7 августа 2020  12:43
Распечатать

«Углы» есть, а «пироги» — будут!

Опубликовано: 29.04.2008 0:00

В Набережных Челнах справил новоселье Музей истории города.

Создан он был еще в 1973 году, в начальный период строительства КамАЗа, но все это время ютился в приспособленных помещениях, хотя его фонды постоянно пополнялись новыми экспонатами. Сегодня их количество перевалило за 40 тысяч. Проблему решает переезд в здание бывшего кинотеатра “Чулпан”, реконструкция которого обошлась местному бюджету и спонсорам в 28,5 млн. рублей.

— Перед нами стояла задача, — рассказывает директор фирмы “Челныпроект” Вячеслав Нилов, — перестроить здание так, чтобы увеличить его площадь в два раза. Этого удалось достичь благодаря двухуровневой организации его внутреннего пространства. С другой стороны, необходимо было сохранить остов здания и прилегающую к нему площадь, поскольку они сами по себе являются историческими. В зале кинотеатра проходили первые производственные совещания с участием руководства республики и страны, на которых вырабатывалась стратегия строительства КамАЗа и города.

— Первопроходцы, возводившие автогигант, отличались особым духом, — подчеркнул на церемонии открытия нового объекта культуры мэр города Ильдар Халиков. — Музей — подарок этому поколению челнинцев. Молодежь должна знать о трудовом подвиге на Каме, хорошо представлять и прошлое родного края.

— Бывает маленький город и у него маленький музей, а бывает и большой город с маленьким музеем, — продолжил, подойдя к микрофону, первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов. — А большому городу нужен большой музей! Такой, какой появился в Набережных Челнах, чья история вершилась и вершится на наших глазах.

Московские гости, и среди них заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, депутаты Госдумы Григорий Ивлеев и Елена Драпеко, вместе с хозяевами музея совершили экскурсию по его экспозиции.

— Насколько адекватно отражены в ней двадцатый век, камазовская эпопея? — поинтересовался я у коренного челнинца, заслуженного строителя РФ и РТ Марата Бибишева.

Марат Шакирович, как всегда, обошелся без дипломатии:

— Из поля зрения сотрудников музея совершенно выпали 30-е годы прошлого века — очень важный период в истории Челнов, когда они стали городом, приобрели экономическую самодостаточность. Стали даже своеобразным “центром самолетостроения”. Как известно, половина деталей летательных аппаратов тогда изготавливалась из дерева. На лесозаводе “Республиканец” было налажено производство заготовок из древесины так называемого нулевого сорта, то есть самой высшей кондиции, которые отправлялись на авиазаводы страны. К сожалению, летом 1944 года лесозавод сгорел. Жара стояла страшная. Огонь едва не перекинулся на город. Мне уже было 14 лет, на всю жизнь запомнил тот страшный день. По своему масштабу это бедствие аналогично пожару на заводе двигателей КамАЗа в 1993 году.

Вот такие полные драматизма события в истории города, когда проявляется его характер, который не сломить испытаниями, и заслуживают в первую очередь внимания исследователей, считает М.Бибишев. Нужны настоящие артефакты, а не муляжи, используемые для воспроизведения бытовых сценок столетней давности. Самовары в старину везде были одинаковые, выставив их рядами на полках, не воссоздать лица именно этого города.

Обиды творца истории автограда смягчили рассуждения автора проекта реконструкции здания музея Вячеслава Нилова:

— Что касается архитектурно-строительной части, реализованы все задумки. Есть резерв площадей для запасников музея, есть необходимый комплекс инженерного оборудования. Но не зря существует пословица: красна изба не углами, а пирогами. Вкус “пирогов”, то есть качество, структура экспозиции, конечно, будет совершенствоваться. Главное, что теперь у работников музея для этого стало больше возможностей.


Автор статьи: ЖИГУЛЬСКИЙ Владимир
Выпуск: № 87(26204)


Добавить комментарий

nazaccent.ru 06.08.2020

«Татары: верность традициям, уверенность в будущем»*

Обсуждаем статью Президента Рустама Минниханова....
2460
06.08.2020

В центре столицы появится тоннель

Тоннель, соединяющий Булак с набережной озера Кабан под фонтанной площадью театра Камала, появится в Казани....
2140
Фото автора 06.08.2020

Молодёжные идеи принимаются…

Зачем необычный автобус под названием «Время молодых» путешествует по всей республике...
2680
САМУРАЙ1 06.08.2020

Японская головоломка

«РТ» публикует историческую хронику последних месяцев Второй мировой войны....
2720
IMG_6355 06.08.2020

Притяжение лодочной станции

«Счастливого плавания!» Таким тёплым пожеланием на ярком баннере провожают лодки, катера, которые один за другим пересекают контрольный пост лодочной станции в Чистополе, стремительно направляясь на камские просторы....
2750
  • Мнение

    Сергей ИВАНОВ, председатель Госкомитета РТ по туризму:

    ИВАНОВ

    Турпоток упал до 30–35 процентов от показателей прошлого года, а иностранцев после введения режима самоизоляции не стало вообще. Отели загружены только на четверть своих возможностей. Отрадно разве лишь то, что москвичи и петербуржцы рассматривают поездку в Татарстан как альтернативу европейским странам.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    3 августа

    Николай Михайлович Атласов (1976), депутат Госсовета Татарстана.

    Лима Галиевна Кустабаева, директор культурного центра «Сайдаш», народная артистка России.

    Айдар Саитгараевич Салимгараев (1971), руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.

    Денис Васильевич Улесов (1975), гендиректор Центра информационных технологий Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров