22 мая 2019  6:02
Распечатать

Его главнейшая обязанность

Опубликовано: 15.05.2001 0:00

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.
А.Грибоедов.


Писать об академике Мирзе Махмутове и просто, и крайне сложно. Просто потому, что имя его почитаемо и широко известно в нашей республике, оно «тянет» за собой длинный шлейф громких званий и титулов: доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования и Академии наук Татарстана, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Госпремии РТ… Принимая 3 мая в Казанском Кремле академика в связи с его 75-летием, Президент РТ Минтимер Шаймиев с полным на то основанием сказал, что такими людьми, как Махмутов, Татарстан гордится, воздавая должное вкладу ученого в развитие народного образования республики, становление ее государственности и возрождение высокой духовности татарского народа.


За прожитыми Мирзой Исмаиловичем годами — сотворенные и исполненные им дела, множество дел. Во имя и благо родного Татарстана, его духовного прогресса. Напомним и расскажем нашим читателям лишь о двух задачах-глыбах, решению которых он посвятил талант организатора, педагога, жар души и интеллект ученого- наставника.


Первая задача была связана с созданием материально-технической базы народного образования. Она легла на плечи Мирзы Махмутова в 1958 году, когда он был назначен министром просвещения республики, и претворялась им в жизнь с отвагой и решимостью облеченного высоким доверием молодого руководителя. О чем конкретно речь? Старшее поколение читателей наших, конечно же, помнит, что представляли собой школы к концу пятидесятых как у нас в Татарии, так и по всей стране в целом. Во-первых, их, школ, катастрофически не хватало, и дети учились в две-три смены. А те, что были, ютились большей частью в старых, полуразрушенных за войну зданиях, в деревнях же — и вовсе в приземистых деревянных пристроях, да и тех школ, как правило, было мало — одна на несколько деревень… Не хватало у страны, занятой послевоенным восстановлением экономики, денег на строительство школ.


Однако жизнь настойчиво выдвигала в повестку дня новые неотложные пункты. В конце пятидесятых были приняты законы о дальнейшем развитии системы школьного образования в стране и о восьмилетнем всеобуче (к 1958 году лишь треть учащихся первых классов доходила до седьмого). Что это значило? Это значило, что надо было в республике посадить за парты десятки тысяч подростков, убедив в необходимости и пользе образования прежде всего их родителей. Это значило упорно, изо дня в день заниматься решением множества практических проблем: от добывания мела, программ, учебников, комплектования школ учительскими кадрами до обеспечения их жильем, питанием и строительства самих школ.


Вот этим в течение восемнадцати лет — пока был министром — и занимался Мирза Махмутов, опираясь на действенную поддержку своего должностного покровителя и друга-товарища по жизни Мансура Хасанова, тогдашнего зампреда правительства республики. Не станем утомлять читателя описанием подробностей и обстоятельств выполнения той масштабной задачи — любое серьезное дело, если исполнять его настоящим образом, требует от исполнителя полной самоотдачи ума, сил и способностей. Скажем о результате. За эти годы в республике было возведено более тысячи школ по типовым проектам почти на полмиллиона ученических мест. И не случайно Татария несколько раз награждалась переходящим Красным знаменем Правительства РСФСР за успехи в развитии школьного образования.


Несомненной заслугой Мирзы Махмутова этих лет является и сохранение в республике татарской школы. Вопреки возобладавшему тогда по стране курсу на свертывание национальных школ и повсеместный переход на русскоязычное обучение, в нашей республике даже возросло число обучающихся на татарском языке. По инициативе и при активном содействии министра просвещения творческими группами ученых, педагогов за сравнительно короткий срок были переведены с русского языка на родной новые, изданные для русской школы, учебники, написаны новые учебники для татарской школы, созданы новые программы, буквари, книги для чтения. В этот период создаются и открываются Татарский филиал НИИ национальных школ РСФСР, ряд среднеспециальных учебных заведений в Казани и других городах республики, специализированные — с иностранным языком обучения, музыкальные, художественные, спортивные — школы.


Теперь столь же кратко скажем о втором предмете призвания и страсти Мирзы Махмутова — разработке и внедрении им в практику методов проблемного обучения, чему он отдал немалую часть своей жизни и сердца. С первых же лет работы министром его все неотвязнее стали мучить вопросы: как изменить учебный процесс с тем, чтобы привить детям вкус и потребность к осмысленному усвоению новых знаний? Как пробудить их интерес к познанию, самостоятельность и активность? Как добиться творчества учителя на каждом из уроков?


Эти вопросы побудили Махмутова обратиться к педагогическому наследию — сочинениям Дистервега, Песталоцци, Ушинского и других корифеев прошлого. Ученик — это не сосуд, который надобно механически наполнить знаниями, предупреждали они, а светильник, который нужно умело зажечь и он будет гореть всю жизнь светом познания нового. «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении подопечных к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета», — завещал своим последователям Константин Ушинский.


Исподволь, по крупицам складывались у Мирзы Исмаиловича ответы на приведенные выше вопросы. Они кристаллизовались в процессе консультаций с ведущими педагогами страны, министрами-коллегами из других республик, посещений уроков в городских и сельских школах Татарии, Москвы, Ленинграда, а также в процессе личной практики, когда министр по субботам становился рядовым учителем в той или иной казанской школе.


Новаторское творчество Махмутова снискало нашей республике известность и авторитет в глазах педагогической общественности страны. Не будет преувеличением утверждение, что Казань в тот период становится Меккой для педагогов из других регионов. Позже вице-президент АПН СССР Ю.Бабанский напишет: «В школах Татарской АССР возник опыт внедрения проблемных методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учеников, получивший широкое распространение в школах страны. Работы действительного члена АПН СССР М.Махмутова способствовали этому».


Таковы лишь два штриха к портрету Мирзы Махмутова как ученого-педагога. Представить их читателям нам, повторимся, гораздо проще, нежели попытаться поведать о нем как о человеке весьма неординарном. Широко образованном, с поистине энциклопедическими познаниями. Полиглоте. Внутренняя тяга и способности к языкам обнаружились у Мирзы Махмутова в годы военной службы: будучи призванным в Советскую Армию в 1944 году, он еще двенадцать лет после войны служил в ее рядах, упорно занимаясь одновременно самообразованием и учебой в Военном институте иностранных языков. И свою мирную жизнь вчерашний офицер начал преподавателем арабского языка в Казанском университете. Как передать словами природную широту души Мирзы Исмаиловича, его врожденную доброжелательность по отношению к окружающим? А дар общаться с людьми, дружить, которым, согласитесь, не каждый из нас может похвастаться? Ведь с кем только из известных, знаменитых людей нашего времени — политиков, ученых, деятелей культуры — не знаком, не дружен он! И с тем-то знаком, а то и на короткой ноге, и в той стране побывал, и в этой, и не столько в качестве туриста, а участника международной научной конференции, эксперта ЮНЕСКО…


Про таких людей говорят, что он счастливо наделен притягательной аурой, харизмой. У академика Махмутова множество учеников, последователей, которым он дал путевку в мир науки. За его плечами — плодотворная, насыщенная интересным, полезнейшим трудом ума и души жизнь. Но Учитель далек от мысли почивать на лаврах, полон замыслов, планов. Удачи в реализации их и многие лета Вам, Мирза Исмаилович!


Анвар ХУЗИАХМЕТОВ.


Автор статьи: МУЛАЯНОВ Шамиль
Выпуск: № 95 (24392)


Добавить комментарий

АгроНТИ­-2019 20.05.2019

Школьники дружат с высокими технологиями

В Казанском государственном аграрном университете завершился очный этап всероссийского конкурса «АгроНТИ-2019», который прошёл при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана....
1190
Совещание-по-реализации-проекта-по-созданию-полилингвальных-образовательных-комплексов 16.05.2019

Концепция в целом одобрена

Государственный Советник РТ, председатель попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев провел совещание по доработке концепции и ходе реализации проекта первых полилингвальных образовательных комплексов в Татарстане....
2570
рукоделие 16.05.2019

К встрече гостей готовы

На грядущей неделе Казань примет национальный этап чемпионата рабочих профессий WorldSkills. Совсем немного времени остаётся и до международных соревнований. К проведению масштабного события готовится вся Казань, в стороне не остаются и школы республики....
2320
марсик-ахмадиев 16.05.2019

От кузнеца до академика

13 мая отметил своё восьмидесятилетие один из организаторов Татарстанского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, доктор экономических наук, профессор Марсил Ахмадеев....
1610
нагрузка-учителей 14.05.2019

Нагрузка на учителей: объективное мнение

Совет Федерации Федерального Собрания РФ проводит всероссийский опрос педагогических работников начального общего, основного общего и среднего общего образования....
2370
  • Мнение

    Юрий Гальцев, заслуженный артист России, художественный руководитель Театра эстрады им.Райкина в Санкт-Петербурге:

    юрий-гальцев

    Гостил в Тетюшах и был удивлен, что отсюда родом предки прославленных актёров Михаила Ефремова и Сергея Шакурова. Меня тронули природа, история этого края. Я увидел бескрайнюю Волгу, подивился музею рыбы. Такие города манят к себе. Я вот несколько раз бывал в Нью-Йорке, но надолго там не задержишься, не цепляет сердце. А у вас душой отдыхаешь. Хочу еще раз приехать сюда.

    Все мнения
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    22 мая

    Фарид Хайруллович Мухаметшин (1947), Председатель Государственного Совета Татарстана.

    Раузил Магсумянович Хазиев (1959), генеральный директор АО «Татэнерго».

    Альберт Вазилович Мавликов (1968), начальник Татарстанской таможни.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров