В эти дни исполняется 160 лет с момента учреждения в Казани губернского попечительства детских приютов. До сороковых годов позапрошлого века надзора за сиротами в нашем крае не было. Попытки исправить положение со стороны видных общественных деятелей предпринимались неоднократно. Об этом рассказывают документы, хранящиеся в Национальном архиве РТ.
Инициатива создания в Казани детского приюта принадлежала купцу Крупеникову. Александр Леонтьевич пожертвовал на это три тысячи рублей в 1839 году. Деньги были положены в банк под проценты. Три года спустя в Казань прибыл новый военный губернатор генерал от инфантерии Сергей Павлович Шипов, и идея о приютах получила при нем дальнейшее развитие. В Казань были доставлены необходимые для открытия приютов положения и уставы, наброски учебных программ, рисунки одежды.
Главной задачей попечительства современникам представлялась забота о детях без различия сословия и вероисповедания. Согласно положению о приютах во главе губернского попечительства стоял губернатор, а действительными его членами являлись губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, директор народных училищ, председатель губернской Земской управы, городской голова, попечители приютов.
Первый детский приют открылся в Казани 11 января 1844 года на пожертвования купца Крупеникова, а также казанского городского головы С.Александрова и мамадышских купцов Щербакова и Таганова. Приют получил название Николаевского. Первоначально назначением приюта было обучение мальчиков грамоте, а девочек – рукоделию. Приют был рассчитан на 50 мест, но в течение первых месяцев его существования в приют поступило 80 детей, многие из которых были круглыми сиротами, родные же других жили в отдаленных слободах и были крайне бедны, а значит, и не в состоянии достойно воспитывать своих отпрысков.
Через два года стараниями первой попечительницы приюта Анны Евграфовны Шиповой и за счет все того же Александра Крупеникова при приюте было открыто отделение на 25 детей.
Тем не менее одного подобного детского учреждения для такого крупного города, как Казань, конечно же, было недостаточно. И в 1845 году казанский купец 1-й гильдии Крупеников жертвует еще пять тысяч рублей на учреждение Александровского приюта на 100 детей.
Но и это не все. Несколькими месяцами раньше, в декабре 1844 года, был основан мусульманский детский приют. Его основателями были глава Казанского татарского общества купец 1-й гильдии и потомственный почетный гражданин Ибрагим Губайдуллович Юнусов и его брат Исхак Губайдуллович. Впоследствии Юнусовы построили для приюта дом и передали в его собственность лавку на Сенной площади.
Всего в трех казанских приютах в 1912 году воспитывалось 170 детей.
Архивы свидетельствуют, что расписание дня во всех приютах было примерно одинаковым. Дети вставали в семь часов утра, завтракали и шли на уроки. В 12 часов обедали. Затем все отправлялись на прогулку, с двух до четырех часов дня дети работали по хозяйству, затем пили чай и отдыхали до шести часов вечера. После чего готовили уроки, ужинали и в девять часов вечера шли спать.
На занятиях воспитанники обучались чтению, письму и арифметике по программе начальных народных училищ. А кроме этого – кройке и шитью, вязанию, вышивке, плетению кружев, рисованию по атласу и дереву. Нередко на уроках труда дети выполняли частные заказы, выручка от которых шла в фонд приюта.
Однообразие приютских будней, несомненно, скрашивали устраиваемые на частные пожертвования детские праздники, рождественские елки, катание на лошадях в Масленицу, летние прогулки по Русской Швейцарии и плавание на лодке по Кабану. С 1912 года каждое лето воспитанницы Николаевского приюта выезжали на дачу в Верхний Услон на средства попечительницы Марии Щетинкиной.
Конечно, наряду с праздниками были и проблемы. Не всегда и не на все хватало средств. А иногда случались и трагедии, как, например, 14 августа 1848 года, когда дом Александровского приюта был полностью уничтожен большим пожаром, впрочем, как многие здания в городе.
Благодаря пожертвованиям казанцев и жителей губернии новое здание приюта было отстроено менее чем за пять лет. Оно оказалось большей вместимости и лучше приспособлено для своего назначения. А вообще, представители имущих слоев казанского общества не оставляли без внимания сиротские приюты. Многие из постоянно жертвующих средства казанцев становились почетными членами попечительства. Среди них были известные и уважаемые люди города – Ольга Александрова-Гейнс, Николай Унженин, Ахметзян Сайдашев и многие другие.
Деятельность попечительства не ограничивалась только губерским центром. В конце XIX века детские приюты открылись в Чистополе и Чебоксарах.
Попечительство детских приютов просуществовало до 1917 года. Как известно, после Октябрьской революции были созданы новые учреждения для сирот: на смену приютам пришли детские дома и интернаты, но социальная проблема сирот осталась. И сегодня перед российским обществом вновь остро стоит вопрос детской беспризорности. Хочется верить, что накопленный опыт прошлых лет поможет решить и эту проблему.
Ольга ФЕДОТОВА.
Сотрудница Национального архива РТ.