19 сентября 2019  0:45
Распечатать

Школа без барьеров

Опубликовано: 07.02.2015 0:00

information_items_10119768

Татарстан делает первые шаги к созданию системы инклюзивного образования

В 2015 году 85 школ Татарстана вошли в программу «Доступная среда». Это значит, что их будут перестраивать под нужды детей с ограниченными возможностями – расширят дверные проемы, построят пандусы, установят подъемники, выложат на полу тактильную плитку… В прошлом году таким образом уже было переоборудовано 104 школы, еще 40 учебных заведений адаптировали под доступную среду в предыдущие годы. Но создание безбарьерного доступа в школы, отмечают в республиканском Минобрнауки, это только первый шаг на пути к созданию системы инклюзивного образования, когда здоровые дети и инвалиды учатся вместе.

Трудности восприятия

У казанской семиклассницы Марины (имя изменено) – ДЦП, но не в самой тяжелой форме, девочка может передвигаться сама. Начинала она учиться в коррекционном интернате, но, поскольку у ребенка все в порядке с интеллектом, вот уже второй год она ходит в обычную школу, в самый обычный класс. Причем родители перевели ее сюда по желанию самой девочки. Проблем, признается мама Марины, возникло немало. И в первую очередь, конечно, отношения со здоровыми одноклассниками. В первый год было особенно тяжело, Марину коллектив не принимал. С мальчиками, поясняет мама, найти общий язык оказалось даже проще, а вот девочки, как выяснилось, более жестоки… На второй год стало легче – одноклассники к Марине привыкли и уже не фиксируются на ее «особенностях», а у самой девочки оказался достаточно сильный характер, чтобы не сломаться. Но в целом, полагает мама, их пример лишний раз доказывает – нет пока в нашем обществе у здоровых людей готовности на равных общаться с инвалидами. И хотя Марина довольна, что учится в обычной школе, проблем у нее там и по сей день достаточно. В том числе с учителями. Даже они не всегда понимают, что ребенок-инвалид, сидящий в их классе, будь у него хоть какая светлая голова, все же требует особого к себе подхода…

В одиночку не справиться

– Грамотные, обученные работе с детьми с ограниченными возможностями педагоги – очень важный фактор для успешного построения системы инклюзивного образования, – говорит ведущий консультант отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Минобрнауки РТ Светлана Любина. – Да, мы создаем в школах доступную среду, хотя и тут еще далеко не все сделано. Необходимы специальные мебель в кабинетах, оборудование для детей с нарушением зрения и слуха… Но понятно, что и этого недостаточно. Сейчас ведется большая работа с учителями. Очень важно правильно настроить их на работу с особыми детьми. Организуем для них дистанционное обучение в Московском педуниверситете, очные курсы при Казанском федеральном университете и Институте развития образования. Сейчас на базе ТИСБИ, где наработан большой опыт обучения инвалидов, проводятся курсы для завучей и классных руководителей. К сожалению, пока не предусмотрены в обычных школах ставки тьюторов, которые будут помогать детям-инвалидам, – этот вопрос должен решаться на федеральном уровне.

Особого внимания, говорит Светлана Любина, требуют родители детей с ограниченными возможностями. Многие из них упорно хотят, чтобы ребенок ходил в обычную школу, даже если все специалисты уверены, что в коррекционном учреждении ему будет лучше и комфортнее. Сколько претензий по поводу нарушения детских прав приходится выслушивать специалистам психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), определяющих, по какой программе будет обучаться ребенок с особенностями здоровья! Между тем не случайно же, даже провозглашая курс на инклюзивное образование, государство сохраняет коррекционные школы – специалисты уверены, что есть дети, которые ни при каких условиях не смогут учиться в обычной школе, им это принесет только вред.

Вообще же создание системы инклюзивного образования – дело далеко не одного дня. И задача сделать инклюзивными абсолютно все школы республики, поясняет Светлана Любина, не стоит – в каждом районе должно быть базовое учебное заведение с подобными возможностями. При этом даже такой школе, полностью оборудованной и укомплектованной обученными кадрами, трудно будет решить поставленную задачу в одиночку – необходимо соответствующее методическое сопровождение. И тут свою роль могут сыграть коррекционные учреждения, они должны стать ресурсными центрами, помочь коллегам. Ведь именно в коррекционных учреждениях есть специалисты-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги…

Учиться придется всем

В 78-й казанской школе по периметру всех стен первого и второго этажей идут металлические поручни. Здесь учатся дети с ДЦП, но с хорошим интеллектом. Школа – единственный в городе ресурсный центр инклюзивного образования. Если быть точными, в самой школе учатся только 16 особенных детей – те, кто может самостоятельно ходить. Остальные 118 занимаются в расположенном в минуте ходьбы городском реабилитационном центре для детей-инвалидов. Там школа арендует часть помещений, оборудовав их под классы, где для детей с ДЦП созданы необходимые условия – есть уголок отдыха с мягкой мебелью, где можно полежать, в каждом классе оборудован туалет. Там есть и лифт, чтобы колясочники могли подниматься на второй этаж (чего пока нет в самой школе). Сюда, на Горки, ездят учиться из самых разных районов – каждое утро два микроавтобуса, специально выделенных школе мэрией, забирают детей по всему городу: и из Дербышек, и из Соцгорода, из Борискова… В классах не должно быть больше 10 человек, но в некоторых все же больше – очень уж много желающих здесь учиться.

Во многом секрет такой популярности – сетевое взаимодействие с реабилитационным центром, которое тут налажено. Это, поясняет Светлана Любина, по существу, идеальная форма организации инклюзивного образования. Дети-инвалиды могут параллельно и учиться, и проходить реабилитацию.

Учреждений, где соединяются два этих условия, добавляет директор 78-й школы Альфия Урманчеева, на всю Россию всего два. При этом она тоже считает, что такая форма инклюзии, когда тяжелые больные учатся в отдельных классах, а со здоровыми сверстниками общаются на внеурочных и праздничных мероприятиях, оптимальна. Хотя даже в таком формате, признается Альфия Гусмановна, приходится сталкиваться с разным отношением к новым ученикам.

– Увы, не все готовы адекватно воспринимать людей с ограниченными возможностями, – разводит руками Урманчеева. – А ведь эти дети часто такие талантливые! Вот у нас девочка участвовала в международном конкурсе рисунков и победила. Ей в Москве сам Церетели приз вручал. Представляете, какое это было счастье для ребенка! А как они все мотивированы на учебу! Мне даже кажется, здоровые дети от инвалидов больше могут получить – научиться их целеустремленности, умению преодолевать любые трудности.

А сами учителя в 78-й школе между тем тоже учатся – постигают тонкости работы в инклюзивной системе. И дело даже не в том, что почти все педагоги здесь проходят специальную дополнительную подготовку. В процессе работы возникает масса нюансов, которые не всегда предугадаешь. Это, конечно, больше касается тех детей с ДЦП, которые пришли учиться в обычные классы. Скажем, бегут ребята в раздевалку, все с тяжелыми ранцами – и девочка-инвалид с таким же. Понятно, что в тесном помещении возникает толкучка, ранец мешает, и ребенок, не слишком твердо держащийся на ногах, легко может упасть. Просили девочку снимать ранец перед раздевалкой – ни в какую, хочет быть как все. Думали, как выйти из ситуации. Придумали: по новому правилу все школьники портфели должны оставлять перед входом в раздевалку.

– Это и есть инклюзивный подход: ты не выделяешь ребенка среди других, но создаешь ему необходимые условия, – говорит Альфия Урманчеева.

Сегодня 78-я школа имеет лицензию на работу не только с детьми с ДЦП. Например, во втором классе сидит ученица со слуховым аппаратом. Говорят, когда поступила учиться, почти не разговаривала. Сейчас речь значительно улучшилась.

Но все это, вздыхает директор, конечно, капля в море. Ей очень тяжело бывает отказывать родителям, которые со всего города приезжают проситься в школу. Но приходится – возможности ограничены, помещений не хватает, финансирование предусмотрено далеко не на все… Ее мечта – чтобы при школе был еще и детский сад, потому что сегодня большинство детей с ДЦП до школы сидят в четырех стенах своей квартиры, общаясь только с близкими родственниками. Но для детсада тоже нужны и помещение, и кадры, и дополнительные деньги. Конечно, в идеале подобные инклюзивные центры образования должны быть хотя бы по одному на район. Но, как мы уже говорили, невозможно сделать все и сразу. Внедрение инклюзивного образования – долгий путь, который предстоит пройти не только чиновникам от образования, педагогам и школьникам, но и всем нам.

Но путь этот необходим. Ведь не случайно же умная и волевая девочка Марина, с которой мы начали свой рассказ, несмотря на все возникшие проблемы, на предложение мамы вернуться в коррекционную школу, где ее все любили и где практически персональное внимание к каждому ребенку, ответила решительным отказом. Видимо, поняла, что рано или поздно ей все равно придется выйти в большой мир и решать все те проблемы, с которыми она учится справляться сейчас. Но не только детям-инвалидам нужна своевременная адаптация к большому миру. Миру здоровых (физически) людей тоже необходимо адаптироваться к жизни рядом с людьми с ограниченными возможностями. Так что долгий этот путь мы должны проходить вместе, постепенно двигаясь навстречу друг другу.

Фото из архива школы №78


Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №17 (27822)


Добавить комментарий

озеро-кабан 18.09.2019

В шаге от клада

Мы знаем раскрученные истории про башню Сююмбике, озеро Кабан, подземные ходы под Казанским Кремлём. А может, что-то ещё до сих пор остаётся «за кадром»?...
870
улица-калинина 18.09.2019

«Мальчишка – озорник» взялся за полезное дело

Начиная с 2016 года, в рамках фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» реставраторами и волонтёрами в Казани отреставрировано 12 жилых домов....
1270
протоиерей-Алексей-Чубаков 18.09.2019

Опыт межрелигиозного диалога в Татарстане наращивался столетиями

  22 ноября нынешнего года в Казани пройдет IV Форум православной общественности. Масштабное мероприятие организуют Аппарат Президента РТ,...
1350
солдат 18.09.2019

Ищем родных красноармейца Карпова

Московский поисковый отряд «Обелиск» разыскивает родственников перезахороненного солдата, жителя Казани Петра Кузьмича Карпова, 1899 года рождения....
1230
Нацбанк-по-РТ1 17.09.2019

Банк России приглашает на День открытых дверей

В субботу, 28 сентября, во всех территориальных учреждениях Центробанка, в том числе в Национальном банке по РТ, пройдёт День открытых дверей....
1990
  • Мнение

    Насер РАББАТ, профессор Массачусетского технологического института, член руководящего комитета премии Ага Хана по архитектуре, на семинаре в Казани:

    РАББАТ

    В Казани достаточно общественных пространств, парков и скверов. Сравните этот город с любым другим городом России, и станет очевидно, что таких мест у вас больше. Но эти общественные пространства нужно наполнить жизнью, «открыть», дав людям ощущение сопричастности к внутреннему содержанию парков.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    19 сентября

    Ринат Рауфович Гайзатуллин (1957), депутат Госсовета Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров