27 ноября 2020  17:21
Распечатать

Маленький подвиг большого экипажа

Опубликовано: 05.09.2009 0:00

Память о самоотверженных авиаторах-испытателях жива и по-прежнему объединяет их родственников. Об этом свидетельствуют отклики, полученные редакцией после публикации «Какими они были, погибшие летчики?», увидевшей свет в «РТ» №143 от 17 июля с.г.

Напомним, что речь в ней шла о сооружении силами местных школьников-следопытов памятного знака на месте гибели в июне 1961 года экипажа самолета Ту-16 в составе шести казанских летчиков в районе деревни Глекмашор Кировской области. Поисковики из тамошнего райцентра  — поселка Лебяжье просили откликнуться родственников погибших для пополнения материалов краеведческого музея.

Как выяснилось, долгое время информация об авиакатастрофе опытного Ту-16, принадлежавшего Казанскому авиационному заводу №22 (ныне КАПО им.Горбунова), была засекречена, поскольку ЧП произошло при проведении довольно важных испытаний. Заговорили об аварии лишь спустя три с половиной десятка лет после случившегося.

Все собранные со времени упомянутой публикации документальные свидетельства о трагедии в небе над Глекмашором и ее участниках наша редакция направляет ценной бандеролью кировским следопытам по их просьбе. Некоторые вновь открытые сведения наверняка заинтересуют и наших читателей.

Вот как выглядела картина авиакатастрофы со слов Татьяны Бадьяновой — дочери одного из погибших летчиков.

В тот злополучный июньский день испытателями казанского авиационного завода выполнялась отработка задания по дозаправке в районе традиционных тренировочных испытаний — у кировских населенных пунктов Параньга и Медведки. Это довольно удобная для подобных полетов пустынная местность.

Как свидетельствуют специалисты, дозаправка в воздухе — крайне трудная операция, требующая полной самоотдачи, высокой школы пилотирования, предельно изматывающая в краткие минуты перекачки и очень опасная. Никакая ошибка не повторяется здесь дважды. Труднее всего тем, кто на заправляемой машине, ибо процедура производится вне поля зрения летчиков. Вот здесь-то и выявляется, кто чего стоит, потому что от точных команд и глазомера кормового оператора, командира огневых установок и хладнокровия командира самолета зависит все или почти все.

В полете экипажи ракетоносцев сделали две неудачные попытки сцепки, после чего командир заправляемого Ту-16 Анвар Каримов передал по связи о своем решении прекратить эксперимент. Однако его однофамилец — командир заправщика Амир Каримов — предложил попытаться еще раз.

Увы, третья попытка дозаправки обернулась катастрофой. В небольшой брошюре И.Валеева «Уцелевшие навсегда» есть упоминание о том, что в тот день руководителем полета был Георгий Балакин. По словам автора, Балакин слышал по радио диалог летчиков.

— Посмотри, что-то со шлангом случилось.

— Он почему-то сплющился.

— Ну ладно, попробуем еще…

И вдруг крик оператора с самолета-заправщика:

— Самолет в штопор вошел! Самолет в штопор вошел!

— Катапультируйся!

Со стороны происходящее, по всей видимости, выглядело следующим образом. Когда самолеты снова сблизились, вышло так, что заправляемый слишком резко накрыл шланг крылом — возможно, сказалось перенапряжение летчиков. Конец шланга перехлестнул элерон (аэродинамический орган управления, расположенный на задней кромке консоли крыла самолета и предназначенный для управления углом крена полета) и оказался защемленным в нем. Заправляемый Ту-16 тут же свалился в крутую левую спираль.

Команду командира «Прыгайте!» выполнил только второй пилот Владимир Свиридов. Он катапультировался, но стабилизатор падающей машины рассек стропы парашюта, и летчик разбился. Больше никто покинуть машину не смог, включая командира, который до последнего мига пытался вывести машину из губительного крена.

Помимо Свиридова и Каримова, погибли старший штурман Василий Демидов, штурман Алексей Воробьев, бортоператор Игорь Столяров и штурман Григорий Бадьянов.

…Рассказывая об этом, Татьяна Бадьянова показывает мне фотографии и документы отца. Самый ценный среди них — его летная книга, содержащая подробные сведения о налетах авиатора-испытателя. Есть в ней и записи, сделанные собственноручно Героем Советского Союза А.Васильченко и будущим директором завода №22 С.Горбуновым, в разное время руководившими группами летчиков-испытателей…

Комиссия, расследовавшая аварию, кроме прочего, вынесла вердикт о непригодности заправочного шланга. Накануне его привезли из Куйбышева (ныне Самара), но на инструкции не было подписи военпреда, разрешающего этот шланг к эксплуатации.

Отдельных слов в нашем повествовании заслуживает командир Ту-16 полковник Анвар Каримов, чьим именем в 2005 году была названа одна из улиц в Московском районе столицы республики. Анвар Ибрагимович Каримов — участник Великой Отечественной войны, летчик-испытатель 1-го класса. Одно время он служил в 145-й истребительной авиадивизии, которой командовал сын Сталина Василий.

Родился Каримов в декабре 1921 года в деревне Ибраево Бузовьязовского района Башкортостана. После окончания десятилетней школы был призван в армию, в 1940-м поступил на учебу в Сталинградское военно-летное авиационное училище, в 1941-м стал летчиком-истребителем и был направлен на фронт. В 1943 году получил ранение, с 1944-го служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях с Японией. С 1948 года летал на реактивных самолетах, с 1950-го — командир эскадрильи.

С 1952 года Каримов работал в Казани в опытно-констукторском бюро Г.Бакшаева, которое занималось разработкой летающих мишеней. Их испытания проводились на аэродроме авиационного завода №22. Анвар Ибрагимович, будучи пилотом буксировщиков мишеней, очень хотел летать на больших машинах. Он попросился в летчики-испытатели реактивных самолетов Ту-16, и его приняли на новую работу.

С 1954 года Каримов — летчик-испытатель реактивных самолетов Ту-16. Он по праву считался одним из лучших заводских пилотов, освоив самолеты И-16, Як-1, Ла-9, Як-17, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ту-107Б. Награжден правительственными наградами, орденом Красной Звезды.

Еще одна удивительная деталь. В 1960 году Анвар Каримов проходил стажировку в числе кандидатов в отряд космонавтов. По воспоминаниям детей летчика Ларисы и Олега, после полета Юрия Гагарина отец дал понять (информация была секретной), что он лично знает первого космонавта и что в ближайшее время предстоят еще полеты в космос. Буквально через три дня после запуска человека в космос улице 11-й Союзной, на которой, кстати, проживала семья Каримовых, присвоили имя первого космонавта Юрия Гагарина.

К началу 1960-х годов завершалась эпопея с выпуском реактивных самолетов Ту-16. Одной из последних модификаций этой машины стал ракетоносец Ту-16К-10, который был выпущен заводом в количестве 150 единиц. Ввиду недостаточной дальности полета этого самолета конструкторы разработали систему крыльевой дозаправки с летающего танкера Ту-16. Испытания первой серийной машины по дозаправке в воздухе были назначены на злополучное 20 июня 1961 года…

Экипаж Ту-16 похоронен в братской могиле на Арском кладбище. Памятник находится в центральной его части. На нем надпись: «Вся жизнь их была посвящена Родине, и славной смертью погибли они за свое Отечество». Ниже написаны их имена.

 

 


Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Выпуск: № 179 (26556)


  1. Аноним:

    Re: Маленький подвиг большого экипажа

  2. Дмитий:

    я, внук очевидца крушения этого самолета. дедушка,рассказал много подробностей тех событий.

Добавить комментарий

шемордан2 27.11.2020

Шеморданцы могут забыть об опасном месте

В селе Шемордан Сабинского района завершена рекультивация земель, загрязнённых нефтесодержащими отходами...
3320
работа молодежь_staffcity.com.ua_ 26.11.2020

Ранняя тяга к работе

Более половины татарстанцев начали трудовой путь несовершеннолетними....
3490
чак-чак 25.11.2020

Пробуем республику на вкус

Первый национальный конкурс региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» вступил в активную фазу....
4470
IMG_1187 25.11.2020

В приоритете – интересы нуждающихся

До окончания этапа народного голосования по выбору приоритетных целей и задач республиканскими министерствами на 2021 год остались считаные дни....
5470
25.11.2020

Город и село на одной улице

Читатели газеты «Республика Татарстан» в рамках нашего конкурса рассказывают интересные истории о своих родных улицах, дворах и домах, а победителей мы регулярно награждаем заслуженными призами....
2880
  • Мнение

    Константин ТИМОФЕЕВ, генеральный директор Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, о ситуации с обманутыми дольщиками в Татарстане:

    Тимофеев-1

    В Едином реестре проблемных объектов по РТ остаются 17 домов. Ожидается, что по итогам 2020 года в республике останется восемь проблемных домов, в которых 2,5 тысячи квартир для дольщиков, их планируется сдать до конца 2021 года. Уже в следующем году проблема обманутых дольщиков в Татарстане должна быть полностью решена.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    27 ноября

    Владимир Яковлевич Акимов (1950), заслуженный деятель искусств, народный художник Татарстана

    Камияр Мижагитович Байтемиров (1953), председатель Ассоциации фермеров и крестьянских по­дворий Татарстана

    Рушан Рустемович Миннегулов (1992), лыжник и биатлонист, двукратный чемпион зимних Паралимпийских игр в Сочи 2014 года, заслуженный мастер спорта. Родился и живёт в Сабинском районе

    Александр Яковлевич Славутский (1947), депутат Госсовета Татарстана, худ­рук и директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.Качалова

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров