5 декабря 2020  9:06
Распечатать

Авиастроительный район: десять шагов становления

Опубликовано: 20.07.2004 0:00

Как быстро летит время! Кажется, еще вчера вот так же мы сидели за столом друг против друга: чуть слышно стрекотал диктофон, и Фоат Ибатуллин, только-только назначенный главой администрации нового Авиастроительного района Казани, слегка волнуясь, давал интервью. А ведь прошло с той поры десять лет. Для истории, конечно, срок небольшой. А вот для жителей района…


Авиастроительный сильно изменился за эти годы. Конечно, в лучшую сторону. Так что решение о его образовании, вызвавшее в свое время массу споров и сомнений, сегодня кажется единственно правильным и необходимым.


И все эти непростые годы вместе с районом, разделяя радости и невзгоды, был его нынешний глава администрации Фоат Ибатуллин, выпускник Казанского авиационного института.


— Еще до назначения руководителем района вы, Фоат Гумарович, хорошо знали его проблемы, нужды людей. Знаю, что начинали-то трудовой путь мастером на КАПО имени Горбунова. Это помогло на новой должности?


— Без этих знаний было бы очень сложно управлять жизнью такого специфического района. Напомню, образован он был в 1994 году постановлением Верховного Совета Татарстана. Требовалось разукрупнить слишком большой и неповоротливый для управления Ленинский район. И потом, кто помнит, ситуация в те годы в стране в целом была нестабильной, социальное напряжение достигло критической точки: заводы закрывались, росло число безработных, а работающие месяцами не получали зарплату. Авиастроительный район сосредоточил на своей территории практически весь комплекс казанских авиационных предприятий, и общегосударственные проблемы перехода от одной системы общества к другой здесь проявились особенно остро. Некогда мощные и богатые заводы, содержавшие на своем балансе массу объектов соцкультбыта, жилья, по сути, «командовавшие парадом» в районе, обеднели, растерялись, сами оказались в роли просителей. Надо было срочно что-то предпринимать. В такой непростой период и был создан район.


— В те времена было модным слово «конверсия» — переход от производства оборонной продукции к гражданской. Насколько плотно она коснулась предприятий Авиастроительного района, помогло ли это решить наболевшие проблемы «оборонки»?


— Да, в средствах массовой информации говорили и писали тогда о конверсии много, связывая с ней большие надежды. К сожалению, жизнь показала, что на 95 процентов конверсия осталась только на словах и на бумаге. Да и нелепо, согласитесь, заставлять элитную самолетостроительную промышленность переквалифицироваться на изготовление кастрюль или тележек. Да и обидно терять наработанную десятилетиями квалификацию. Вспоминаю, как кошмарный сон, время, когда люди по полгода не получали зарплату, ее выплачивали капустой, мукой, крупой, жилищно-коммунальными услугами, оплатой за детсад. Так что настроение у народа было хуже некуда. И нам, чиновникам, тоже непросто было каждый день встречаться с обозленными, обиженными людьми. Главной проблемой того времени, конечно же, были задержки с зарплатой, которая тянула за собой целый воз острых социальных противоречий. И их нужно было решать не мешкая. Камнем преткновения были также дороги, освещение, транспорт. Очень трудно было добраться до Сухой реки, до поселка Северный — туда ходило всего три автобуса. Обозначились проблемы со школами, многие из них закрыли из-за неудовлетворительного технического состояния. Отсутствовали многие объекты социального обслуживания. Так получилось, что почти все эти учреждения остались за пределами нового Авиастроительного района: и отдел образования, и ЗАГС, и бюро труда и занятости, и военкомат, и госсанэпиднадзор, и милиция, и прокуратура. Даже у администрации не было собственного здания — располагалась она на территории Ново-Савиновского района. Неудивительно, что порой приходилось и дневать, и ночевать на работе. Семья не помнила, как выгляжу, о свободном времени и увлечениях пришлось начисто забыть. Осталось одно увлечение — работа.


— Как бы то ни было, район состоялся и на фоне других выглядит как равный: экономическая, социальная обстановка стабилизировалась, предприятия работают и выпускают продукцию, кошмары с зарплатой остались в прошлом, появилась своя социальная инфраструктура, и теперь не нужно ходить лечить зубы за тридевять земель, как было.


— В самом деле, сегодня у нас никто не ходит на территорию другого района за той или иной услугой, потому что есть все собственное. Мы построили прекрасную стоматологическую поликлинику на 325 посещений в смену для детей и взрослых, в поселках Северном, Кадышево открыли современные амбулатории. За десять минувших лет заасфальтировали улиц больше, чем прежде их было по району в целом. Хотя, скажу откровенно, дорожный вопрос и сегодня остается актуальным — в асфальт одето только около сорока процентов дорог. Так сложилось исторически, что почти 45 тысяч человек в 11 тысячах индивидуальных домов проживают у нас в пригородных поселках. Реконструкция дорог здесь требует ни много ни мало 800 миллионов рублей. А весь годовой бюджет района составляет 360 миллионов. Вот и сравнивайте. Так что в одиночку не справиться. То же самое могу сказать про освещение. У нас ведь есть улицы, которые не реконструировались с пятидесятых годов. Там до сих пор стоят деревянные опоры с так называемыми лампами Ильича на проводах. В текущем году «дали свет» в районе на сорока улицах. Спасибо Премьер-министру Рустаму Минниханову за финансовую поддержку в этом деле, за понимание остроты ситуации. На освещение в нынешнем году из республиканского бюджета мы получили пять миллионов рублей.


Есть проблемы со школами, вернее с их материально-техническим состоянием. Так сложилось, что 75 процентов школ района построены еще в середине прошлого века и теперь требуют существенного обновления. Сегодня это одна из главных болевых точек Авиастроительного района.


Зато нет вопросов по телефонизации. Проблема решена! А ведь когда-то такие очереди выстраивались — все просили телефон. Нет практически вопросов и по транспорту. Люди не ломают голову, как им добраться из самого дальнего уголка района до центра города. Действует около тридцати автобусных маршрутов. Другое дело — качество обслуживания в общественном транспорте, но это, наверное, вопрос «вечный».


— Несмотря на то, что район называют Авиастроительным, на его территории, как известно, проживает много сельских жителей.


— Да, так исторически сложилось, что район в течение минувшего десятилетия разрастался именно за счет пригородных сел, которые включили в городскую черту. Например, в 1998 году к нам присоединили четыре поселка из Высокогорского района — Кадышево, Борисоглебское, Щербаково, Голубое Озеро. Городского там практически ничего не было, и пришлось вложить в поселки немало средств. В прошлом году проложили пять с половиной километров водопровода из Сухорецкого водозабора, ведь в поселках люди до сих пор пьют воду из колодцев. Хотим завершить эту работу в нынешнем году, если позволит финансирование. Думаю, нынче решим и вопрос с телефонизацией поселков через городскую сеть, в настоящее время прокладываем кабель. Радует, что сейчас в поселках практически нет транспортных вопросов.


— Насколько успешно удалось преодолеть кризис 90-х годов в промышленности и решить проблемы авиастроителей? Помнится, ситуация была острейшей — люди устраивали забастовки, выходили на демонстрации. В одной из них вместе с работниками КАПО лет пять-шесть тому назад довелось поучаствовать и автору этих вопросов. Митинг был очень мощный. Вроде бы и вы, Фоат Гумарович, в толпе мелькали?


— Сегодня, слава Богу, мы вышли из сложной ситуации. На территории района нет промышленных предприятий, имеющих долги и задержки по зарплате. Средняя зарплата по итогам последних месяцев года составила 5,6 тысячи рублей, думаю, к концу года выйдем на 6 200 — 6300 рублей. А к юбилею Казани, надеемся, средняя зарплата для работающих в промышленности достигнет 7 — 7,5 тысячи.


Напомню, Авиастроительный — один из крупнейших промышленных районов Казани. У нас расположены одиннадцать промышленных предприятий, четыре строительные организации, восемь научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, два совхоза, зарегистрировано более восьмисот юридических лиц, занимающихся малым бизнесом. В прошлом году предприятия Авиастроительного района произвели почти четвертую часть всей промышленной продукции города. И нынче получены неплохие результаты.


Конечно, не все коллективы работают успешно. Причины тут разные: заказов мало, оплата за них идет туго. Но радует, что народ стал увереннее в себе.


— Наверное, сегодня и потребности у людей иные? Раньше думали о том, как получить зарплату, что приготовить на ужин голодным детям. Сегодня мотивы иные, можно позволить себе и в кафе сходить, и в спортзал.


— Конечно. Десять лет назад, когда были ужасные перебои с зарплатой, люди, может, и не замечали, что в районе мало зелени, что фасады домов старые и некрасивые, что нет своего детского кафе. Не до этого было. А сейчас замечают, критикуют, требуют. Значит, хотят жить лучше, верят в то, что жизнь можно изменить. И, конечно, разочаровывать их не хочется.


Тысячелетие Казани наш район, как и остальные, встретит обновленным. Хотим максимально решить проблемы дорог, освещения, благоустройства. Прорабатываем перспективу строительства в районе нового современного спортивного комплекса. Таких объектов пока не хватает. Короче говоря, делаем все, чтобы в районе человек имел комфортную среду для проживания — двор ли это, дом, улица, магазин, остановка транспорта.


Автор статьи: КАРТАШОВА Людмила
Выпуск: № 145 (25221)


Добавить комментарий

коллаж1 04.12.2020

Торговая точка законодательного преткновения

В республиканском парламенте прошли дискуссии о дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции....
2630
ассамблея 04.12.2020

В основе деятельности сближение всех национальностей

В Доме дружбы в Казани состоялось внеочередное заседание совета Ассамблеи народов Татарстана, на котором был рассмотрен ряд актуальных вопросов....
1660
служба-по-контракту 04.12.2020

Армейский контракт гарантирует уверенность в будущем

Споры о плюсах и минусах контрактной службы в рядах Вооружённых сил не утихают с момента её введения....
2240
лебеди 04.12.2020

Лететь на юг нет нужды

Сотни уток и лебедей, оставшихся на зимовку в Казани, смогут спокойно дождаться прихода весны....
2670
благотворительный-обед-ярдем 04.12.2020

Ещё одна возможность помочь

Фонд «Ярдэм» организовал благотворительный праздничный обед в Декаду инвалидов....
2130
  • Мнение

    Ильсур ХАДИУЛЛИН, министр образования и науки РТ:

    хадиуллин

    По национальному проекту «Демография» и другим госпрограммам в Татарстане построено 30 новых детских садов на более чем шесть тысяч мест, в том числе свыше трёх тысяч мест создано для детей до трёх лет. В 33 районах республики обеспечена стопроцентная доступность дошкольных учреж­дений для детей всех возрастных категорий.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    5 декабря

    Юрий Владимирович Мышев (1957), педагог, краевед (Тетюши), победитель конкурса «Лучший учитель России» в 2006 году, лауреат Госпремии РТ им. М.Махмутова.

    Азат Гумерович Хабибрахманов (1975), депутат Госсовета Татарстана, начальник НГДУ «Елховнефть».

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров