31 мая 2020  19:50
Распечатать

Его главнейшая обязанность

Опубликовано: 15.05.2001 0:00

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.
А.Грибоедов.


Писать об академике Мирзе Махмутове и просто, и крайне сложно. Просто потому, что имя его почитаемо и широко известно в нашей республике, оно «тянет» за собой длинный шлейф громких званий и титулов: доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования и Академии наук Татарстана, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Госпремии РТ… Принимая 3 мая в Казанском Кремле академика в связи с его 75-летием, Президент РТ Минтимер Шаймиев с полным на то основанием сказал, что такими людьми, как Махмутов, Татарстан гордится, воздавая должное вкладу ученого в развитие народного образования республики, становление ее государственности и возрождение высокой духовности татарского народа.


За прожитыми Мирзой Исмаиловичем годами — сотворенные и исполненные им дела, множество дел. Во имя и благо родного Татарстана, его духовного прогресса. Напомним и расскажем нашим читателям лишь о двух задачах-глыбах, решению которых он посвятил талант организатора, педагога, жар души и интеллект ученого- наставника.


Первая задача была связана с созданием материально-технической базы народного образования. Она легла на плечи Мирзы Махмутова в 1958 году, когда он был назначен министром просвещения республики, и претворялась им в жизнь с отвагой и решимостью облеченного высоким доверием молодого руководителя. О чем конкретно речь? Старшее поколение читателей наших, конечно же, помнит, что представляли собой школы к концу пятидесятых как у нас в Татарии, так и по всей стране в целом. Во-первых, их, школ, катастрофически не хватало, и дети учились в две-три смены. А те, что были, ютились большей частью в старых, полуразрушенных за войну зданиях, в деревнях же — и вовсе в приземистых деревянных пристроях, да и тех школ, как правило, было мало — одна на несколько деревень… Не хватало у страны, занятой послевоенным восстановлением экономики, денег на строительство школ.


Однако жизнь настойчиво выдвигала в повестку дня новые неотложные пункты. В конце пятидесятых были приняты законы о дальнейшем развитии системы школьного образования в стране и о восьмилетнем всеобуче (к 1958 году лишь треть учащихся первых классов доходила до седьмого). Что это значило? Это значило, что надо было в республике посадить за парты десятки тысяч подростков, убедив в необходимости и пользе образования прежде всего их родителей. Это значило упорно, изо дня в день заниматься решением множества практических проблем: от добывания мела, программ, учебников, комплектования школ учительскими кадрами до обеспечения их жильем, питанием и строительства самих школ.


Вот этим в течение восемнадцати лет — пока был министром — и занимался Мирза Махмутов, опираясь на действенную поддержку своего должностного покровителя и друга-товарища по жизни Мансура Хасанова, тогдашнего зампреда правительства республики. Не станем утомлять читателя описанием подробностей и обстоятельств выполнения той масштабной задачи — любое серьезное дело, если исполнять его настоящим образом, требует от исполнителя полной самоотдачи ума, сил и способностей. Скажем о результате. За эти годы в республике было возведено более тысячи школ по типовым проектам почти на полмиллиона ученических мест. И не случайно Татария несколько раз награждалась переходящим Красным знаменем Правительства РСФСР за успехи в развитии школьного образования.


Несомненной заслугой Мирзы Махмутова этих лет является и сохранение в республике татарской школы. Вопреки возобладавшему тогда по стране курсу на свертывание национальных школ и повсеместный переход на русскоязычное обучение, в нашей республике даже возросло число обучающихся на татарском языке. По инициативе и при активном содействии министра просвещения творческими группами ученых, педагогов за сравнительно короткий срок были переведены с русского языка на родной новые, изданные для русской школы, учебники, написаны новые учебники для татарской школы, созданы новые программы, буквари, книги для чтения. В этот период создаются и открываются Татарский филиал НИИ национальных школ РСФСР, ряд среднеспециальных учебных заведений в Казани и других городах республики, специализированные — с иностранным языком обучения, музыкальные, художественные, спортивные — школы.


Теперь столь же кратко скажем о втором предмете призвания и страсти Мирзы Махмутова — разработке и внедрении им в практику методов проблемного обучения, чему он отдал немалую часть своей жизни и сердца. С первых же лет работы министром его все неотвязнее стали мучить вопросы: как изменить учебный процесс с тем, чтобы привить детям вкус и потребность к осмысленному усвоению новых знаний? Как пробудить их интерес к познанию, самостоятельность и активность? Как добиться творчества учителя на каждом из уроков?


Эти вопросы побудили Махмутова обратиться к педагогическому наследию — сочинениям Дистервега, Песталоцци, Ушинского и других корифеев прошлого. Ученик — это не сосуд, который надобно механически наполнить знаниями, предупреждали они, а светильник, который нужно умело зажечь и он будет гореть всю жизнь светом познания нового. «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении подопечных к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета», — завещал своим последователям Константин Ушинский.


Исподволь, по крупицам складывались у Мирзы Исмаиловича ответы на приведенные выше вопросы. Они кристаллизовались в процессе консультаций с ведущими педагогами страны, министрами-коллегами из других республик, посещений уроков в городских и сельских школах Татарии, Москвы, Ленинграда, а также в процессе личной практики, когда министр по субботам становился рядовым учителем в той или иной казанской школе.


Новаторское творчество Махмутова снискало нашей республике известность и авторитет в глазах педагогической общественности страны. Не будет преувеличением утверждение, что Казань в тот период становится Меккой для педагогов из других регионов. Позже вице-президент АПН СССР Ю.Бабанский напишет: «В школах Татарской АССР возник опыт внедрения проблемных методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учеников, получивший широкое распространение в школах страны. Работы действительного члена АПН СССР М.Махмутова способствовали этому».


Таковы лишь два штриха к портрету Мирзы Махмутова как ученого-педагога. Представить их читателям нам, повторимся, гораздо проще, нежели попытаться поведать о нем как о человеке весьма неординарном. Широко образованном, с поистине энциклопедическими познаниями. Полиглоте. Внутренняя тяга и способности к языкам обнаружились у Мирзы Махмутова в годы военной службы: будучи призванным в Советскую Армию в 1944 году, он еще двенадцать лет после войны служил в ее рядах, упорно занимаясь одновременно самообразованием и учебой в Военном институте иностранных языков. И свою мирную жизнь вчерашний офицер начал преподавателем арабского языка в Казанском университете. Как передать словами природную широту души Мирзы Исмаиловича, его врожденную доброжелательность по отношению к окружающим? А дар общаться с людьми, дружить, которым, согласитесь, не каждый из нас может похвастаться? Ведь с кем только из известных, знаменитых людей нашего времени — политиков, ученых, деятелей культуры — не знаком, не дружен он! И с тем-то знаком, а то и на короткой ноге, и в той стране побывал, и в этой, и не столько в качестве туриста, а участника международной научной конференции, эксперта ЮНЕСКО…


Про таких людей говорят, что он счастливо наделен притягательной аурой, харизмой. У академика Махмутова множество учеников, последователей, которым он дал путевку в мир науки. За его плечами — плодотворная, насыщенная интересным, полезнейшим трудом ума и души жизнь. Но Учитель далек от мысли почивать на лаврах, полон замыслов, планов. Удачи в реализации их и многие лета Вам, Мирза Исмаилович!


Анвар ХУЗИАХМЕТОВ.


Автор статьи: МУЛАЯНОВ Шамиль
Выпуск: № 95 (24392)


Добавить комментарий

ИННОПОЛИС1 28.05.2020

Дорогой Иннополис

Эксперты МИА «Россия сегодня» проанализировали стоимость учёбы в российских вузах. Дороже всего вузовское образование в России обойдётся тем, кто решит учиться в Университете «Иннополис»....
4170
институт-истории 28.05.2020

Институт истории продолжит свою работу

Никакой ликвидации Института истории имени Ш.Марджани не предполагается. Сейчас обсуждается только то, как научный центр будет развиваться далее....
5920
олимпиада-по-физике 28.05.2020

Казанский школьник стал призёром олимпиады

Десятиклассник казанского лицея №131 Ян Шнейдман стал серебряным призёром Балтийской олимпиады по физике....
3130
форум--по-педагогическому-образованию 28.05.2020

Виртуально о насущном в педагогике

Более 850 участников из 275 университетов и научно-образовательных центров со всего мира собрал VI Международный форум по педагогическому образованию....
3250
кфу 25.05.2020

С «госами» повезло не всем

О нюансах предстоящих экзаменационных испытаний для студентов КФУ рассказал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский....
5540
  • Мнение

    Андрей КОНДРАТЬЕВ, председатель Центризбиркома РТ:

    КОНДРАТЬЕВ11

    В условиях непростой эпидемиологической обстановки наша задача – сделать избирательный процесс максимально безопасным для здоровья населения, сохранив при этом все принципы легитимности. Мы должны предусмотреть любые детали, начиная от обработки помещений, заканчивая дезинфекцией шариковых ручек, которыми избиратели будут пользоваться.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    1 июня

    Айнур Тауфикович Айдельдинов (1969), директор Инвестиционно-венчурного фонда Татарстана.

    Резеда Закиевна Ахиярова, композитор, автор оперы «Любовь поэта», заслуженный деятель искусств России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Марат Набиевич Зарипов (1956), профессор Казанской консерватории, директор Государственного струнного квартета РТ, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Рифкат Нургалиевич Минниханов (1955), директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения».

    Сергей Александрович Миронов (1983), глава администрации Кировского и Московского районов Казани.

    Леонид Григорьевич Толчинский (1967), руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

    Гузель Шамилевна Яхина, писатель, автор романа «Зулейха открывает глаза», лауреат всероссийских премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров