Яркий след купцов Стахеевых

Каждому, наверное, приходила в голову шальная мысль: а вдруг да есть у меня заокеанский дядюшка, что оставит гигантское наследство.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_1347369458

Каждому, наверное, приходила в голову шальная мысль: а вдруг да есть у меня заокеанский дядюшка, что оставит гигантское наследство. Или мысль менее меркантильная: может ведь так статься, что принадлежу я к славному старинному роду, только связи утеряны, и настоящее разорвано с прошлым. Иногда это оказывается реальностью, как в случае с Ириной Солнцевой. Правда, если бы не Интернет и любопытство друзей, москвичка так бы и продолжала ходить мимо особняка близ Лубянской площади, не зная, что он когда-то принадлежал ее семье. И не знала бы, что является потомком тех, кого в свое время причисляли к лидерам торгово-промышленной элиты России.

Российские рокфеллеры

Богаче в материальном смысле от этого открытия наша героиня не стала, но зато в моральном! Ведь оказалось, что ее семья – это не только супруг, сын и брат, но и многочисленные родственники в России и по всему миру, даже на краю света – в Австралии.

Познакомились мы с Ириной Солнцевой, в девичестве Стахеевой, в Елабуге, куда она впервые приехала на IV Стахеевские чтения, посвященные этой знаменитой купеческой династии. Научный форум проходил в начале октября в Елабужском государственном педагогическом университете, чьи ученые вернули это имя российской истории. “А теперь и сами потомки находят друг друга и открывают в стахееведении новые страницы”, – сказал на открытии конференции ректор ЕГПУ Айдар Калимуллин.

Ирина Орестовна является праправнучкой по мужской линии одного из самых успешных представителей фамилии – купца I гильдии Дмитрия Ивановича Стахеева. В Елабуге женщина встретилась и познакомилась с потомками его родного брата, предпринимателя-миллионера и крупнейшего благотворителя Ивана Ивановича. Это Елена Третьякова с дочерью Евгенией, которые живут ныне в Туапсе.

Стахеевы входят в список 30 богатейших предпринимателей России на начало XX века по версии журнала Forbes. Их состояние в 1913 году было эквивалентно 143 миллионам тогдашних долларов, примерно столько же имел Уильям Рокфеллер в те годы. Будь это состояние перенесено в наше время и пересчитано по нынешнему курсу, Стахеевы были бы миллиардерами. И это не удивительно: основу их благосостояния обеспечила торговая деятельность, она была и остается одной из самых доходных сфер бизнеса. И сегодня в списке двадцати богатейших людей планеты половина – современные “купцы”, занимаются ритейлом – торговлей через крупные розничные сети.

История рода Стахеевых насчитывает более 150 лет и обрывается в 1918 году, когда их собственность была национализирована, пишет в своей книге “Купеческая династия Стахеевых” декан факультета истории и юриспруденции ЕГПУ Инга Маслова.

По преданию, их предок был родом из новгородской земли, откуда ушел на вольные камские земли. Торговую деятельность в Елабуге Стахеевы начали в XVIII веке и прошли путь от купцов третьей гильдии до крупнейших российских монополистов, вклад которых в экономическое и культурное развитие страны, по оценке историков, не меньше, чем вклад таких прославленных фамилий, как Морозовы, Крестовниковы, Бахрушины, отмечает Маслова.

В середине XIX века торговля купцов вышла далеко за пределы Вятской губернии, и этот прорыв совершили именно два упомянутых брата – Иван и Дмитрий. Расположение Елабуги на месте сближения трех судоходных рек – Камы, Вятки и Белой – позволило купцам стать посредниками между центральными и отдаленными губерниями страны. Стахеевы скупали хлеб, отправляли его в Петербург и Москву, на Урал, в Сибирь и за границу, а всю Восточную Россию снабжали чаем, привозимым из Китая, сахаром, промышленными товарами. Постепенно к этому перечню добавились бакалея, драгоценные металлы и другие товары.

Семья росла, воспитывая новые поколения успешных предпринимателей. Появились крупные торговые дома Стахеевых и собственный флот для доставки грузов в другие губернии. Наличие буксирного пароходства и развитие парового флота определили новое направление деятельности – торговлю нефтяными продуктами.  Стахеевы занялись также финансово-кредитными операциями.

А апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых можно считать создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века – концерна Путилова – Стахеева – Батолина, который оформился к 1916 году и объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. 

Благотворительность как традиция

И все-таки на протяжении большей части своей истории Стахеевы оставались елабужскими купцами, и родной город был для них центром деятельности и предметом неустанных забот. Старая Елабуга, которую мы видим сегодня, была построена купцами, и герои нашей статьи оставили тут след самый яркий, отличившись значительными размерами благотворительности. Основы этой семейной традиции заложил Иван Иванович, создавший в Елабуге благотворительный комитет, который постоянно выделял пособия беднякам и погорельцам. Иван Стахеев устроил в Елабуге и содержал женскую богадельню на 60 мест, воспитательное отделение для сирот, построил Казанско-Богородицкий женский монастырь, церковь которого была одной из самых богатых в епархии. Благотворительная деятельность велась и за пределами родного города: в 80-е годы XIX века церкви и монастыри в 22 из 50 губерний России получали помощь из стахеевского комитета, поддерживался Вятский детский приют. Будучи городским головой, Иван Иванович проникся и иными нуждами родного города – на его средства был построен каменный мост, оказывалась помощь больнице. Дмитрий Иванович Стахеев, также служивший городским головой, соорудил огромную лестницу к пристани, позволившую людям быстрее добираться до реки, а еще дамбу. Стахеевы построили в городе мужскую богадельню и приют с бесплатной столовой для всех бедных, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы.

И сами нынешние чтения тоже проходили в здании, построенном на средства купцов, – педагогический университет расположен в помещении бывшего епархиального училища, которое было возведено на средства Глафиры Федоровны Стахеевой в память о покойном муже. Этот дворец обошелся в целое состояние – 400 тысяч рублей.

Еще одна страница истории: Дмитрий Иванович Стахеев был женат на сестре художника Ивана Ивановича Шишкина. Это он отвез будущего прославленного живописца на учебу в Москву и всячески поддерживал в начале творческого пути. Он же помог Шишкиным восстановить после пожара особняк, в котором ныне и располагается дом-музей художника.

А сын Дмитрия Ивановича Николай отметился и далеко на юге, в крымской Алуште. Ее становление как курорта неотъемлемо связано с именем Николая Стахеева. Он на свои деньги построил в городе ночлежный приют, земское училище, церковно-приходскую школу, аптеку, первый в Алуште театр, городские купальни, принимал активное участие в строительстве пристани и восстановлении древних башен Алустона.

А вообще Николай Иванович жил в Москве, где ему принадлежали уже упомянутый в начале этих заметок доходный дом на улице Мясницкой недалеко от Лубянской площади, в нем ныне расположен крупнейший книжный магазин “Библио-Глобус”. А усадьба его была на Новой Басманной улице. Роскошный особняк, настоящий дворец, обошелся Стахееву в один миллион рублей. Дом прекрасно сохранился, сейчас здесь располагается Центральный дом детей железнодорожников.

Однако вернемся к благотворительности. Что подвигало людей торгового сословия жертвовать заработанные деньги образованию, культуре, церкви? Морозовы, Третьяковы – это только те фамилии, что на слуху. Благотворительность была особенностью российского предпринимательства, стала его традицией.

Торговцев как таковых на Руси никогда особенно не любили, и, возможно, таким образом они стремились заслужить общественное признание в иной сфере – в данном случае как благотворители или же (поскольку помощь неимущим не принято было афишировать) преодолеть свое личное душевное несоответствие между “неправдой денег” и понятием о справедливости, пишет Инга Маслова.

Другие историки добавляют, что предприниматели были заинтересованы в квалифицированных работниках в условиях всевозрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование, особенно на профессиональное.

Думается, что играл большую роль и духовный склад человека, ведь далеко не все “денежные мешки” отрывали значительные куски от своего бюджета. Но основной причиной были все же огромное влияние религии, давние традиции милосердия и благотворительности, осознание потребности помогать другим. В некрологе об Иване Ивановиче Стахееве в “Вятских губернских ведомостях” в 1885 году было написано, что “бывший некогда миллионер и главный воротила в торговых делах умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения”. А вот Дмитрий Иванович, будучи городским головой, отказывался получать жалованье за эту должность, направляя причитающиеся ему деньги на нужды города. 

У купцов вообще есть что перенять. Это и умелое ведение бизнеса, и основательность всего, что они строили, – не “после нас хоть потоп”, а на века. И сегодня архитектурное наследие Елабуги привлекает тысячи туристов.

Некоторые представители рода были и носителями инженерной мысли. Так, инженер-механик Федор Васильевич Стахеев построил электростанцию и осветил Елабугу в числе первых десяти городов России. В 1901 году по его проекту был построен пародействующий водопровод, а в 1913 году Федор Васильевич осуществил телефонизацию Мензелинского уезда. Внук Дмитрия Ивановича Стахеева, тоже Дмитрий, организовал большое сельскохозяйственное имение в Тамбовской губернии, а при нем – крахмальный завод, оснащенный по последнему слову техники. Производство устроили так, что оно было почти безотходным, а значит, очень прибыльным. В имение регулярно отправляли на практику студентов Петровской сельскохозяйственной академии.

На свидание с бабушкой

Ирина Солнцева (в девичестве Стахеева) только открывает для себя историю предков. О своем происхождении она узнала лишь в прошлом году. Друзья брата Александра однажды сделали в Интернете запрос информации по его фамилии и нашли немало интересного. “А не тот ли ты Стахеев?” – спросили они. Связавшись с исследователями, Ирина с братом выяснили, что они те самые, это подтвердили хранящиеся в семейном архиве документы. На чтениях Ирина Орестовна рассказала о своей веточке известного рода и показала старые фотографии, на которых запечатлен ее дед Павел, внук миллионера Дмитрия Ивановича Стахеева. О нем известно мало. Он родился в 1881 году, большая часть снимков сделана в Казани. Во время Первой мировой служил в 190-м Очаковском полку, по всей видимости, участвовал в Гражданской войне. В 1913 году родился отец Ирины – Орест. У него был старший брат, который умер в молодости, так что других родных по этой линии нет.

О судьбе отца Орест Павлович никогда не рассказывал.

– Я с детства уяснила, что лучше вообще не касаться этой темы. Знала лишь, что дед умер в тюрьме, – рассказала Солнцева. – В последние годы, когда архивные сведения стали достоянием гласности, я в Интернете нашла информацию: Стахеев Павел Павлович арестован и расстрелян в 1937 году в Уфе по 58-й статье как враг народа. Реабилитирован в 1957 году. Та же судьба постигла брата моего деда.

Родители Ирины поженились незадолго до войны в Уфе, папа служил в художественной мастерской. Он всю жизнь проработал художником-оформителем, у него был тонкий вкус, чувство цвета и золотые руки. А еще он почти в совершенстве владел немецким – в детстве у него была гувернантка-немка. Во время Великой Отечественной войны Орест Павлович попал в плен и оказался в Германии. Из лагеря удалось бежать, но домой вернуться он смог только в 1947 году. Жизнь в родной Уфе была неустроенная, семья долгие годы скиталась по съемным квартирам. В 1985 году переехали на Украину, но так там и не прижились, только у пожилых родителей уже не было ни сил, ни средств на возвращение. Там Орест Павлович с супругой и похоронены. А Ирина с сыном уехала в Москву, где и живет сейчас, трудится в Фонде обязательного медицинского страхования.

– Я очень рада, что обрела здесь своих родных, – сказала она в заключение.

Родные – Елена Вячеславовна Третьякова и ее дочь Евгения – приехали в Елабугу из Туапсе уже во второй раз.

– Я приезжаю сюда как на свидание к бабушке, – говорит Елена. – Очень трогательное ощущение было, когда я в гимназию пришла, потому что знаю о ней по рассказам. И еще гуляли по улице миллионеров, там один из домов – бабушкин.

Бабушка Елены Вячеславовны Александра Владимировна Стахеева – последняя из их семьи, кто жил в Елабуге. Это внучка Ивана Ивановича, о котором мы упоминали выше. Александра уехала из Елабуги еще до революции, они с мужем окончили Казанский университет, у них было семейное дело – они открыли аптеку. После революции уехали на Черноморское побережье, постоянно переезжали с места на место, словно боясь преследования. Наверное, это был способ выживания в те времена, считает Елена. Тем не менее фамилию бабушка не сменила, осталась Стахеевой, надеясь, что это поможет когда-нибудь найти родных, разбросанных по всей стране.

Сейчас самые тесные отношения гости из Туапсе поддерживают с британскими потомками династии по линии Глафиры Федоровны Стахеевой. Евгения встречалась в Лондоне с Питером Карсоном и привезла воспоминания о России его матери Татьяны.

– Она почему-то вспоминала исключительно на английском языке, сбиваясь на французский, – рассказала Евгения. – Я эти мемуары перевела и привезла в подарок университету. Прочтя этот труд, я поняла, что воспитание, образование, жизненные принципы и ценности, которые были заложены в детстве, помогли Татьяне не сломаться и выжить, ведь даже в те трудные времена она находила в себе силы радоваться простым вещам.

Интересно, что Елена с дочерью продолжают традиции рода – ведут бизнес. Не такой масштабный, конечно, как прежние Стахеевы, но все же. Предпринимательский талант прослеживается и у других потомков. А знание своего прошлого придает еще больше сил трудиться в настоящем.

 

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Еще