16 февраля 2019  2:20
Распечатать

В начале пути

Заслуженный учитель РСФСР, выпускник Бугульминского педучилища 1948 года, Шакирзян Хисаметдинович Заляев почти полвека проработал в системе татарстанского образования. Был и учителем, и заведующим роно, долгие годы руководил школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Является лауреатом премии имени Н.К. Крупской Министерства просвещения СССР. А постигать свои «учительские университеты» он начинал в военные и первые послевоенные годы. В Год учителя и год 65-летия Победы он делится своими воспоминаниями о том нелегком времени и о своих педагогах.

 

Когда сразу же после Октябрьской революции в Бугульме открылась первая девятилетняя средняя школа, остро стояла проблема кадров: учителей практически не было. Эта картина была типичной. Поэтому выпускников любых учебных заведений, даже медресе, — всех желающих грамотных людей — принимали на трех- и шестимесячные курсы подготовки учителей и затем направляли работать в открывшиеся школы.

В 1929 году в Бугульме открылось педагогическое училище, которое на многие годы стало кузницей учительских кадров не только для Татарстана. Я заканчивал это училище в 1948 году. Сейчас, по прошествии десятилетий, понимаю, что наши наставники были педагогами от Бога. Как не вспомнить об этом нынче, в Год учителя!

Главным качеством наших педагогов была доброжелательность, основанная на уважении к личности. И мы в ответ тоже любили своих учителей, называли их по-татарски уважительно — апа, абый…

Историк Галиев-абый был нашим классным руководителем — очень ровный в общении, всегда доброжелательный. Шагиев-абый вел педагогику, у него мы учились не только предмету, но и умению относиться ко многому с юмором. Строгая, казавшаяся непроницаемой Валиева-апа вела географию и помогла нам существенно расширить познания о мире. Галиева-апа — самая добрая женщина на свете — настойчиво и терпеливо учила нас пользоваться всем богатством языка, писать без ошибок…

Как я оказался в училище? В 1944 году с отличием окончил в родном селе Азнакаевского района семилетку и на семейном совете было решено, что поеду в Бугульму «учиться на учителя». Вообще-то в ту пору отличники поступали в средние специальные учебные заведения без экзаменов. Но в тот год на 120 мест в педучилище претендовали свыше 200 отличников! Поэтому приемная комиссия решила проэкзаменовать абитуриентов, провести диктант по татарскому языку.

Нас по одному рассадили в большом зале, раздали по листу бумаги, и Галиева-апа стала диктовать. Делала она это не по правилам. Инструкция велит экзаменатору диктовать, стоя на одном месте. Она же ходила по рядам, заглядывая в диктанты. Проходя мимо меня, ткнула пальцем в листок, что-то подсказывая. Но я, перечитав свой диктант несколько раз, не нашел ошибки. Так и сдал работу.

Результаты должны были объявить на следующее утро. Все разошлись. Я остался в коридоре. Мне некуда было идти — родных и знакомых в Бугульме нет, город не интересовал, денег не было. В заплечном мешке — десять вареных картофелин. Спустя пару часов из дверей кабинета вышла Галиева, увидела меня и спросила:

— Ты почему здесь?

— Жду результата.

— До утра?

— До утра.

— А вчера где ночевал?

— В соломенной скирде. (Недалеко от старого кладбища было ровное поле, там я и ночевал накануне, придя в Бугульму.)

Она ушла, но через некоторое время появилась вновь:

— Так вот, парень, ты принят, поздравляю. Приезжай учиться к 1 сентября. Когда будешь дома?

— Завтра вечером.

— А сегодня где будешь ночевать?

— В селе Сумароковка у тети Даши. (В войну, когда мы, подростки, возили зерно из села на бугульминский элеватор, всегда ночевали у этой доброй женщины.)

— Ну, в добрый путь!

И я, окрыленный, помчался домой. Чтобы в конце августа снова уйти с мешком за плечами (ведро картофеля и килограмма два муки), имея в кармане несколько рублей — все мамины сбережения. Так начинался мой путь в учительскую профессию.

…Помню, осенью 1945 года нас послали на две недели на уборку в село Микулино Бугульминского района (ныне Азнакаевский). Поместили в домах по пять человек. Питание было от колхоза (картофель) и от хозяйки (кувшин молока). Хлеб нам выдали в училище вперед на все время командировки. Утром первого дня хозяйка сварила свою картошку в мундире и попросила принести к обеду ведро колхозного картофеля, чтоб было чем кормить нас. На поле мы первым делом выкопали три ведра клубней и отправили с посыльным к хозяйке. А о чем еще могли думать в те голодные годы молодые парни, как не о еде?

Пошли на обед — нам разрешили отдохнуть два часа, чтобы потом уже до темноты трудиться на уборке картошки. Пришли в избу, уселись обедать. И тут произошел курьез. Хозяйка подала нам большой глиняный кувшин с молоком. Не успели его открыть, как из горшка выпрыгнула зеленая лягушка. Мы в ужасе отпрянули. Хозяйка, не успевшая уйти, что-то про себя бормотала. Девушка-одногруппница спокойно пояснила, что женщина, видимо, поместила лягушку в горшок, чтобы молоко не скисло, а потом забыла выпустить ее. Тем не менее мы отказались пить «лягушачье» молоко…

Ночью мне не спалось. Разные мысли лезли в голову. Пошла вторая неделя учебного года, а к занятиям еще не приступали. В первую неделю решались организационные вопросы по переезду училища — фактически на руках учащиеся перетаскали весь инвентарь и учебные пособия. 9 сентября состоялось построение по случаю разгрома милитаристской Японии, а 10 сентября выехали в колхоз. Погода пасмурная, приходим с поля грязные, мокрые, голодные, усталые. А тут еще это молоко…

Вспомнилась мама. Когда она провожала меня, по ее щекам текли слезы. Заснул с твердым намерением уйти домой. Когда открыл глаза, едва светало. Я оделся, разбудил соседа, сказал, что ухожу. Попросил передать Галиевой-апе: если меня исключат из педучилища, пусть сообщит. А я поступлю на бухгалтерские курсы, как мне председатель колхоза предлагал.

Дома моему приходу безмерно обрадовались. Мама даже заплакала, когда я вынул из мешка хлеб и торжественно вручил сестренке как гостинец. Нам, студентам, когда отправляли в колхоз, по карточкам продали по 500 граммов черного хлеба из расчета на день. Так что я привез целое богатство — почти пять килограммов хлеба.

А вскоре я получил письмо. Галиева-апа писала коротко: «Шакир, приезжай учиться. С директором говорила, никого не исключат. После тебя ребята все уехали. Приезжай, не задерживайся».

Так я вернулся в Бугульму. Никто из педагогов и словом не обмолвился о произошедшем.

Директор училища Салих Абдуллин был человек мягкий, спокойный, разговаривал со всеми уважительно. Как-то после зимних каникул, в 1946 году, он зашел к нам в класс, поманил меня пальцем. Пришли в его кабинет. Салих-абый говорит:

— Шакир, дрова кончаются, надо ехать в лес. Завтра утром придет машина — подбери ребят покрепче, оденьтесь потеплее. Завхоз приготовит пилы, топор, рукавицы. За день нужно успеть привезти две машины.

В те годы училище обогревалось дровами, которые завозили с железнодорожного склада. Их почему-то на всю зиму не хватало, и студентам старших курсов приходилось самим отправляться в лес на заготовки.

Все было сделано, как сказал директор. Нашу бригаду встретил лесник, указал 36 деревьев, которые мы распилили и в два рейса перевезли в училище. Не буду рассказывать, как это было тяжко, но задание выполнили. Мы еще несколько раз ездили на заготовку дров, а в 1948-м, выпускном году, аж восемь машин дров доставили! Нелегкое дело — зимой рубить деревья и распиливать их на дрова, но у меня в душе не осталось никакой обиды ни на училище, ни на директора. Понимаю, что не от сладкой жизни отправлял он ребят в лес в мороз и метель…

Вот так непросто постигали мы педагогические премудрости. После училища я больше полувека посвятил школьному делу, от рядового учителя прошел путь до заведующего отделом образования Азнакаевского района. Много воспоминаний храню и из собственной педагогической биографии. Вот одно из самых ярких: 12 апреля 1961 года я, директор сельской школы, провожу торжественную линейку с учащимися. Мы говорим об удивительном прорыве советской науки, о космосе, о том, к каким неведомым высям ведет дорога знаний, как важно учиться…

Тогда уже вовсю бил фонтан нефти на Ромашкинском месторождении, в родном крае возникали новые поселки и предприятия. Всюду требовались умелые, грамотные специалисты, и мы, выпускники Бугульминского педагогического училища, выполняли свою миссию — готовили людей нового поколения, которые будут трудиться на этой земле.

 

Шакирзян ЗАЛЯЕВ.

 

 


Дата:10.06.2010
Выпуск: № 117-118 (26754-26755)


Добавить комментарий

Открытая лабораторная 14.02.2019

Нервные клетки – восстанавливаются!

Дмитрий Менделеев не изобретал рецепта водки, нервные клетки восстанавливаются, человек вполне может жить с одним полушарием мозга. Эти и ряд других любопытных научных фактов смогли узнать участники «Открытой лабораторной», которая прошла 9 февраля....
1410
встреча-президента-с-ректорами 08.02.2019

Задачи с подсказками

Как поддержать молодых учёных и сделать из них настоящих патриотов? Какие сферы вузовской жизни требуют усиления? Об этом и многом другом говорили в День российской науки на встрече Президента Рустама Минниханова с ректорами вузов и руководителями научных учреждений республики....
3820
открытая-лабораторная 07.02.2019

К выносу мозга готовы?

«Эти вопросы вынесут вам мозг», - обещают организаторы международной акции по проверке научной грамотности «Открытая лабораторная», которая пройдёт на 300 площадках в 30 странах 9 февраля и будет приурочена ко Дню российской науки....
3110
минтимер-шаймиев 06.02.2019

Такой должна стать современная школа

Государственный Советник РТ, председатель попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев провёл совещание по концепции полилингвального образовательного комплекса в Казани....
4130
Аркадий-Курамшин-стал-лауреатом-Всероссийской-премии-«За-верность-науке» 06.02.2019

Казанского учёного наградили за верность химии

Доцент Химического института им.А.М.Бутлерова Казанского федерального университета Аркадий Курамшин стал лауреатом Всероссийской премии «За верность науке»....
3080

Мнение

Айдар МЕТШИН, глава Нижнекамского района, на Российском инвестиционном форуме в Сочи:

метшин

Мы откроем у себя большой оздоровительный комплекс «Нижнекамские термы». Здесь будут бани по разным направлениям, в том числе русская, хамам, открытые и закрытые бассейны – с лечебными процедурами, а также аквапарком и развлечениями для детей. Комплекс будет доступным для всех категорий, в том числе для пенсионеров, людей среднего уровня.

Все мнения
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    16 февраля

    Ростислав Хадиевич Вахитов (1951), торговый представитель Республики Татарстан на Украине.

    Валерий Владимирович Макаров (1965), глава Агрызского муниципального района.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров