное Правительство, но ни Президент, ни Правительство только на себя никогда не брали всю ответственность, потому что есть народные избранники. И своим мнением, своей позицией они помогают и иной раз заставляют принимать более взвешенное решение. Это очень важно», — заявил Президент РТ.


Авторитет Госсовета Татарстана за последние годы чрезвычайно вырос — его голос слышен и в Российской Федерации, а через многочисленные межпарламентские связи — и за рубежом, подчеркнул М.Шаймиев. Он напомнил, что парламент этого созыва был избран по смешанной системе, и в нем «во весь голос заговорили партии».


По его убеждению, будущий парламент будет более многопартийным. «Я призываю все партии, общественные движения исходить в ходе подготовки к выборам в парламент республики и органы местного самоуправления не из личных амбиций, а из того, чем привлекательна та или иная партия», — сказал Президент. «Сколько бы ни говорили об административном ресурсе, о его возможностях, они ослабевают с каждым годом. Последующие выборы подтвердят правдивость сказанного», — отметил глава республики. Он напомнил, что осенью 2005 года в Татарстане впервые пройдут самые массовые выборы — органов местного самоуправления на уровне районов и городов. «Мы, безусловно, используем все возможности, весь авторитет власти для того, чтобы победу на них одержали конструктивные силы», — заявил М.Шаймиев. По его мнению, безразлично наблюдать за этим процессом нельзя. «Это даже недемократично, — сказал Президент. — Мы, насколько возможно, должны объяснить людям, что это такое и какая отныне будет власть на местах». По его словам, одновременно нужно объяснять людям, кто мог бы, «с нашей точки зрения, быть достойным возглавить власть того или иного уровня». «И мы об этом будем говорить с людьми, несмотря на возможную критику со стороны оппозиции. Я не боюсь критики по этому вопросу, считая, что Президент республики является гарантом социально-экономической и политической стабильности Татарстана», — подчеркнул Минтимер Шаймиев.


Он сказал, что парламентом немало сделано в процессе разграничения полномочий Татарстана с центром. «В конечном счете «перетягивание каната» произошло в пользу федерального центра. Но время берет свое. Этот канат может находиться посередине, а может даже сместиться в пользу регионов. Потому что такое государство, как российское, не может целиком и полностью управляться только из центра», — полагает Президент Татарстана. — Если мы думаем о демократическом федеративном государстве и о роли республик в нем, то должны во весь голос об этом говорить и отстаивать свои конструктивные позиции. Это во благо Татарстана и в целом Российской Федерации», — заявил М.Шаймиев.


Затем с докладом «Становление парламентаризма в Татарстане — основа развития демократической и правовой государственности» на научно-практической конференции выступил Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин.


Дав оценку развитию теории и практики парламентаризма в России, Ф.Мухаметшин вспомнил затем страницы истории представительной власти республики, заметив, что в прежние годы республиканские властные структуры выполняли зачастую декоративную роль и были лишены возможности создавать собственную законодательную базу. Реальный парламентаризм Татарстана берет свое начало весной 1990 года, когда впервые на демократической основе был избран Верховный Совет ТАССР ХII созыва.


В той сложной политической обстановке парламент Татарстана объективно должен был стать эффективно работающим законодательным органом, гарантом начатых демократических преобразований в сфере государственности, подчеркнул Ф.Мухаметшин. Для устойчивого обеспечения этого процесса республика нуждалась в надежной правовой базе.


Важнейшими вехами развития Татарстана стали принятие Декларации о государственном суверенитете республики, введение института президентства в Татарстане, проведение референдума по вопросу о государственном статусе республики, принятие Конституции РТ, участие в работе, а затем выход нашей делегации из Конституционного Совещания РФ, особая позиция по вопросу Федеративного договора, подписание Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.


Татарстан всегда последовательно отстаивал принципы рыночной экономики и федерализма в России, выступая за расширение самостоятельности регионов. Договор 1994 года позволил сохранить особый статус республики, реализовать государственные программы газификации, адресной социальной защиты населения, ликвидации ветхого жилья, увеличить добычу и переработку нефти, развернуть строительство дорог и мостов, объектов социальной сферы, активно развивать международные связи.


Изменившаяся к середине 90-х годов общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в республике и в Российской Федерации потребовала внесения корректив в правовые основы и механизмы деятельности высшего законодательного органа республики, сказал далее докладчик. Именно данным обстоятельством руководствовался Верховный Совет, когда 29 ноября 1994 года внес в Конституцию Татарстана ряд изменений. Прежде всего они коснулись определения статуса института представительной власти. Он стал называться Государственным Советом Татарстана и конституирован как парламент республики, работающий на профессиональной основе.


Было установлено деловое и конструктивное взаимодействие с Президентом и Правительством Татарстана, другими субъектами права законодательной инициативы. Ярким примером такого сотрудничества стало регулярное участие в работе сессий Госсовета Президента республики М.Шаймиева, позволяющее ветвям власти работать в режиме активного диалога. Кроме того, ежегодные послания Президента Государственному Совету также выступают важнейшим ориентиром депутатской деятельности. В них находят отражение главные приоритеты политики, стратегические цели и задачи всей системы государственной власти, отметил руководитель парламента.


Всего с 1995 по 2005 год Госсоветом принят 471 закон, дана путевка в жизнь 10 государственным программам. Это один из наиболее значительных показателей деятельности парламента за всю его историю.


В области государственного строительства наибольшее значение имели принятие новой редакции Конституции Татарстана, подготовка большого блока законов, регулирующих избирательные права граждан, выборы депутатов Государственного Совета, проведение референдумов и формирование местной власти.


Состоявшиеся в 2004 году выборы депутатов Госсовета Татарстана третьего созыва убедительно показали, что пропорционально-мажоритарная избирательная система, на основе которой они проводились, — это не дань политической моде, а объективное требование времени. Впервые наряду с представителями одномандатных округов, образованных на конкретных территориях, в парламент были избраны депутаты от наиболее влиятельных партий.


Основной костяк Государственного Совета составили представители «Единой России». Сегодня в парламенте работают две фракции — единороссов и коммунистов, депутатская группа «Татарстан — новый век», есть независимые депутаты. Элементы многопартийности все увереннее входят в политическую жизнь республики. А наличие оппозиционного ресурса объективно обеспечивает необходимый в интересах граждан плюрализм мнений и критическое восприятие вырабатываемых решений.


После принятия 6 октября 2003 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» ведущим направлением работы Госсовета становится законодательное обеспечение муниципальной реформы. Были определены границы и установлен статус 43 муниципальных районов, городов Казань, Набережные Челны и других. В сентябре 2005 года татарстанцы будут участвовать в формировании муниципальных органов власти. Впервые органы местного самоуправления создаются на уровне городов и районов.


Одной из важнейших задач парламента, подчеркнул Ф.Мухаметшин, всегда было и остается создание благоприятной правовой среды для свободного развития человека, обеспечения достойных условий жизни наших граждан. Президент Татарстана обозначил в качестве стратегической цели превращение республики в регион европейского уровня с конкурентоспособной экономикой и эффективной социальной политикой. Ведущим направлением законотворчества в связи с этим становится разработка новых принципов бюджетного планирования, правового регулирования реформы жилищно-коммунальной сферы, образования и здравоохранения, создания рынка доступного жилья и правовой базы социальной ипотеки, промышленной и инвестиционной политики.


Глава парламента отметил, что приняты также законы о государственных языках Республики Татарстан и других народов республики, об охране и использовании культурных и исторических ценностей, о науке и научной деятельности, культуре, свободе совести и религиозных объединениях, Государственная программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Татарстане.


За прошедшие годы законотворческий процесс в республике стал все больше носить упреждающий характер, сказал далее докладчик. Прежде всего это касается проблем разгосударствления собственности, поддержки отечественного товаропроизводителя, создания условий для развития наукоемких производств и информационных технологий, проблем занятости и социальной защиты, удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в Татарстане. Госсоветом заключен договор с Научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты РФ на предмет проведения антикоррупционной оценки находящихся в работе законопроектов.


Свидетельством понимания и поддержки наших подходов не только внутри страны, но и у международного сообщества выступает расширение межпарламентских связей, отметил Ф.Мухаметшин. Налажено тесное взаимодействие с Советом Европы. Госсоветом заключены 25 соглашений с законодательными органами субъектов Федерации и 2 протокола о сотрудничестве с парламентами иностранных государств.


Важным направлением деятельности депутатов остается работа с обращениями граждан. За минувшие десять лет официально на приеме у депутатов было почти 25 тысяч посетителей. В адрес Госсовета поступило более 22 тысяч писем и обращений граждан, трудовых коллективов и общественных организаций.


Показательно, что, реализуя конституционное право участия в управлении, граждане поднимают не только личные проблемы, но и выражают озабоченность ходом реформ, заинтересованно реагируют на события, происходящие в политической сфере Татарстана и России.


Анализируя сегодня некоторые результаты деятельности Государственного Совета, есть все основания утверждать, что татарстанский парламентаризм как базовый элемент государственности республики состоялся. И в этом, безусловно, большая заслуга депутатов всех созывов, сказал Председатель Госсовета.


Мы сегодня по праву можем гордиться тем, что некоторые наши законотворческие подходы позднее получили статус модельных в федеральных законах, подчеркнул Ф.Мухаметшин. Но цена такого новаторства оказалась достаточно велика — несколько лет назад Госсовет захлестнула волна прокурорских протестов. Практически на каждом заседании мы были вынуждены рассматривать протесты и представления, вносить изменения в законы. На сегодняшний день поступило более 100 таких актов прокурорского реагирования. Это серьезно осложняло работу, лишало депутатский корпус инициативы.


В этом смысле особенно большая нагрузка легла на Государственный Совет второго созыва. Защищать и отстаивать свои политико-правовые принципы приходилось не только в Казани, но и в Москве, Нижнем Новгороде. В ходе работы над новой редакцией Конституции Татарстана депутаты вместе с Президентом отстаивали наши подходы об особом статусе республики, о государственных языках, договорной основе отношений с федеральным центром, о необходимости специального вкладыша в российском паспорте.


Это был этап поиска политических компромиссов и согласования позиций с федеральным центром.


Таким образом, в республике действительно сформируется адекватный времени дееспособный институт представительной власти, приобретается опыт законотворчества, нарабатывается уникальный массив законов. Все это открывает широкие возможности для становления в Татарстане правового государства и гражданского общества, укрепляется его международный престиж.


Однако все это не означает, что в деятельности парламента не осталось проблем, отметил докладчик. Госсовету и в дальнейшем предстоит большая и ответственная работа по формированию концептуально осмысленной правовой базы, отвечающей интересам республики. Давно пора переходить от ситуативного, в значительной степени стихийного законотворчества к созданию научно обоснованной и взаимосвязанной правовой системы.


Не удается пока поставить законотворческий процесс на твердую методологическую основу, сдерживать вал подзаконных актов и ввести их в русло строгого исполнения законов. Это влечет за собой рост юридических коллизий между нормативными актами. Допускается нарушение регламентных сроков. На качество законов порой негативно влияет политическая целесообразность их принятия.


Все чаще правомерно ставится вопрос: разработка законов должна проходить синхронно с подготовкой подзаконных нормативных документов и представляться на рассмотрение в парламент одновременно. Депутаты и общественность уже на стадии обсуждения проекта должны представлять механизм действия и последствия вступления закона в силу. Особенно это касается решений, затрагивающих интересы граждан.


Важная роль принадлежит Госсовету в становлении полноценных демократических институтов. Гражданское общество не возникает на пустом месте. Его нужно создавать самим, через постоянный публичный диалог. Действенным инструментом такого конструктивного взаимодействия может стать Собрание представителей политических и общественных организаций Республики Татарстан (наш аналог Общественной палаты). Использование его потенциала для общественной экспертизы также позволит существенно повысить качество принимаемых законов. Соответствующий законопроект подготовлен и будет внесен на ближайшее заседание Госсовета.


В заключение Ф.Мухаметшин сказал: «Государственный Совет всегда был фактором стабильности государственности республики. Мы и впредь должны исходить из необходимости правового обеспечения законности и правопорядка, гарантий прав и свобод граждан, незыблемости ценностей федерализма. Я убежден: только при сильном парламенте может быть эффективное Правительство, на которые опирается авторитетный Президент. И это сочетание является лучшей гарантией дальнейших демократических преобразований. В этом я вижу важнейшее предназначение Государственного Совета Республики Татарстан».


На конференции также выступил бывший руководитель татарстанского парламента (в 1995-1998 гг.), ныне член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, доктор юридических наук Василий Лихачев. Тема его выступления — «Татарстанский парламентаризм в международном измерении». Депутат Госсовета РТ, заведующий кафедрой современной отечественной истории Казанского госуниверситета, академик АН РТ доктор исторических наук Индус Тагиров посвятил свое выступление теме «Парламентаризм и суверенитет Республики Татарстан». О феномене переговорной демократии на примере Татарстана шла речь в выступлении заведующего кафедрой общественных наук Казанского государственного энергетического университета, доктора политических наук Наиля Мухарямова. Об истории создания и становления органов конституционного надзора и контроля в Татарстане рассказал заместитель председателя Конституционного суда РТ, кандидат юридических наук Анас Гатауллин. «Развитие государственности в Республике Татарстан и современные проблемы юридического образования» — такова была тема выступления декана юридического факультета КГУ, доктора юридических наук Ильдара Тарханова. Программа конференции предусматривала также выступления «Федерализм и права человека» Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, кандидата юридических наук Рашида Вагизова и «Статус Республики Татарстан: проблемы и перспективы» начальника Правового управления аппарата Госсовета РТ, заведующего кафедрой правовых дисциплин Татарско-американского регионального института, кандидата юридических наук Шакира Ягудина.


(В публикации использованы
материалы электронной газеты «Intertat.ru». )