24 мая 2019  2:59
Распечатать

Муки выбора

Опубликовано: 22.03.2001 0:00

Начиная с марта и до самого августа знакомые и друзья обращаются ко мне с одним и тем же вопросом: посоветуй, как выбрать школу. Для каждого совет оказывается индивидуальным, поскольку дети разные. Но есть нечто общее, что может помочь родителю будущего первоклассника. Во-первых, существует минимальный набор вопросов, ответы на которые надо непременно выяснить до того, как писать заявление о приеме в школу. И, во-вторых, задавать эти вопросы нужно не только директору выбранной школы, но и родителям ее учеников и, по возможности, выпускникам. Тогда картина, часть которой проясняется уже при первом осмотре учебного заведения, будет более полной.


Понятно, что разочарование может наступить уже на подступах к школьному двору. Школа начинается не с пресловутой вешалки, а со старшеклассников, курящих около ее забора. Но с выводами о нравах, царящих в стенах этого учебного заведения, торопиться не надо — сейчас такую картину можно наблюдать практически повсеместно. Следующий этап — это охранник, от которого, понятно, никто при трудоустройстве педагогической подготовки не требовал. Порой даже обмен фразами может показать, приспособлена ли нервная система этого человека, мимо которого неизбежно будет ходить ваш ребенок, к постоянному контакту с детьми.


Короткой экскурсии по этажам, туалетам, буфету и раздевалке в принципе должно хватить, чтобы понять все и об уровне дисциплины школьников и учителей, и о пробивных способностях директора.


Для ученика начальной школы нет предметного деления мира, мир он познает через авторитетного взрослого, и чаще всего это школьный учитель. Таким образом, картина мира обретает свою целостность через конкретного человека. Дома первоклассник часто повторяет: «Мы так всегда делаем» или «Учительница так сказала». Непререкаемость авторитета учителя не должна раздражать нормального родителя, поскольку ребенок именно так учится соответствовать социальным или культурным нормам. Если родитель и ребенок совместно доверяют учителю — это важная веха в деле образования.


Но сегодня можно столкнуться с начальными школами, в которых с классом работает до шести специалистов-предметников. Соглашаясь на такой вариант, нужно учитывать вероятные последствия. Как правило, это содержательная разрозненность, проблемы с дисциплиной. Музыка или английский язык могут запросто уйти на второй план лишь потому, что классная руководительница не поет и по-английски не говорит.


Свои плюсы и минусы есть у каждого учителя начальной школы. Начинающий учитель обычно делится с детьми инициативой, предоставляя им возможность принимать ответственные решения. Молодой учитель ориентирован не столько на результат, сколько на процесс — это тот случай, когда неопытность может сослужить хорошую службу в деле обретения детьми положительного жизненного опыта. Иногда говорят, что самый благоприятный профессиональный возраст для учителя — это второй набор. Учитель видит свои ошибки при работе с первенцами, но педагогические находки еще не формализовались. Обычно второй выпуск — самый запоминающийся для учителя начальных классов и изобилует успехами.


Но, с другой стороны, учитель со стажем уже обладает определенной репутацией, и о результатах его работы судить проще. Во всяком случае, можно поговорить с родителями его выпускников или поспрашивать классного руководителя, взявшего его выпуск после начальной школы.


Если детей в классе человек шесть, это еще не значит, что ребенок будет обучаться интенсивнее, чем при двадцати восьми. Все зависит от профессионализма учителя. А вот выбор отношений при малом количестве одноклассников крайне ограничен, как ограничено и количество точек зрения при дискуссии. Как ни парадоксально, в школьных стенах обучает не только учитель, но и одноклассники. Конечно, Аристотель при личном общении многому научил Александра Македонского, но в наших школах Аристотели не работают.


Нужно добавить, что у учеников 1-4-го классов присутствует дух соревновательности, они ищут повода для состязания практически во всех видах деятельности, и это не столько связано с развитым самолюбием, сколько с естественным ходом человеческой жизни. Для этого нужны ровесники.


В школе уже хорошо понимают, что родителей сегодня иностранный язык интересует не меньше, а подчас даже больше, чем чистый буфет и дисциплина на переменах. Но соответствовать общественной конъюнктуре удается не всегда — профессионалы, как известно, в школу идут работать редко, и особенно в начальную.


Оценить уровень подготовки преподавателя иностранного иногда может даже родитель, сам не владеющий языками. Что вообще такое иностранный язык в начальной школе? Это игра, пение, театр, яркие и интересные пособия. Узнать, как обстоит с этим дело в конкретной школе, не так сложно. Труднее выяснить, соответствует ли количество предусмотренных программой часов реально отведенному на предмет времени. Ведь бывает так, что берется программа, рассчитанная на три урока в неделю, а реально ей отводится лишь один или два.


Сергей ПЛАХОТНИКОВ.
Руководитель детского образовательного центра.


Выпуск: № 57-58 (24354)


Добавить комментарий

WorldSkills 23.05.2019

Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат

«Нужно озадачить предприятия: пусть они решают, кого нам обучать», – заявил заместитель Премьер-министра – министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов накануне на одном из круглых столов в рамках национального этапа WorldSkills....
1210
АгроНТИ­-2019 20.05.2019

Школьники дружат с высокими технологиями

В Казанском государственном аграрном университете завершился очный этап всероссийского конкурса «АгроНТИ-2019», который прошёл при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана....
1600
Совещание-по-реализации-проекта-по-созданию-полилингвальных-образовательных-комплексов 16.05.2019

Концепция в целом одобрена

Государственный Советник РТ, председатель попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев провел совещание по доработке концепции и ходе реализации проекта первых полилингвальных образовательных комплексов в Татарстане....
2750
рукоделие 16.05.2019

К встрече гостей готовы

На грядущей неделе Казань примет национальный этап чемпионата рабочих профессий WorldSkills. Совсем немного времени остаётся и до международных соревнований. К проведению масштабного события готовится вся Казань, в стороне не остаются и школы республики....
2580
марсик-ахмадиев 16.05.2019

От кузнеца до академика

13 мая отметил своё восьмидесятилетие один из организаторов Татарстанского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, доктор экономических наук, профессор Марсил Ахмадеев....
1850
  • Мнение

    Алла АРИНИНА, доцент кафедры гигиены и общественного здоровья Института фундаментальной медицины и биологии КФУ:

    алла-аринина

    В республике стартовали «Соловьиные вечера» – перепись певучих пернатых. Соловей – индикатор благоприятного состояния окружающей среды. К сожалению, в последние годы количество соловьёв значительно сократилось, особенно в местах сноса частного сектора с вырубкой садов и застройкой территорий, как это произошло, например, в Кировском районе Казани.

    Все мнения
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    24 мая

    Рустам Хусаинович Нуриахметов (1972), руководитель Управления Федерального казначейства по Татарстану.

    Валерий Юрьевич Сорокин (1964), генеральный директор АО «Связьинвестнефтехим».

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров