23 октября 2019  20:43
Распечатать

«Воздушные ворота» открывались на востоке

Опубликовано: 24.10.2014 0:00

information_items_10115106

Гражданским аэропортом Казань обзавелась в 1932 году

Здание старого Казанского аэропорта было заложено еще в канун Великой Отечественной войны, но в строй его сдали лишь в 1953 году.

Позади строения раскинулся первый городской аэропорт, основанный в 1932-м. Тогда на этом месте было бескрайнее поле. Ближайшие границы города проходили у Арского поля и по улочкам в Академической слободе. Небольшой торжок на месте нынешнего Чеховского рынка считался безнадежной окраиной Казани.

В те годы в стране набирала обороты индустриализация, и на противоположной окраине города уже был заложен авиационный завод. Большие надежды энтузиасты связывали с гражданской авиацией.

Одной из первых ярких акций, связанных с деятельностью аэропорта, стала первомайская встреча в 1935 году трех самолетов Особой сводной агитэкскадрильи им. М.Горького. Увлекательный фоторепортаж об этом разместила газета «Красная Татария». Один из материалов подборки подписан Михаилом Кольцовым – участником авиаперелета и легендарным редактором журнала «Огонек».

Целью перелета по маршруту Москва – Горький – Казань – Свердловск была популяризация авиадела в молодежной среде. Кстати, есть версия, что данную задачу перед Кольцовым, в то время наиболее популярным советским журналистом, поставил лично Сталин. Оно и понятно: страна готовилась к будущей мировой схватке с международным империализмом, и подрастающее поколение активно готовили «к труду и обороне». Ведущие журналисты возглавили пропагандистский поход.

Любопытно, что незадолго до описанных событий, в 1929 году, Кольцов стал первым в мире журналистом, вместе с инструктором выполнившим на самолете «мертвую петлю» и описавшим свои ощущения от исполнения фигуры высшего пилотажа в одноименном очерке.

В 1954 году площадь перед аэропортом была облагорожена и названа Аэровокзальной. Одно время она даже служила центром Советского (до 1956 года – Молотовского) района города. К площади подвели асфальтированную дорогу, в 1962 году названную именем борца за африканскую независимость Патриса Лумумбы.

Некогда людная и насыщенная транспортом площадь ныне потеряла свое значение после переноса аэропорта в Лаишевский район. Магистральный аэропорт по ул.Лумумбы перестал действовать в 1979 году, а аэропорт местных линий «Казань-2» – к середине 1990-х.

  • Многие казанцы помнят, что Аэровокзальная площадь долгое время была конечной остановкой двух популярных маршрутов общественного транспорта – автобусного №56 и троллейбусного №2. Они следовали соответственно через центр в Заречье и речной порт

Необходимость в новом аэропорте диктовалась безопасностью полетов, которую при развитии современного авиационного флота невозможно было гарантировать в условиях прилегающей жилой застройки. За город аэропорт был перенесен в 1979 году. В 1986-м он получил международный статус. Первый международный рейс был совершен в Берлин. Впоследствии появились регулярные рейсы в Польшу, Германию, Албанию, Болгарию, Китай и Монголию. А с 1992 года из Казани начинают перевозить желающих отдохнуть в Турции.

Ныне микрорайон вокруг старого аэропорта опустел и производит впечатление осиротевшего.

Многие казанцы помнят, что Аэровокзальная площадь долгое время была конечной остановкой двух популярных маршрутов общественного транспорта – автобусного №56 (некогда самого протяженного в столице) и троллейбусного №2. Они следовали соответственно через центр в Заречье и речной порт. Ныне площадь опустела и производит впечатление осиротевшей. Линии общественного транспорта теперь проходят в стороне – по улице Взлетной, которая, между прочим, действительно пролегает по бывшей взлетной полосе.

На асфальтированной площадке устроена автостоянка. В здании бывшего аэропорта расположились Татарстанское агентство воздушных сообщений и офисы других организаций. Недавно поодаль были снесены другие профильные здания – небольшие вспомогательные корпуса аэропорта и стеклянный павильон сервисного обслуживания автобусной станции постройки 1960-х годов (от нее до ряда райцентров когда-то отправлялись автобусы междугородного сообщения). Зато появилась высотная доминанта – расположенный неподалеку первый казанский небоскреб «Лазурные небеса».

Точку в истории собственно аэропорта поставила подготовка к тысячелетию Казани. В это время на его месте был возведен новый ипподром.


Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Выпуск: №155 (27769)
  1. Ксения Федорова:

    старый аэропорт

    Это, конечно, хорошо, что аэропорт вывели за пределы городской черты. Но этот объект, на мой взгляд, заслуживает лучшей участи, чем его нынешнее состояние – этим летом довелось побродить по бывшему взлетному полю. Такое впечатление, что здесь проходит зона отчуждения атомной станции – растрескавшийся асфальт, проросшая трава и ни души… Вспомнила 90-е – как приходилось долгими часами стоять здесь в билетных кассах в очереди за авиабилетами, как потом взлетать над городом в родные края. Что ж, теперь это история.

Добавить комментарий

улица-петербургская 10.10.2019

Уголок Питера в центре Казани

Дом купца Ёлкина – немногое, что осталось от прежней старинной улицы....
3860
особняк 16.05.2019

Особняк на Юнусовской площади

Бывший особняк Юнусовых-Апанаевых неизменно выделяется на фоне окружающей казанской архитектуры. Оформленный в духе аляповатой эклектики, он бросается в глаза любому прохожему....
2 5710
клиника 24.12.2018

С именем богини Венеры

Настоящим украшением для Госпитальной слободы и долгожданным для всей Казани стало открытие в январе 1900 года клиники кожных и венерических болезней, что на нынешней улице Толстого....
2 2941
клиника-на волкова 17.12.2018

Клиника на Волкова: мифы и реальность

Нельзя сказать, что у этого по-своему знаменитого «учреждения на улице Волкова» репутация такая уж позитивная....
3 0780
kazan 25.05.2018

В «утюжке» был даже въезд для карет

Сначала дворянская усадьба стала доходным домом, а сегодня нуждается в спасении  Здание возведено в 1856 году, но было перестроено в канун Первой мировой...
2 2510
  • Мнение

    Дмитрий АНИСИМОВ, председатель комитета ЖКХ исполкома Казани:

    АНИСИМОВ

    Одним из наиболее острых остаётся кадровый вопрос. Тенденцией последних лет является значительная сезонная текучесть дворников, их дефицит в зимний период достигает пятисот человек. Основной причиной оттока работников является низкая заработная плата.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    24 октября

    София Асгатовна Губайдулина, композитор, автор более ста симфонических произведений, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии России. Родилась в Чистополе.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров