11 апреля 2021  16:23
Распечатать

Потратить деньги нужно с умом

Опубликовано: 18.10.2005 0:00

information_items_1347367031

По поводу крайне невысоких зарплат медиков и учителей шутили еще главные персонажи советской кинокомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».


С тех пор ситуация изменилась лишь в худшую сторону — в 90-х кризис сильнее всего ударил по этим профессиям, низведя уровень зарплат в них занятых до полного неприличия. На столь безрадостном фоне прозвучавшее недавно обещание Владимира Путина повысить оклады отдельных категорий медиков и педагогов на суммы, которые и во сне им не снились, выглядит какой-то ирреальной, но страшно сладкой сказкой, обещающей обратиться в быль. Пожалуй, так бы все и было, если бы не одно уточнение Президента, прозвучавшее для многих, как приговор: зарплаты вырастут не у всех.


Вообще планы Правительства сразу после того, как были озвучены, вызвали в обществе, и особенно в среде самих медиков и учителей, множество самых разных вопросов. Учитывая опыт последних лет, можно точно сказать — это дурной знак. Особенно если вспомнить те же законы о страховании автогражданской ответственности и о монетизации льгот.


Сегодня в планах Правительства значительное — на пять тысяч рублей медсестрам и на десять врачам — увеличение заработных плат в медицине. Учителям тоже помогут, но опять же избирательно — лучшим школам и лучшим педагогам. Цели вроде бы благие — в медицине планируется ликвидировать жесточайший кадровый голод на тех должностях, где специалисты из-за низких зарплат работать фактически отказывались, особенно в бесплатных поликлиниках. В образовании хотят создать условия для увеличения у педагогов мотивации к улучшению качества обучения учащихся, к повышению учителями собственной квалификации.


Однако, задумывая какие-либо реформы, необходимо учитывать самые различные нюансы и тонкости той сферы, в которой они будут проводиться, так как именно при столкновении с ними многие хорошие задумки впоследствии начинают соответствовать поговорке: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». И случай с повышением оплат отдельным категориям врачей и учителей здесь не исключение.


Сначала о медиках. Огромный водораздел, по сути дела, пропасть в уровне зарплат, неизбежно поделит коллективы на две части, одна из которых превратится в людей второго сорта. И эта категория обиженных напрочь лишается всяких стимулов к труду, к повышению квалификации и качества своей работы. От людей, наблюдающих каждый день своих куда более преуспевающих коллег, можно ожидать чего угодно — от тихого саботажа до вымещения злости на больном. А ведь они будут работать с нами и нашими детьми.


Но если о психологической атмосфере в коллективах медиков остается только догадываться, то неизбежность исхода из больниц и поликлиник врачей, которым не подняли зарплату, можно гарантировать с полной уверенностью. Через год-два оголится другой фланг врачебного фронта, чтобы прикрыть который сюда опять придется в пожарном порядке бросать финансовые резервы.


На прошлой неделе министр образования Андрей Фурсенко заявил о том, что деньги, которые выделяются бюджетом со следующего года в значительно больших объемах, предполагается отдавать в первую очередь «хорошим» школам и «хорошим» учителям. Главный критерий и для тех, и для других — качество обучения учащихся. У учителей сразу возник вопрос: а как же быть с сельскими школами? Ведь такая методика распределения денег обрекает их на дальнейшее полунищенское существование. Но и в городе при более внимательном рассмотрении появится немало проблем. Как известно, школы у нас в основном построены по принципу: на каждый микрорайон — по учебному заведению. Представим себе, что часть школ попадает в разряд «хороших» с вытекающим из этого уровнем финансирования, другой части везет меньше. На практике это будет означать, что дети, которым не повезло с местом жительства, будут получать худшие знания, нежели их сверстники из соседнего микрорайона. Соответственно, в лучшие школы перетекут и самые высококвалифицированные педагоги. А кто будет работать в остальных учебных заведениях и чему будут учить там? Те школы, которые не оказались в числе успешных и богатых, попадут в замкнутый круг худших и бедных: для того, чтобы стать лучше, нужны деньги, а деньги будут лишь после того, как станешь лучше.


Кроме этого, если речь пойдет о выделении школам реальных денег за качество образования, то вся логика нашей жизни подсказывает: это приведет лишь к поголовному завышению оценок знаний учащихся. Ведь даже сейчас известно очень много случаев, когда ради красивых показателей «четверки» и «пятерки» ученикам «рисуют». Не лучше ли сначала направить деньги на самое жизненно необходимое для школ, чтобы избавить учителей от позорной необходимости взимать с родителей поборы, а последних — их платить? То есть просто выйти на стопроцентное финансирование учебных заведений, которое необходимо как воздух каждой школе — и успешной, и не очень, и городской, и сельской.


Вопросов, увы, пока гораздо больше, чем четких и внятных ответов на них. Абсолютно не являясь сторонником уравниловки, все-таки думаю, что вопросы распределения денег в здравоохранении и образовании продуманы явно недостаточно, и прилив средств в эти сферы, как это ни парадоксально, может даже ухудшить ситуацию. Ведь деньги не только зарабатывать, но и тратить надо стараться с умом.


[uptolike]
Автор статьи: ВОСКРЕСЕНСКИЙ Павел
Выпуск: № 208 (25544)


Добавить комментарий

ОБСЕРВАТОРИЯ 11.04.2021

Курсом на астропарк «Сириус»

Уже осенью загородная обсерватория КФУ обзаведётся выставочным залом и гостиницей/...
1120
пво 11.04.2021

Надёжный щит Родины

В стране 11 апреля отмечается День войск противовоздушной обороны....
1750
ветераны 09.04.2021

Специально обращаться за выплатой не требуется

По десять тысяч рублей получат ветераны – инвалиды и участники Великой Отечественной войны к 76-й годовщине Победы....
5300
андрей-кондратьев2 09.04.2021

Автоматику протестируют

Стартовала подготовка к общероссийской тренировке по использованию Государственной автоматизированной системы «Выборы». В ней участвуют все 85 регионов страны, включая Татарстан....
4730
музей-соцбыта 09.04.2021

Они сделали нашу державу передовой

Предметами мебели, принадлежавшими легендарному конструктору ракетно­-космических систем Сергею Королёву, пополнился Музей социалистического быта в Казани....
6640

Мнение

Эльмира ЗАРИПОВА, министр труда, занятости и социальной защиты РТ:

эльмира-зарипова2

Татарстанцы всё охотнее решаются на третьего и последующих детей – ежегодно численность многодетных увеличивается на один­-два процента. В республике уже больше 40 тысяч многодетных семей, хотя в 2016 году было около 30 тысяч. При этом их поддержка остаётся приоритетом для государства: сумма выделенных средств в сравнении с 2020 годом выросла на 11 процентов – до 15,7 миллиарда рублей.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    12 апреля

    Муслих Мансурович Ситдиков (1968), управляющий делами Аппарата Президента Татарстана.

    Найля Асгатьевна Фатехова, композитор, заслуженная артистка России и Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров