“Спасские сказания”

В издательстве “По городам и весям” (Казань) вышла книга о прошлом и настоящем города Болгар и Спасского района.

information_items_1347369293

В издательстве “По городам и весям” (Казань) вышла книга о прошлом и настоящем города Болгар и Спасского района. Это коллективный труд – авторами стала группа профессиональных историков и журналистов, спонсором и, так сказать, духовным наставником выступила администрация Спасского района.


Мекка и Медина мусульман России

Празднование первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Спасске.О Булгаре, древнейшем центре цивилизации на Волге, написано немало статей, брошюр, издано научных трудов. Нет, наверное, у нас в республике человека, который хотя бы раз не посетил эту поволжскую Мекку и Медину всех мусульман России. Побывать в Булгаре и поклониться памяти предков – все равно, что совершить малый хадж.


Столица Волжской Булгарии, пережившая второй расцвет в эпоху Золотой Орды (все сохранившиеся памятники Булгара относятся именно к этому времени) окончательно потеряла свое политическое значение в 1435 году после похода рязанского князя Василия Пестрого. Закамье тогда изрядно обезлюдело.


Но с середины ХVII века оно вновь начинает заселяться (и очень быстро), что, прежде всего, было связано со строительством Закамской засечной черты, которая возводилась по велению царя Алексея Михайловича с 1652 года. Сюда стали переселять служилых людей, стрельцов, пленных поляков, крестьян – русских, татар, чувашей, мордву.


В 1781 году образовался Спасский уезд с центром в небольшом городке Спасск, который расположился в уютном месте при впадении реки Бездны в Волгу. Земли оказались в руках именитых дворянских родов.Так здесь появились знаменитые помещичьи усадьбы Молоствовых, Лихачевых, Толстых, Сазоновых, Бутлеровых, Арбузовых, Мусиных-Пушкиных, Блудовых, Трубниковых… Что ни имя, то легенда, сюжет для целого романа. К этому времени относится и возникновение большинства сел Спасского уезда: Никольское, Красная Слобода, Кузнечиха, Бездна. Ну, а коль появились русские селения, то начали строиться и православные храмы. Причем возводились они, как правило, на средства местных помещиков и по проектам очень известных, в основном петербургских, архитекторов.


После революции церкви были закрыты, разорены, долгое время храмы пустовали или служили складами и другими подсобными помещениями. И лишь со второй половины 90-х годов ХХ века началось возрождение храмов. Сейчас на спасской земле восемь православных храмов – большим числом не может похвастать ни один район Татарстана. Что касается мечетей, то одна из них действует в центре города Болгар, мечети имеются и во многих татарских селениях Спасского района: Иске Рязяп, Средние Юрткули, Степные Юрткули, Тахтала, Каюки, Тукай. Примечательно, что татарские поселения Спасского края (Ямбухтино, Чечекле, Измери, Иске Рязяп) возникли примерно в то же время, что и русские. У этих сел свой национальный колорит, но чем всегда отличались жители двух основных, в количественном плане, народов района (татары и русские), так это завидным миролюбием и уважительным отношением друг к другу.


И вот именно этот своеобразный пласт – историю района сквозь призму дореволюционной славянской культуры в комплексе с современными традициями народов, проживающих здесь, прежде всего татар, которых здесь проживает 30 процентов, попытались осветить авторы книги “Спасские сказания”. Немного суховатые, но абсолютно правдивые, содержащие в себе полновесную фактуру очерки (их готовили профессиональные историки) гармонично сочетаются с художественно-публицистическими материалами журналистов, рассказывающими о современном городе Болгар, о селах Спасского района, о людях, достижениях, проблемах.


Конечно, газетная статья не может дать полного представления о книге, но может заставить ее прочитать. Давайте совершим небольшую экскурсию по некоторым страницам “Спасских сказаний”. А если вам захочется это сделать детальнее – возьмите в руки книгу.


Помещичий край

Почему территория Спасского района была заселена в основном русскими? Вот как отвечают на этот вопрос профессиональные историки. Плодородные земли вдоль Волги, служившей к тому же отличным транспортным путем, были очень привлекательны. И дворяне добивались, чтобы им пожаловали эти земли, и заселяли их в основном крестьянами из центральных районов России.


БЛУДОВЫ – старинный русский дворянский род. Его первый представитель – Федор Блудов – в конце ХV века был служилым человеком при великом князе московском Иване III. Блудовы входили в состав столичного и провинциального дворянства, владели богатыми поместьями в окрестностях Ярославля. В середине XVIII века ярославский дворянин Яков Романович Блудов женился на дочери казанского помещика Саввы Новикова Фекле, которая получила в приданое Танкеевку в Спасском уезде. После смерти Якова Блудова владения перешли к сыну Николаю, затем к внуку Дмитрию. Дмитрий Николаевич Блудов был одним из самых влиятельных государственных деятелей Российской империи с 1830 года и до конца царствования Николая I. На средства Блудова в 1859 году в Танкеевке была построена очень дорогая и необыкновенно красивая Троицкая церковь.


Это самое большое церковное здание в Спасском районе. Можно бесконечно долго любоваться его красотой и совершенными формами. Представьте: восьмистолповый храм из красного кирпича высотой 32 метра, не считая колокольни. Церковь в Танкеевке строилась по проекту знаменитого архитектора К. Тона (одно из самых выдающихся его произведений – храм Христа Спасителя в Москве).


МУСИНЫ-ПУШКИНЫ. Михаил Николаевич, представитель очень древнего дворянского рода, родился в Бездне в 1795 году. Получил прекрасное воспитание и образование, посвятил себя военной карьере, а после выхода в отставку в 1821 году поселился в своем бездненском имении. В 1827 году он был назначен попечителем Казанского учебного округа, в этой должности пробыл 18 лет. В его ведении были все учебные заведения Поволжья, Урала, Западной Сибири, в том числе Казанский университет. В 1845 году Михаил Николаевич стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Он сыграл выдающуюся роль в развитии российского востоковедения. Между тем Бездна после его отъезда перестала быть “дворянским гнездом” Мусиных-Пушкиных, имением руководили управляющие, и знаменитые события в Бездне 1861 года случились без участия Мусиных-Пушкиных. После смерти отца Михаил Михайлович Мусин-Пушкин продал поместье в Бездне крупным землевладельцам Родионовым.


…Антоновка – так называется сегодня Бездна в честь руководителя происшедших здесь кретьянских волнений Антона Сидорова. Это довольно большое село, в котором проживает более 700 человек. Вид на Антоновку открывается с высокого косогора. Силуэты приземистых домов скрываются за деревьями, но еще издалека среди них выделяется необычная для современного села постройка – белое высокое здание с колоннами. Это бывший барский дом, в котором, что сейчас встречается редко, до сих пор находится школа.


ЛИХАЧЕВЫ. В 1692 году стольник Федор Змеев стал владельцем деревни Полянки. Затем она отошла к его супруге, княгине Борятинской, пережившей мужа. В 1745 году ее внучка сочеталась браком с сержантом лейб-гвардии Семеновского полка Логином Ивановичем Лихачевым. Он стал родоначальником казанской ветви рода Лихачевых, который ведет свою историю в России еще с 1426 года.


В 1783 году в Полянской усадьбе прочно обосновалась семья сына Логина Ивановича, Александра Лихачева, который занялся собиранием книг, это он положил начало большому книжному собранию Лихачевых. Его внук Федор Семенович Лихачев женился на Глафире Ивановне из рода Панаевых (казанского рода, который дал двух известных литераторов). Федор Семенович, хотя и прожил недолго, успел продолжить традицию деда в собирании книг. А еще он коллекционировал оружие и курительные трубки… Его старший сын Иван Федорович Лихачев был блестящим военным офицером, участвовал в Крымской войне, получил звание контр-адмирала и стал полным кавалером орденов Св. Станислава, Св. Анны, Святого Александра Невского и Белого Орла, кроме того, он был обладателем ряда престижных иностранных наград. Выйдя в отставку, остался жить в Париже. Не имея семьи, посвятил себя изучению языков, археологической и исторической науке. Иван Федорович с удовольствием посещал археологические курсы и конференции, знакомился с известными европейскими и российскими исследователями. Особое значение придавал открытию провинциальных музеев в России. Во многом благодаря стараниям Ивана Федоровича в Казани был открыт Казанский городской научно-промышленный музей. После смерти Андрея Федоровича именно Иван Федорович приобрел у вдовы брата уникальное собрание ее мужа и передал городу для создания музея. За этот дар Иван Федорович Лихачев получил звание почетного гражданина Казани. И перед входом в музей была помещена мраморная доска с именем щедрого дарителя. И.Ф.Лихачев умер в Париже, но по завещанию был похоронен на монастырском кладбище в Свияжске. Вместе со свияжским кладбищем памятник вице-адмиралу И.Ф.Лихачеву был уничтожен в 1929 году.


Андрей Федорович Лихачев – знаменитый антиквар, воспринявший коллекционирование как жизненную стезю. Его библиотека по археологии считалась лучшей в Казани во второй половине ХIХ века. Для пополнения своей коллекции Лихачев сдружился с антикварами Казани, Москвы, Петербурга. Многие приобретения он делал в заграничных поездках по Италии, Франции, Германии. Андрей Федорович брал уроки рисования у И.И.Шишкина, копировал полотна в Эрмитаже, вошел в круг художников и создавал собственную коллекцию картин, значительную часть которой составляли полотна итальянской, голландской, фламандской и других европейских школ. “Русская” часть его собрания была представлена произведениями Левицкого, Тропинина, Перова и других известных художников. Собирал он и памятники древности. Можно сказать, именно А.Ф.Лихачев открыл научному миру булгарскую культуру во всем ее многообразии и богатстве.


…От былого величия и красоты барского дома, от огромного сада ничего не осталось, только церковь. Покровскую церковь на крутом берегу Волги на свои средства возвел Логин Иванович Лихачев. Жители Полянок очень хотели восстановить церковь. Долго пришлось хлопотать, и 17 октября 2001 года храм был освящен, здесь начались службы. До полного восстановления, конечно, еще очень далеко, но огонек жизни горит. И это рождает надежду. Здесь, в церковной ограде, находятся склепы владельцев села, помещиков Лихачевых. Среди них и могила Андрея Федоровича Лихачева.


МОЛОСТВОВЫ. Для пред-ставителей этого древнего русского дворянского рода спасская земля оказалась очень благодатной, они тут необычайно расплодились и расселились по многим селам. А вообще впервые в Спасском уезде Молоствовы объявились в 90-е годы XVII века, когда Ивану Ивановичу Молоствову с племянниками были пожалованы земли от реки Утки до села Пичкассы. Это были заброшенные земли, но Молоствовы повели себя по-хозяйски, рачительно, с их легкой руки друг за другом появлялись новые села. И многие из них носили имена и фамилии своих основателей: Молоствовка, Христофоровка, Порфировка. Но самыми крупными, известными и именитыми (по сей день) были, пожалуй, Никольское и Три Озера (его второе, а может, первое название – Рождественское). В 70-е годы XVIII века, например, в Трех Озерах насчитывалось аж пять владельцев, имевших “молоствовские” корни.


Молоствовы были, пожалуй, самым влиятельным дворянским родом не только в Спасском уезде, но и в губернии. Из их числа вышло немало губернских и уездных предводителей дворянства.


Система управления поместьями у Молоствовых была традиционной для крупных помещичьих хозяйств России. Барин, как правило, зимой жил в Казани или в Петербурге, летом приезжал в имение. Имениями руководили управляющие, стоящие во главе контор. В их обязанности, кстати, входило и наказание крестьян. Эту задачу управляющие Молоствовых, по всей видимости, исполняли очень рьяно, ибо крестьяне то и дело бунтовали, поджигая барские поместья. Сколько раз, например, горели усадьбы в Трех Озерах, сколько крестьян было отправлено на каторгу.


В селе Три Озера живет учительница (сейчас она пенсионерка) Анна Ивановна Избранова. Ее отец Кузьма Истопленников в начале прошлого века слыл бунтарем, за неповиновение управляющему был отправлен на каторгу в архангельские леса. Правда, потом он оттуда благополучно вернулся, женился и прожил в Трех Озерах почти до 90 лет.


Кроме доходов от земледелия, Молоствовы получали также неплохие барыши от суконной и полотняной фабрик, хозяйств по разведению крупного и мелкого рогатого скота, мукомольных мельниц, поташного производства, рыбной ловли и, конечно, от знаменитого конного завода по выращиванию элитных орловских рысаков, который и сейчас является главной достопримечательностью села Никольское.


Забытый Спасск, утонувший Куйбышев, возродившийся Болгар

Уездный купеческий городок Спасск, в 30-е годы переименованный в Куйбышев, как легендарная Атлантида, сейчас покоится под водой. Куйбышевское водохранилище запросило Спасск в жертву (как и уездный Ставрополь на Волге, ставший городом Тольятти). А какие здесь были старинные дома, какие вокруг зеленели луга, какие жили люди!


“И площадь, площадь… велика,
Кругом не видно ей границы.
И слышно: осенью на ней
Чужак заезжий из столицы
Успешно ищет дупелей”.


Это знаменитый русский поэт Некрасов с легким сарказмом писал в поэме “Несчастные” о своих впечатлениях от Спасска, в самом центре которого ему довелось охотиться на диких уток (именно Некрасов был тем самым чужаком). Под водой покоится и Спасский затон, где располагалось знаменитое на всю Волгу пароходное общество “Кавказ и Меркурий”. Под водой и многие другие населенные пункты Спасского района…


Но не будем о грустном, что сделано – того не вернешь. Зато есть нынешний Спасск – Болгар. По меркам городов он очень молод – люди сюда стали переселяться из зоны затопления в начале 50-х годов прошлого века. Город живет, строится, растет. Он не похож на прежний Спасск, не похож на социалистический Куйбышев. У него свое лицо.


Леонид АБРАМОВ,
Людмила КАРТАШОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще