Мы – кряшены из Верхней Кондраты

В небольшом (четыреста жителей), но очень уютном и чистом селе Верхняя Кондрата жизнь течет размеренно и по-деревенски чинно.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

В небольшом (четыреста жителей), но очень уютном и чистом селе Верхняя Кондрата жизнь течет размеренно и по-деревенски чинно. Здесь нет никаких предприятий или кооперативов, и вообще ничего городского нет. Здесь настоящая деревня, вкусно пахнущая парным молоком и только что скошенной травой, маленькая речка Уралка, густой лес, полный ягод и грибов. Весь Чистополь, говорят, сюда приезжает на “тихую охоту”.


Утро в Верхней Кондрате начинается рано: едва солнышко встает, хозяйки выгоняют коров в стадо, и те, лениво помахивая хвостами, бредут привычно к ароматным лугам. Пастухи звонко щелкают кнутами. Как правило, пастухами по очереди становятся сами жители независимо от занимаемой должности. В тот день, когда я навестила Верхнюю Кондрату, пастушествовать выпало Федору Чалмаеву, председателю совета местного самоуправления. Почти каждая семья в деревне держит корову, а иные даже две или три. Корова – кормилица, хотя, конечно, можно пойти в магазин. Но ведь домашнее масло или творог с магазинным не сравнишь.


Все началось с Кондрата…

С давних пор в Верхней Кондрате бок о бок живут татары и чуваши. Причем татары крещеные, или, как их еще называют, – кряшены. Говорят они по-татарски, а имена и фамилии – русские. И религия у кряшен христианская. Главный атрибут сельской избы – печка. До чего же вкусен свежеиспеченный хлеб, которым рано утром угостила меня одна из хозяек Верхней Кондраты! Песни у кряшен тоже особые. Представьте татарский язык в обрамлении славянских мелодий. И девушки в красных сарафанах, обшитых монетами (как у чувашей), водят хороводы по праздникам…


Откуда возникло название – Верхняя Кондрата? На этот счет существует много легенд. Вот одна из них в интерпретации старожила Николая Емельяновича Турганова:


– Жил в старые времена русский человек по имени Кондрат. И поселился он со своей семьей на берегу речки Уралка, недалеко от леса, на месте нынешнего кладбища. Но это место оказалось неудобным, особенно плохо было зимой, потому что снега много наваливало. И тогда Кондрат перебрался на другой берег Уралки. Новое место он сначала очистил от леса и кустарника, а потом срубил дом и стал там жить. И селение назвали в его честь Верхней Кондратой.


Еще одна легенда уходит корнями в поселок Урал. Будто жила в нем некогда большая семья Кондрата. Его сыновья подросли и стали осваивать новые земли. Первый поселился там, где сейчас расположено село Нижняя Кондрата. А второй утвердился на опушке леса, где текла маленькая речушка, у берез. Сейчас эту поляну с двумя старыми березами называют “иске авыл”. Во время Гражданской войны белогвардейцы расстреляли здесь всех деревенских мужчин. И женщины, проклиная это место, перебрались от него подальше, где теперь и стоит Верхняя Кондрата.


Мы верим – значит, мы живем

Первое, что сразу же бросилось в глаза, едва я оказалась в Верхней Кондрате, выйдя из машины возле правления, это небольшая аккуратная церковь. Сразу видно – новая, ее построили в 1997 году. И нарекли церковью Казанской иконы Божией Матери. Никогда прежде в деревне не было церкви. Молиться ходили в соседнюю Нижнюю Кондрату. А людям очень хотелось иметь свой собственный храм, потому что народ в Верхней Кондрате глубоко верующий. Помог бывший в ту пору председателем колхоза Иван Чалмаев, а еще верхнекондратинцы не постеснялись обратиться за помощью к самому Президенту Минтимеру Шаймиеву.


Активнее других ратовал за открытие церкви в деревне бывший колхозник, а ныне пенсионер Александр Михайлович Турганов. И когда церковь, благодаря общим усилиям, была построена, он стал в ней настоятелем, так сказать, на общественных началах.


Улица имени Ивана Чалмаева

Молодая симпатичная зампредседателя Верхнекондратинского совета самоуправления Галина Новикова с удовольствием показывала мне свою деревню: новую школу, детский сад, магазин, фельдшерско-акушерский пункт, библиотеку. Рассказывала, как была построена новая асфальтовая дорога, отчего в деревне сразу стало чище и уютнее, как загорелся голубым огнем в домах сельчан в 1993 году природный газ. В рассказах Галины то и дело звучало имя Ивана Пантелеевича Чалмаева. Тут же вспомнилось, что в Верхней Кондрате есть улица имени Ивана Чалмаева.


Это был необыкновенный человек – хозяйственный, энергичный, волевой и добрый, коренной житель Верхней Кондраты. В 1991 году Иван Чалмаев стал председателем колхоза “Заря”. Его младший брат Федор, агроном по образованию, работал в то время председателем Нижнекондратинского сельсовета, в который входила и деревня Верхняя Кондрата. С 1997 года в Верхней Кондрате образован собственный совет местного самоуправления. И Федор Пантелеевич его возглавил.


Братья Чалмаевы всегда трудились в тесном союзе друг с другом и многое сделали для развития родного села, особенно Иван, потому что он был старшим и более способным, руководителем от Бога. Люди очень любили и уважали Ивана Пантелеевича. И каким же ударом для всех стала смерть еще не достигшего 50 лет мужчины в 1997 году! Он умер от сердечного приступа, сгорел на работе, не успев открыть, как обещал землякам, новый сельский клуб…


Когда прозвенел школьный звонок?

В 1993 году жители Верхней Кондраты были глубоко опечалены пожаром, дотла уничтожившим здание школы. Учителя буквально рыдали над пепелищем – столько сил и труда они вложили в школу, так любовно и тщательно оборудовали кабинеты, собирали школьную библиотеку, и все насмарку. Сотня ребятишек осталась без крыши над головой.


Настали трудные дни. Дети учились в приспособленных помещениях в две и даже в три смены. Но буквально сразу после пожара был заложен фундамент новой школы и началось ее интенсивное строительство.


Сейчас самое красивое здание в Верхней Кондрате – это двухэтажная кирпичная средняя школа. Она построена всего за два с небольшим года при непосредственном участии Ивана Пантелеевича Чалмаева в 1996 году. В настоящее время в школе обучаются на татарском, русском и чувашском языках около 100 учеников.


Отважный защитник Севастополя генерал Новиков

Кто бывал в Севастополе, наверняка помнит, что самая длинная улица в этом городе носит имя генерала Петра Георгиевича Новикова. Он был командующим обороной Севастополя в 1942 году.


“…И сказал генерал-комсор,


Наш отец Новиков:


– У человека есть лишь


одна родина.


А наша Родина – Россия”.


Это слова из печальной татарской песни, посвященной генералу Новикову, погибшему в годы Великой Отечественной войны. “Комсор” – аббревиатура, которая обозначает: командующий Севастопольским оборонительным районом.


Петр Новиков родом из деревни Верхняя Кондрата.Воевал в Испании и Финляндии, был награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалью “За отвагу”. В сражениях Великой Отечественной войны получил еще один орден Ленина.


…В июне 1942 года дивизия генерал-майора Новикова обороняла первый сектор Севастополя.


“Ему была поставлена задача – в течение двух суток обеспечить удержание плацдарма, – вспоминал маршал Н.И. Крылов. – Но не двое суток продержались войска Новикова, а двенадцать! Честнейший, отважнейший генерал Новиков дрался до последней возможности”.


Генерал с автоматом отбивал атаки врага плечом к плечу с солдатами. Дважды был ранен. Нужно было уходить. И ночью балаклавские рыбаки переправили в лодке Новикова и еще нескольких бойцов. Но в открытом море она была обнаружена фашистским самолетом-разведчиком, который навел на нее свой торпедный катер. Раненый генерал попал в плен. Держался он с достоинством. Комендант Симферопольской тюрьмы, куда немцы перевели Новикова из госпиталя, однажды непроизвольно отдал ему честь…


Весной 1944 года генерала вместе с другими пленными взял на свои торфоразработки немецкий бюргер. Он любил издеваться над людьми, ненавидел гордого генерала. На попытку немца ударить его Петр Новиков ответил молча, но веско… Труп бюргера закопали во рву. Узнав об этом, фашисты забили насмерть отважного генерала и сожгли его в крематории Флиссенбургского лагеря…


Трактористки Паша и Маша

Жительница Верхней Кондраты Прасковья Андреевна Иванова родилась в бедной семье. Настолько бедной, что даже никакой одежонки, чтобы ходить в школу, у девочки не было. С 12 лет Паша стала работать в колхозе. Сильной, рослой и серьезной девушке доверяли пахать землю на лошади.


Перед самым началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года Прасковья вместе со своей подругой Марией Мельниковой уехала в Ивановскую область на торфяные разработки.


А в ноябре обе девушки были отправлены в Билярск на курсы трактористов. Ранней весной 1942 года подруги Паша и Маша уже вовсю трудились на колхозных полях. Правда, трактор им пока не выделили, все тракторы в то время “воевали” на фронте, так что девушки поначалу были плугарями.


После войны обе молодые женщины стали работать на тракторе “Универсал” мощностью в 20 лошадиных сил. Уходили на работу, когда солнышко едва вставало, а приходили с поля, когда оно уже закатывалось. И холодно было, и голодно. Кабина на тракторе тогда не полагалась, так что от ветра и дождя спрятаться было негде. В случае поломки машину приходилось ремонтировать самим, прямо в поле.


Прасковья, закончив курсы, стала бригадиром тракторной бригады и работала до 1957 года. Работала бы, возможно, и дольше, но детей нужно было воспитывать. Прасковья Андреевна вырастила шестерых. Правда, в трактористы никто не пошел.


А вот у Марии Мельниковой два сына – Сергей и Геннадий – стали комбайнерами. Иной раз смотрит Мария Михайловна, как управляются ее сыновья с машинами, как порой ругаются, что старые агрегаты, что запчастей не хватает, и посмеивается. Мол, вас бы, ребятки, посадить на тот допотопный, всеми ветрами продуваемый трактор, на котором я когда-то работала, что бы вы тогда сказали…


Не перевелись еще умельцы на селе

День клонился к закату, с пастбища, призывно мыча, возвращались сытые коровы, и каждая безошибочно находила свой дом, свою хозяйку. Вот одна пятнистая буренка потерлась об угол красивого опрятного дома. Я невольно залюбовалась резными наличниками, узорчатыми воротами, необычным, явно сделанным мастером высокого класса забором и толкнула калитку…


Здесь живет Петр Семенович Иванов, которого вся деревня почитает как великолепного плотника. Дом себе он сам срубил и не раз помогал односельчанам. И даже в другие деревни его приглашали. Почему бы не помочь соседям, коль голова и руки на месте. Но Петр Иванов – натура творческая, ему хотелось строить не только добротно и качественно, но и красиво. Узоры деревянных кружев в его голове зарождались сами собой. Вот идет иной раз по полю, сорвет какой цветочек или травинку, полюбуется живым рисунком природы, а потом, глядишь, вырежет этот узор на оконном наличнике, или на шкафу, или на полке для посуды. Пробовал Иванов и с металлом работать, металлические кружева резал – получалось смело, оригинально, красиво.


Увы, годы идут, уже далеко за 70, так что теперь все реже и реже приходится заниматься любимым ремеслом. Но выросли дети, подрастают внуки. Авось дедовы гены кому-нибудь и передались, надеется Петр Семенович.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще